NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 20.04.2021 22:32 ast
19:32 msk

О реформе государственного управления
Данияр Ашимбаев: Не так давно были опубликованы сразу три важных стратегических документа – Общенациональные приоритеты Республики Казахстан на период до 2025 года, Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года и Концепция развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года. Планы грандиозные, но отличающиеся несколькими существенными недостатками
08.04.2021 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, turanpress.kz, 7 апреля

Не так давно были опубликованы сразу три важных стратегических документа – Общенациональные приоритеты Республики Казахстан на период до 2025 года, Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года и Концепция развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года. Планы грандиозные, но отличающиеся несколькими существенными недостатками.
Во-первых, не дается адекватная оценка существующей ситуации. Во-вторых, отсутствует анализ предыдущих реформ. В-третьих, отсутствует механизм реализации. Тут, правда, нужно уточнить, что механизм должен быть прописан в правительственных и отраслевых программах. В-четвертых, практически не заложен механизм внешнего контроля, за исключением тех, которых можно достигнуть махинациями со статистикой и грамотным выбором измерителей. Кстати, сами слово "контроль" ппавненько выпадает в последние годы из задач государственного управления, заменяясь более интеллигентным понятием "оценка". Что характерно – в качестве критериев прописаны позиции в различных международных рейтингах в качестве хоть какой-то попытки обеспечить объективность. В-пятых, даже с учетом предыдущих пунктов документы предельно декларативны.
Нет, у нас, конечно, есть "Система ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов" и "Система государственного планирования", утверждаемые соответственно президентом и правительством, есть множество контрольных органов, но, как уже не раз говорилось, отсутствует как явление системная организация государственного управления. Планы составляются что называется "от балды", постоянно корректируются и перекрываются новыми, еще более амбициозными и стратегическими планами. Исполнение характеризуется постоянными структурными и кадровыми изменениями, нестабильностью институтов и правил игры, не говоря уже о коррупции, злоупотреблениях и некомпетентности. Контроль как бы есть, но скорее в виде регулярной сдачи приглаженной отчетности по тем показателям, которые мало характеризуют реальную эффективность той или иной программы.
Эффективная структура государственного управления так и сложилась. Да и как ей сложится, если каждый год создаются. реорганизуются и упраздняются министерства, агентства и комитеты, каждый месяц происходит уточнение и перераспределение функций? Причем каждая конкретная реформа считается окончательной, стратегической и вообще замечательной, если не учитывать того факта, что не дожидаясь получения хоть каких-либо результатов, начинается следующая.
Растущий и быстро бюрократизирующийся государственный сектор экономики, который только в Казахстане называется "квазигосударственным", что, видимо, подчеркивает исключительно его неподконтрольность государству, давно утратил смысл своего существования. Если в создании первых национальных компаний и институтов развития своя логика присутствовала, то последующие СПК, фонды, холдинги, операторы и прочие такого рода работой уже не занимались. В свое время придумали термин "трансформация" и отбивались им от всех критиков и контролеров.
Аналогичным образом и госаппарат в целом выработал за эти годы важнейшее условие своего существования – самостоятельно ставить себе задачи, причем так, чтобы мониторинг и "оценка" осуществлялись в идеале собственными силами и на базе самостоятельно рассчитанных показателей. А если этого не хватает, то нужно "повышать градус" реформирования.
Вот, например, красивая фраза из Национального плана – "В систему государственного планирования внедрят научные методы прогнозирования и разработки сценариев". Никого не хочу обидеть, но возникает вопрос: а раньше "научные методы" не использовались? Вот, к примеру, АО "Институт экономических исследований" МНЭ в прошлом году из бюджета получил 1,4 млрд. тенге без всяких тендеров, а в этом ему предусмотрено выделение еще 755 млн. Он разве не должен был "научные методы" внедрять? Или его единственным достижением является назначение бывшего директора в министры?
Еще один замечательный посыл – "Будет реализована инициатива "Data-driven government" ("Правительство на основе данных"), которая предполагает принятие решений на государственном уровне с учетом проверенных фактических данных, аналитики и надежных обоснованных прогнозов. Это позволит проводить политику, основанную на фактах (evidence-based policy making), и четко прогнозировать потенциальный эффект от новых инициатив и принимать соответствующие решения". Мудрость, видимо, подчеркивается английскими терминами, но тут же встает вопрос: а что, раньше проверенных фактических данных в виде той же государственной статистики не было? И если уж продолжать мысль, то получается, что и План и Приоритеты построены на ненадежных данных и с использованием ненаучных методов…
Пробежимся по Концепции, которая в отличие от предыдущих содержит оценку существующего положения и сильно запутанный обзор истории вопроса. Концепция делает упор на то, что государство должно быть человекоцентричным и слышащим. В документе охвачено множество сфер взаимодействия государства с бизнесом, гражданским обществом и населением, но между постановкой вопроса и описанным идеалом отсутствует особая конкретика. Прописан проект "Е-петиция", но без механизма реализации. Или возьмем, к примеру, "принцип подотчетного государства", который "включает в себя: информационную открытость, доступность, подотчетность обществу"
и "основывается на участии граждан в принятии государственных решений, а также широком использовании современных информационных технологий и новых средств коммуникации при взаимодействии с гражданами". Принцип есть, а алгоритм отсутствует.
О взаимоувязках между Планом и Концепцией хорошо говорит то, что замечательная фраза "Оценка эффективности деятельности государственных служащих будет привязана к стратегическим целям и задачам, декомпозированным на основе теории перемен" (План) никак не расшифрована в Концепции. Даже с учетом того, что под "теорией перемен" видимо понимается "теория изменений" (theory of change). Ближе всего к этой сложнопонимаемой мысли лежит маловразумительное предложение – "Учитывая высокую скорость изменений и степень неопределенности, порядок утверждения и внесения изменений в стратегические документы будет дебюрократизирован". По всей видимости, авторы документа, делая нарезки из разных учебных пособий, имели в виду то, что планы менялись, меняются и будут меняться. И осуждать за это чиновников было бы неправильно.
Из старых же учебников перекочевало в Концепцию и предложение о том, что "следует развивать институт трансформационных лидеров". Последние, согласно справочникам, являются образцом для подражания для последователей. Это простая мысль в изложении авторов теории запутана донельзя, а в казахстанских реалиях звучит весьма двусмысленно.
Много раз повторяются тезисы о необходимости создания компактного госаппарата и избавления от дублирующих и непрофильных функций. Под непрофильными функциями государственные и квазигосударственные "манагеры" обычно понимают то, что не приносит прибыль, или наоборот – приносит слишком много. Причем здесь есть интересный нюанс: при "передаче в конкурентную среду" тот или иной объект называется "непрофильным", "избыточным" или "неэффективным", а после приватизации вдруг выясняется, что этот "уникальный комплекс, работающий для государственных нужд", который завязан на прямое бюджетное финансирование. Аналогично осуществляется передача чего-либо "в аутсорсинг". Из всего процесса приготовления ("дрова рубил", "муку молол", "тесто месил") в управление передается исключительно процесс поедания пирожков.
Теперь поговорим о компактности. Развитие аппарата в Казахстане идет циклически: сначала все бегают с криками о том, что аппарат, мол, разросся и нужно его оптимизировать. Потом те же люди бегают с криками, что множество вопросов выпало, растворилось, потерялось и нужно срочно создавать соответствующие ведомства или повышать статус. И так, видимо, будет всегда.
Что касается дублирования, то в казахстанских условиях это, похоже, единственная вещь, которая заставляет аппарат хоть немного работать. Своего рода аппаратная конкуренция. Когда с коррупцией боролись три ведомства, а не одно, то чиновник более или менее боялся брать – мало ли кто дел возбудит. Когда тем же строительством и строительным контролем занимались и центр, и акимат, то периодически возникал выбор между двумя вариантами застройки, да и одна контора не ленилась попить кровь у другой. Теперь все монополизировано в акиматах, которые – как видно на примере того же Алматы – демонстрируют безвкусицу и жадность. Поэтому, как бы прискорбно это не звучало, но система сдержек и противовесов какой-то результат давала.
О появлении скрытых проблемных зон как раз говорит появление новых структур со схожим функционалом. Взять создание того же АСПИРа и ВСР: ведь вроде как были (и есть) МНЭ с экономическим блоком АП, не считая дюжины различных советов и комиссий по экономическим реформам. А вот недавнее введение должности "специального представителя президента по международному сотрудничеству" заставляет по-другому посмотреть на эффективность нашей внешней политики: ведь только в этом году статус главы МИД был поднят до уровня вице-премьера, а в АП вместо помощника по международным делам ввели пост заместителя руководителя администрации. Так сказать, один – для веса, второй – для баланса, третий – для балансировки баланса.
Что же касается результатов самой политики, то в Концепции прописан "принцип эффективного государства". После многочисленных слов о диалоге с населением, институтами гражданского общества и экспертами (правда, в других разделах), мы видим фразу – "система государственного управления должна позволять замерять эффективность и результативность деятельности институтов государственного управления и качество государственных услуг". То есть, диалог-диалогом, но замеры эффективности государства – это прерогатива самого государства. Если, кстати, вернуться к началу текста, то там формами "конструктивного общественного диалога" значатся "проведение отчетных встреч перед населением, личный прием граждан, создание общественных советов, регулярное размещение информации на официальных интернет-ресурсах и аккаунтах в социальных сетях". Ладно, выпал общественный контроль и внешняя экспертная оценка, но в тексте ничего нет про парламентский контроль, да и про маслихаты не упомянули.
В другом приоритете (который "Культивирование ценностей патриотизма") есть в принципе важный индикатор – "ежегодное повышение уровня удовлетворенности населения реализуемыми в стране политиками, обусловливающими чувство гордости за свою страну и желание содействовать ее процветанию". Понятно? Гордиться можно, а проверять нельзя.
Наш интеллектуально и духовно развитый чиновник с лидерскими качествами будет, видимо, обладать и телепатическими способностями. Цитирую: "Будет внедрен проактивный подход, в рамках которого услуги оказываются до подачи гражданином заявления на основе его профиля, потребностей и жизненной стадии", Следующее предложение – "Услуги будут оказаны по принципу "одного заявления", что сократит сроки и повысит их качество". В итоге так и не ясно – что первично: заявление или услуга. Но смысл – исходя из контекста документа – видимо, такой: правильный государственный служащий может сам определить, что нужно гражданину на самом деле.
И вот так – практически каждый абзац.
Сначала документ показался нарезкой цитат из брошюр типа "Эффективный менеджмент для чайников", но в нем есть и другой смысл (если это слово вообще применимо): максимально возможное забалтывание здравого смысла, повышения эффективности и транспарентности системы управления, нацеленное на сохранение статус-кво.
Вернусь к Национальному плану, где есть такой тезис: "Отбор в государственный аппарат будет осуществляться согласно профильным знаниям и по таким компетенциям, как аналитическое мышление, лидерство, креативность и инициативность". И ни слова про моральные качества или деловые способности. Вот, пожалуй, главное, что можно сказать о "Концепции развития государственного управления".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 20.04.2021
Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Комиссии по цифровизации 20.04.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2021 года №241 20.04.2021
Никакой уступки земли нет - разъяснение КНБ по ситуации в селе Коптогай 20.04.2021
Рабочий график главы государства 19.04.2021
Сенаторы приняли участие в работе пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи СНГ 19.04.2021
Н.Нигматулин: Мажилис рассмотрит вопросы бюджетного законодательства 19.04.2021
Итоги привлечения инвестиций в I квартале 2021 г. рассмотрены на заседании Инвестштаба 19.04.2021
А. Мамин провел заседание Проектного офиса по вопросам предпринимательства 19.04.2021
Кому война… 19.04.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.21 Вторник
79. НАБИЕВ Жаугашты
73. МУЖЧИЛЬ Татьяна
71. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
70. КОСАНОВ Жумаш
69. ДАРИНОВ Ауезхан
68. МЕЛДЕХАНОВ Умерзак
62. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
62. СУЛЕЙМЕН Усен
60. УМИРСЕИТОВ Бахыт
59. БЕКТАЕВ Али
59. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
56. САТИМБЕКОВ Канат
55. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
52. АШИМБАЕВ Самат
52. ТУРТАЕВ Алмат
...>>>
21.04.21 Среда
76. РАИСОВ Толеген
73. ПЛЯЦУК Владимир
72. ХАЛИЛА Абдилак
68. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
68. ТОБАЯКОВ Бахытжан
64. БАДАНОВ Мейрам
64. ЖАРКЕНОВ Аскар
64. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
62. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
59. МУКАТОВ Кажгалей
58. ТОТАЕВ Бауржан
58. ЯБРОВ Владимир
57. АБДРАХМАНОВ Кайрат
55. АКУЛОВ Григорий
48. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.21 Четверг
82. ТАМПАЕВ Ян
75. АДИЛБАЕВ Жумадил
75. ОГАЙ Евгений
73. МОЛДАКЫНОВ Такен
72. ИТПАЕВ Марс
71. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
71. КУЛМАХАНОВ Амир
69. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
68. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
67. СОРОКИН Александр
66. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
63. ДЖАНБУРШИН Ербулан
63. ХАЛИМОВ Мэлсат
61. БИЖАНОВ Керимжан
61. КАРИМОВ Ермек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz