NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 07:40 ast
05:40 msk

Оболочка и содержание. Часть вторая
По каким принципам и стандартам функционирует казахстанский фармакологический рынок?
05.03.2021 / политика и общество

Евгений Косенко, turanpress.kz, 4 марта

В октябре прошлого года правительством был утвержден Комплексный план по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2020–2025 годы (с немаловажной оговоркой о том, что "источники и объемы финансирования, предлагаемых в плане, будут определены в ходе их исполнения"). Этот документ заменял собой устаревшую редакцию другого Комплексного плана, который в первую очередь регламентировал развитие этой же промышленности в период 2015–2019 годов и был исполнен лишь частично. Особенно, в части импортозамещения.
Согласно статистическим данным, в 2019 году в республику было завезено более 22 тысяч тонн медикаментов – на 10,5% больше чем в предыдущий год. То есть, в среднем каждый день на территорию Казахстана ввозилось 71,8 тонн лекарств. Общая сумма контрактов импорта медикаментов составила 884,5 миллионов долларов США. А 2018 год, в свою очередь, перекрывал достижения более ранних периодов, когда в страну ввозилось порядка 16–17 тысяч тонн препаратов.
Что же до искомого производства, то здесь сравнительный анализ оказался несколько затруднен. Под конец действия предыдущего Комплексного плана в 2019 году внезапно была изменена методология подсчета произведенных на территории РК медикаментов, и официальные данные стали публиковаться исходя не из суммарного веса как раньше, а из их общей стоимости. Например, в отчетах Комитета по статистике говорилось, что в январе-сентябре 2019 года в Казахстане выпущено лекарств на 56,58 миллиардов тенге, а, допустим, за аналогичный период 2018 года было произведено 19,8 тысячи тонн лекарств.
Как уж тут было считать и сравнивать – становилось неясно, тем более, что стоимость абсолютно всех препаратов (как импортного, так и местного производства) в стране неуклонно росла, изрядно превышая даже показатели инфляции. Для примера – с начала 2019 года средняя стоимость лекарств стоимость увеличилась на 5,8%, при том что инфляция за это время составила 3,9%. А если брать в расчет более обширные периоды, то в течение пяти-шести лет цены на фармакологические препараты выросли более чем на 80%.
В общем, несмотря на все комплексные меры по развитию собственных производств, гораздо более убедительные достижения показывали импортеры. Не стал исключением и прошлый год, в котором только за первые семь месяцев в страну было завезено медикаментов почти на 667 миллионов долларов США, что на 29,6% перекрыло аналогичные показатели 2019 года. В отличие от местного производства, данные об импорте существуют и в весовом соотношении, поэтому из отчетов статистиков стало известно, что общий вес завезенной продукции за период январь-июль 2020 года составил 17,5 тысяч тонн против 15,7 тысяч тонн 2019 года, таким образом увеличившись более чем на 11% (Впоследствии, физические объемы достигли увеличения до 16%).
Что же до географии импорта, то в целом она достаточно разнообразна и насчитывает 63 страны (включая такие, как Южная Африка, Сан-Марино и Пуэрто-Рико). Конечно, на долю этих, в общем-то, экзотических для нас экспортеров приходится сущий мизер из завозимых снадобий, а львиную долю из года в год делили между собой три государства – Германия, Россия и Индия. Кстати, в прошлом году, уже после объявления карантинных ограничений лидером среди экспортеров впервые стала Российская Федерация, вытеснив Германию (вместе с остальной Европой) на вторые планы. Здесь, очевидно, сказались и срочно подписанные "пандемийные" договоры об экстренных поставках лекарств и более "щадящая" ценовая политика российских производителей и оптовиков.
Годовой оборот казахстанского рынка лекарственных средств, традиционно показывал лишь положительную динамику. Для примера, только за девять месяцев прошлого года он достиг 460 миллиардов тенге, более чем на 20% превысив показатели 2019 года. При этом, более половины объема продаж приходится на розничную реализацию.
Неуклонно росли и цены. В том же 2020 году наблюдались три резких ценовых всплеска, первый из которых пришелся на февраль (то есть, еще до объявления пандемии и соответственно, если можно, так выразиться – "плановый"). Второй, летний всплеск объяснялся дефицитом целого ряда препаратов, ну а третий, последовавший вскоре за вторым, специалисты списали на массовое появление на рынке новых видов лекарств, в основном "антиковидных", и соответственно, попытками некоторых реализаторов воспользоваться ситуацией и устанавливать на них предельные, а иной раз и "запредельные" цены.
О недобросовестных импортерах и торговцах, впрочем, в прошлом году говорилось тоже немало.
6 июля президент Касым-Жомарт Токаев поручил заняться проблемой необоснованного завышения цен на лекарства и привлечь виновных к строгой ответственности:
– Граждане справедливо жалуются на факты необоснованного повышения цен в аптеках на жизненно важные лекарства. В условиях пандемии это недопустимо. Правительству и правоохранительным органам поручено заняться данной проблемой. Виновные будут привлекаться к ответственности, – заявил глава государства.
"Компетентные органы" взяли под козырек и отправились выявлять нарушения. Тем более, что про выявленные ими случаи спекуляции требовалось докладывать практически ежедневно.
В результате, 12 июля руководство Комитета по защите и развитию конкуренции (КЗРК) Министерства национальной экономики Казахстана проинформировало журналистов о том, что внесены 152 уведомлений о наличии признаков ценового сговора в адрес 43 оптовых поставщиков, имеющих филиалы по республике и 109 крупных розничных сетей в 17 регионах страны. То есть, если заглянуть в бизнес-карты страны, практически в адрес всех более-менее заметных участников как внешнеторговой деятельности на рынке лекарственных средств, так и розничных реализаторов. Потому как, по большему счету, за последние полтора десятка лет на фармакологическом рынке страны сформировались устойчивые лидеры (иногда даже сбивающиеся в торговые союзы-картели), которые прочно держат позиции как в различных регионах, так и по стране в целом, тщательно размечая между собой наиболее "колосистые грядки". Иными словами, "чужие там не ходят", и при желании понять, кто именно в очередной раз начал взвинчивать ценовой ажиотаж, было нетрудно.
Справедливости ради, можно отметить, что попытки бороться с созданием картелей предпринимались государством и раньше. В частности, в 2016–2017 годах постановлением специализированного межрайонного административного суда Алматы было подвергнута штрафу и конфискации монопольного дохода сумму 324 миллиона тенге ТОО "Казахская фармацевтическая компания "Медсервис Плюс" ("КФК"). Причиной судебных разбирательств как раз и стало участие этого ТОО в создании картеля и антиконкурентные согласованные действия с другими участниками рынка. Решением суда ТОО "КФК", учредителем которой являются ТОО "Group Invest Management" и АО "InroCorp AG" с доверенным лицом, гражданином Швейцарии Бернхардом Фостером, было оштрафовано на сумму в 324 миллиона тенге.
Заодно некоторые государственные органы пытались внести целый ряд крупных фирм-импортеров в разряд недобросовестных поставщиков, но там, судя по всему, дело обстояло тоньше и щекотливей, так как часть из возникших по этому поводу судов компании все-таки выиграли и остались в числе поставщиков добросовестных. Комментируя эти случаи, некоторые наблюдатели указывали на весьма звучные фамилии бенефициаров этих фирм из числа бывших и действующих депутатов разных уровней, отставных чиновников крупного ранга и топ-менеджеров национальных компаний. Возможно, что это просто совпадение, но действительно получалось, что судиться с влиятельными на рынке фармкомпаниями по поводу их текущей деятельности – дело крайне непростое и хлопотное. Единственно, в чем, судя по всему, был достигнут некоторый компромисс – некоторые коммерсанты периодически дают возможность государству "показать зубы" в деле о картельных сговорах и без публичной демонстрации недовольства платят положенные штрафы (наверное, полученная в результате очередного ценового сговора сверхприбыль, все равно увесистей и внушительней понесенных издержек). Да и в целом, оборот любой из таких фирм-лидеров исчисляется десятками миллиардов тенге, из которых вполне допустимо периодически заплатить миллионный штраф…
Что же касается розницы, то и в этом случае казахстанский аптечный рынок вряд ли можно назвать стихийным. За годы суверенитета, он прошел три этапа развития, то есть самый ранний, когда аптеки даже в крупных населенных пунктах можно было пересчитать по пальцам;, второй, когда аптечные киоски открывал чуть ли не любой желающий во дворе своего дома или в соседнем подъезде, и современный, когда большая часть рынка оказалась поделенной между собой двумя десятками крупнейших участников, опять-таки с миллиардными оборотами.
Последнее внутреннее (то есть, без прямого участия государства) упорядочивание розничного рынка произошло в период 2011–2012 годов, когда количество аптечных магазинов и киосков сократилось с 6,5 тысяч до примерно четырех тысяч, многим мелким коммерсантам более могущественные конкуренты попросту указали "на дверь" и отныне "хорошим тоном" в этом бизнесе стала являться сеть с минимум двумя десятками, а как правило гораздо большим количеством (до 150 как, например, у "Europharma" или порядка 300 как у "Биосферы") торговых точек.
Что же до учредителей, то просмотрев в открытых источниках данные многих ТОО, являющихся владельцами аптечных сетей, можно легко убедиться в том, что, в свою очередь, их учредителями и соучредителями являются компании, находящиеся в дальнем зарубежье. Например, у той же "Europharma" (ТОО "Ak Niet Group") в учредителях значится базирующаяся в офшорной зоне ОАЭ компания "KBI INVEST FZCO". Карагандинское ТОО "Долголет" (владелец сети аптек "Биосфера"), в свою очередь, имеет своего учредителя и тоже из ОАЭ – компанию из экономической зоны с ограниченной ответственностью "Heltibor FZE", алматинское ТОО "Фармаком", принадлежит швейцарскому АО "LogreCorp AG", помимо всего прочего, занимающемуся финансовыми услугами в сфере страхования и управления пенсионными фондами. И так далее. Короче говоря – казахстанский аптечный бизнес давно уже вышел на поистине международный уровень и, соответственно, помимо "транснациональных доходов" должен иметь полное представление о процессе "цивилизованного ведения бизнеса", соответствующего всем международным стандартам.
Вместо этого, согласно различным докладным запискам государственных органов страны, как импортеры, так и особенно аптечные магнаты продолжают заниматься прямым диктатом цен.
– Мы сейчас вынуждены решать вопросы нехватки лекарств и повышения цен на них. До какого времени мы будем зависеть от импортных лекарств? Где наша гордость? Настало время наладить производство многих видов лекарств и медицинских изделий... – возмущался и требовал президент Токаев летом прошлого года на расширенном заседании правительства.
Итогом подобных возмущений и требований "на самом верху" стала некоторая корректировка уже упомянутого ранее Комплексного плана по развитию фармацевтической̆ и медицинской̆ промышленности на 2020–2025 годы, с упором на импортозамещение и развитие собственных производств. Если верить этому документу, то реализация плана за пять лет позволит обеспечить запуск не менее 30 новых производств на сумму 180 миллионов долларов. Будет освоен выпуск 297 новых видов лекарственных средств, объем производства собственной фармацевтической̆ отрасли увеличится в 2,5 раза – с 92 до 230 миллиардов тенге, а экспорта – аж до 174 миллионов долларов США. Но это, повторяю, через пять лет (и, наверное, с учетом того, что предыдущая аналогичная программа особо впечатляющих успехов, к сожалению, так не продемонстрировала).
Еще одним следствием стал вступивший в силу 21 января этого года приказ Министерства здравоохранения от 31 декабря 2020 года №337/2020, которым были утверждены предельные оптовые и розничные цены на препараты, применяемые в лечении COVID-19 на первое полугодие 2021 года. Перечень включает 370 позиций препаратов, на которые предельные цены необходимо было снизить в среднем на 30–40%.
Собственно говоря, по большему счету это была не какая-то революционная новелла, а всего-навсего очередной приказ по тематике регулирования цен на лекарственные средства, которые выходят в свет практически ежегодно (просто с "антиковидным" колоритом). Например, в 2018 году аналогичным приказом №112 утверждались предельные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (изменения и дополнения в него вносились как в 2019 году, так и в декабре прошлого года, когда вступили в силу новые правила регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи). Был и отдельный приказ от 15 июля 2019 года: "Об утверждении предельных цен на торговое наименование лекарственного средства для розничной и оптовой реализации", согласно которому предельные цены на лекарства для оптовой и розничной продажи будут утверждаться два раза в год – до 10 июля и до 10 января. А регулирование ценообразования должно формироваться как на уровне производителя, так и на уровне оптовых и розничных продаж. Итог, тем не менее, несмотря на грозный тон всех этих документов, увы, был один – уже упомянутый ранее рост цен на лекарства до 80% за несколько лет. Кстати, в прошлом году, наибольший рост продемонстрировали противовирусные препараты, которые выросли в цене на 44%, антикоагулянты – 41% увеличения стоимости, противодиарейные, кишечные, противовоспалительные и противоинфекционные препараты (эта группа прибавила в цене в среднем на 15%), а также антибактериальные препараты, ставшие дороже на 6,4%.
Теперь вроде как цены полагалось опять немного снизить, но очередная инициатива министерства вызвала достаточно бурную реакцию владельцев аптек, как в конце прошлого, так и в начале нынешнего года неоднократно грозивших возникновением дефицита препаратов, попавших в перечень. И что любопытно, эти заявления (вообще-то, откровенно попахивающие грубоватым шантажом) оказались не пустым звуком, что проявилось буквально сразу после вступления приказа в законную силу. Как сообщили на днях информационные агентства страны, из аптек страны действительно исчезли десятки наименований препаратов различной тематики – кардиомагнил, эреспал, инспирон, кипферон, папазол, гепарин и так далее.
Сами аптекари, как и раньше, объясняют это диктатом оптовых поставщиков, те кивают на крупных импортеров, а последние, в свою очередь, разъясняют, что не намерены продавать препараты по цене производителя, да еще с учетом логистики и растаможки.
Заодно в некоторых СМИ заговорили о грядущем кризисе фармакологического рынка в целом и обрисовали устрашающие картины, при которых в скором времени гражданам страны лечиться будет нечем и ни за какие деньги. Конечно, в большей степени это все обывательские "страшилки". Однако, похоже, министерские чиновники все-таки не ожидали, что фармакологический рынок от угроз перейдет к решительным действиям, и в настоящее время пребывают в некоторой растерянности. Косвенным подтверждением этого является анонсированная на днях зампредом Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава Нурлыбеком Асылбековым подготовка еще одного приказа, в котором, во-первых, будет рассмотрена возможность снижения доступности антиковидных препаратов (что это за мера – мне лично не совсем понятно), а также будет произведена совместная с бизнесменами проработка проекта приказа "предметно, по каждой позиции, по всем 327 наименованиям". То есть, говоря проще, должностные лица еще раз изучат перечень на предмет – те ли препараты в него были включены и на какие из них предельные цены вовсе не обязательны.
Чем это все закончится, пока неясно, но то, что выражаясь шахматной терминологией, фармрынок "начинает и выигрывает", пожалуй, можно утверждать однозначно. Причем, уже не в первый раз.
Так что, рядовому потребителю (не входящему в категорию дотационных групп), особых поблажек и скидок у аптечных прилавков в ближайшее время ждать, похоже, все-таки не придется. Уж больно хорошо и основательно выстроилась в последнее десятилетие структура этого крайне рентабельного и, как мы убедились, транснационального бизнеса, с его многомиллиардными оборотами и, соответственно, мощным и разветвленным лобби в самых различных государственных органах и ветвях власти.
Разве что остается слабая надежда на более успешную, нежели в предыдущие годы, реализацию "Комплексного плана по развитию фармацевтической и медицинской промышленности", с его производствами и эффективными, доступными местными препаратами, что называется, "в каждый дом".
Поэтому, скорей всего, к этой теме мы еще будем возвращаться неоднократно. Как говорится, "по мере появления сколь-либо значимой информации", если таковая, конечно, будет существовать в принципе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.03.2021
Маулен Ашимбаев: В эпоху глобализации ключевое значение имеет сохранение национальной идентичности 31.03.2021
Правительство рассмотрело ход подготовки к весенне-полевым работам 31.03.2021
2 трлн тенге будет инвестировано в развитие СКО в течение 5 лет 31.03.2021
А. Мамин обсудил с президентом ЕБРР О. Рено-Бассо реализацию совместных проектов в РК 31.03.2021
Социальный оптимизм казахстанцев падает вместе с доходами - социологи 31.03.2021
Туркестан – центр духовности тюркского мира 31.03.2021
В Мажилисе обсудили вопросы молодежной политики в Казахстане 31.03.2021
Казахстан участвует в Стамбульском процессе 31.03.2021
Депутаты Мажилиса приняли участие во встрече парламентариев тюркоязычных государств и стран Средиземноморья 31.03.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz