Нур-Султан, 29 апреля, Дом Мажилиса
Обеспечение доступности качественного образования как одна из задач Послания Президента страны стало главной темой обсуждения круглого стола, организованного Комитетом Мажилиса по социально-культурному развитию. Главными вопросами обсуждения стали сокращение разрыва в качестве обучения между городскими и сельскими школами, создание условий для получения учащимися качественного образования независимо от места проживания и языка обучения. Как отметила Председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Джамиля Нурманбетова, на сегодняшний день из 6 957 дневных государственных школ 74,6% являются сельскими школами, из которых 53,6% - малокомплектные. Из 348 723 педагогов страны в сельских школах работают 58%. По результатам международного исследования PISA-2015 различие в качестве образования между городскими и сельскими школьниками показало отставание последних более чем на полгода. А по результатам аналогичного исследования 2018 года это отставание достигло один год. Говоря о мерах, принимаемых государством по сокращению разрыва в качестве среднего образования в городских и сельских школах, вице-министр образования и науки Шолпан Каринова, в частности, отметила модернизацию сельских школ, повышение доступности к широкополосному интернету, а также строительство новых школ. Вместе с тем, по мнению доцента Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Жаслана Нурбаева, именно слабые информационно-коммуникационные технологии являются одной из главных причин неравенства между городскими и сельскими школами. Разрыв в качестве образования также связан с уровнем учителей. По словам Ж.Нурбаева, в сельских школах в 2 раза меньше учителей, имеющий степень магистра, и почти в 1,5 раза меньше учителей высшей категории. В свою очередь директор Департамента трансляции опыта и коммерциализации "Назарбаев интеллектуальные школы" Гулнар Балгабаева, говоря о релизуемом ими проекте "Сельская школа", отметила нехватку аспектов, стимулирующих как учителей, так и учащихся сельских школ. Также необходимым, по мнению Г.Балгабаевой, выступает повышение доступности к дополнительному образованию, обеспечение необходимой литературой. Кроме того, в ходе обсуждения депутатами Мажилиса подняты проблемы диспропорции в подготовке учителей и реальном их количестве в сельских школах, слабого библиотечного фонда. Особого решения, по мнению мажилисменов, требует ситуация "дети на подвозе", когда дети ездят в близлежащие школы. Детализированный ответ у соответствующих госорганов депутаты Мажилиса запросили по обеспечению сельских населенных пунктов высокоскоростным интернетом. Подводя итоги обсуждения, Председатель Комитета Мажилиса Джамиля Нурманбетова отметила среди главных причин сложившейся ситуации – отсутствие стратегических подходов к решению проблем сельских школ. В связи с этим депутаты считают необходимым, в частности, разработать и утвердить концептуальные подходы по сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, повысить качество подготовки и профессионального развития педагогов, предусмотреть гибкость применения компонентов типовых учебных планов и программ в образовательном процессе, а также прохождение студентами преддипломной практики в сельских школах. По итогам заседания выработаны рекомендации, которые будут направлены заинтересованным государственным органам и организациям. |