28.04.2021
Первому заместителю Премьер-Министра РК Смаилову А.А.
В депутатскую фракцию "Ак жол" обращаются предприниматели по проблеме исчисления налога на малый коммерческий транспорт. Так, владельцы фургонов для развозки по магазинам небольших партий продукции, уже оплатившие налог, получают уведомления с требованием оплаты недоимки, превышающие прежние суммы налога в десятки раз! Оказалось, что с 2020 года налоговые органы начисляют для них налог на транспорт, предусмотренный для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 куб.см – в связи с этим сумма налога увеличилась с 18,5 до 306 тысяч тенге. Данная ситуация возникла из-за коллизий в действующем законодательстве. Согласно Закону "Об автомобильном транспорте", легковым автомобилем признается автотранспортное средство, имеющее не более 8-ми мест для сидения. А грузовой автотранспорт – это транспортное средство с механическим приводом, предназначенное для перевозки грузов. В соответствии с Налоговым Кодексом (ст.492) при исчислении налога на легковой транспорт применяется объем двигателя, а по грузовым автомобилям начисление налога производится по грузоподъемности. Ранее налоговые органы применяли к малым фургонам ставки для грузовых автомобилей. А так как они имеют небольшую грузоподъемность (до 1,5 тн), то и сумма налога была небольшой, что соответствовало возможностям малого и среднего бизнеса. Но теперь налоговики отказываются от такой практики и стали начислять им налог по объему двигателя, как для легковых авто, что привело к 20-30-кратному увеличению налога на транспорт, и поставило малогабаритные фургоны в один ряд с шикарными лимузинами и престижными внедорожниками. Между тем, если лимузины и джипы служат предметом роскоши и личного статуса, то малый коммерческий транспорт для МСБ – это средство производства. Во всем мире налоговая нагрузка ложится на личное потребление, а налоги на производственные расходы, наоборот – снижаются. Это важнейший принцип стимулирования производственной экономики. Новое "изобретение" налоговых органов обязательно скажется на затратах МСБ, и по мнению предпринимателей, приведет к удорожанию их услуг, росту цен и падению доходов в нынешний крайне сложный период "коронакризиса". Понимая это, налоговые органы предлагают владельцам автомашин обратиться в полицию для изменения категории с "В" на "С" (грузовики). Но в соответствии с Правилами дорожного движения, владельцам грузового транспорта запрещается передвижение по основным улицам населенных пунктов. И тогда фургоны и газели не смогут доставлять товары в магазины и аптеки, оказывать многие другие транспортные услуги. Напомним, что основной задачей горегулирования в сфере экономики является поддержка предпринимательства. Но указанная ситуация явно противоречит этому принципу. Парламентская фракция "Ак жол" считает, что госорганы должны заблаговременно просчитывать возможные последствия своих решений, выявлять и устранять коллизии в отраслевых документах и подходах, а не перекладывать свои недоработки на плечи предпринимателей. В данном случае к проблемам привело отсутствие взаимодействия между госорганами. В связи с вышеизложенным, фракция "Ак жол" считает необходимым срочно проработать и решить вопрос без увеличения нагрузки на предпринимателей, не создавать препятствий работе малого и среднего бизнеса, как и требует Глава государства.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" |