NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Четверг 4.03.2021 03:00 ast
00:00 msk

Fitch подтвердило рейтинг Казахстана на уровне "BBB", прогноз "Стабильный"
РДЭ Казахстана "BBB" отражают, с одной стороны, сильные фискальный и внешний балансы, подкрепляемые аккумулированными нефтяными бюджетными доходами, а, с другой стороны, высокую зависимость от сырьевых товаров и более низкие, хотя и улучшающиеся, скоринговые баллы по качеству управления в сравнении с сопоставимыми странами с рейтингами в категории "BBB"
22.02.2021 / политика и общество

Fitch Ratings-Лондон-19 февраля 2021 г.

Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной валюте на уровне "ВВB" со "Стабильным" прогнозом.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
РДЭ Казахстана "BBB" отражают, с одной стороны, сильные фискальный и внешний балансы, подкрепляемые аккумулированными нефтяными бюджетными доходами, а, с другой стороны, высокую зависимость от сырьевых товаров и более низкие, хотя и улучшающиеся, скоринговые баллы по качеству управления в сравнении с сопоставимыми странами с рейтингами в категории "BBB". Государственный долг остается низким, а внешние и фискальные буферные резервы демонстрировали устойчивость к шокам, вызванным коронавирусом и нефтяными ценами.
Крупные суверенные внешние буферные резервы у Казахстана являются одним из ключевых позитивных рейтинговых факторов и, согласно прогнозам, останутся на хорошем уровне. Внешние активы государственного нефтяного фонда ("НФРК") и официальные международные резервы, которые держит центральный банк ("НБРК"), в совокупности увеличились до 94 млрд. долл., или 57% от ВВП, на конец 2020 г. (2019 г.: 50%). Этому способствовали глобальная доходность финансовых активов, включая рост цен на золото, и ограниченные продажи иностранной валюты. Чистые иностранные активы государства, составлявшие 49% от ВВП на конец 2020 г., существенно выше текущей медианы для рейтинговой категории "BBB" в -2,4%, но должны снизится до 43% к концу 2021 г. и 39% в 2022 г. по мере лишь постепенного восстановления бюджетных накоплений от нефтяных доходов по сравнению с номинальным ростом ВВП. Существует вероятность превышения наших прогнозов в отношении внешних резервов, счета текущих операций и бюджета с учетом того, что цена на нефть Brent в среднем составляла 57 долл./барр. с начала года, по сравнению с текущим годовым допущением Fitch по ценам на нефть в 45 долл./барр. на 2021 г.
Гибкость курса тенге сыграла ключевую роль в абсорбировании шока, обусловленного ценами нефть, в 2020 г., что представляет собой существенное изменение экономической политики со времени предыдущего шока по ценам на нефть в 2014-2015 гг. Курс тенге снизился на 13% по отношению к доллару США в апреле 2020 г., что ограничило влияние более низких нефтяных цен на внешние резервы, а на текущий момент примерно на 10% ниже докризисного уровня, что отражает небольшое повышение курса с апреля 2020 г. на фоне восстановления нефтяных цен. Власти страны продолжают вводить требования в отношении государственных предприятий-экспортеров с целью поставки валютной ликвидности на внутренний рынок и осуществлять прямые валютные интервенции в периоды повышенной валютной волатильности и управлять конвертацией валютных активов, осуществляемой НФРК, для проведения трансфертов в рамках государственного бюджетного финансирования.
По прогнозам Fitch, дефицит счета текущих операций будет на уровне 3,5% от ВВП в 2021 г. и сократится до 2,2% от ВВП в 2022 г. по мере восстановления поступлений от экспорта нефти на фоне роста цен. Предварительные оценочные показатели дефицита счета текущих операций за 2020 г. свидетельствуют о небольшом улучшении до 3,5% от ВВП (2019 г.: дефицит 4,0%), что подкреплялось получением компенсации в размере 1,3 млрд. долл. по итогам урегулирования спора с иностранными производителями нефти, а также на фоне того, что снижение репатриации прибыли со стороны иностранных производителей нефти приблизительно компенсировало ухудшение профицита торгового баланса (снижение поступлений от нефтяного экспорта на 28,4%). Объемы добычи нефти снизились на 5,1% в 2020 г. ввиду соблюдения требований, предусмотренных соглашением о сокращении добычи нефти ОПЕК+, и, как ожидается, восстановятся до уровней 2019 г. лишь после 2022 г. Дефициты будут финансироваться за счет крупных проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций в нефтегазовом секторе.
Бюджетная политика, как ожидается, останется экспансионистской в 2021-2022 гг. Сальдо консолидированного бюджета стало отрицательным: дефицит составил 3,7% от ВВП в 2020 г. (2019 г.: профицит 0,4%) ввиду снижения нефтяных доходов бюджета и антикризисных мер стимулирования в связи с Covid-19. При этом дефицит за 2020 г. был небольшим по сравнению с сопоставимыми эмитентами с рейтингами в категории "BBB" (текущая медиана: 5,3% от ВВП), что частично отражало крупные незапланированные поступления (составившие 5,2% от ВВП) от инвестиционных доходов НФРК и доходов от валютной переоценки, а также разовую компенсацию (составившую 1% от ВВП) по итогам урегулирования спора по нефтяному контракту. Эти дополнительные доходы приблизительно компенсировали снижение нефтяных доходов бюджета на 50,6% в 2020 г. Меры стимулирования в связи с Covid-19 составили 6,3 трлн. тенге (9% от ВВП) в 2020 г., включая эффект от автоматических стабилизаторов.
По прогнозам Fitch, дефицит консолидированного бюджета сократится соответственно до 3,4% и 1,3% от ВВП в 2021 и 2022 годах (исходя из средних цен на нефть в 45 долл./барр. и 50 долл./барр.) по сравнению с прогнозируемым правительством дефицитом в 4,7% и 2,1% исходя из средних цен на нефть в 35 долл./барр. Мы ожидаем, что доходы консолидированного бюджета снизятся в номинальном выражении с учетом того, что нормализующиеся инвестиционные доходы НФРК более чем компенсировали восстанавливающиеся нефтяные доходы бюджета, а действие налоговых льгот, связанных с пандемией, прекратилось в 2020 г. Бюджетные расходы также должны сократиться как доля от ВВП в первую очередь ввиду восстановления знаменателя. Ряд программ экономической поддержки в связи с Covid-19, запущенных в 2020 г., продолжатся в 2021 г., включая субсидирование жилья и поддержку предприятий малого и среднего бизнеса.
По мнению Fitch, якоря бюджетной политики по-прежнему являются более слабыми, чем у стран с сопоставимыми рейтингами, поскольку бюджетные правила ранее рассматривались как менее приоритетные относительно других задач стабильности. Власти запланировали введение новых контрциклических бюджетных правил, связанных с уровнем нефтяных цен, в 2023 г. В случае эффективного и последовательного применения с течением времени таких правил они могут помочь сгладить недостатки в плане надежности проводимой экономической политики.
В результате увеличения выпуска долговых обязательств в 2020 г., преимущественно на внутреннем рынке, показатель долга расширенного правительства вырос до 23,9% от ВВП (2019 г.: 18,7%), что все еще ниже половины от текущей медианы для рейтинговой категории "BBB" в 55,1%. Так, внутренний долг увеличился на 3,7 п.п., при этом 3,0 п.п. было абсорбировано государственным пенсионным фондом (суммарные активы на конец 2020 г.: 18,7% от ВВП) под управлением НБРК, что свидетельствует о сохраняющейся гибкости бюджетного финансирования. Fitch ожидает, что финансирование консолидированного дефицита в 2021 г. будет осуществляться за счет выпуска внутренних долговых обязательств и использования активов НФРК. Это должно сократить долг расширенного правительства до 23,3% от ВВП в 2021 г. По нашим прогнозам, активы НФРК снизятся до 31% от ВВП в 2021 г. и до 30% к 2022 г.
Согласно прогнозам Fitch, рост реального ВВП восстановится до 3,5% в 2021 г. после сокращения на 2,6% в 2020 г. ввиду постепенной нормализации экономической активности, чему будут способствовать планы Казахстана по вакцинации от Covid-19. На розничный сектор (-7,3% относительно предыдущего года) и транспортные услуги (-17,2% относительно предыдущего года) приходилось самое значительное снижение активности в 2020 г. ввиду ограничений на передвижение и экономических ограничений, в то время как в добывающей промышленности объемы также снизились, на 3,7% относительно предыдущего года, ввиду сокращения добычи по соглашению ОПЕК+. В то же время сельское хозяйство (+5,6% относительно предыдущего года) и строительство (+11,2% относительно предыдущего года) поддерживали рост.
Строительство продолжит быть одним из ключевых факторов роста в 2021-2022 гг. по мере расширения правительством планов по субсидированию доступного жилья и стимулированию развития жилищного строительства. Ожидается, что хороший рост в строительном секторе будет подкрепляться за счет разрешения физическим лицам (отвечающим необходимым критериям) использовать часть своих пенсионных накоплений (потенциально могут составить 3,5% от ВВП) для совершения определенных сделок, включая покупку жилья. Проект расширения на нефтегазовом месторождении Тенгиз продолжит поддерживать рост в 2021-2022 гг. ввиду начала ключевой фазы строительства на объекте.
Инфляция потребительских цен должна снизиться до 6,0% относительно предыдущего года к концу 2021 г. по сравнению со средним показателем в 6,6% в 2020 г. по мере разрешения сложностей с цепочками поставок, снижения мировых цен на продукты питания и постепенного прекращения перекладывания на цены снижения курса тенге. В то же время существует риск того, что сохранение инфляционных ожиданий может замедлить возврат инфляции в целевой диапазон НБРК в 4%-6%.
В банковском секторе сохраняются лишь умеренные риски, унаследованные с предыдущих периодов, после разрешения властями ситуации с большинством проблемных банков с 2017 г. После завершения проверки качества активов в 2020 г. банки увеличили акционерный капитал, улучшив общий совокупный показатель достаточности капитала в секторе до 26,9% от взвешенных по риску активов на конец ноября 2020 г. (на конец 2019 г.: 24,3%). Неработающие кредиты в банковской системе немного сократились до 8,9% от суммарных кредитов в ноябре 2020 г. (на конец 2019 г.: 9,1%). Проблемы с качеством активов, обусловленные влиянием пандемии на экономику, еще не отражены в данных по неработающим кредитам, но ожидается, что они будут управляемыми. Fitch полагает, что сильный запас капитала и ликвидности будет поддерживать устойчивость системы к проблемам с качеством активов, но некоторые ограниченные убытки могут материализоваться на суверенном балансе ввиду обесценений, относящихся к предыдущим периодам, и влияния пандемии. Долларизация депозитов сократилась до 37,3% на конец 2020 г. (2019 г.: 43,1%), но остается высокой относительно текущей медианы для рейтинговой категории "BBB" в 26,4%.
Политические перспективы представляются стабильными, по мнению Fitch, что благоприятно для преемственности проводимой политики. Парламентские выборы в январе 2020 г. не привели к существенным изменениям в представительстве в парламенте, а в новом кабинете сменились только два министра. Высший совет по реформам был создан в конце 2020 г. (в его состав входят руководители высокого уровня, включая президента, премьер-министра и ключевых советников), чтобы осуществлять ключевые структурные реформы, такие как приватизация компаний госсектора, формулирование контрцикличной экономической политики и улучшение инвестиционного климата. По мнению Fitch, пока слишком рано оценивать потенциальные успехи Совета в ускорении реформ с целью преодоления экономических вызовов для диверсификации экономики, способствования ненефтяным прямым иностранным инвестициям и повышения независимости политических институтов. Более подробная информация по плану развития до 2025 года Совета по реформам ожидается к июлю 2021 г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Экологические, социальные и управленческие факторы (ESG) – качество управления: Казахстан имеет скоринговые баллы релевантности ESG "5" по параметрам "Политическая стабильность и политические права" и "Верховенство закона, качество институтов и регулирования и контроль над коррупцией", как и все суверенные эмитенты. Эти скоринговые баллы отражают высокий вес Индикаторов качества управления Всемирного банка в суверенной рейтинговой модели агентства. Казахстан имеет низкий рэнкинг по Индикаторам качества управления Всемирного банка в 43-ом процентиле, что отражает отсутствие недавней истории мирных политических преобразований, относительно слабые права участия в политическом процессе, слабый институциональный потенциал, неравномерное применение принципа верховенства закона и высокий уровень коррупции.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтинга:
- Структурные факторы: продолжение укрепления экономической политики и институционального потенциала, достаточные для повышения прогнозируемости и эффективности проводимой политики.
- Макроэкономика: дальнейшее наращивание фискальных и внешних буферных резервов или достижение диверсификации экономики, достаточное для повышения устойчивости государственных финансов и экономики в целом к шокам по ценам на сырьевые товары.
Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтинга:
- Государственные финансы: ослабление суверенного баланса в результате серьезного шока по ценам на сырьевые товары или материализация существенных условных обязательств со стороны компаний в госсобственности или банковского сектора.
- Макроэкономика: меры, которые бы негативно сказались на надежности монетарной политики или уверенности в том, что гибкость обменного курса будет позволять реагировать на внешние шоки.

СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Согласно суверенной рейтинговой модели Fitch, Казахстан имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте.
Комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал результаты модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы, в сравнении данными и результатом модели, следующим образом:
- Внешние финансы: +1 уровень, чтобы отразить внешние активы государства в национальном нефтяном фонде (35% от ВВП на конец 2020 г.), которые являются самыми крупными в данной рейтинговой категории и исторически использовались для управления потребностями во внешней ликвидности.
- Структурные характеристики: -1 уровень, чтобы отразить потенциальные условные обязательства, связанные с ролью компаний госсектора в осуществлении задач в рамках государственной политики, сохраняющиеся риски, унаследованные с предыдущих периодов, в банковском секторе и относительно слабую институциональную независимость, что усложняет развитие экономической политики.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов предназначен позволить скорректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.

БЛАГОПРИЯТНЫЙ/НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ РЕЙТИНГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ
Кредитные рейтинги по международной шкале для эмитентов в секторе государственных финансов имеют благоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в положительном направлении), предполагающий повышение рейтингов на три ступени в течение трехлетнего рейтингового горизонта, и неблагоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в отрицательном направлении), предполагающий понижение рейтингов на три ступени в течение трех лет. Полный диапазон кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев для всех рейтинговых категорий находится в пределах от "AAA" до "D". Кредитные рейтинги в рамках благоприятного и неблагоприятного сценариев основаны на исторических показателях. Более подробная информация о методологии, используемой при определении кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев по конкретному сектору, доступна по ссылке: https://www.fitchratings.com/site/re/10111579

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
Fitch исходит из того, что изменения в глобальной экономике будут соответствовать выпуску Глобального экономического прогноза (Global Economic Outlook), опубликованному агентством 7 декабря 2020 г., в котором прогнозируется цена на нефть Brent в среднем в 45,0 долл./барр. в 2021 г. и 50,0 долл./барр. в 2022 г.
ССЫЛКИ НА СУЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЙ ИСТОЧНИК, УКАЗАННЫЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ РЕЙТИНГОВЫЙ ФАКТОР
Основные источники информации, использованные в анализе, приведены в разделе "Применимые методологии".

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Казахстан имеет скоринговый балл релевантности ESG "5" по параметру "Политическая стабильность и политические права", поскольку индикаторы качества управления Всемирного банка имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели Fitch и, как следствие, являются в высокой степени релевантными для рейтинга и ключевым рейтинговым фактором с высоким весом.
Казахстан имеет скоринговый балл релевантности ESG "5" по параметру "Верховенство закона, качество институтов и регулирования и контроль над коррупцией", поскольку индикаторы качества управления Всемирного банка имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели Fitch и, как следствие, являются в высокой степени релевантными для рейтинга и ключевым рейтинговым фактором с высоким весом.
Казахстан имеет скоринговый балл релевантности ESG "4" по параметру "Гражданские права и политические свободы", поскольку принцип права голоса и подотчетности, отраженный в индикаторах Всемирного банка, является релевантным для рейтинга и рейтинговым фактором.
Казахстан имеет скоринговый балл релевантности ESG "4" по параметру "Права кредиторов", поскольку готовность обслуживать и погашать долг является релевантной для рейтинга и рейтинговым фактором для Казахстана, как и для всех суверенных эмитентов.
Если не указано иначе выше, самый высокий уровень оценки релевантности ESG, если таковая имеется, соответствует скоринговому баллу "3". Это означает, что такие факторы являются нейтральными для кредитоспособности эмитента или оказывают лишь минимальное влияние на его кредитоспособность либо ввиду характера этих факторов, либо ввиду того, как эмитент управляет этими факторами. Более подробная информация о скоринговых баллах релевантности ESG представлена на сайте www.fitchratings.com/esg.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 26.02.2021
Председатель партии "Nur Otan" принял Бауыржана Байбек 26.02.2021
Сенаторы приняли Закон, усиливающий защиту национальных интересов Казахстана на международном уровне 26.02.2021
Государственный секретарь провел первое заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева 26.02.2021
Ольга Перепечина: Сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от республиканского 26.02.2021
В Мажилисе презентован проект нового Закона "О растительном мире" 26.02.2021
Несколько замечаний по поводу информационной политики акиматов (и не только) 26.02.2021
В 2020 году на соцподдержку материнства и детства в Казахстане направлено более 635 млрд тенге 26.02.2021
Мажилис одобрил в I чтении новые подходы к размещению визуальной информации 25.02.2021
Казахстан и Германия намерены совместно развивать "зеленую экономику" 25.02.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
04.03.21 Четверг
76. АШЛЯЕВ Казбек
76. ЕСПЕНБЕТОВ Арап
74. КУАНЫШБАЕВ Досберген
73. САЛПЕКОВ Серик
72. ЦОЙ Игорь
71. АРТЫГАЛИЕВ Мади
71. НАРЕГЕЕВ Бекболат
70. АСАНОВ Турарбек
70. ИЗБАСАРОВ Дуйсебай
69. КУАНТАЕВ Нысанбай
67. ЕЛЮБАЕВ Жумагельды
66. АЙМЕНОВ Жамбул
63. ШАМШИДИНОВА Куляш
58. КАСЕНОВ Болеген
58. ШЛЕГЕЛЬ Александр
...>>>
05.03.21 Пятница
97. ЗАЗУЛИН Алексей
83. ДУЛАТБЕКОВ Сатбек
73. АХМЕТОВ Мырзабек
71. КАЗИЕВ Галим
69. АЗИМОВ Руслан
67. КОЙБАКОВ Сейтжан
67. КОСЫМБАЙ Мандайлы
67. УРАЗАЛИЕВА Гульшат
66. ЖОЛДАСБАЕВ Нурлыбек
65. АЛИМОВ Руслан
63. АМЕРГУЖИН Хамит
63. КАСЫМБЕКОВ Отарбек
62. НУРАЛИЕВ Абдалы
61. АБДРАХМАНОВ Ерикжан
61. КАРАБАЛА Жагыппар
...>>>
06.03.21 Суббота
88. КАДОШНИКОВ Владимир
87. ЖВАНЕЦКИЙ Михаил
78. ЖАКИЯНОВ Оралбек
74. ШАЛАБАЕВ Хайрат
73. БОЧАРНИКОВ Михаил
72. ЧЕЧИН Леонид
65. КАЗАГУЛОВ Шархан
65. ШЕГЕНОВ Моряк
63. ОРАК Кудайберди
60. КАРИБЕКОВ Маргулан
60. ОРМЫШЕВ Ерикбек
60. ФЕЛБЕЛТ Владимир
58. БАПАНОВ Талгат
58. ЖАКСЫЛЫКОВА Гульнар
58. НУГУМАНОВ Курмангазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz