NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 22.01.2021 12:55 ast
09:55 msk

Выборы-2021: первые уроки
Несколько мыслей про наше государство и выборы-2021
12.01.2021 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, turanpress.kz, 11 января

Выборы в Мажилис 7-го созыва называют чуть ли не уникальными из-за того, что они прошли в конституционные сроки, но, если подумать, комплимент этот весьма сомнительный. В Казахстане сложилась традиция придавать некую мелодраматичность электоральному процессу, создавать вокруг него некую интригу. И это придавало определенный интерес к выборам, стимулировало электорат, хотя все прекрасно понимали, что главные выборы, президентские, характеризовались одной простой особенностью: у Нурсултана Назарбаева все эти годы не было (и не появилось) реальной конкуренции.
С парламентскими выборами картина была примерно аналогичной: была (и есть) партия президента, у которой также не было серьезной конкуренции. Практически не было, кроме ситуации 2004 г., когда на поле оказались партии "Асар" и "Ак Жол" - то ли властные, то ли оппозиционные, и дезориентировавшие тем самым электорат.
С окончательной консолидацией центристских сил в "Нур Отан" этот вопрос был снят. И долгое время существовал своего рода общественный договор: население голосовало за президента и его партию, доверяя курсу на стабильность, согласие и развитие и закрывая глаза на некоторые грешки власти, которая, в свою очередь, обеспечивала указанные общественные ценности и боролась с недостатками.
Логичным образом началась и подмена понятий.
Во-первых, чиновничество стало ассоциировать свои действия и мотивы с "обеспечением стабильности" и воспринимать любую критику как подрыв устоев. Этому способствовало и то, что акимы возглавили партийные структуры (последним "пал" Шымкент несколько лет назад) и окончательно взяли под полный контроль маслихаты, которые утратили свой смысл в качестве представительной власти. Кроме того, контролируя избиркомы акиматы склонны накручивать и подкручивать результаты в свою пользу.
Во-вторых, возник дуализм статуса и основной правящей партии, которая обязана бороться с недостатками с работе исполнительной власти, чтобы реализовывать свои предвыборные обещания и при этом обеспечивать исполнительной власти политическую поддержку. При этом партия не является абсолютным монолитом: в ней четко видны партийный аппарат, фракция в Мажилисе, региональные филиалы и высшее чиновничество, представленное в руководстве партии. Их всех объединяет ориентация на лидера нации и главу государства, но в вопросах тактики и стратегии абсолютной консолидации нет.
В-третьих, предопределенность выбора, усиленная административным вмешательством, привела к политической апатии значительной части населения. То есть, подавляющее большинство не против проводимого курса; оно скорее недовольно теми, кто его проводит, и тем, как он проходит. Но существующая политическая модель не дает возможности развести эти понятия. Маслихаты не персонифицированы: во избежание двоевластия в свое время был упразднен пост постоянного председателя местного представительного органа, а секретари маслихатов - это, скорее, руководители аппаратов. От мажоритарной системы отказались в свое время в первую очередь потому, что за право заседать в маслихате воевали не власть и оппозиция, а местные элиты. Причем, с каждым годом выборы становились все грязнее и грязнее. В итоге был поставлен сначала барьер для самовыдвиженцев, а затем - переход к пропорциональной системе. Ни та, ни другая не являются совершенными, но уже понятно, что курс на полное партийное доминирование в маслихатах себя не оправдывает. Отсутствие борьбы идей и борьбы личностей, характерное для последних избирательных кампаний, убивает интерес к электоральному процессу. Если Мажилис еще хоть как-то интересен населению, то политическая активность маслихатов практически сошла на нет. Заседают вроде уважаемые и солидные люди, которую туда - кстати! - рвались и прорвались, а ни эффекта, ни даже информации о заседаниях и проводимых решениях - нигде нет. Если избиратель не видит и не знает маслихат, то интереса у него к нему никакого и нет. Если бы выборы в маслихаты и Мажилис не проходили в один день, то явка болталась бы в районе плинтуса. Точка.
О каком развитии местного самоуправления можно говорить, если у нас целая представительная власть пропала в лету? Спрашивается, почему алматинцы не ходят на выборы? У них, извините, вся инфраструктура, логистика и информационное обеспечение под руками. А ответ простой - смысла нет. Выбор вроде как есть, в практического значения выбора нет.
Еще одной серьезной проблемой является то, что государство в последнее время перебарщивает со стратегическими инициативами, каждая из которых сама по себе неплоха, но в таком объеме теряются ранее принимавшиеся решения (и тоже стратегические), да и к тому же контроль качества и эффективности постоянно снижается. Нет последовательности и, как часто говорит глава государства, институциональной памяти. Существует огромное множество государственных, отраслевых и бюджетных программ, но совершенно непонятно, какой в них вообще смысл, если показатели и операторы постоянно меняются, а о полученных результатах стараются никому не рассказывать. В этом плане борьба с коррупцией, которую ведут силовики, практически бессмысленна: система не ориентирована на конечный результат, а то дезориентирует даже самого честного и способного госслужащего.
Возвращаясь к теме выборов, нужно обозначить снижение электоральной активности населения мегалолисов и западных регионов, обусловленное, на мой взгляд, именно тем, что электорат все меньше воспринимает местные власти и политические партии в качестве эффективных механизмов решения своих проблем. Одно дело, когда экономика на подъеме, благополучие растет и социальный оптимизм отодвигает проблемы выборов на задний план. Но на сегодня и экономика, и социальная сфера, мягко говоря, очень и очень проблемные. Недовольство не перешло в протестность, а протестность не выходит с вилами на улицы. Это говорит о том, что никто никого свергать в принципе не собирается, но доверие к властным институтам падает. Прекрасно понимая, что выбор между нынешними партиями достаточно условен, электорат отдает больше предпочтения другим силами, нежели главной партии страны. Это тоже форма недовольства.
В этой связи, на мой взгляд, нужно говорить не о победе на выборах или о том, как успешно они прошли, сколько о том, что нужно сделать, чтобы повысить доверие к системе. А повысить его можно, только улучшая качество работы государства, всех его институтов, включая представительную власть и партии. Я бы воздержался от терминов "модернизация" или "политическая реформа", слишком уже они стали затасканные, но хотел бы поставить вопрос именно об эффективности.
В свое время к коллеге обратились из одного ведомства с просьбой выработать рекомендации по улучшению показателей антикоррупционных мер. Ответ им, кажется, очень не понравился: "попробуйте воровать меньше".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 22.01.2021
Сенаторы приняли Закон, позволяющий водителям не иметь при себе водительских прав и техпаспорт 22.01.2021
Премьер-Министр РК А. Мамин проинспектировал развитие города Туркестан 22.01.2021
Рейтинг управленческой элиты Казахстана в 4 квартале 2020 года 22.01.2021
К чему призывают реформаторы здравоохранения 22.01.2021
Д.Нурманбетова: считаю, что законопроект о противодействии семейно-бытовому насилию возможно отозвать и доработать 22.01.2021
О создании Комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан 22.01.2021
Рабочий график главы государства 21.01.2021
Мажилису предстоит работа над законопроектами, важными для экономики страны и социального благополучия граждан 21.01.2021
Премьер-Министр РК А. Мамин с рабочей поездкой посетил Северо-Казахстанскую область 21.01.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.01.21 Пятница
75. СУЛЕЙМЕНОВ Нурлан
74. КОТЕЛЬНИКОВ Владимир
70. РАСКАЛИЕВ Хайретдин
69. ЩЕРБА Виктор
66. ЖАНГАЛОВ Досбол
65. НУРМУХАНОВА Айман
61. КУСАИНОВ Кудайберген
60. ПАЛАЕВ Владимир
59. НУСИПОВ Жолдасбек
58. САРТБАЕВ Мурат
57. КАДРАЛИН Марат
57. КУЖАГАЛИЕВ Алмаз
57. КУРМАНСЕИТОВ Ахат
53. ДЖУМАШЕВ Жасулан
53. ЖАНЫБЕКОВ Марат
...>>>
23.01.21 Суббота
91. КУРГАНСКИЙ Тимофей
82. БАБУШКИН Михаил
80. ДОСПАЕВА Джумажан
79. АСАРОВ Азимбай
78. ЖУМАБАЕВ Кызыp
75. ЖИГУЛИН Анатолий
74. АБИШЕВА Зинеш
74. ПИРМЕТОВ Хабибулла
70. ИМАНГАЛИЕВ Абай
65. ДЖИГИТЕКОВ Нуржан
65. НУРГОЖАЕВА Татьяна
65. САТЫБАЛДИНА Нафиса
63. ДОСУМОВ Серимжан
62. АБИШЕВ Мади
61. КАДИРБЕКОВ Кайрат
...>>>
24.01.21 Воскресенье
78. БАТЫРБАЕВ Махамбет
75. ДВОРЕЦКИЙ Владимир
74. ТУРАПОВ Канат
73. НУРМУХАМБЕТОВА Балумаржан
71. ДЖУНУСОВ Валерий
70. АСКАРОВ Алибек
69. АЗИМХАН Касым
68. ОРУМБАЕВ Сиязбек
68. РАМАЗАНОВ Аманбек
67. САГАДИЕВ Бейбут
66. ЖАКСЫБАЕВ Амангали
62. ОСКЕМБЕКОВ Сабит
61. МАТВЕЙЧУК Константин
60. КИНСКИ Настасья
60. УЛЬЖАБАЕВ Жанболат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz