В целях дальнейшего развития сферы дошкольного воспитания и обучения Правительство Республики Казахстан ПОСТAНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую модель развития дошкольного воспитания и обучения. 2. Министерству образования и науки Республики Казахстан в месячный срок утвердить План реализации модели развития дошкольного воспитания и обучения. 3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан A. Мамин
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2021 года №137
Модель развития дошкольного воспитания и обучения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая модель развития дошкольного воспитания и обучения (далее - модель) разработана во исполнение пункта 1 Плана мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных на третьем заседании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан 27 мая 2020 года, на основе норм Конституции и законодательства Республики Казахстан с учетом норм Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Aссамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года, и определяет направление изменений, необходимых для трансформации дошкольного воспитания и обучения, в соответствии с меняющимися требованиями к развитию и обучению детей и актуальными научными данными. 2. Основные понятия, используемые в настоящей модели: 1) модель - совокупность подходов и принципов, определяющих направления развития и совершенствования дошкольного воспитания и обучения; 2) целостное развитие ребенка - физическое, психологическое, социальное, эмоциональное здоровье и безопасность ребенка, обеспечиваемые через создание условий для двигательной активности, полезного и полноценного питания, доброжелательных отношений и организацию развивающей среды; 3) потребности ребенка - потребность в игре, движении, выборе, чувстве контроля над своей жизнью, занятиях полезной деятельностью, близких теплых отношениях, общении, создании нового, изучении, экспериментах, познавательной активности; 4) развивающая среда - среда с разнообразными материалами, спланированная для поддержания детской инициативы, обеспечивающая свободный доступ к предметам и игрушкам и возможность самостоятельно выбирать занятия, и реализовывать свои идеи в течение дня; 5) поддерживающие отношения - доброжелательные отношения взрослых к детям, поощрение самостоятельности, уважение личности каждого ребенка, поддержка в сложные для ребенка моменты; 6) инклюзивное образовательное пространство - среда, организованная с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка, в которой все дети чувствуют эмоциональную, интеллектуальную и академическую поддержку, включены в социализацию и участвуют независимо от идентичности, предпочтений в воспитании и обучении; 7) качественные значимые взаимодействия - взаимодействие педагога с каждым ребенком персонально, с искренним интересом к занятиям ребенка и его мнению, выслушивая, предлагая поддержку, демонстрируя теплое отношение к ребенку; 8) раннее развитие - развитие ребенка в период от рождения до поступления в школу; 9) ранний возраст - период от рождения до трех лет: 10) педагог - лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности. 3. Модель ориентируется на гармоничное сочетание национальных ценностей с современными теориями целостного раннего развития детей.
Глава 2. Aнализ текущей ситуации дошкольного воспитания и обучения;
7) высокая текучесть кадров; 4. Основные принципы государственной политики в области дошкольного образования определены в Законе Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании"). 5. Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы образования осуществляются в семье или с одного года до приема в первый класс в дошкольных организациях, независимо от форм собственности. Предшкольная подготовка детей осуществляется с пяти лет в дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, независимо от форм собственности, или в семье. 6. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №988 (далее - Госпрограмма), определены основные направления развития образования, в том числе развития дошкольного воспитания и обучения. Доступное и качественное дошкольное образование входит в перечень целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций до 2030 года. 7. В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию дошкольного воспитания и обучения. Государственная политика в системе дошкольного воспитания и обучения направлена на обеспечение доступности и создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения. 8. Сеть дошкольных организаций в стране расширилась, в том числе благодаря Программе по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением "Балапан" на 2010 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года №488. За счет привлечения частного бизнеса для открытия дошкольных организаций и размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение сеть частных дошкольных организаций увеличилась более чем в 13 раз - с 347 единиц в 2010 году до 4556 единиц в 2020 году. 9. В 2021 году сеть дошкольных организаций составила 10759 единиц, из них 6949 детских садов и 3696 мини-центров, 6080 государственных и 4679 частных дошкольных организаций, которые посещают более 903 тысячи детей от 1 до 6 лет. 10. За последние 10 лет в большей степени решены вопросы охвата детей дошкольным воспитанием и обучением. На данном этапе приоритеты развития дошкольного образования направлены на повышение качественных показателей, которые предусмотрены в реализации модели. 11. В системе дошкольного воспитания и обучения имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения: 1) несоответствие используемых методов и форм работы с детьми современным требованиям; 2) недостаточно всегда учитывается развитие познавательных интересов детей, их любознательность и самостоятельность; 3) несогласованность в наборе ключевых навыков, приобретаемых на разных уровнях образования, которая создает препятствия к построению системы обучения в течение всей жизни (lifelong learning); 4) низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие системы измерения и оценивания качества дошкольного воспитания и обучения; 5) нехватка и устаревание кадров; 6) непрестижность профессии педагога 8) несоответствие содержания программ подготовки педагогов современным тенденциям мировой науки; 9) изолированность детей с особыми образовательными потребностями; 10) дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде; 11) недостаточная связь с родительской общественностью. 12. Отсутствие системы оценки качества работы дошкольного воспитания и обучения, упрощение процедуры проверки, исключение лицензирования, внедрение уведомительного порядка деятельности дошкольных организаций привели к низкому качеству услуг дошкольного воспитания и обучения. 13. Исследование, проведенное в Казахстане, с использованием международной шкалы оценки качества ECERS-R показало уровень в 4,1 балла по 7-балльной шкале, что соответствует оценке "среднее качество", тогда как "хорошее качество" начинается с 5 баллов. Высокий показатель дошкольные организации получили по подшкале "Присмотр и уход", в то время как оценка ниже 4,0 была по подшкалам "Структурирование программы", "Взаимодействие", "Речь и мышление" и "Предметно-пространственная среда", особенно по показателям как игра и специальные условия для детей с ограниченными возможностями. Самые низкие баллы были по подшкале "Виды активности" по таким показателям, как кубики, математика, игра, природа/наука, музыка/движение, искусство, мелкая моторика и др. Были выявлены низкая насыщенность и доступность среды детям. Исследование показало необходимость уделения внимания на взаимодействие ребенка с учителем, эмоциональное развитие ребенка, усиление индивидуального подхода и поддержку интересов ребенка. 14. В Госпрограмме определено ограниченное количество индикаторов, связанных с качественным показателем образовательных услуг на уровне дошкольного воспитания и обучения, - навыки грамотности детей, охват дошкольными организациями, уровень образования педагогов, тогда как международная практика показывает, что качество дошкольного воспитания и обучения - понятие, включающее множество компонентов и отражающее локальный контекст. 15. Существуют три группы качественных показателей и каждый международный инструмент оценки качества организаций, предоставляющих услуги в области обучения и ухода за детьми, имеет свой баланс этих показателей: 1) структурное качество - организация и дизайн системы дошкольной организации, внутренняя организация пространства, уровень образования и профессионализма педагогов, дизайн куррикулума, финансовое регулирование, соотношение количества детей к количеству взрослых, индивидуальный подход к детям, условия для безопасности детей, аккредитация; 2) качество процесса - организация развивающего процесса для детей педагогами в дошкольных организациях, включая время игровой деятельности, сколько времени уделяется игре, значимые взаимодействия между педагогом и детьми и между детьми, насколько уход и образование вплетены в ежедневную практику, которая является дружественной к ребенку и отвечает его потребностям, взаимоотношения педагогов с семьей каждого ребенка, вовлеченность родителей и ежедневная практика педагогов в дошкольных организациях; 3) качество результата - польза, получаемая детьми, семьями, обществом от конкретной дошкольной организации, результат его влияния на благополучие детей, измерение эмоционального, морального, ментального, психологического благополучия и развития детей, социальных навыков, подготовленности к дальнейшей жизни, здоровье детей и их готовность к школе. 16. Большинство из этих показателей не учитываются в системе дошкольного воспитания и обучения в Казахстане. Необходимо дальнейшее развитие системы дошкольного воспитания и обучения с учетом и в соответствии с лучшей мировой практикой, обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей дошкольного возраста и удовлетворение потребностей родительской общественности в получении качественных услуг.
Глава 3. Содержание модели
Цель и задачи модели 17. Цель модели - определить направление и принципы развития дошкольного воспитания и обучения через трансформацию системы воспитания и обучения, предусматривающей формирование и социализацию здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей. 18. Задачи модели: 1) создать условия для трансформации содержания дошкольного воспитания и обучения путем научно обоснованного совершенствования педагогического процесса через обеспечение гибкости учебных планов и программ, в том числе для инклюзивного образования; 2) обеспечить нормативное правовое сопровождение изменений в содержания дошкольного воспитания и обучения; 3) повысить качество дошкольного воспитания и обучения через определение критериев качества и разработать инструмент оценки качества образования; 4) обеспечить целостность процесса раннего развития ребенка на основе гармоничного сочетания современных теорий с национальными особенностями; 5) разработать структуру и определить направления вариативных учебных программ на основе научных обоснований; 6) создать культуру исследовательской деятельности в ежедневной работе дошкольных организаций на уровне педагогов и организации образования; 7) обеспечить непрерывность профессионального роста педагогов; 8) обеспечить удовлетворенность родителей образовательными услугами путем установления партнерских взаимодействий. 19. Комплексные меры по развитию дошкольного воспитания и обучения, обеспечению качества образования: 1) обновление нормативной правовой базы, регулирующей содержание и условия реализации программ дошкольного воспитания и обучения; 2) обеспечение научно-методологического и учебно-методического сопровождения; 3) разработка и внедрение вариативных учебных программ; 4) разработка критериев оценки качества воспитания и обучения; 5) совершенствование подходов в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей; 6) совершенствование программ подготовки педагогов и актуализация программ курсов повышения квалификации педагогов дошкольных организаций в части методики раннего развития детей.
Нормативное правовое сопровождение 20. На современном этапе развития Республики Казахстан происходят глубокие социально-экономические изменения в системе дошкольного воспитания и обучения, требующие поиска новых подходов и новых эффективных форм организации процессов развития, воспитания и обучения детей. Это своевременно отражено в Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.A. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050" от 14 декабря 2012 года, Госпрограмме, Законе "Об образовании" и других основных нормативных документах и подзаконных актах. В данных нормативных правовых документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан. 21. Реализация модели предполагает внесение изменений в сопутствующие нормативные правовые акты после проведения научных исследований в сфере дошкольного воспитания и обучения, разработку рекомендаций по улучшению условий развития и повышения качества образовательных услуг.
Изменение подходов к процессам развития, воспитания и обучения 22. В современном мире подход к образованию меняется вместе с быстроменяющимися реалиями, в которых живут и растут наши дети. Взгляд на образование как на продолжающийся в течение жизни процесс, в котором начало совпадает с моментом рождения ребенка, предполагает принятие гибких стандартов организации образовательного процесса. Дети проводят в организациях образования большое количество времени, что ведет к пониманию важности создания соответствующих условий для проживания детьми периода детства в гармоничной, доброжелательной, развивающей, инклюзивной, справедливой среде, в которой уважают культурное и этническое разнообразие. 23. Ребенок должен восприниматься как активный участник своего обучения, у которого есть право и возможности конструировать свое собственное понимание мира. 24. Дошкольный период - ступень подготовки к школе, этап развития жизненно важных навыков ребенка. Следовательно, должен измениться подход к роли дошкольного воспитания и обучения в жизни ребенка от организованной учебной деятельности к созданию условий для максимального развития потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Важно следовать за интересами ребенка и строить его день исходя из выбранных ребенком активностей, не ограничиваясь заранее запланированными педагогом действиями. 25. Воспитание и развитие начинается с самого раннего детства, что подтверждается научными выводами. При этом в воспитании детей большое значение должно иметь благополучная обстановка в семье, моральные качества родителей. Поэтому необходимо объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей. 26. Овладение навыками совместной игры, навыками трудовой деятельности, чистоты, порядка, организованности, детского мышления, восприятия, рисования и другими навыками должно происходить в форме игры. Игра - ведущая деятельность и основное средство развития детей. 27. Социально-эмоциональное обучение является важной составляющей в развитии ребенка. Оно состоит из понимания и управления своими эмоциями, эмпатии и постоянно развивающихся навыков общения. Чем спокойнее ребенку в отношениях с воспитателями и другими взрослыми дошкольной организации, тем качественнее развивается его эмоциональная и социальная компетентность, являющаяся основой психоэмоционального благополучия ребенка. Необходимо уделять особое внимание развитию социально-эмоциональных навыков детей в дошкольных организациях и дома. 28. Изменение требований к организации условий для детей предполагает также пересмотр нормативных правовых актов с приведением в соответствие с современными научными обоснованиями о процессах развития ребенка в возрасте от 1 года до приема в 1 класс. 29. Современные мировые тенденции демонстрируют фокус педагогов на создание условий для полноценного развития каждого ребенка, соответственно, нужно отдать предпочтение программам, направленным на индивидуальный подход к процессам развития, воспитания и обучения ребенка. 30. Дошкольным организациям будет предоставлена возможность самостоятельного определения направления развития, на основе которого на педагогическом совете разрабатываются и утверждаются альтернативные развивающие программы. 31. Дошкольные организации будут использовать вариативные индивидуальные адаптированные программы, различные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса; создавать безбарьерную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка, развития жизненно необходимых физических, социальных, эмоциональных, коммуникативных, познавательных навыков. 32. Для педагогов будут разработаны образцы недельных циклограмм с учетом возраста детей, содержащие примеры различных игр для занятий, методические рекомендации по методикам проведения развивающих игровых занятий с алгоритмом технологического процесса организации игровых действий с детьми разных возрастных групп. 33. Обучение детей раннего и дошкольного возраста должно осуществляться через организованную учебную деятельность, ежедневные практики и взаимодействия. 34. Роль педагога - привитие знаний о здоровье, коммуникациях, основах математики и других областях знаний в течение дня в диалогах с детьми (о здоровье и важности питания педагог говорит во время приема пищи; о природе рассказывает на прогулках). Педагогом должны транслироваться навыки коммуникации. В диалогах с детьми педагог должен показывать приемы общения, напоминать о чувствах собеседника, рассказывать о вежливости и правилах обращения к другим людям. С учетом значимости устного народного творчества в воспитании детей необходимо поддерживать интерес ребенка к сказкам и книгам. Особенности раннего и дошкольного возраста детей заключаются в том, что дети учатся через активные действия и практику. Поэтому организованная учебная деятельность должна проводиться только в игровой форме. 35. Задачи образовательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения должны реализовываться через организацию доступной предметно-пространственной среды, когда ребенок может самостоятельно выбирать те занятия, которые ему интересны на данный момент. Задача педагога - отмечать интересы детей, вести диалоги с каждым ребенком во время занятий. Формы занятий должны подбираться педагогом.
Методическое сопровождение деятельности дошкольных организаций 36. В странах с высоким уровнем качества дошкольного образования на постоянной основе проводятся эмпирические и прикладные исследования, которые позволяют отслеживать текущие проблемы в сфере и разрабатывать соответствующие рекомендации, педагоги выстраивают деятельность в соответствии с актуальными научными данными, занимаются исследовательской деятельностью на постоянной основе, проводя исследование своих действий и рефлексируя над практикой и откликом детей. Для этого необходим соответствующий уровень мастерства педагогов и желание постоянно развиваться и учиться. 37. Для решения проблемы по научному обоснованию и сопровождению деятельности дошкольных организаций на базе республиканского центра "Дошкольное детство" будет создан Институт раннего развития детей, при методических кабинетах регионов - мобильные группы по вопросам раннего развития детей, в деятельность которых войдут следующие функции: 1) оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольного воспитания и обучения в реализации образовательных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении; 2) обеспечение сбора, анализа и систематизации опыта работы, создание банка данных об эффективных формах работы и их результатах; 3) создание творческих групп по разработке содержания методической работы дошкольного воспитания и обучения согласно направлениям деятельности; 4) предоставление педагогам возможности повышения профессиональной компетентности через различные формы организации методической работы; 5) создание условий педагогам дошкольного воспитания и обучения для ознакомления с опытом работы педагогического коллектива и отдельных педагогов.
Оценка качества дошкольного воспитания и обучения 38. Для осуществления комплексного перехода к высокому качеству образовательных услуг, обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию всех детей, выявления проблем в системе дошкольного образования будут проведены исследования по следующим вопросам: качество образовательных услуг, эргономические условия, сбалансированное питание; разработка единых критериев оценки качества образовательных услуг, инструмент оценки качества дошкольного воспитания и обучения для замеров и принятия мер по повышению качества услуг; внедрение системы независимой национальной оценки качества дошкольного образования с использованием рейтинговой шкалы окружающей среды в раннем детстве ECERS, которая используется во всем мире в качестве комплексного инструмента оценки. 39. Образовательное пространство высокого качества с большим выбором ресурсов, соответствующих возрасту и уровню ребенка, является важным составляющим в активной роли собственного обучения ребенка. 40. По итогам мониторинга, проведенного в дошкольных организациях, выявлен низкий показатель параметра "многофункциональность". Особое внимание будет уделено материально-техническому оснащению и созданию условий в дошкольных организациях, будут приняты эргономические решения, направленные на обеспечение эффективности, безопасности и комфортности предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. 41. Дошкольные организации должны создать комфортные условия, доступную пространственно-образовательную среду, способствующую повышению качества обучения, становлению свободной, культурной, образованной, духовно и физически здоровой, социально активной личности. 42. Рациональное питание является одной из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, которое способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, центральной нервной системы и интеллекта, повышает защитные силы организма. 43. По итогам исследования по изучению обеспечения сбалансированного питания детей в дошкольных организациях будут разработаны нормы питания в дошкольных организациях, соответствующие данным современных научных исследований.
Педагог в системе дошкольного воспитания и обучения 44. В меняющемся мире важна способность педагога развиваться, слушать и слышать детей, задавать вопросы, искать доказательства, критически анализировать их и проводить творческие эксперименты. Педагоги должны быть активными исследователями и создателями новых форм работы с детьми, инновационными и ответственными. 45. Реализация модели предполагает комплексный подход к решению вопроса повышения качественного уровня педагогов дошкольных организаций с участием вузов и колледжей: 1) образовательные программы педагогических факультетов вузов и колледжей должны предусматривать подготовку кадров по действующим нормативным правовым актам, обеспечить методическую базу для реализации программ воспитания и обучения, прохождение педагогической практики студентами; 2) для единства теории и практики в подготовке кадров должно быть обеспечено взаимодействие вузов и колледжей с дошкольными организациями по вопросам раннего развития детей; 3) специальности в сфере раннего развития детей будут внесены в список приоритетных специальностей международной стипендии "Болашак" с целью наращивания институционального потенциала вузов через повышение качества профессорско-преподавательского состава. 46. Методистами дошкольных организаций должны осуществляться: 1) мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг; 2) совместное определение направления развивающих программ; 3) помощь педагогу в изучении интересов детей для организации возможности совместного с родителями выбора развивающих программ для ребенка; 4) помощь педагогу в выявлении точечных проблем в его практике; 5) оказание методической помощи педагогам в организации игровых зон, подборе учебных ресурсов; 6) методическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей; 7) совершенствование практики педагогов через предоставление возможности обмена опытом, повышение квалификации, самореализацию; 8) внедрение инновационных подходов.
Обеспечение условий для работы с детьми с особыми образовательными потребностями 47. Развитие инклюзивного образования будет обеспечено через: 1) формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми потребностями; 2) совершенствование научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образовательного процесса; 3) разработку и внедрение механизмов, форм, способов использования практико-ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения процесса включения детей с особыми потребностями в образовательную среду; 4) совершенствование системы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями и организацию психолого-педагогического сопровождения; 5) осуществление преемственности инклюзивных технологий между дошкольным и школьным уровнями образования; 6) осуществление информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования; развитие социального партнерства организаций, деятельность которых связана с решением проблем инклюзивного образования (дошкольные организации, осуществляющие инклюзивную практику; ресурсные центры по поддержке инклюзивного образования; научно-исследовательские центры; высшие учебные заведения; специальные организации образования; общественные организации); 7) углубление сотрудничества с зарубежными организациями и партнерами с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики инклюзивного образования; 8) развитие системы прогнозирования потребностей дошкольных организаций, осуществляющих инклюзивную практику; 9) обеспечение групп с детьми с особыми образовательными потребностями необходимыми квалифицированными специалистами (логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог и др.).
Работа с родителями и родительской общественностью 48. В дошкольном воспитании и обучении следует принимать во внимание все факторы, которые имеют влияние на жизнь и развитие ребенка. Следовательно, очень важно выстраивать работу с ребенком во взаимодействии с родителями, окружением. Необходимо учитывать все особенности: социальное положение, историю семьи, культурные особенности и традиции страны, характер и особенности ребенка. Повседневное общение с родителями и их вовлечение в процессы адаптации и обучения должны быть одной из главных задач коллектива дошкольной организации. 49. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным воспитанием и обучением ставятся целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие перед системой образования, предполагают повышение ответственности родителей за результативность учебно-воспитательного процесса. Проблема вовлечения родителей в процесс детского развития, воспитания и обучения будут решены через: 1) повышение педагогической культуры родителей; 2) включение родителей в деятельность дошкольной организации. 50. Перед системой дошкольного воспитания и обучения ставится цель вовлечения родителей стать активными участниками педагогического процесса путем оказания им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели предусматривается: 1) установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; 2) объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей; 3) создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов дошкольной организации; 4) подготовка педагогов для установления конструктивного сотруднического взаимоотношения с родителями и законными представителями детей. 51. В работе с родителями будут использованы новые форматы родительских собраний, которые должны проходить в виде тренингов, семинаров, "дней добрых дел", педагогического совета с участием родителей, родительской конференции, нетрадиционных форм общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольной организации, где родители должны лучше знать своего ребенка, видеть его в другой, новой для себя обстановке, взаимодействовать с педагогами. Рекомендуется проведение индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, дискуссии по проблеме, "устные журналы", педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, "ток-шоу", просмотр видеозаписей занятий и режимных моментов с последующим обсуждением и другие. Для родителей детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использование интерактивных методов активизации, интервьюирование, рейтинговой оценки обсуждаемой проблемы, обсуждение несколько различных точек зрения.
Глава 4. Ожидаемые результаты
52. Реализация модели позволит: 1) на уровне дошкольной организации: создать условия для целостного развития счастливых, здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения; разработать вариативные учебные программы, использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса; создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка; формировать личностные качества ребенка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции; расширить формы сотрудничества с семьей; разработать комплексную программу сбалансированного питания; разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения; создать условия для детей раннего возраста; 2) на уровне педагогов: подготовить квалифицированных педагогов для работы в современных условиях; обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов; создать культуру исследований с проведением рефлексии с целью совершенствования процесса развития ребенка; развивать компетенции, необходимые для работы в современных условиях; обеспечить прохождение курса "вхождение в профессию" (для молодых специалистов); 3) обеспечить детям: физическое благополучие; социально-эмоциональную компетентность; развитие когнитивных навыков коммуникаций; высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию; развитие инициативности, самостоятельности и ответственности; заботу о себе и окружающих; умение делать самостоятельный осознанный выбор; работу в команде; развитие критического мышления; поддержание креативности; психолого-педагогическую поддержку; 4) предоставить родителям возможность: быть участниками образовательного процесса; обеспечить сохранение психического и физического здоровья ребенка; развивать индивидуальные возможности ребенка; повысить уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг; получать консультативную помощь в создании условий для целостного развития ребенка дома. |