NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 13:59 ast
11:59 msk

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2021 года №137
Об утверждении модели развития дошкольного воспитания и обучения
07.04.2021 / политика и общество

В целях дальнейшего развития сферы дошкольного воспитания и обучения Правительство Республики Казахстан ПОСТAНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую модель развития дошкольного воспитания и обучения.
2. Министерству образования и науки Республики Казахстан в месячный срок утвердить План реализации модели развития дошкольного воспитания и обучения.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит опубликованию.

Премьер-Министр
Республики Казахстан A. Мамин

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 15 марта 2021 года №137

Модель развития дошкольного воспитания и обучения

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая модель развития дошкольного воспитания и обучения (далее - модель) разработана во исполнение пункта 1 Плана мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных на третьем заседании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан 27 мая 2020 года, на основе норм Конституции и законодательства Республики Казахстан с учетом норм Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Aссамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года, и определяет направление изменений, необходимых для трансформации дошкольного воспитания и обучения, в соответствии с меняющимися требованиями к развитию и обучению детей и актуальными научными данными.
2. Основные понятия, используемые в настоящей модели:
1) модель - совокупность подходов и принципов, определяющих направления развития и совершенствования дошкольного воспитания и обучения;
2) целостное развитие ребенка - физическое, психологическое, социальное, эмоциональное здоровье и безопасность ребенка, обеспечиваемые через создание условий для двигательной активности, полезного и полноценного питания, доброжелательных отношений и организацию развивающей среды;
3) потребности ребенка - потребность в игре, движении, выборе, чувстве контроля над своей жизнью, занятиях полезной деятельностью, близких теплых отношениях, общении, создании нового, изучении, экспериментах, познавательной активности;
4) развивающая среда - среда с разнообразными материалами, спланированная для поддержания детской инициативы, обеспечивающая свободный доступ к предметам и игрушкам и возможность самостоятельно выбирать занятия, и реализовывать свои идеи в течение дня;
5) поддерживающие отношения - доброжелательные отношения взрослых к детям, поощрение самостоятельности, уважение личности каждого ребенка, поддержка в сложные для ребенка моменты;
6) инклюзивное образовательное пространство - среда, организованная с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка, в которой все дети чувствуют эмоциональную, интеллектуальную и академическую поддержку, включены в социализацию и участвуют независимо от идентичности, предпочтений в воспитании и обучении;
7) качественные значимые взаимодействия - взаимодействие педагога с каждым ребенком персонально, с искренним интересом к занятиям ребенка и его мнению, выслушивая, предлагая поддержку, демонстрируя теплое отношение к ребенку;
8) раннее развитие - развитие ребенка в период от рождения до поступления в школу;
9) ранний возраст - период от рождения до трех лет:
10) педагог - лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
3. Модель ориентируется на гармоничное сочетание национальных ценностей с современными теориями целостного раннего развития детей.

Глава 2. Aнализ текущей ситуации дошкольного воспитания и обучения;

7) высокая текучесть кадров; 4. Основные принципы государственной политики в области дошкольного образования определены в Законе Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании").
5. Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы образования осуществляются в семье или с одного года до приема в первый класс в дошкольных организациях, независимо от форм собственности. Предшкольная подготовка детей осуществляется с пяти лет в дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, независимо от форм собственности, или в семье.
6. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №988 (далее - Госпрограмма), определены основные направления развития образования, в том числе развития дошкольного воспитания и обучения. Доступное и качественное дошкольное образование входит в перечень целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций до 2030 года.
7. В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию дошкольного воспитания и обучения. Государственная политика в системе дошкольного воспитания и обучения направлена на обеспечение доступности и создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения.
8. Сеть дошкольных организаций в стране расширилась, в том числе благодаря Программе по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением "Балапан" на 2010 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года №488. За счет привлечения частного бизнеса для открытия дошкольных организаций и размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение сеть частных дошкольных организаций увеличилась более чем в 13 раз - с 347 единиц в 2010 году до 4556 единиц в 2020 году.
9. В 2021 году сеть дошкольных организаций составила 10759 единиц, из них 6949 детских садов и 3696 мини-центров, 6080 государственных и 4679 частных дошкольных организаций, которые посещают более 903 тысячи детей от 1 до 6 лет.
10. За последние 10 лет в большей степени решены вопросы охвата детей дошкольным воспитанием и обучением. На данном этапе приоритеты развития дошкольного образования направлены на повышение качественных показателей, которые предусмотрены в реализации модели.
11. В системе дошкольного воспитания и обучения имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения:
1) несоответствие используемых методов и форм работы с детьми современным требованиям;
2) недостаточно всегда учитывается развитие познавательных интересов детей, их любознательность и самостоятельность;
3) несогласованность в наборе ключевых навыков, приобретаемых на разных уровнях образования, которая создает препятствия к построению системы обучения в течение всей жизни (lifelong learning);
4) низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие системы измерения и оценивания качества дошкольного воспитания и обучения;
5) нехватка и устаревание кадров;
6) непрестижность профессии педагога
8) несоответствие содержания программ подготовки педагогов современным тенденциям мировой науки;
9) изолированность детей с особыми образовательными потребностями;
10) дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде;
11) недостаточная связь с родительской общественностью.
12. Отсутствие системы оценки качества работы дошкольного воспитания и обучения, упрощение процедуры проверки, исключение лицензирования, внедрение уведомительного порядка деятельности дошкольных организаций привели к низкому качеству услуг дошкольного воспитания и обучения.
13. Исследование, проведенное в Казахстане, с использованием международной шкалы оценки качества ECERS-R показало уровень в 4,1 балла по 7-балльной шкале, что соответствует оценке "среднее качество", тогда как "хорошее качество" начинается с 5 баллов. Высокий показатель дошкольные организации получили по подшкале "Присмотр и уход", в то время как оценка ниже 4,0 была по подшкалам "Структурирование программы", "Взаимодействие", "Речь и мышление" и "Предметно-пространственная среда", особенно по показателям как игра и специальные условия для детей с ограниченными возможностями. Самые низкие баллы были по подшкале "Виды активности" по таким показателям, как кубики, математика, игра, природа/наука, музыка/движение, искусство, мелкая моторика и др. Были выявлены низкая насыщенность и доступность среды детям. Исследование показало необходимость уделения внимания на взаимодействие ребенка с учителем, эмоциональное развитие ребенка, усиление индивидуального подхода и поддержку интересов ребенка.
14. В Госпрограмме определено ограниченное количество индикаторов, связанных с качественным показателем образовательных услуг на уровне дошкольного воспитания и обучения, - навыки грамотности детей, охват дошкольными организациями, уровень образования педагогов, тогда как международная практика показывает, что качество дошкольного воспитания и обучения - понятие, включающее множество компонентов и отражающее локальный контекст.
15. Существуют три группы качественных показателей и каждый международный инструмент оценки качества организаций, предоставляющих услуги в области обучения и ухода за детьми, имеет свой баланс этих показателей:
1) структурное качество - организация и дизайн системы дошкольной организации, внутренняя организация пространства, уровень образования и профессионализма педагогов, дизайн куррикулума, финансовое регулирование, соотношение количества детей к количеству взрослых, индивидуальный подход к детям, условия для безопасности детей, аккредитация;
2) качество процесса - организация развивающего процесса для детей педагогами в дошкольных организациях, включая время игровой деятельности, сколько времени уделяется игре, значимые взаимодействия между педагогом и детьми и между детьми, насколько уход и образование вплетены в ежедневную практику, которая является дружественной к ребенку и отвечает его потребностям, взаимоотношения педагогов с семьей каждого ребенка, вовлеченность родителей и ежедневная практика педагогов в дошкольных организациях;
3) качество результата - польза, получаемая детьми, семьями, обществом от конкретной дошкольной организации, результат его влияния на благополучие детей, измерение эмоционального, морального, ментального, психологического благополучия и развития детей, социальных навыков, подготовленности к дальнейшей жизни, здоровье детей и их готовность к школе.
16. Большинство из этих показателей не учитываются в системе дошкольного воспитания и обучения в Казахстане. Необходимо дальнейшее развитие системы дошкольного воспитания и обучения с учетом и в соответствии с лучшей мировой практикой, обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей дошкольного возраста и удовлетворение потребностей родительской общественности в получении качественных услуг.

Глава 3. Содержание модели

Цель и задачи модели
17. Цель модели - определить направление и принципы развития дошкольного воспитания и обучения через трансформацию системы воспитания и обучения, предусматривающей формирование и социализацию здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей.
18. Задачи модели:
1) создать условия для трансформации содержания дошкольного воспитания и обучения путем научно обоснованного совершенствования педагогического процесса через обеспечение гибкости учебных планов и программ, в том числе для инклюзивного образования;
2) обеспечить нормативное правовое сопровождение изменений в содержания дошкольного воспитания и обучения;
3) повысить качество дошкольного воспитания и обучения через определение критериев качества и разработать инструмент оценки качества образования;
4) обеспечить целостность процесса раннего развития ребенка на основе гармоничного сочетания современных теорий с национальными особенностями;
5) разработать структуру и определить направления вариативных учебных программ на основе научных обоснований;
6) создать культуру исследовательской деятельности в ежедневной работе дошкольных организаций на уровне педагогов и организации образования;
7) обеспечить непрерывность профессионального роста педагогов;
8) обеспечить удовлетворенность родителей образовательными услугами путем установления партнерских взаимодействий.
19. Комплексные меры по развитию дошкольного воспитания и обучения, обеспечению качества образования:
1) обновление нормативной правовой базы, регулирующей содержание и условия реализации программ дошкольного воспитания и обучения;
2) обеспечение научно-методологического и учебно-методического сопровождения;
3) разработка и внедрение вариативных учебных программ;
4) разработка критериев оценки качества воспитания и обучения;
5) совершенствование подходов в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей;
6) совершенствование программ подготовки педагогов и актуализация программ курсов повышения квалификации педагогов дошкольных организаций в части методики раннего развития детей.

Нормативное правовое сопровождение
20. На современном этапе развития Республики Казахстан происходят глубокие социально-экономические изменения в системе дошкольного воспитания и обучения, требующие поиска новых подходов и новых эффективных форм организации процессов развития, воспитания и обучения детей. Это своевременно отражено в Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.A. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050" от 14 декабря 2012 года, Госпрограмме, Законе "Об образовании" и других основных нормативных документах и подзаконных актах. В данных нормативных правовых документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан.
21. Реализация модели предполагает внесение изменений в сопутствующие нормативные правовые акты после проведения научных исследований в сфере дошкольного воспитания и обучения, разработку рекомендаций по улучшению условий развития и повышения качества образовательных услуг.

Изменение подходов к процессам развития, воспитания и обучения
22. В современном мире подход к образованию меняется вместе с быстроменяющимися реалиями, в которых живут и растут наши дети. Взгляд на образование как на продолжающийся в течение жизни процесс, в котором начало совпадает с моментом рождения ребенка, предполагает принятие гибких стандартов организации образовательного процесса. Дети проводят в организациях образования большое количество времени, что ведет к пониманию важности создания соответствующих условий для проживания детьми периода детства в гармоничной, доброжелательной, развивающей, инклюзивной, справедливой среде, в которой уважают культурное и этническое разнообразие.
23. Ребенок должен восприниматься как активный участник своего обучения, у которого есть право и возможности конструировать свое собственное понимание мира.
24. Дошкольный период - ступень подготовки к школе, этап развития жизненно важных навыков ребенка. Следовательно, должен измениться подход к роли дошкольного воспитания и обучения в жизни ребенка от организованной учебной деятельности к созданию условий для максимального развития потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Важно следовать за интересами ребенка и строить его день исходя из выбранных ребенком активностей, не ограничиваясь заранее запланированными педагогом действиями.
25. Воспитание и развитие начинается с самого раннего детства, что подтверждается научными выводами. При этом в воспитании детей большое значение должно иметь благополучная обстановка в семье, моральные качества родителей. Поэтому необходимо объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей.
26. Овладение навыками совместной игры, навыками трудовой деятельности, чистоты, порядка, организованности, детского мышления, восприятия, рисования и другими навыками должно происходить в форме игры. Игра - ведущая деятельность и основное средство развития детей.
27. Социально-эмоциональное обучение является важной составляющей в развитии ребенка. Оно состоит из понимания и управления своими эмоциями, эмпатии и постоянно развивающихся навыков общения. Чем спокойнее ребенку в отношениях с воспитателями и другими взрослыми дошкольной организации, тем качественнее развивается его эмоциональная и социальная компетентность, являющаяся основой психоэмоционального благополучия ребенка. Необходимо уделять особое внимание развитию социально-эмоциональных навыков детей в дошкольных организациях и дома.
28. Изменение требований к организации условий для детей предполагает также пересмотр нормативных правовых актов с приведением в соответствие с современными научными обоснованиями о процессах развития ребенка в возрасте от 1 года до приема в 1 класс.
29. Современные мировые тенденции демонстрируют фокус педагогов на создание условий для полноценного развития каждого ребенка, соответственно, нужно отдать предпочтение программам, направленным на индивидуальный подход к процессам развития, воспитания и обучения ребенка.
30. Дошкольным организациям будет предоставлена возможность самостоятельного определения направления развития, на основе которого на педагогическом совете разрабатываются и утверждаются альтернативные развивающие программы.
31. Дошкольные организации будут использовать вариативные индивидуальные адаптированные программы, различные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса; создавать безбарьерную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка, развития жизненно необходимых физических, социальных, эмоциональных, коммуникативных, познавательных навыков.
32. Для педагогов будут разработаны образцы недельных циклограмм с учетом возраста детей, содержащие примеры различных игр для занятий, методические рекомендации по методикам проведения развивающих игровых занятий с алгоритмом технологического процесса организации игровых действий с детьми разных возрастных групп.
33. Обучение детей раннего и дошкольного возраста должно осуществляться через организованную учебную деятельность, ежедневные практики и взаимодействия.
34. Роль педагога - привитие знаний о здоровье, коммуникациях, основах математики и других областях знаний в течение дня в диалогах с детьми (о здоровье и важности питания педагог говорит во время приема пищи; о природе рассказывает на прогулках). Педагогом должны транслироваться навыки коммуникации. В диалогах с детьми педагог должен показывать приемы общения, напоминать о чувствах собеседника, рассказывать о вежливости и правилах обращения к другим людям. С учетом значимости устного народного творчества в воспитании детей необходимо поддерживать интерес ребенка к сказкам и книгам. Особенности раннего и дошкольного возраста детей заключаются в том, что дети учатся через активные действия и практику. Поэтому организованная учебная деятельность должна проводиться только в игровой форме.
35. Задачи образовательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения должны реализовываться через организацию доступной предметно-пространственной среды, когда ребенок может самостоятельно выбирать те занятия, которые ему интересны на данный момент. Задача педагога - отмечать интересы детей, вести диалоги с каждым ребенком во время занятий. Формы занятий должны подбираться педагогом.

Методическое сопровождение деятельности дошкольных организаций
36. В странах с высоким уровнем качества дошкольного образования на постоянной основе проводятся эмпирические и прикладные исследования, которые позволяют отслеживать текущие проблемы в сфере и разрабатывать соответствующие рекомендации, педагоги выстраивают деятельность в соответствии с актуальными научными данными, занимаются исследовательской деятельностью на постоянной основе, проводя исследование своих действий и рефлексируя над практикой и откликом детей. Для этого необходим соответствующий уровень мастерства педагогов и желание постоянно развиваться и учиться.
37. Для решения проблемы по научному обоснованию и сопровождению деятельности дошкольных организаций на базе республиканского центра "Дошкольное детство" будет создан Институт раннего развития детей, при методических кабинетах регионов - мобильные группы по вопросам раннего развития детей, в деятельность которых войдут следующие функции:
1) оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольного воспитания и обучения в реализации образовательных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;
2) обеспечение сбора, анализа и систематизации опыта работы, создание банка данных об эффективных формах работы и их результатах;
3) создание творческих групп по разработке содержания методической работы дошкольного воспитания и обучения согласно направлениям деятельности;
4) предоставление педагогам возможности повышения профессиональной компетентности через различные формы организации методической работы;
5) создание условий педагогам дошкольного воспитания и обучения для ознакомления с опытом работы педагогического коллектива и отдельных педагогов.

Оценка качества дошкольного воспитания и обучения
38. Для осуществления комплексного перехода к высокому качеству образовательных услуг, обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию всех детей, выявления проблем в системе дошкольного образования будут проведены исследования по следующим вопросам: качество образовательных услуг, эргономические условия, сбалансированное питание; разработка единых критериев оценки качества образовательных услуг, инструмент оценки качества дошкольного воспитания и обучения для замеров и принятия мер по повышению качества услуг; внедрение системы независимой национальной оценки качества дошкольного образования с использованием рейтинговой шкалы окружающей среды в раннем детстве ECERS, которая используется во всем мире в качестве комплексного инструмента оценки.
39. Образовательное пространство высокого качества с большим выбором ресурсов, соответствующих возрасту и уровню ребенка, является важным составляющим в активной роли собственного обучения ребенка.
40. По итогам мониторинга, проведенного в дошкольных организациях, выявлен низкий показатель параметра "многофункциональность". Особое внимание будет уделено материально-техническому оснащению и созданию условий в дошкольных организациях, будут приняты эргономические решения, направленные на обеспечение эффективности, безопасности и комфортности предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста.
41. Дошкольные организации должны создать комфортные условия, доступную пространственно-образовательную среду, способствующую повышению качества обучения, становлению свободной, культурной, образованной, духовно и физически здоровой, социально активной личности.
42. Рациональное питание является одной из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, которое способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, центральной нервной системы и интеллекта, повышает защитные силы организма.
43. По итогам исследования по изучению обеспечения сбалансированного питания детей в дошкольных организациях будут разработаны нормы питания в дошкольных организациях, соответствующие данным современных научных исследований.

Педагог в системе дошкольного воспитания и обучения
44. В меняющемся мире важна способность педагога развиваться, слушать и слышать детей, задавать вопросы, искать доказательства, критически анализировать их и проводить творческие эксперименты. Педагоги должны быть активными исследователями и создателями новых форм работы с детьми, инновационными и ответственными.
45. Реализация модели предполагает комплексный подход к решению вопроса повышения качественного уровня педагогов дошкольных организаций с участием вузов и колледжей:
1) образовательные программы педагогических факультетов вузов и колледжей должны предусматривать подготовку кадров по действующим нормативным правовым актам, обеспечить методическую базу для реализации программ воспитания и обучения, прохождение педагогической практики студентами;
2) для единства теории и практики в подготовке кадров должно быть обеспечено взаимодействие вузов и колледжей с дошкольными организациями по вопросам раннего развития детей;
3) специальности в сфере раннего развития детей будут внесены в список приоритетных специальностей международной стипендии "Болашак" с целью наращивания институционального потенциала вузов через повышение качества профессорско-преподавательского состава.
46. Методистами дошкольных организаций должны осуществляться:
1) мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг;
2) совместное определение направления развивающих программ;
3) помощь педагогу в изучении интересов детей для организации возможности совместного с родителями выбора развивающих программ для ребенка;
4) помощь педагогу в выявлении точечных проблем в его практике;
5) оказание методической помощи педагогам в организации игровых зон, подборе учебных ресурсов;
6) методическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей;
7) совершенствование практики педагогов через предоставление возможности обмена опытом, повышение квалификации, самореализацию;
8) внедрение инновационных подходов.

Обеспечение условий для работы с детьми с особыми образовательными потребностями
47. Развитие инклюзивного образования будет обеспечено через:
1) формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми потребностями;
2) совершенствование научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образовательного процесса;
3) разработку и внедрение механизмов, форм, способов использования практико-ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения процесса включения детей с особыми потребностями в образовательную среду;
4) совершенствование системы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями и организацию психолого-педагогического сопровождения;
5) осуществление преемственности инклюзивных технологий между дошкольным и школьным уровнями образования;
6) осуществление информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования; развитие социального партнерства организаций, деятельность которых связана с решением проблем инклюзивного образования (дошкольные организации, осуществляющие инклюзивную практику; ресурсные центры по поддержке инклюзивного образования; научно-исследовательские центры; высшие учебные заведения; специальные организации образования; общественные организации);
7) углубление сотрудничества с зарубежными организациями и партнерами с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики инклюзивного образования;
8) развитие системы прогнозирования потребностей дошкольных организаций, осуществляющих инклюзивную практику;
9) обеспечение групп с детьми с особыми образовательными потребностями необходимыми квалифицированными специалистами (логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог и др.).

Работа с родителями и родительской общественностью
48. В дошкольном воспитании и обучении следует принимать во внимание все факторы, которые имеют влияние на жизнь и развитие ребенка. Следовательно, очень важно выстраивать работу с ребенком во взаимодействии с родителями, окружением. Необходимо учитывать все особенности: социальное положение, историю семьи, культурные особенности и традиции страны, характер и особенности ребенка. Повседневное общение с родителями и их вовлечение в процессы адаптации и обучения должны быть одной из главных задач коллектива дошкольной организации.
49. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным воспитанием и обучением ставятся целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие перед системой образования, предполагают повышение ответственности родителей за результативность учебно-воспитательного процесса. Проблема вовлечения родителей в процесс детского развития, воспитания и обучения будут решены через:
1) повышение педагогической культуры родителей;
2) включение родителей в деятельность дошкольной организации.
50. Перед системой дошкольного воспитания и обучения ставится цель вовлечения родителей стать активными участниками педагогического процесса путем оказания им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели предусматривается:
1) установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
2) объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей;
3) создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов дошкольной организации;
4) подготовка педагогов для установления конструктивного сотруднического взаимоотношения с родителями и законными представителями детей.
51. В работе с родителями будут использованы новые форматы родительских собраний, которые должны проходить в виде тренингов, семинаров, "дней добрых дел", педагогического совета с участием родителей, родительской конференции, нетрадиционных форм общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольной организации, где родители должны лучше знать своего ребенка, видеть его в другой, новой для себя обстановке, взаимодействовать с педагогами. Рекомендуется проведение индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, дискуссии по проблеме, "устные журналы", педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, "ток-шоу", просмотр видеозаписей занятий и режимных моментов с последующим обсуждением и другие. Для родителей детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использование интерактивных методов активизации, интервьюирование, рейтинговой оценки обсуждаемой проблемы, обсуждение несколько различных точек зрения.

Глава 4. Ожидаемые результаты

52. Реализация модели позволит:
1) на уровне дошкольной организации:
создать условия для целостного развития счастливых, здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения;
разработать вариативные учебные программы, использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса;
создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка;
формировать личностные качества ребенка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции;
расширить формы сотрудничества с семьей;
разработать комплексную программу сбалансированного питания;
разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения;
создать условия для детей раннего возраста;
2) на уровне педагогов:
подготовить квалифицированных педагогов для работы в современных условиях;
обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов;
создать культуру исследований с проведением рефлексии с целью совершенствования процесса развития ребенка;
развивать компетенции, необходимые для работы в современных условиях;
обеспечить прохождение курса "вхождение в профессию" (для молодых специалистов);
3) обеспечить детям:
физическое благополучие;
социально-эмоциональную компетентность;
развитие когнитивных навыков коммуникаций;
высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию;
развитие инициативности, самостоятельности и ответственности;
заботу о себе и окружающих;
умение делать самостоятельный осознанный выбор;
работу в команде;
развитие критического мышления;
поддержание креативности;
психолого-педагогическую поддержку;
4) предоставить родителям возможность:
быть участниками образовательного процесса;
обеспечить сохранение психического и физического здоровья ребенка;
развивать индивидуальные возможности ребенка;
повысить уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг;
получать консультативную помощь в создании условий для целостного развития ребенка дома.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заявление Президента Республики Казахстан по ситуации на кыргызско-таджикской государственной границе 30.04.2021
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем единства народа Казахстана 30.04.2021
Запрет на продажу и аренду иностранцам сельхозземель будет установлен законодательно 30.04.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2021 года №270 30.04.2021
Асет Исекешев принял участие в заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ 30.04.2021
Пандемия воровства 30.04.2021
Роман Скляр дал поручения по вопросам предупреждения и ликвидации лесостепных пожаров 30.04.2021
В Мажилисе обсудили вопросы сокращения разрыва в качестве образования в городских и сельских школах 30.04.2021
Жилой комплекс никогда никуда не перенесут 30.04.2021
Вопросы охраны прав на интеллектуальную собственность обсудили в Сенате 30.04.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz