NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:39 ast
12:39 msk

Мажилис поддержал инициированный Президентом законопроект о запрете продажи иностранцам и аренде ими земли сельхозназначения
По словам спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина, принятие и реализация этого закона имеет большое значение, поскольку позволяет прекратить все неконструктивные дискуссии по этой теме и сосредоточиться на вопросах дальнейшей модернизации сферы землепользования
08.04.2021 / политика и общество

Нур-Султан, 7 апреля, Дом Мажилиса

На пленарном заседании под председательством Спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина депутаты одобрили в первом чтении инициированные Президентом страны законодательные поправки по вопросам земельных отношений.
Законопроектом предусматривается введение запрета на обладание иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, юридическими лицами Республики Казахстан с иностранным участием, международными организациями, научными центрами с международным участием, а также кандасами земельными участками сельскохозяйственного назначения на праве частной собственности и на праве временного землепользования.
В связи с этим из земельного законодательства исключаются материальные нормы права, регламентирующие вопросы предоставления прав на сельскохозяйственные земли иностранным землепользователям и совместным предприятиям, имеющим долю иностранного участия, а также кандасам.
При этом предусмотрено, что право временного землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные до 1 июля 2016 года на условиях аренды вышеуказанным землепользователям, действует до окончания срока действия договора аренды и не подлежит продлению.
Законопроект поддержали депутаты всех парламентский фракций и депутатской группы АНК.
- Одобрив сегодня в первом чтении данный законопроект, мы тем самым поддержали законодательную инициативу Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева по вопросам земельных отношений. Полный законодательный запрет на продажу и аренду земли иностранцам – это предельно четкий ответ на один из важнейших вопросов, волнующих казахстанское общество, – подчеркнул Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин.
При этом, по словам Спикера Мажилиса, принятие и реализация этого закона имеет большое значение, поскольку позволяет прекратить все неконструктивные дискуссии по этой теме и сосредоточиться на вопросах дальнейшей модернизации сферы землепользования.
В первом чтении "добро" депутатов получил законопроект с сопутствующими поправками "О контроле специфических товаров".
Как отметил Председатель Мажилиса, введение новых законодательных норм обеспечит эффективность контроля таких товаров. Для этого депутатами также внесены необходимые поправки.
В частности, проектом закона устанавливается порядок экспорта и импорта специфических товаров, в т.ч. программного обеспечения технологий и научно-технической документации. При этом статьей 275 УК РК предусмотрена ответственность только за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
В связи с этим депутаты предложили ввести ответственность и за незаконный импорт данных товаров и услуг.
Поддержав депутатов, Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин назвал внесенное предложение концептуальной поправкой.
- Если руководствоваться правительственным вариантом законопроекта, то получается, что любое незаконное перемещение через границу технологий, научно-технической документации, программного обеспечения запрещено. Но в соответствии с Уголовным кодексом карается только незаконный экспорт. Поэтому, наверное, правильно подошли депутаты, установив наказание не только за незаконный экспорт, но и за незаконный импорт специфических товаров, – отметил Нурлан Нигматулин.
Предложение депутатов поддержали разработчик законопроектов – Министерство индустрии и инфраструктурного развития, а также Генеральная Прокуратура.
В ходе обсуждения депутаты также подняли вопрос контроля за перемещением специфических товаров через казахстанские участки внутренних границ ЕАЭС.
В связи с этим Спикер Мажилиса отметил, что введение международного импортного сертификата – это своего рода гарантия того, что контролируемая Казахстаном продукция двойного назначения будет использована только в законных целях.
- Это важно. Это наши международные обязательства, – подчеркнул Нурлан Нигматулин.
При этом Председатель Мажилиса акцентировал внимание на важности того, чтобы министерства, входящие в систему контроля специфических товаров, были готовы к практической реализации всех законодательных норм законопроектов.
Также законопроектом предусматривается создание физическими и юридическими лицами Республики Казахстан, осуществляющими научную и (или) производственную деятельность по обеспечению государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности государства и систематически получающими доходы от внешнеэкономических операций со специфическими товарами, внутрифирменных систем контроля.
Кроме того, законопроектом детально регламентируются информирование в сфере контроля специфических товаров и международное сотрудничество.
Мажилис одобрил предложение согласительной комиссии по преодолению разногласия между Мажилисом и Сенатом Парламента Республики Казахстан по проекту Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи".
На пленарном заседании депутаты взяли в работу ряд новых законопроектов, поступивших в Мажилис. Это проект Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", а также законодательные поправки по вопросам выборов. Среди новых законопроектов также инициированные депутатами законодательные новшества относительно развития социального предпринимательства и дополнения в Налоговый кодекс.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Д.Нурманбетова, А.Скакова, Д.Еспаева, Ф.Каменов, А.Конуров, В.Набиев, С.Накпаев, Г.Нурумова, Г.Кулахметов, Г.Елеуов, А.Перуашев.

---

Депутатский запрос Елеуова Г.А.
министру здравоохранения Республики Казахстан Цою А.В.

Уважаемый Алексей Владимирович!
Глава государства в ходе совещания по нераспространению коронавирусной инфекции обратил внимание, что "фиксируется недостаток как лекарственных препаратов, так и медицинских изделий, и мед.оборудования. В среднем отделения реанимации оснащены только на 64% от требуемых стандартов" (конец цитаты).
В условиях длительного сохранения высокой заболеваемости COVID-19 вопрос обеспеченности медицинских учреждений оборудованием, гарантирующим лучшую результативность, становится еще более актуальным.
И поэтому на заседании МВК по нераспространению коронавирусной инфекции под председательством Вице Премьер- Министра Тугжанова Е.Л. от 17 ноября 2020 года даны конкретные поручения Министерству здравоохранения и акимам регионов обеспечить внедрение кислородной терапии методом высокопоточной назальной кислородной терапии (далее – ВНКТ) из расчета 1 аппарат на 10 ковидных коек.
Высокопоточная назальная кислородная терапия – это современный и эффективный метод дыхательной поддержки, не травмирующий слизистые дыхательных путей.
Всемирная организация здравоохранения включила высокопоточную назальную кислородную терапию в клинические протокола лечения COVID-19, данный метод также присутствует в протоколах лечения США, Китая, Австралии, Новой Зеландии, Турции.
ВОЗ указывает, что именно высокопоточная назальная кислородная терапия, по сравнению со стандартной кислородной поддержкой, снижает длительность госпитализации, улучшает прогноз течения болезни. Также согласно данным авторитетного журнала Lancet использование данного метода снижает сам риск перевода пациентов на ИВЛ на 50%.
Клиническая эффективность аппаратов высокопоточной назальной кислородной терапии подтверждена и отечественным опытом применения. Первыми технологию изучили в Национальном научном кардиохирургическом центре. Метод сразу показал высокую эффективность и был включен в клиническую практику.
По завершению пандемии аппараты могут быть перенесены в отделения пульмонологии, неонатологии, педиатрии и инфекционные стационары.
Однако что мы имеем по факту? Решение Межведомственной комиссии не выполнено. Нынешняя оснащенность медицинских организаций аппаратами высокопоточной назальной кислородной терапии составляет в среднем лишь 22%. При чем обеспеченность по регионам неравномерна, к примеру, в Атырауской, Кызылординской, Мангистауской областях эти аппараты и вовсе отсутствуют, а ведь речь идет о жизни и здоровье наших граждан.
Мы должны приложить все усилия по многократному увеличению шансов на выживаемость и минимизировать риски летальных исходов.
На основании вышеизложенного, прошу Министерство здравоохранения:
1) предоставить агрегированную по всем регионам информацию касательно оснащенности кислородными концентраторами, аппаратами ВНКТ и аппаратами ИВЛ в разрезе медицинских организаций как факт, так и планируемое дооснащение;
2) пояснить причины неисполнения решений Межведомственной комиссии;
3) выработать стандарт и довести до регионов четкие показатели оснащенности медицинских организаций с учетом статистики заболевших, тяжести случаев, прогноза эпид.ситуации, наличия специалистов.

Депутат Г. Елеуов

---

Депутатский запрос Еспаевой Д.М.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
В ходе недавнего совещания по эпидемиологической ситуации в стране, президент К.Токаев дал крайне нелицеприятную оценку работе Минздрава, санитарных врачей и акиматов, отметив, что основная часть их работы свелась к ограничению деятельности различных секторов экономики, рейдам мониторинговых групп и штрафам.
Глава государства отметил, что – цитирую: "Ограничения и последующие рейды не приносят ожидаемых результатов, становятся причиной социального напряжения. Нарекания бизнесменов стала вызывать работа мониторинговых групп, она порой имеет выборочный, непрозрачный характер – одни заведения могут проверяться постоянно, иные не проверяться вообще".
Фракция демократической партии "Ак жол" полностью разделяет такую оценку. Вынуждены напомнить, что в своих депутатских запросах мы неоднократно указывали на неправовой и коррупциогенный характер деятельности мониторинговых групп и налагаемых ими штрафов.
Мы предлагали отказаться от запретов и перейти к разумному регулированию бизнеса, в соответствии с Предпринимательским кодексом.
Согласно Кодексу, проверки на соблюдение санэпидтребований должны проводить СЭС. Однако повсеместно предпринимателей проверяют совсем джругие: полиция, акиматы, их стажеры (т.е. даже не должностные лица), волонтеры и т.д. Санврачи только выписывают штрафы на основании т.н. "протоколов" этих групп.
При этом сами мониторинговые группы нередко не соблюдают масочный режим, нарушают законные права предпринимателей, по своему усмотрению взламывают объекты; запрещают предпринимателям вести видеосъемку своих действий, чтобы не было возможности оспорить их беспредел.
В мониторинговых группах нет конкретного должностного лица, которое бы несло всю полноту ответственности за действия группы, нанесение ущерба бизнесу и вымогательства с предпринимателей. Они превратились в непонятных налетчиков, которые сами себе и Конституция, и закон.
Недаром на местах уже появились самозванные группы, не относящиеся вообще ни к каким госорганам, а грабящие предпринимателей под видом мониторинга.
На все наши предыдущие обращения о незаконности таких действий, органы прокуратуры отвечают, что полиция и акиматы создают мониторинговые группы, потому СЭС могут проводить проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом только при наличии экстренного сообщения о нарушениях и угрозе заражений.
А акиматы и полиция, оказывается, могут не обращать внимания на Кодекс.
Но это же прямое игнорирование закона! Действие закона может приостанавливаться только в период ЧП, но он закончился год назад, 11 мая прошлого года. Поэтому все госорганы обязаны соблюдать закон.
Кроме того, вызывают многочисленные вопросы сами ограничения, вводимые санврачами. В каждом регионе вводятся свои ограничения, часто противоречащие и здравому смыслу и делению на зеленые-желтые-красные зоны.
Например, ограничения по времени работы общепита и магазинов вводятся где-то до 20:00 часов, где-то до 23:00-24:00 часов; причем нередко в "красных" зонах какие-то объекты работают дольше, чем в "зеленых".
Почему санврачи уверены, что в кафе риск заражения больше, чем в переполненном автобусе, или, что именно после 22 часов вирус вдруг "просыпается" и гуляет активнее, чем до 22 часов? На какие статистические, научные доказательства уже больше года опираются такие решения?
С точки зрения здравого смысла, гораздо важнее ограничить наполняемость закрытых помещений, чем время их работы; гораздо эффективнее требовать соблюдения дистанции, чем запрещать одни объекты и закрывать глаза на гулянки в других.
Еще более непонятно, когда бизнес штрафуют за нарушения масочного режима посетителями. По этой логике, продавщицы или официантки должны драться с мужиками, да еще и не с одним. А тем временем, закон о защите прав потребителей запрещает бизнесу отказывать в обслуживании клиентов. И таких противоречий закону и здравому смыслу можно перечислить множество.
Не случайно президент К.Токаев отметил, что все эти ограничения и последующие рейды не приносят ожидаемых результатов. Зато они обескровили и разорили малый и средний бизнес, оставили без средств к существованию тысячи семей.
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция "Ак жол" требует:
1. Ликвидировать мониторинговые группы, либо привести их состав и действия в соответствие Предпринимательскому кодексу, а также определить лицо, ответственное за все действия каждой группы.
2. Министерству здравоохранения разработать единые санитарные требования для зон по степени распространения коронавируса.
3. Снять запреты по дням и времени работы объектов торговли, общепита и общественного транспорта, оставив только ограничения по масочному режиму и норме площади на посетителя (3-4 кв.м.).
4. Прекратить наказывать предпринимателей за нарушения клиентов.
5. Отказаться от применения ст.425 КоАП к нарушениям масочного режима, перчаток и ковриков. Эти нарушения не являются предметом данной статьи и предусмотренных в ней гигантских штрафов.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Конурова А.О.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Скляр Р.В.

Уважаемый Роман Васильевич!
Cкоро будет отмечаться 60 лет со дня первого полета человека в космос. Это историческое событие неразрывно связано с казахстанским космодромом "Байконур". За минувшие десятилетия и этот уникальный объект, и отрасль в целом пережили как взлеты, так и падения.
На нынешнем этапе мы наблюдаем в мире мощное возрождение интереса к космической сфере: осуществляются прорывные научные миссии, реализуются смелые коммерческие проекты.
Второе рождение переживает космическая экономика. Ее особенностью является вовлечение, как частного сектора, так и большего числа стран.
Так, проект по изучению Марса реализуют Объединенные Арабские Эмираты. Половина стран Ближнего Востока и Северной Африки имеют космические программы и за последние десять лет почти удвоили свои инвестиции – с 775 миллионов долларов в 2010 году до 1,3 миллиарда долларов в 2020 году.
Китай планирует в наступившей новой пятилетке строительство частного космодрома, чтобы обеспечить растущий спрос частных космических компаний.
В Новой Зеландии с населением менее 5 миллионов человек создана частная компания, которая уже называется главным конкурентом знаменитой корпорации Илона Маска SpaceX.
В Казахстане, к сожалению, вектор движения прямо противоположный. Мы все еще сохраняем гордый статус космической державы – во многом, благодаря Байконуру и изначально имели более выгодные стартовые условия, по сравнению со многими странами. Но развитие космического сектора идет по нисходящей траектории, постепенно угасая. Имеющийся потенциал пока не раскрывается, не приносит отдачи стране.
Реализуются отдельные проекты, осваиваются значительные бюджетные средства. Но в целом, все это не имеет под собой стратегического видения, больших понятных задач и объединяющих идей. Например, перспективы проекта "Байтерек" до сих пор не ясны.
Аналогичным образом складывается ситуация вокруг комплекса Байконур и города Байконыр. Объемы космической деятельности там неуклонно сокращаются. Нет четкого понимания, как будет развиваться регион дальше.
Сегодня различные страны уделяют пристальное внимание космической индустрии не из-за престижа, а по чисто прагматичным соображениям. Космическая индустрия дает толчок целому пласту высокотехнологичных сфер: робототехнике, созданию новых материалов, ядерным и информационным технологиям, развивает науку.
В Казахстане крайне ограничено число отраслей, благодаря которым мы могли бы претендовать на переход к пятому технологическому укладу. Космическая индустрия же является отличной возможностью войти и закрепиться в пуле передовых высокотехнологичных стран.
Фракция Народной партии Казахстана считает, что необходимо безотлагательно определиться со стратегией по отношению к космодрому, городу Байконыр и развитию отечественной космической отрасли.
Также просим предоставить следующие сведения.
1. Реальные перспективы проекта "Байтерек" и других инициатив по развитию космической отрасли, в том числе на объектах Байконура.
2. Текущая оценка стоимости активов космодрома "Байконур" и динамика ее изменения за период Независимости.
3. Экономическая основа развития города Байконыр и поселка Торетам в случае дальнейшего падения объемов градообразующей отрасли.
Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.

Депутаты фракции
"Народной партии Казахстана":
А. Конуров
Ж. Ахметбеков
Ф. Каменов
Г. Кулахметов
А. Милютин
А. Паяев
С. Решетников
А. Скакова
Е. Смайлов
И. Смирнова

---

Депутатский запрос Кулахметова Г.З.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Скляру Р.В.

Уважаемый Роман Васильевич!
Самая волнующая казахстанцев проблема на сегодняшний день – это повышение цен на продукты питания, тарифы и услуги. Ко всему этому прибавилось хроническое сезонное обострение – повышение цен на горюче-смазочные материалы. Все это на фоне пандемии, когда покупательская способность населения итак ниже всяких пределов. По данным февральского опроса ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия", "44% опрошенных сказали, что экономическое положение страны плохое или очень плохое. В 2020 году таких было 14%, а, например, в 2009-м – 15%. Материальное положение своей семьи назвали плохим и очень плохим 26%. А 13% сказали, что денег не хватает даже на продукты питания, что по существу есть показатель нищеты. А тех, кому "хватает на еду, но не хватает на одежду", впервые с 2004 года стало 35%".
Последней каплей стало заявление министерства энергетики о повышении с 1 апреля предельных тарифов теплоэлектростанций на 15%. Аргументируют эту бессовестную меру необходимостью модернизации оборудования, износ которой составляет 53%! Якобы у производителей электроэнергии средств не хватает даже на ремонт, а им еще нужно повышать зарплаты сотрудникам и нести прочие расходы. То есть сложилась ситуация, когда монополисты, как обычно, решают свои проблемы за счет потребителей, повышая предельные тарифы.
Тут стоит напомнить Закон Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка" от 2012 года. Этот закон был принят с прогрессивными на тот момент новшествами, суть которых сводилась к тому что, принятые поправки должны способствовать введению рынка мощности как механизма, обеспечивающего поставщикам (инвесторам) гарантированную возможность возмещения затрат на ввод нового оборудования, т.е. на модернизацию и перевооружение отрасли, что позволило бы:
- обеспечить долгосрочную надежность системы электроснабжения;
- повысить инвестиционную привлекательность отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий для инвесторов в генерирующие мощности;
- сформировать объективный и "справедливый" механизм ценообразования на электроэнергетическом рынке.
Закон должен был обеспечить:
- повышение прозрачности деятельности электростанций;
- повышение ответственности электростанций, субъектов естественных монополий и доминатов за исполнение инвестиционных обязательств;
- обеспечение соответствия объема инвестиционных обязательств электростанций уровню тарифного дохода;
- а также ввод новых электрических мощностей и ускоренное обновление устаревшего парка основного оборудования электростанций.
На тот момент предполагалось, что новый закон позволит соблюсти баланс интересов потребителей, предпринимателей и государства. Четко и ясно прописано, что поставщики услуг обязаны инвестировать в оборудование и вовремя модернизировать свой парк.
Однако в ноябре 2018 года на заседании Совета Безопасности президент Н. Назарбаев подверг резкой критике энергетическую отрасль и назвал преступлением повышение тарифов. Он отметил, что монополисты заработали за семь лет миллиарды тенге, обещая модернизацию производства. Но вместо того чтобы инвестировать и обновлять мощности, крупные энергетические компании незаконно обогащались за счет потребителей. В стоимость услуг включались премии, бонусы работникам, вознаграждения по кредитам, а также необоснованно завышались производственные затраты. Тогда и встал остро вопрос обоснованности существующих тарифов и президент дал поручение пересмотреть тарифы на электроэнергию. Было снижение предельной величины тарифа на мощность – с 700 тыс. тенге до 590 тыс. тенге за 1 МВт. И тогдашний министр энергетики Бозумбаев пообещал, что тарифы на электроэнергию не будут повышаться до 2025 года включительно. Подход Министерства энергетики Республики Казахстан, тогда был концептуально поддержан Правительством.
Одной из целей принятия новых поправок в вышеназванный проект закона было повышение прозрачности инвестиционной деятельности энергетической отрасли. Аналогичная норма в виде принципа содержится в Законе "О разрешениях и уведомлениях: прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации".
На сайте министерства энергетики поясняется, что повышения 2019 года, 2020 года и 2021 года происходят по одним и тем же причинам: рост тарифов ВИЭ, рост цен на топливо. При этом никому не понятно, какие расходы включены в тариф на производство электрической энергии, отсутствуют прозрачность и открытость при принятии решений. Возможно, ответы знает только Департамент развития электроэнергетики МЭ, но держит почему-то в тайне. При этом МЭ является отраслевым регулятором, соответственно, имеется факт конфликта интересов при утверждении тарифов энергопроизводящих организаций. Получается, что МЭ само дает разрешение и само же контролирует соблюдение требований законодательства. Налицо раздробленность органов, отсутствие единого регулятора.
Руководствуясь Конституцией и действующим Законодательством, в целях соблюдения принципа баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства, который реализуется через обеспечение достаточного уровня безопасности деятельности, максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на предпринимателей, предлагаем:
- создать единый орган, объединяющий некоторые функции министерства энергетики и министерства национальной экономики, для передачи ему регуляторных функций по утверждению тарифов ЖКХ (вода, тепло, электричество, газ и др.);
- передать созданный орган под контроль президента;
- ввести ценовое регулирование стоимости энергетического угля (основного фактора удорожания электричества и тепла);
- зафиксировать нынешнюю цену на товарный и сжиженный газ до 2025 года.

Члены фракции
"Народная партия Казахстана"
З.Г. Кулахметов
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
А. О. Конуров
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
Е.В. Смайлов
И.В. Смирнова

---

Депутатский запрос Набиева В.Г.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
Поводом нашего обращения к Вам послужили проблемы, связанные с прохождением очереди и мониторингом получения жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Нужно сказать, что при выяснении некоторых обстоятельств по данному вопросу развернулась целая детективная история, произошедшая с Бабаш Ақылбек, 1950 г.р., инвалидом ІІ группы, опекуном своей внучки, который обратился в акимат города Шымкент с вопросом очередности опекаемой внучки по жилью, состоящей в очереди с 2015 года.
В ответе акимата города Шымкент сообщалось, что в 2020 году в третьем мегаполисе страны обеспечены жильем 48 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ее очередь под номером 510.
В целях уточнения информации нами были направлены письма в соответствующие государственные органы о предоставлении данных за период с 2016 по 2020 годы. В ответах министерств индустрии и инфраструктурного развития, а также образования и науки сообщалось о 46 выданных квартирахза 2020 год по городу Шымкент, что подтверждается сведением из портала НАО "Правительство для граждан". И здесь налицо несоответствие информации по выданному жилью (то есть недосчитались двух квартир).
Следует отметить, что на строительство и приобретение арендного жилья для социально-уязвимых слоев населения в 2020 году по г. Шымкент затрачено около 2,2 млрд, по республике 32 млрд. тенге.
Также не совпадают некоторые данные местного исполнительного органа с цифрами, представленными министерствами за аналогичный период, что приводит к неоднозначному выводу с положением дел не только в отдельно взятом регионе, но и в стране в целом. Полагаем, что в действующей в стране системе распределения жилья по категории "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей", отсутствует четкость, прозрачность очередности, что влечет всевозможные спекуляции и коррупционные действия.
Необходимо отметить, что, по сведениям профильных министерств, количество нуждающихся в жилье по категории "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей" в 2020 году по республике составило 59406, из которых 876 лиц, т.е. 1,4% получили квартиры из государственного жилищного фонда.
В этой связи считаем, что назрела необходимость в создании доступной, удобной в использовании, единой электронной базы, где дети-сироты идети, оставшиеся без попечения родителей, смогли бы увидеть, каким образом продвигается их очередность.
Для реализации поручения Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о мерах защиты прав граждан в социальной сфере на основе АО "Жилстройсбербанк Казахстана" Правительством создан институт развития и поддержки – "Отбасы банк", на который возложены функции по централизованному учету, постановке и распределению жилья.
В ходе заседания Правительства Республики Казахстан 23 февраля текущего года рассмотрены новые подходы к жилищной политике в стране. Министерством индустрии и инфраструктурного развития озвучена информация о предпринимаемых мерах по совершенствованию механизмов жилищной политики, охватывающих население с доходами выше прожиточного минимума. На базе "Отбасы банка" Министерством планируется создать "Центр по обеспечению жильем", который будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет всех нуждающихся в жилье, а также распределение жилья.
Однако, как стало известно, в данной базе "Отбасы банка" опции по прохождению очереди и получению жилья детьми-сиротами не учтены.
Уважаемый Ералы Лукпанович, на основании изложенного, просим Вас поручить соответствующим ведомствам рассмотреть вопрос о включении в вышеуказанную единую базу Центра по обеспечению жильем данные, позволяющие населению отслеживать очередность, распределение жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, с ежеквартальным обновлением этих данных.
Ответ просим предоставить в сроки, установленные действующим законодательством.

Депутаты
Мажилиса Парламента,
избранные от
Ассамблеи народа Казахстана
В. Набиев
С. Абдрахманов
А. Амирханян
И. Буларов
Н. Дементьева
Ю. Ли
Ш. Осин
В. Тохтасунов
А. Хамедов
член фракции "Народная партия Казахстана"
Г. Кулахметов

---

Депутатский запрос Нурманбетовой Д.Н.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
Одним из важных поручений руководства страны является сокращение разрыва качества среднего образования между городскими и сельскими школами. Особенностью казахстанской системы школьного образования является наличие в ней малокомплектных школ (далее – МКШ), которые состовляют 53% от всех сельских школ (наибольшее количество МКШ в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Костанайской областях).
Вместе с тем, проводимые Министерством образования и науки, реформы школьного образования недостаточно учитывают специфику деятельности МКШ.
Так особого внимания требует процесс внедрения обновленного содержания среднего образования, а вместе с ним расчет педагогической нагрузки учителей МКШ и их заработной платы. К примеру, один учитель МКШ, ведущий несколько разных предметов, имеет колоссальную методическую нагрузку при подготовке к урокам и их проведении одновременно в нескольких классах. В то же время, из-за небольшого контингента учащихся и совмещения класс-комплектов учителя МКШ не имеют полной недельной нагрузки, что отражается на уровне их заработной платы, которая все еще ниже чем у городских учителей.
Немаловажной проблемой МКШ остается организация работы ресурсных центров (так называемых "опорных школ"), которые являются базой образовательных ресурсов для близлежащих "магнитных школ". Проведение сессий для обучающихся "магнитных школ" ложится дополнительной неоплачиваемой нагрузкой на функциональные обязанности завучей, директоров и педагогов ресурсных центров.
По всей республике на 2787 МКШ работает лишь 186 ресурсных центров, к которым и то не всегда организован подвоз учащихся. К примеру, в Восточно-Казахстанской области на 343 МКШ работает всего 7 ресурсных центров с прикреплеными 40 "магнитными школами". Оставшиеся 296 МКШ предоставлены сами себе и ведут учебный процесс самостоятельно.
Возможно, часть проблем МКШ могла быть решена при наличии качественного интернета, но, к сожалению, около 70% таких школ имеют скорость интернета ниже 4 Мбит/с (часто от 1,5 до 2,9 Мбит/с), которого недостаточно для проведения полноценных занятий в онлайн формате.
Несмотря на то, что в МКШ на 1 компьютер приходится 4 ученика, замены в некоторых регионах требует 80% компьютерной техники. Таким образом, интернет для МКШ малодоступен, а в дополнение к этому получаем еще и факт "цифрового неравенства".
Важно отметить, что финансовые затраты на одного ученика МКШ в среднем в 4 раза выше, чем на 1 ученика в городе, что закономерно вызывает вопрос: на что тратятся выделенные государством средства?
Для решения изложенных проблем полагаю необходимым:
1) пересмотреть нормативы содержания МКШ путем обновления механизмов финансирования их деятельности и ресурсных центров, в т.ч. условия оплаты труда педагогам, организация подвоза и питания, обеспечение материально-технической базой и др.;
2) обеспечить качественную подготовку педагогов со знанием образовательных технологий и методик обучения, соответствующих дидактической базе МКШ;
3) скорректировать количество педагогических часов на одну ставку для учителя МКШ;
4) обеспечить МКШ компьютерной техникой, а также высокоскоростным интернетом (не ниже 10 Мбит/с) в рамках реализации программы "Цифровой Казахстан".
Ответ на депутатский запрос просим предоставить в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.

Депутат Мажилиса
Парламента Республики Казахстан,
член фракции партии "Nur Otan" Д. Нурманбетова

---

Депутатский запрос Нурумовой Г.А.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
На сегодняшний день одним из ключевых вопросов нашего общества остается охват граждан в системе медицинского страхования. Анализ международного опыта показал, что охват социального медицинского страхования в развитых странах составляет 90-95%. И именно к этому показателю мы должны стремиться.
По данным МЗ РК, из почти 19 млн. населения страны на сегодня застрахованы 15 850 000 человек, или 84%. Но из них 11 195 887 человек, или 59,2% – это граждане, входящие в льготную категорию (дети, инвалиды, многодетные и др.), за которых оплачивает государство.
А вот из оставшихся 7 млн. экономически активного населения 3 млн. – почти половина! – не застрахованы. Получается, что эти люди – самозанятые, безработные, которые не производят отчислений в Фонд. И они не могут получить полноценную медицинскую помощь, что нередко приводит к запущенным случаям заболеваний, смертности, в т.ч. материнской, позднему выявлению хронических и социально-значимых заболеваний, как онкология, туберкулез и др.
Если кто-то из этих 3 млн. незастрахованных захочет получить медицинскую помощь в 2021 году, он должен перечислить взносы за весь 2020 год, что, естественно, многим не по карману.
Большое количество незастрахованного населения в Алматинской, Костанайской, Жамбылской, Туркестанской областях, г.Шымкент.
Часто незастрахованным больным, даже в экстренных случаях, отказывают в полноценной медицинской помощи.
Например, в Алматы экстренной пациентке отказали в госпитализации с диагнозом "Замершая беременность" из-за отсутствия статуса застрахованного. Другому больному с приступами мочекаменной болезни отказывали в медицинской помощи, пока он не оплатил за весь 2020 год и 3 месяца 2021 года. На поиски всей суммы ушло сутки и все это время больной мучился от нестерпимой боли, что недопустимо. Идет нарушение законных прав пациентов, но за это никто не понес ответственности!
К тому же, нередко медицинские организации для минимизации напряженной обстановки вынуждены за счет собственных средств оказывать медицинские услуги населению, которые в дальнейшем никем не возмещаются.
Фонд призван возмещать услуги на основе принципа "деньги идут за пациентом".
Но на практике медорганизации даже застрахованным вынуждены отказывать из-за ограничения месячного планового бюджета, установленного Фондом.
К примеру, больница согласно месячному плану пролечила 100 пациентов, 101-му нуждающемуся откажут в помощи, потому что месячный лимит исчерпан.
Поэтому принцип "деньги идут за пациентом" на сегодняшний день не работает. Этот принцип заработает бы в полную силу тогда, когда тендера на медуслуги будут проводиться прозрачно.
И еще один принципиальный вопрос. Глава государства дал поручение о поэтапном повышении заработной платы медицинских работников, уже с 2021 года намечено увеличение зарплаты врачей на 30% и среднего медперсонала на 20%.
Однако, с начала года более 74 тысяч врачей и 180 тысяч медсестер практически не получали повышенную зарплату из-за того, что не было утвержденных нормативных документов, регламентирующих механизм расчетов повышения зарплаты.
Это приводит к социальной напряженности среди медработников. Мало того, дополнительные средства на повышение зарплаты не выделены медорганизациям.
Возникает резонный вопрос – из каких средств должны выплачивать повышенную зарплату?
Также стала традиционной ежегодная задержка финансирования в начале года. Только неделю назад профинансированы медуслуги за январь.
На основании вышеизложенного предлагаем:
1. Учитывая неплатежеспособность, снижение доходов населения из-за пандемии коронавируса, не требовать оплаты взносов за 2020 год, а отчисления в Фонд разделить поквартально или по полугодиям.
2. Чтобы наконец заработал в полной мере принцип "деньги идут за пациентом" финансирование медорганизаций производить по факту, не ограничиваться месячным бюджетом, дабы избежать нарушения прав населения в выборе врача и медорганизации.
3. Активизировать разъяснительную работу акиматов, центров занятости, НПП "Атамекен", ДГД по страхованию самозанятого населения.
Прошу предоставить ответ в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного Закона Республики Казахстан "О Парламенте и статусе его депутатов".
Члены фракции партии "Nur Otan" Г.Нурумова
З.Камасова

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Первому заместителю Премьер-министра РК Смаилову А.А.,
Председателю Агентства по регулированию финансового рынка Абылкасымовой М.Е.

На недавнем совещании по эпидемиологической ситуации, Президент К.Токаев поручил Правительству цитирую: "оперативно проработать… введение отсрочки на уплату отдельных налогов и платежей для субъектов МСБ в пострадавших отраслях…
Агентству по регулированию и развитию финансового рынка и Национальному банку проработать возможность отсрочки платежей по кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики" – цитата окончена.
Демократическая партия "Ак жол" поддерживает эти поручения и выражает признательность Касым-Жомарту Кемелевичу за понимание трудного, а порой отчаянного положения предпринимателей.
Считаем нужным напомнить, что первое подобное поручение Глава государства дал год назад, 23 марта 2020 г., на первом заседании госкомиссии по Чрезвычайному положению.
Уже тогда президент поручил не просто предоставить отсрочку, а разработать и реализовать комплекс мер в данном направлении, сначала до 15 июня, затем – до 1 октября 2020 г.
Фракция демократической партии "Ак жол" сразу же настаивала на тщательной проработке поручения Президента.
Начиная с 15 апреля прошлого года, мы направили 9 запросов и обращений Правительству, Нацбанку и Агентству финансового рынка, где указывали на половинчатость принятой ими механической отсрочки платежей и требовали проработать весь комплекс взаимосвязанных вопросов.
Простая отсрочка в рамках действующего кредитного договора не решает, а усугубляет долговую нагрузку. По ее истечению, накопленная сумма платежей переводится банками в основную сумму долга, и в оставшийся срок договора текущие платежи только возрастают. Это ставит предприятия под угрозу разорения, так как их обороты, например, в сфере услуг, уже более года сократились в 5-6 раз и более.
Поэтому демократическая партия "Ак жол" в указанных обращениях настойчиво предлагала:
1) Не просто отсрочить платежи, но также предоставить МСБ право автоматической пролонгации срока кредитного договора на аналогичный период, для сохранения сумм текущих платежей;
2) В тех же целях запретить банкам конвертировать отсроченные платежи в основную сумму долга, объявив для этого не просто отсрочку, а кредитные каникулы для пострадавших секторов МСБ.
Уже в апреле и мая прошлого года мы указывали, что игнорирование этих предложений приведет к тому, что после окончания отсрочки (1 октября) придется вновь вернуться к указанной проблеме, но время для спасения многих субъектов бизнеса будет утеряно.
Однако наши требования не были услышаны. И если во исполнение Послания Президента осенью прошлого года были рефинансированы кредиты для 8400 проектов бизнеса, то по данным, озвученным на вчерашнем заседании фракции "Ак жол" с членами Ассоциации торговых предприятий и рынков, с участием всех регионов, только в этой отрасли окончательно прекратили работу более 10 тысяч предприятий, не говоря уже об объектах общепита, транспорта и сферы услуг.
Уверены, что Агентство по регулированию финансового рынка, отвечающее за ситуацию в сфере кредитования, было обязано еще летом и осенью прошлого года реально оценить ситуацию, полноценно проработать и исполнить предыдущие поручения Президента, а не дожидаться полгода новых разорений бизнеса.
Вынуждены напомнить, что основа благополучия финансовых рынков – это не только стабильность банков, но прежде всего – платежеспособность их массовых заемщиков, включая малый и средний бизнес.
В этой связи, в рамках исполнения поручения Президента об отсрочке платежей по кредитам, фракция демпартии "Ак жол" повторно направляет вышеуказанные предложения о пролонгации сроков кредитов и введении кредитных каникул для МСБ в пострадавших секторах экономики.
Аналогичным образом предлагаем третью меру:
3) Ввести налоговые каникулы до окончания пандемии, с отменой штрафов и пеня в пострадавших секторах, а также с запретом на введение новых норм налогообложения и его администрирования, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Скаковой А.А.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
В своем Послании народу президент Касым-Жомарт Токаев сказал: "Нам необходим отдельный программный документ по научно-технологическому развитию страны. Его первостепенной задачей станет привлечение науки для решения прикладных проблем национального уровня". Для достижения всех этих целей наука важна и нужна, но в настоящее время казахстанская наука нуждается в том, чтобы сначала были решены ее собственные проблемы.
Упадок уровня и потенциала казахстанской науки стал очевидным трендом. Кризис коснулся всех базовых факторов науки: научных кадров, исследовательской базы, модели управления и финансирования отрасли.
При объективном рассмотрении причин проблем отечественной науки выделяется ряд важных факторов.
Первый фактор. Недооценка главного в науке – наших ученых.
По официальным данным Национального бюро статистики, Министерства образования и науки Республики Казахстан и Фонда науки, сокращение числа научных организаций привело к сокращению исследователей. Численность научных исследователей в государственных НИИ сократилась с 12 660 человек в 2015 году до 9 533 человек в 2019 году (на 24,7%). За последние десять лет заметно ухудшились и качество научной квалификации ученых. Из общего числа, задействованных в научных разработках специалистов-исследователей, по Республике с 2015 года по 2019 год на 82% уменьшилось число докторов наук – старшего поколения ученых. Из них только по направлению "инженерные разработки и технологии" число докторов наук сократилось на 88%.
Заработная плата научных работников начисляется согласно Постановления Правительства Республики Казахстан "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий" №1193 от 31.12.2015 года, где в зависимости от стажа, в среднем заработная плата доктора наук составляет 166,6 тыс. тенге, научного сотрудника – 93,9 тыс. тенге, лаборанта/докторанта – 84 тыс. тенге, магистра – 77,3 тыс. тенге, бакалавра – 75,6 тыс. тенге. Для сравнения, средняя зарплата по Казахстану за 2020 год составила 209,8 тыс. тенге.
В этих условиях важной частью заработной платы ученого служит грант, если таковой имеется и не сокращен в расходах. Но зачастую руководитель гранта ограничивает себя в оплате труда, чтобы сохранить научную группу и выполнить исследование. Также, как и базовое финансирование, грантовое финансирование не покрывает покупку оборудования для исследовательских целей. Отдельных конкурсов и выделенных финансовых средств в целях его приобретения крайне недостаточно.
Таким образом, сегодня ученый имеет низкую зарплату, зависит от наличия гранта, не уверен в завтрашнем дне. При этом требования к ученым непомерно растут с каждым годом. От них все время требуют повышения наукометрических показателей, и при этом казахстанские ученые демонстрируют высокую публикационную активность, у нас неплохие показатели. Наши ученые вынуждены соответствовать, ведь к конкурсам допускаются лишь те, у кого есть соответствующие публикации и материально-техническое оснащение, иначе проект НИР (научно-исследовательской работы) не будет профинансирован. С учетом несовершенства рабочих условий (в первую очередь отсутствия современного лабораторного оборудования) и высоких требований, ученые кооперируются с зарубежными коллегами, таким образом, у нас большинство публикаций выполнены в соавторстве и в коллаборации.
Значение людей науки играет огромную роль в построении передовой и конкурентно способной нации. Молодые ученые работают в сферах, никак не связанных с научной и образовательной деятельностью. Причины оттока молодых из науки – это низкая заработная плата и неудовлетворительные условия исследовательской деятельности. Такая ситуация стала причиной старения научных кадров, потери научных школ и преемственности. А самое главное – мы теряем ценный пласт интеллектуалов, обладающим критическим, конструктивным, созидательным мышлением, которые нужны нашей нации и завтра обеспечат прогрессивное развитие страны. Оценка роли науки для государства ярко показывает история национальной академии наук.
Развивающаяся в тяжелейшее послевоенное время Академия наук Казахской ССР стала флагманом науки и технологии в стране, о чем свидетельствуют выдающиеся результаты казахстанских ученых во главе с Сатпаевым К.И. в областях геологии и металлургии, ядерной физики, естественных и гуманитарныхнаук, сельского хозяйства и энергетики.
В результате создания в 1950-1960 годах национальной научно-технической системы, открывшей эпоху научно-технического прогресса, произошло эволюционное наращивание научных разработок и увеличения количества исследователей, наука "помолодела". Эта научная прослойка казахстанской нации обеспечила настоящий модернизационный рывок Казахстана.
Второй фактор. Неэффективная организационная модель науки, как отрасли – проблемы в управлении и катастрофическое недофинансирование.
Здесь несколько уровней проблем. На макроуровне стоит обратить внимание на то, что в Казахстане в 2019 году достигнут исторический минимум по уровню затрат на НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки) – 0,12% к ВВП. Финансирование из республиканского бюджета на исследования сократилось с 40,7 млрд. тенге в 2015 году до 36,7 млрд. тенге в 2019 году, то есть на 9,8%. Также недостаточным является базовое финансирование науки. При этом базовое финансирование предполагает только содержание зданий, зарплату административно-управленческого персонала. Расходы на оплату труда научных сотрудников и оборудование туда не входят.
Несовершенство системы управления наукой.
Согласно действующему законодательству, единственным субъектом управления наукой является Министерство образования и науки Республики Казахстан вместе с созданными министерством ННС (национальный научный совет). Система рассмотрения и удовлетворения заявок на научные проекты чрезмерно формализованы, проходят пятиступенчатую процедуру.
Предлагаемые формальные требования к заявкам содержат многочисленные, не относящиеся к науке условия, которые в последующем оказываются основанием для отказа научному проекту. Так, из 4488 заявок, поступивших на грантовое финансирование Министерство образования и науки Республики Казахстан на 2018-2020 годы, одобрено только 1096, из 406 заявок на программно-целевое финансирование принято только 93 ННС как единственный решающий орган состоит из числа чиновников, заинтересованных экспертов, представителей ненаучного бизнеса, но без независимых ученых экспертов.
Таким образом, реальное состояние науки на сегодняшний день, с критически низким уровнем ее финансирования не отражает масштабную задачи по вхождению Казахстана в 30 развитых стран и до уровня стран ОЭСР. Как показывает рейтинг стран по затратам на науку передовыми странами являются Швейцария, США, Республика Корея, Китай и др., где ежегодно расходуется на НИОКР в среднем 2.5% к ВВП. Сегодня стране необходимо правильно определится с приоритетами – реальные шаги расходятся со стратегическими планами страны.
Исходя из вышеизложенного депутаты Народной партии Казахстана предлагают:
1. Определить развитие отечественной науки как приоритетную стратегическую задачу и необходимое условие развития Казахстана до уровня стран ОЭСР. С поэтапным увеличением финансирования науки до 0.5-1-1.5-2%;
2. Совместно с научным сообществом разработать новую организационную модель науки, как отрасли, с эффективной системой управления и финансирования;
3. Пересмотреть систему механизма базового и грантового финансирования научных организаций;
4. Существенно, минимум в два раза увеличить оплаты труда научных работников и установить гарантированную базовую заработную им плату;
5. Предусмотреть социальное стимулирование молодых ученых: обеспечить социальным пакетом (страхование здоровья, оплата повышения квалификации, решение жилищных проблем – строительство и предоставление общежитий, арендных квартир c последующим выкупом, льготы по оплате детских садов, санаторных путевок и т.д.).

Депутаты фракции
Народной партии Казахстана
А.А. Скакова
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
А.О. Конуров
Г.З. Кулахметов
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
Е.В. Смайлов
И.В. Смирнова


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заявление Президента Республики Казахстан по ситуации на кыргызско-таджикской государственной границе 30.04.2021
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем единства народа Казахстана 30.04.2021
Запрет на продажу и аренду иностранцам сельхозземель будет установлен законодательно 30.04.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2021 года №270 30.04.2021
Асет Исекешев принял участие в заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ 30.04.2021
Пандемия воровства 30.04.2021
Роман Скляр дал поручения по вопросам предупреждения и ликвидации лесостепных пожаров 30.04.2021
В Мажилисе обсудили вопросы сокращения разрыва в качестве образования в городских и сельских школах 30.04.2021
Жилой комплекс никогда никуда не перенесут 30.04.2021
Вопросы охраны прав на интеллектуальную собственность обсудили в Сенате 30.04.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz