NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 11:28 ast
09:28 msk

Мажилис одобрил в I чтении новые подходы к размещению визуальной информации
Под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание, на котором депутаты в первом чтении одобрили законодательные поправки по вопросам визуальной информации
25.02.2021 / политика и общество

Нур-Султан, 24 февраля, Дом Мажилиса

Сегодня под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание, на котором депутаты в первом чтении одобрили законодательные поправки по вопросам визуальной информации.
Законопроект разработан в целях дальнейшего совершенствования отечественного законодательства по вопросам размещения реквизитов и визуальной информации путем установления требований по соблюдению норм орфографии и аутентичного перевода текстов.
Поправки направлены на повышение правового регулирования порядка размещения реквизитов и визуальной информации на государственном языке и других языках.
Законопроектом предлагается внесение изменений в 13 законодательных актов Казахстана, в т.ч. Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", законы о языках, о транспорте, о рекламе, о регулировании торговой деятельности, о безопасности пищевой продукции, о защите прав потребителей и т.д.
По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит обеспечить обязательное использование государственного языка в визуальной информации, изложение текстов реквизитов и визуальной информации в соответствии с нормами орфографии, а также изложение текстов реквизитов и визуальной информации на государственном и русском языках с сохранением их аутентичности.
Мажилис одобрил и пакет ратификационных законопроектов.
Это договоры Казахстана с Северной Македонией о передаче осужденных лиц, о выдаче лиц, а также о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Во втором чтении Палата одобрила депутатские законопроекты, направленные на совершенствование судебной системы. В этом ряду конституционные поправки в Конституционный закон "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", изменения в Кодекс об административных правонарушениях, а также по вопросам модернизации судебной системы.
На пленарном заседании депутаты также рассмотрели дополнения Сената в законопроект "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" по вопросам добычи урана".
Необходимость внесения поправок обусловлена поручением Главы государства, данным 26 января 2021 года на расширенном заседании Правительства о запрете на создание государственных и частных операторов.
Депутаты назначили профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым законопроектам. В числе поступивших в Мажилис – поправки по вопросам развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров. В этом ряду и ратификационные законопроекты: изменения в Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС, а также в Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызстаном Договора о ЕАЭС, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов ЕАЭС в связи с присоединением страны к Договору.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Ф.Каратаев, А.Платонов, А.Жамалов, Б.Дюсембинов, Е.Смайлов, А.Милютин, А.Нуркина, Ф.Каменов, Ю.Ли, А.Конуров, Е.Омиргали, С.Накпаев, С.Ерубаев, Д.Закиева, Н.Раззак, А.Абильдаев, А.Скакова, Е.Смышляева.

---

Депутатский запрос Жамалова А.М.
Министру здравоохранения Республики Казахстан Цою А.В., Председателю Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Абылкасымой М.Е.

После моего запроса на прошлой неделе Министерство здравоохранения и Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка буквально за один день утвердили Правила использования части пенсионных накоплений на лечение и перевода в доверительное управление управляющим компаниям.
Оба эти документа можно охарактеризовать следующей цитатой неизвестного автора: "если я не оправдал ваши ожидания, не обижайтесь, ведь это ваши ожидания, а не мои обещания".
Сначала о Правилах использования пенсионных накоплений на лечение.
Из списка медицинских услуг, оказываемых за счет пенсионных накоплений, исключены услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
При этом Министерство здравоохранения "закрывает глаза" на то, что ряд бесплатных услуг, оказываемых населению в рамках этих программ, требуют решения таких проблем как "квота" и "очередь", так надоевших казахстанцам.
К тому же, чтобы получить медицинские услуги в рамках ОСМС необходимо иметь отчисления туда. На сегодняшний день миллионы казахстанцев не имеют статуса "застрахованного" в рамках ОСМС и соответственно вообще не могут получить никаких медицинских услуг.
Поэтому исключение бесплатных медицинских услуг из списка, оказываемых за счет пенсионных выплат, не выдерживает никакой критики.
Особенно хотелось бы остановиться на проблеме бесполодия. По статистике каждая шестая семья в нашей стране не может иметь детей. По поручению Главы государства с этого года количество квот на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) увеличено до 7000. Это огромная поддержка со стороны государства.
Но, как говорят специалисты в этой области, даже такое количество квот на сегодня недостаточно. В настоящее время в очереди стоит более 10 тысяч человек. То есть 3 000 семьи в этом году не смогут получить эти государственные квоты.
А если учесть, что за счет ОСМС возможно не более одного ЭКО, и при этом результат часто оказывается неудачным, то это проблема приобретает еще большую остроту для казахстанцев.
Необходимо разрешить гражданам направлять свои пенсионные накопления на реабилитацию и восстановление после тяжелых болезней, а также на косметологические операции и процедуры. Считаю раз уж в список включена стоматология, то это логика тоже возможна.
Исходя из вышеизложенного, прошу Министерство здравоохранения включить в список медицинских услуг реабилитацию и восстановление после тяжелых болезней, косметологические операции и процедуры, ЭКО и так далее.
Список медицинских услуг необходимо обсудить с гражданским и медицинским сообществами.
Теперь об администривании. Согласно Правил, получатель после поступления средств на специальный счет Отбасы банка обращается в медицинскую организацию по месту своего прикрепления, с заявлением о предоставлении заключения врачебной комиссии.
Данный пункт подразумевает только очную явку больного в медорганизацию. Как быть в таком случае малоподвижным гражданам, особенно тем, кто находится на постельном режиме по медицинским показаниям? Считаю, для таких граждан необходимо предусмотреть упрощенный либо выездной порядок получения заключения врачебной комиссии.
Кроме того, необходимо предоставить комиссии заключение профильного специалиста, для чего обязательно потребуется сдача анализов, различные обследования и освидетельствования. А это деньги и время.
Ясно одно - очень важно более внимательно подойти к изложению процедурных вопросов, чтобы задачи по лечению граждан не превратились в бюрократические хождения по кабинетам.
Теперь о Правилах перевода пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям.
Они вызывают еще больше непонимания. Сразу скажу эти Правила совершенно бесполезная для граждан опция. Они фактически полностью копируют правила, по которым на сегодня работает ЕНПФ. Следовательно, доходность от них будет такая же.
Считаю необходимо принять более гибкую инвестиционную декларацию для частных управляющих. Они должны иметь возможность осуществлять инвестиции по аналогии с лучшими мировыми инвестиционными фондами.

Депутат
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
член фракции "Nur Otan" А. Жамалов

---

Депутатский запрос Закиевой Д.Б.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
На открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан VII созыва Глава государства К.К. Токаев обратил внимание на необходимость принятия мер по обеспечению защиты прав детей и их безопасности.
Так, одной из серьезных проблем сегодня остается состояние инфраструктуры для детей. И эти вопросы являются одним из приоритетных в дорожной карте предвыборной программы партии "Nur Otan".
Первое, условия жизни детей в интернатных учреждениях, где обучаются и проживают дети на протяжении всего учебного года, требуют особого внимания. В стране таких учреждений – 480 (интернаты для одаренных детей, для детей с различного рода нарушениями в развитии, из семей в трудной жизненной ситуации). В одном интернате в среднем проживает от 50 до 400 детей. То есть, это вопрос об условиях жизни 142 000 детей.
Рабочей группой Совета по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей при партии "Nur Otan" (далее- Совет) были посещены интернаты во всех областях, а именно 61 интернатное учреждение, т.е. практически каждый 9-ый. В результате по итогам Партийных слушаний 6 февраля 2020 года по представленному отчету Председателю партии "Nur Otan" Назарбаеву Н.А. об итогах мониторинга в регионах в 19 интернатах, где были выявлены вопиющие нарушения санитарных норм и условий (тараканы в посуде, проваливающиеся полы, устаревшие металлические кровати с железными сетками, отсутствие воды и канализации), были проведены капитальные ремонты и укреплена материально - техническая база.
В соответствии с протоколом Министерство образования и науки РК должен был провести работу на предмет улучшения условий во всех остальных интернатах для детей, но Министерство образования и науки РК, как уполномоченный орган по охране прав детей, не организовал самостоятельно работу по всем поднятым проблемам. Министр образования и науки РК, возглавляющий межведомственную комиссию, не провел отдельное специальное заседание МВК, посвященное всем поднимаемым партией вопросам в отчете.
Прошел год. Во многих интернатах на данных момент условия так и не улучшены, как например, в Алматинской областной школе-интернат им. И. Нусипбаева, школе-интернат №1 и других.
Второй вопрос, мы также поднимали проблему состояния реабилитационных центров для детей.
В целом в стране 50 детских реабилитационных центров в системе здравоохранения, образования и социальной защиты и 92 000 детей с особыми потребностями.
В большей части республиканских, городских реабилитационных центров требуется ремонт и обновление оборудования, повышение квалификации специалистов, пересмотр модели работы для улучшения качества реабилитации и увеличения охвата. Во многих городских, областных центрах зачастую старое и неисправное оборудование, а порой все существующее оборудование центра, который принимает около 2000 детей в год, состоит из шведской стенки, мячей, матов и массажных столов. Более того, отсутствуют лифты, в связи с чем детей с тяжелыми нарушениями, в том числе 12-14 летних подростков, родителям и сотрудникам приходится носить на руках. Такая картина в республиканском реабилитационном центре "Балбулак", в городских центрах в г. Алматы, в региональных центрах "Жансая" в Туркестанской области, "Болашак" Акмолинской области.
В целом, очень беспокоит отношение к вопросу охраны детства уполномоченного органа в лице Министерства образования и науки РК, который как профильный государственный орган не поднимает эти вопросы, не берет на себя межведомственную координацию по их решению.
Неужели обязательно должно что-то произойти, или нужен общественный резонанс, чтобы министр образования и науки РК, как глава уполномоченного органа взялся за своевременное решение проблем детства, как это произошло с резонансом по проблеме детей в медико-социальных учреждениях, когда получив отчет Совета, где мы подняли проблему жесткого обращения с детьми в медико-социальных учреждениях, не предпринял никаких мер, проведя межведомственную комиссию посвященную данной проблеме лишь через полгода после случая смерти детей в медико-социальном учреждении г. Аягоз.
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
С учетом вышеизложенного, прошу Вас:
1) обеспечить организацию принятия мер уполномоченным органом по охране прав детей МОН РК по вышеназванным проблемам;
2) разработать пошаговый план с конкретными мерами по реконструкции, модернизации, обновлению оборудования во всех существующих детских реабилитационных центрах и обучению кадров по примеру 8 современных центров, открытых в 2020 г. в рамках инициативы Елбасы "Камкорлык".

Депутаты Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
член партии "Nur Otan"
Д. Закиева
Е. Бейсенбаев

---

Депутатский запрос Конурова А.О.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Безудержный рост цен становится не менее важным фактором ухудшения благосостояния казахстанцев, чем потеря доходов из-за пандемии.
В январе нынешнего года цены на продовольствие стали выше на 11,4%, в сравнении с январем прошлого года. При этом по отдельным важным для большинства потребителей товарам рост произошел значительно сильнее. По крупам – на 27,6%, по муке – на 19,5%, по макаронным изделиям - на 13,7%, по баранине – на 15,9%, по яйцам – на 26,2%, по подсолнечному маслу – на 38,6%, по картофелю – на 22,3%, по сахару – на 36%.
По последним данным 2020 года, доля расходов на продукты в бюджетах казахстанских семей достигла 54,3%. Это исторический рекорд со знаком "минус" для нашей страны и один из худших показателей в мире. Данный факт можно расценить, как тревожный сигнал в сфере продовольственной безопасности. Но в то же время никто не несет ответственности и не предлагает системных решений.
Стабильное функционирование продовольственного рынка и недопущение необоснованного роста цен на продукты так или иначе курирует беспрецедентное число ведомств – это и министерство торговли, и министерство сельского хозяйства, и агентство по защите конкуренции, и местные органы власти.
Но слаженных результатов от их общей деятельности нет. Казахстан является одной из немногих стран региона, где нет программных документов в сфере продовольственной безопасности. Не выставлены ключевые индикаторы, в том числе по допустимой величине доли расходов на продовольствие в расходах домохозяйств.
Имеющиеся индикаторы связаны лишь с обеспеченностью внутреннего рынка базовыми видами продовольствия отечественного производства. Этот подход давно устарел и никак не влияет на проблему экономической доступности продовольствия, которая является наиболее критической.
Государственные механизмы не в силах справится с отдельными отраслевыми сбоями, как это произошло со всплеском цен на куриные яйца и подсолнечное масло. Не содержат они и системных мер, чтобы идти в сторону смягчения продовольственной инфляции.
Наша партия неоднократно предлагала различные меры, включая оказание наименее обеспеченным категориям граждан продовольственной помощью, повышение прозрачности ценообразования, развитие подсобных хозяйств, определение конкретных ответственных за ценовую ситуацию на продовольственном рынке. Все инициативы правительством отвергаются, но взамен не предпринимается никаких конкретных результативных мер.
Вся ставка была сделана на создание так называемых товаропроводящих систем, но это лишь частичная мера, результаты которой совершенно неочевидны.
Народная партия считает необходимым:
Во-первых, выработку стратегии продовольственной безопасности с приоритетом экономической доступности продовольствия.
Во-вторых, определение конкретного ответственного госоргана либо создание комиссии по продовольственной безопасности.
В-третьих, провести объективную оценку деятельности стабилизационных фондов, как механизма стабилизации продовольственного рынка.
Также просим предоставить сведения о выделенных и запланированных к выделению из бюджета средств на создание оптово-распределительных центров и других объектов в рамках национальной товаропроводящей системы.
Народная партия Казахстана готова принять участие в разработке проекта "Социальное единство и благосостояние граждан", в работе над которым должная быть вовлечена и широкая общественность.

Депутаты фракции
"Народной партии Казахстана":
А. Конуров
Ж. Ахметбеков
Ф. Каменов
Г. Кулахметов
А. Милютин
А. Паяев
С. Решетников
А. Скакова
Е. Смайлов
И. Смирнова

---

Депутатский запрос Ли Ю.В.
Министру торговли и интеграции Республики Казахстан Султанову Б.Т.

Уважаемый Бахыт Турлыханович!
Поводом нашего депутатского запроса является рост правонарушений, связанных с интернет-мошенничеством.
По информации Министерства внутренних дел Республики Казахстан, в 2020 году раскрыто 1 700 случаев интернет-мошенничества из 8 300 фактов таких правонарушений, задержано около 400 лиц.
За 9 месяцев 2020 года преступлений, связанных с интернет-мошенничеством, зарегистрировано вдвое больше, чем за весь 2018 год, при этом раскрываемость составляет лишь 21%, то есть раскрывается лишь каждое пятое правонарушение.
Органы полиции города Нур-Султан 2020 году за совершение интернет-мошенничества привлекли к уголовной ответственности 97 лиц. Потерпевшим возвращено порядка 100 млн. тенге (данные пресс-службы ДП г. Нур-Султана).
Можно сказать, что пандемия коронавируса в определенной мере подстегнула темпы роста в отрасли электронной коммерции. Наши граждане для удовлетворения повседневных бытовых нужд в условиях локдауна массово совершали и совершают покупки через интернет-площадки, социальные сети (Facebook, Instagram и т.п.). Потребители при изучении предложений товаров, работ, услуг в интернете зачастую ориентируются на низкую цену, визуально привлекательную рекламу и опубликованные отзывы других покупателей.
Однако, недобросовестные продавцы и, как становится очевидным, мошенники используют сложившиеся обстоятельства в своих корыстных интересах, размещая объявления на пользующиеся спросом у населения товары на интернет-площадках, социальных сетях. Далее под различными предлогами и уговорами мошенники получают предварительную оплату и исчезают либо вносят номера телефонов обманутых покупателей в списки "заблокированных" контактов.
В социальной сети Instagram можно наблюдать, как такие лица меняют наименование страницы и продолжают свою противоправную деятельность, либо после вмешательства правоохранительных органов удаляют страницу.
Наиболее привлекательными для мошенников и недобросовестных продавцов при онлайн-торговле являются следующие товары и услуги: мебель, одежда (особенно шубы), смартфоны, сдача в аренду квартир.
При данных обстоятельствах обманутые люди вынуждены осуществлять покупки в офлайн-режиме, предполагающем визиты непосредственно в торговые точки, что также подрывает доверие к добросовестной электронной коммерции в целом.
В средствах массовой информации, со ссылкой на Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, озвучено, что сумма ущерба от действий мошенников в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 180 млрд. тенге.
Учитывая латентный характер правонарушений, связанных с обманом потребителей, о реальном размере ущерба стоит лишь догадываться. Многие продавцы в Instagram грубо нарушают параграф 10 пункт 105-1 "Правил внутренней торговли", утвержденных 27 марта 2015 года № 264 в части регулирования электронной торговли.
Неэффективные меры по упреждению правонарушений в сфере электронной торговли со стороны уполномоченного органа приводят впоследствии к повышенной нагрузке на правоохранительные органы, которые обязаны проводить процессуальные действия при обращении обманутых граждан, осуществлять розыск виновных лиц для их наказания, предпринимать действия по восстановлению ущерба.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Бахыт Турлыханович, просим проинформировать, какие меры намерено реализовать Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан для эффективной защиты прав и интересов населения и предупреждения обмана потребителей, и дать ответ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Депутаты Мажилиса Парламента
от Ассамблеи народа Казахстана
Ю. Ли
С. Абдрахманов
А. Амирханян
И. Буларов
Н. Дементьева
В. Набиев
Ш. Осин
В. Тохтасунов
А. Хамедов

---

Депутатский запрос Милютина А.А.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Наш депутатский запрос продиктован крайней обеспокоенностью ростом цен на продукты питания.
Несмотря на то, что с 5 июля прошлого года вступили в силу положения закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей", которые ограничивают торговую надбавку на социально значимые продовольственные товары 15 процентами от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, тем не менее рост цен на них неуклонно растет.
С сожалением приходится констатировать, что государственные органы не обеспечивают исполнение этой нормы Закона. Свидетельством тому является ответ на предыдущий запрос депутатов от 20 декабря прошлого года.
Так, на вопрос, в связи с чем не применяется вышеназванная норма закона, получен ответ, что "в законодательстве отсутствует компетенция местных исполнительных органов по осуществлению контроля за соблюдением субъектами торговли указанных норм.
Как понимать такой ответ, если подпунктом 7) части первой статьи 8 Закона "О регулировании торговой деятельности" прямо предусмотрена компетенция местных исполнительных органов: "осуществлять государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары"? Более того, статьями 202 и 204-4 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за "превышение субъектами внутренней торговли размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары", а в статье 204-3 за превышение субъектом внутренней торговли.
При этом статьей 729 этого же Кодекса четко определены полномочия акиматов по применению этих статей к правонарушителям?
В связи с этим возникает ряд вопросов.
1. Почему не исполняются, нормы подпунктов 1) и 2) части второй статьи 8 Закона "О регулировании торговой деятельности" по утверждению пороговых значений и размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары?
2. По каким причинам местные исполнительные органы не осуществляют государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на продовольственные товары?
А в условиях моратория на проведение проверок считаем необходимым предоставить общественности возможность самим контролировать исполнение вышеуказанной нормы о 15-ти процентной предельной надбавке.
Для этого предлагаем сделать общедоступной информацию о ценах производителя и закупочных ценах, утвержденных акиматами предельных розничных цен на социально значимые продовольственные товары, и вывешивать такую информацию во всех торговых точках и рынках.
А также в рамках развития "Цифрового Казахстана", перспективным представляется возможность маркировки товаров с указанием даты и места его происхождения, производителя, оптовой цены, что позволит потребителю и государству контролировать цепочку поставщиков с целью недопущения завышения цен. Покупатель получает всю информацию с помощью своего смартфона. При этом внедрение такой маркировки на первом этапе должно сопровождаться государством во избежание увеличения затрат предпринимателей.
Уважаемый Аскар Узакпаевич! Просим Вас рассмотреть данный депутатский запрос, отразить позицию Правительства по указанным проблемам и представить ответ в установленные законодательством сроки.

Депутаты фракции
"Народной партии Казахстана"
А.А. Милютин
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
А.О. Конуров
Г.З. Кулахметов
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
Е.В. Смайлов
И.В. Смирнова

---

Депутатский запрос Нуркиной А.К.
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Одним из главных социально-экономических вопросов, который требует системного решения, является трудоустройство населения.
Правительство Республики Казахстан принимает комплекс мер в этом направлении. Так, в 2020 году на реализацию мер содействия занятости в рамках государственной программы "Еңбек" было выделено 131 млрд. тенге.
Вместе с тем, в целях поддержки занятости, в условиях введения ограничительных мер, дополнительно было выделено еще 50 млрд. тенге.
В результате этого в 2020 году, по отчетам Министерства труда и социальной защиты населения, из 649 тыс. участников Программы "Еңбек" было трудоустроено 437 тыс. граждан, из них на постоянные рабочие места – порядка 319 тыс. человек или 73%.
В дополнение к уже действующей программе занятости "Еңбек" была разработана и реализована "Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы", на которую было выделено 1 трлн. тенге.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения в рамках Дорожной карты на 6,7 тыс. инфраструктурных проектах было трудоустроено 239 тыс. человек.
Вместе с тем, вызывает сомнения количество реально трудоустроенных граждан. На это акцентировал свое внимание Глава государства в ходе выступления на расширенном заседании Правительства. Цитирую: "Программа сыграла важную роль в обеспечении занятости населения и поддержке деловой активности. Однако при проверке информации об открытии десятков и сотен тысяч рабочих мест были выявлены расхождения. Трудоустраивали граждан только на бумаге. Сведения об одном лице вносились в единую информационную систему несколько раз. Зафиксировано 15 тысяч таких случаев. Оказалось, что треть из тех, кто устроился на работу, не перечисляли средства в пенсионный фонд". Конец цитаты.
И здесь возникает вопрос, либо данные граждане по данным Министерства трудоустроены только на "бумаге" для отчета, либо они уходят в теневую экономику, что в последствии отразится на поступлении налогов, а также размерах социальных выплат и пенсий в будущем.
В целом, картину по трудоустройству можно увидеть по итогам реализация Дорожной карты занятости. Так, из общего количества лиц, принявших участие в Дорожной карте занятости, лишь 6,6 тыс. чел., т.е. 3% трудоустроены на постоянные рабочие места, а в отдельных регионах (Актюбинская, Акмолинская) этот показатель вдвое меньше. Все это говорит о том, что ДКЗ в основном была направлена на создание временных рабочих мест с краткосрочной занятостью и не решила долгосрочных целей обеспечения продуктивной занятости населения.
Вместе с тем, сами участники ДКЗ отмечают, что финансирование проектов рассчитывается исходя из стоимости создания одного рабочего места в среднем 4 млн. тенге, это по условиям ДКЗ. Но такие условия не всегда возможно выдержать особенно при строительстве инженерных инфраструктурных проектов, где количество затраченных трудочасов и работников определяется строительной сметой, а не требованиями ДКЗ. Это приводит к тому, что участники ДКЗ вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы подогнать количество созданных рабочих мест под потраченные средства.
С такими подходами решение вопросов трудоустройства граждан, в том числе и на постоянные рабочие места в ближайшем будущем не будут решены.
Учитывая важность реализуемых мер по поддержке занятости населения в стране, просим Вас:
Первое - выработать конкретные меры по совершенствованию Программы "Еңбек" и ДКЗ для достижения их максимальной эффективности. При этом, меры должны быть направлены на создание постоянных рабочих мест, и соответственно обеспечение стабильности на рынке труда и недопущения роста безработицы.
Второе - наладить общеправительственную систему мониторинга уплаты налоговых платежей и обязательных пенсионных взносов работодателями и участниками Дорожной карты и государственной программы "Еңбек". Данная система должна обеспечить автоматизированный контроль проверки обязательных пенсионных взносов, исключить факты "фиктивного" трудоустройства и неформальную занятость.
В случае нарушения законодательства по уплате налоговых платежей и обязательных пенсионных взносов в установленном законодательстве порядке принять меры по недопущению соответствующих предприятий к участию на проектах ДКЗ и программы "Еңбек".
О принимаемых мерах просим дать ответ в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.

Депутаты фракции партии "Nur Otan"
Нуркина А.К.
Имашева С.В.

---

Депутатский запрос Омиргали Е.К.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Первый Президент Н.Назарбаев и действующий Глава государства К.Токаев постоянно уделяют особое внимание обеспечению жильем социально-уязвимых слоев населения, включая инвалидов, многодетные семьи, детей-сирот и т.д.
В этих целях были разработаны и утверждены Государственные программы, постоянно выделяются сотни миллиардов тенге из республиканского и местного бюджетов.
Однако, мы видим на самом деле, что недобросовестные чиновники, нередко используют служебные полномочия для незаконной выдачи социального жилья в обход установленных правил и очередности.
Немало примеров, когда связанные с чиновниками лица повторно получают квартиры, перепродают их или сдают в аренду, тогда как инвалиды и многодетные семьи, годами ожидающие единственного жилья - остаются за бортом, их очередь не продвигается, а порой даже отодвигается назад.
Только за последние три года при реализации Государственной программы "Нұрлы жер" чиновниками было совершено более 400 фактов незаконного предоставления жилья, а именно Карагандинской (128), Мангистауской (53), Западно - Казахстанской (38), Туркестанской (35), Павлодарской (30) областях, г. Алматы (23), Восточно-Казахстанской областях (21), Алматинской (15), Жамбылской (14), Акмолинской (11), Костанайской областях (11), г. Шымкент (11), Северо-Казахстанской (5), Актюбинской (2) областях, г. Нур-Султан (1).
Акиматами 13 регионов были допущены нарушения установленной очередности предоставления жилищ, в т.ч. по нормативу количества предоставления жилья для детей-сирот.
В результате, грубо ущемлены права 2320 лиц из социально уязвимых слоев населения на получение жилища, в т.ч. 1206 детей-сирот (Алматинская - 766, г. Алматы - 619, г. Нур-Султан - 314, Костанайская - 223, г. Шымкент - 156, Западно - Казахстанская - 136, Акмолинская - 34, Жамбылская - 19, Туркестанская - 18, Северо-Казахстанская - 15, Карагандинская - 11, Кызылординская - 5, Атырауская - 4). И это только официально выявленные факты.
Между тем, к депутатам поступают десятки и сотни жалоб других малообеспеченных граждан с жалобами на несправедливое распределение социального жилья акиматами.
Не случайно в Политической программе демократической партии "Ак жол" обеспечение прозрачности и справедливости в распределении социального жилья выделено отдельным требованием.
В этой связи, фракция "Ак жол" поддерживает решение Президента о передаче жилищной политики от акиматов – единому координатору в лице "Отбасы банка". В то же время требуем при передаче этих функций принять ряд срочных мер.
1) Ввести открытые электронные очереди на жилье в каждом городе в открытом доступе, чтобы каждый очередник мог свободно проследить свое продвижение и выделение жилья другим, выявлять мошенничество в случае нарушения очередности;
2) Провести полную ревизию выданного акиматами социального жилья. Если это жилье не используется тем, кому было выдано, а было перепродано другим лицам, или сдается в аренду – такие квартиры должны изыматься и перераспределяться очередникам из числа инвалидов, сирот и многодетных семей, стоящим в законной очереди.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Платонова А.П.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Снова вынуждены говорить о весенних паводках и связанных с ними проблемами. Несмотря на неоднократные обращения депутатов фракции "Нур Отан" к Правительству о необходимости принятия срочных системных мер по недопущению гибели людей, ущерба их здоровью, порчи имущества, результаты в полной мере не достигнуты.
На данный момент в зоне риска находятся районы практически по всему Казахстану.
Вчера на Заседании Правительства назвали 276 населенных пунктов. Это - свыше 270 тысяч человек. Кроме того, около 700 участков автомобильных дорог и 300 участков железнодорожных путей. Ответственные лица на местах всегда заявляют, что ситуация находиться под контролем. Однако, из года в год мы видим огромный материальный ущерб. Тысячи человек теряют имущество, у сотен граждан не подлежит восстановлению жилье. Это наводит людей на разные мысли, в том числе, что ликвидировать последствия, возможно, выгоднее, чем их предотвращать.
Приводим официальные данные за период с 2018 по 2020 годы: на предупреждение паводков выделено 12 млрд. 387 млн. тенге, на ликвидацию последствий и выплату компенсации - 18 млрд. 304 млн. тенге. Например, в 2020 г. – на недопущение выделили 8 млрд.735 млн. тенге, на ликвидацию - 16 млрд. 49 млн. тенге, почти вдвое больше.
Данные цифры заставляют задуматься о том, почему количество средств на ликвидацию последствий серьезно превышает суммы на их предотвращение? При этом, как было так же заявлено накануне, около 500 гидротехнических сооружений требует ремонта.
На значительной части территории страны возможны серьезные подтопления. Просим Вас принять превентивные меры в полном объеме, и ответить на следующие вопросы:
Насколько завершен комплекс мероприятий на различных уровнях?
Полностью ли решен вопрос своевременного оповещения населения о ЧС?
Проведена ли в местных исполнительных органах вся необходимая техническая и информационная подготовка?
Окончательно ли завершена ревизия береговых укреплений рек и дамб, коснулась ли она частных сооружений?
Каково соотношение государственных и частных стратегических объектов? Поскольку нередко после трагедии, собственники перекладывали ответственность друг на друга.
Жизни людей, их жилье и имущество не должны зависеть от формы собственности, от наличия средств или отсутствия совести.
На основании вышеизложенного прошу проинформировать о проделанной работе в сроки, установленные законодательством.

---

Депутатский запрос Скаковой А.А.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

В связи с наступлением теплого весенне-летнего периода возрастает риск чрезвычайных паводковых явлений в регионах Казахстана. Наводнения являются одним из наиболее грозных природных и техногенных явлений, приводящих к большим экономическим потерям и человеческим жертвам.
В последние десятилетия на реках Казахстана наводнения участились, что обусловлено:
• неудовлетворительным регулированием стока рек;
• освоением паводкоопасных территорий;
• конфликтов интересов водопользователей, в том числе и на межгосударственном уровне;
• состояние ГТС.
Наибольший ущерб приносят наводнения на реках Сырдарья, Шу, Талас, Аса, Жайык, Жем, Сагыз, Торгай, Сарысу, Тобыл, Нура, Есил, Ертис и их притоках.
Необходимо принятие срочных мер по предотвращению опасных чрезвычайных ситуаций. При этом необходимо учитывать опыт последствий прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище в Узбекистане в мае 2020 года, когда на территории Казахстана были затоплены десятки населенных пунктов и ущерб населению и региону составил около миллиарда тенге.
По информации уполномоченного органа показатели увлажнения почвы больше среднемноголетних значений на 26% в бассейне реки Есил притока в Астанинское водохранилище Акмолинской области; на 36% в Северо-Казахстанской области в бассейне р.Есил притока в Сергеевское водохранилище; от 16-50 % в бассейнах рек притока в Каратомарского водохранилища и р.Тогызак Костанайской области; на 9% в бассейне реки Нура притока в Самаркандское водохранилище Карагандинской области.
В случае повышенного температурного фона и сильных дождей по горным рекам юга, юго-востока и востока Казахстана высок риск прохождения тало-дождевых паводков. Только в Восточно-Казахстанской области определено 94 потенциально паводкоопасных населенных пункта, где расположены 7191 жилых домов. А именно: в г. Усть-Каменогорске, районе Алтай, Катон-Карагайском, Тарбагатайском, Глубоковском и Бородулихинском районах.
По данным многолетних наблюдений на метеостанциях в феврале, марте, апреле месяцах за сутки может выпасть месячная норма осадков, что может привести к возникновению опасных стихийных гидрометеорологических явлений.
Аким Туркестанской области Умирзак Шукеев на правительственном часе в Сенате 13 ноября 2020 года предупредил о возможном чрезвычайного положения на Шардаринском водохранилище вместимостью 5,2 млрд м3.
В 1969 году произошла аварийная ситуация с подачей 4210 м3 воды в секунду.
В 2017 году большое количество осадков привело к переполнению Шардаринского и Коксарайского водохранилищ, возможности принимать воду в Арнасай тоже не было. Кзыл-Орда находилась под реальной угрозой, в четырех районах было объявлено чрезвычайное положение.
В случае повторения аналогичной ситуации возникнет угроза подтопления населенных пунктов Ардаринского, Отрарского районов и города Арысь на левом берегу реки Сырдарья. Таким образом, от стихии пострадают более 60 тысяч жителей Туркестанской области и более 200 тысяч жителей Кызылординской области.
Кроме Шардаринского водохранилища угрозу представляют устаревшие дамбы и плотины. В Казахстане насчитываются 1732 подобных гидротехнических сооружения (ГТС) на малых и больших реках, временных водотоках, водохранилищах, искусственных водоемах. Все они имеют различную ведомственную принадлежность и форму собственности. Многие, подобно Кызыагашской плотине (катастрофа 2010 года), являются потенциальными источниками чрезвычайного положения, особенно при прохождении весенних половодий и паводков.
2017 году в четырех регионах страны - Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Актюбинской областях - 4,7 тыс. человек пришлось оставить свои дома. В зоне подтопления находились 1 156 домов, в том числе и дачных участков. Особую опасность представляют гидротехнические сооружения ввиду их аварийного состояния. Подавляющее большинство водохозяйственных сооружений построены в 60-70 годы прошлого столетия и в настоящее время физически и морально изношены до 40%.
Из 653 имеющихся гидротехнических сооружений (ГТС) в срочном ремонте нуждаются 268. Фактический износ водохозяйственных объектов уже превышает 60 %. По техническому состоянию такие ГТС можно отнести к объектам повышенной аварийной опасности. По госпрограмме на 2017-2021 годы Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана планировало восстановление 41 аварийного водохранилища, но по факту только 20 объектов успеют отремонтировать в срок. Остальное 21 сдадут к 2025 году.
В связи со сложившейся ситуацией, просим дать ответ на следующие вопросы:
1. Какие прогнозы имеются у Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства, акиматов областей и городов по паводковой ситуации на весну-лето текущего года?
2. Какие меры профилактического, превентивного, подготовительного характера по минимизации воздействия ущерба паводка принимаются в регионах страны? какие материально-технические средства на это предусмотрены? Какое финансирование, из каких источников будет выделено на эти цели?
3. Проведена ли работа по мониторингу состояния и готовности гидротехнических сооружений Республики к паводкоопасному периоду этого и следующих годов? Просим конкретизировать с указанием их количества по регионам, проведенным мероприятиям, по их состоянию и обслуживанию. А также с планами по обеспечению безопасного режима эксплуатации ГТС.
4. Как учитывается фактор карантинных ограничений при планировании противопаводковых мероприятий?
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" просим дать письменный ответ в установленный законом срок.

Депутаты фракции
"Народная партия Казахстана"
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
А.А. Скакова
А.О. Конуров
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
Г.З. Кулахметов
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
Е.В. Смайлов
И.В. Смирнова

---

Депутатский запрос Смайлова Е.В.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Мировая пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения, усилили кризисные явления в казахстанской экономике и как лакмусовая бумажка, проявили годами нарастающую проблему низких доходов населения – низких заработных плат, пенсий, пособий и выплат лицам с инвалидностью, по уходу за ребенком, многодетным семьям и другим категориям социально-уязвимых слоев населения.
Следствием этого стала прогрессирующая бедность и рост социального неравенства, что ухудшает качество человеческого капитала в стране и несет серьезные системные риски конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе. Так по оценкам Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума в 2020 году составила 5,7 % увеличившись на 1,4% к 2019 г. Разница в уровне расходов на продовольственные товары между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченными казахстанцами составляет 4,9 раза, на непродовольственные товары – 6,6 раза, а на платные услуги – 5,6 раза.
По информации Всемирного банка, общий уровень бедности в 2020 году в РК составил 14 процентов, увеличившись на 1,5 миллиона человек, что равняется 2,6 миллионам жителей страны. В реальности эта цифра может быть значительно выше.
Суть проблемы кроется в изначально не отвечающих объективным жизненным потребностям населения и существенно заниженных, базовых величинах "Минимальной заработной платы" (МЗП) в размере 42500 тенге и соответственно "Величине прожиточного минимума" для исчисления размеров базовых социальных выплат, в размере 34 302 тенге. Кроме того, занижены "Минимальный размер пенсии" – 43 272 тенге и "Потребительская корзина" включающая всего 43 наименования продуктов, что не покрывает научно обоснованные нормативы питания.
При этом средний размер заработной платы по республике в 2020 г. составил 204 300 тенге, медианная заработная плата – 142 300 тенге. По факту заработная плата многих работников находится в диапазоне от 60 тыс. до 140 тыс. тенге.
Очевидным и рациональным решением, обеспечивающим рост доходов населения, представляется увеличение базовых расчетных показателей минимум в 2 раза с дальнейшим увеличением МЗП, минимальной пенсии, стипендий, величины прожиточного уровня, выплат и пособий, соответственно до показателя медианной заработной платы.
Необходимо кратно увеличить состав продуктов питания и услуг потребительской корзины.
Годами правительство воспроизводит две мифологемы: что увеличение заработных плат и доходов населения спровоцирует инфляцию и рост цен. И, что денег на это в бюджете нет.
В итоге зарплаты, пенсии и пособия не увеличиваются, население беднеет, а цены, тарифы и инфляция все равно растут с завидным постоянством, что все мы видим по ценникам в магазинах и на рынках, и в квитанциях на квартплату.
Для ответа на вторую правительственную мифологему, достаточно проанализировать отчеты Счетного комитета, министерства финансов, провести ревизию и оценку эффективности государственных программ, компаний квазигосударственного сектора, а также бюджетов местных исполнительных органов. Станет понятно, деньги на реальное увеличение доходов населения есть.
К примеру, по оценке Счетным комитетом "Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы", за последние 10 лет (с 2010 по 2019 годы) объем финансирования мероприятий, направленных на развитие индустриально-инновационной системы в рамках анализируемых программ, составил 5,03 трлн тенге. Отмечено: "Из всех мероприятий Госпрограммы 15% оказали прямое влияние на достижение ее целей и задач, а остальные 85% (мониторинг проектов, проработка вопросов и выработка предложений, проведение информационно-аналитических исследований, предоставление информации, подведение итогов индустриализации, обеспечение публикации по индикаторам и показателям и др.) имели косвенное влияние на индустриально-инновационное развитие".
Также были оценены 7 государственных программ, реализация которых завершилась в 2019 году. (…) 1 тенге инвестиций в основной капитал принес выпуск продукции в среднем в размере 90 тиын. Всемирный банк посчитал мультипликатор бюджетных расходов (агрегированный показатель), который по Казахстану еще в 2015 году оценивался на уровне 0,2 – 0,3 значений. То есть на каждый потраченный бюджетный доллар возвращается в качестве реального эффекта только 20-30 центов. Или многомиллиардное недостроительство LRT в столице.
В реальности, повышение доходов населения даст положительный мультипликативный социально-экономический эффект – повысится уровень и качество жизни казахстанцев и будет создан платежеспособный спрос, что обеспечит рост малого, среднего и микробизнеса. А это рост занятости и налоговых отчислений, социальная стабильность.
Приоритетом работы правительства должен стать реальный рост доходов населения, качественное улучшение их жизни и борьба с социально-экономическим неравенством. Что отвечает закрепленному в Конституции РК принципу социального государства, высшей ценностью которого является человек.
Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают:
1. В приоритетном порядке до 4 квартала текущего года увеличить размер Минимальной заработной платы на 100% до 85 000 тенге, с последующем поэтапным увеличением до размера медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
2. До 1 июня увеличить размер потребительской корзины с 43 продуктов до 86, а также количество услуг. В 2022 году продолжить ее увеличение.
3. До 4 квартала текущего года увеличить размер минимальной пенсии на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
4. До 4 квартала текущего года соответственно увеличить пособия и выплаты в т.ч. для лиц с инвалидностью, многодетных семей, по рождению ребенка и потере кормильца на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
5. Поэтапно увеличить на 100% стипендии.

Депутаты фракции
"Народной партии Казахстана"

---

Депутатский запрос Смышляевой Е.В.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тогжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
В связи с многочисленными обращениями граждан просим Вас обратить внимания на следующую проблему.
На сегодняшний день происходит системное повышение заработных плат в отраслях здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, что положительно сказывается на их развитии и социально-экономическом положении специалистов.
Согласно программе партии "Nur Otan" до 2025 года оплата труда в системе здравоохранения возрастет в 2,5, а в образовании - в 2 раза. Однако ряд категорий работников данных сфер находятся в состоянии неопределенности и не получают поддержки в части повышения оплаты труда.
Во-первых, речь идет о медиках дошкольных организаций, интернатов и детских домов. Находясь в ведомстве Министерства образования и науки, согласно действующим нормативам, они приравнены к прочему персоналу, и их оплата труда значительно ниже оплаты, как в отрасли образования, так и в отрасли здравоохранения. В количественном выражении речь идет о пяти с половиной тысячах работниках, больше половины которых работает в селе.
Аналогичная ситуация сложилась и со школьными библиотекарями. Вопрос о статусе почти семи тысяч работников неоднократно поднимался на разных уровнях, однако до сих пор не решен. И при этом мы говорим о масштабных республиканских инициативах вроде "Читающей школы"? С таким отношением к специалистам некому будет формировать у подрастающего поколения читательскую грамотность!
Одним из решений данного вопроса могла бы стать передача медицинских работников дошкольных организаций и интернатов, по аналогии со школьной медициной, в систему первичной медико-санитарной помощи Министерства здравоохранения РК, а института школьных библиотек Министерству культуры и спорта, с соответствующими отраслевыми нормативами оплаты труда и методическим сопровождением деятельности.
Принимая во внимание вышесказанное, считаем необходимым восстановить отраслевую принадлежность данных категорий работников и обеспечить их справедливую поддержку. Этот шаг позволит гарантировать достойную оплату труда работников, наладить систему повышения квалификации и аттестации, усилить межведомственное взаимодействие организаций образования, здравоохранения и культуры в интересах детей.
Ответ о принятых мерах просим представить в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Нұр Отан"
Е.Смышляева
В. Ким
Ж. Сулейменова


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 26.02.2021
Председатель партии "Nur Otan" принял Бауыржана Байбек 26.02.2021
Сенаторы приняли Закон, усиливающий защиту национальных интересов Казахстана на международном уровне 26.02.2021
Государственный секретарь провел первое заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева 26.02.2021
Ольга Перепечина: Сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от республиканского 26.02.2021
В Мажилисе презентован проект нового Закона "О растительном мире" 26.02.2021
Несколько замечаний по поводу информационной политики акиматов (и не только) 26.02.2021
В 2020 году на соцподдержку материнства и детства в Казахстане направлено более 635 млрд тенге 26.02.2021
Мажилис одобрил в I чтении новые подходы к размещению визуальной информации 25.02.2021
Казахстан и Германия намерены совместно развивать "зеленую экономику" 25.02.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz