NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 10:50 ast
08:50 msk

Невыученные уроки из 90-х: казахстанский мегаплан по приватизации
Если мы хотим получить наиболее емкое представление о действительном состоянии казахстанской экономики и настроениях ее владельцев, то лучше всего всмотреться в утвержденные правительством списки объектов приватизации
05.05.2021 / политика и общество

Петр Своик, ia-centr.ru, 4 мая

Если мы хотим получить наиболее емкое представление о действительном состоянии казахстанской экономики и настроениях ее владельцев, то лучше всего всмотреться в утвержденные правительством списки объектов приватизации. Такого еще не было: в частные руки планируется передать свыше 700 компаний, а доля государства в экономике должна сократиться до каких-то 14 процентов!
В том числе, можете себе только представить(!), на продажу выставляются самые экономичные и самые крупные электростанции национальной энергосистемы, НПЗ (до того модернизированные), масса других инфраструктурных объектов, учреждения культуры, образования и здравоохранения. В том числе и такие, значение которых для государства и нации подчеркивает даже каждое слово названия, например, "Национальный научный медицинский центр" в Нур-Султане.
Происходящее – такой форс-мажор, поиск объяснения которого позволяет на многое открыть глаза и увидеть в реальном свете.
Надо сказать, что казахстанцам вообще не пришлось поучаствовать в процессах приватизации. В начале 90-х людям раздали так называемые жилищные купоны, на которые имеющие квартиры могли их приватизировать, однако вскоре квартиры стали оформлять и так, а купоны не пригодились. Потом появились ПИКи – приватизационные инвестиционные купоны, подобие российских ваучеров, с такими "усовершенствованиями", что затея оказалась полностью пустая, ни рынка акций, ни дивидендов гражданам не появилось. Была еще "массовая приватизация" в виде конкурсных продаж парикмахерских, магазинчиков, других мелких объектов. Вот тогда, да, частный собственник образовался, но отнюдь не массовый.
И только по завершении кампаний началось главное – "приватизация по индивидуальным проектам", в ходе которой произошел взаимовыгодный обмен: руководство Казахстана смогло вывести на внешние рынки лежащие тогда на боку нефтедобывающие и металлургические комплексы, а те обрели частных хозяев – реально иностранных, или как бы иностранных.

Вперед в светлое ОЭСР
Начнем с того, что "Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года" предусматривает "кардинальное сокращение доли государственного участия в экономике". Зачем – не уточняется, это ведь и так всем понятно. А кому – непонятно, но пожалуйста, не сочтите это наше утверждение как попытку увести в конспирологию. Все открыто и записано в том же "Национальном плане…": к 2025 году Казахстан собирается подготовить заявку на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития. А стандартам ОЭСР надо соответствовать.
Но тут вот какое дело, заявку на вступление подать можно, а вступить – не получится. Хотя такое намерение ОЭСР и сейчас всячески поддерживает, и будет поддерживать вплоть до 2050 года, если, конечно, сама до того времени сохранится.
Это та же заманивающая история, что и с поставленной в "Стратегии 2050" целью вхождения Казахстана в число тридцати наиболее конкурентоспособных государств.
На самом деле никакой "тридцатки" или любого иного числа стран с развитой экономикой, в компанию которых (с их же подачи) устремилось наше "развивающееся" государство, не существует. По существу, это альянс США и Евросоюза с такими их сателлитами и союзниками, которых геополитические обстоятельства тоже сделали причастными к контролируемому пока Западом мировому капиталу. Прежде всего, к капиталу финансовому, а также и промышленному.
Сейчас глобальный капитал сам находится, как известно, в системном кризисе, а схватка между "финансистами-глобалистами" и "промышленниками-националистами" расколола сами же западные элиты, но это – не наша история.
В Казахстан финансовый капитал заходить не посчитал нужным, местный фондовый рынок с мировым почти не связан, "инструменты" на нем – мизерны. Производительного национального кредита нет вовсе, а национальные инвестиции плетутся вслед иностранным.
Что же касается промышленного капитала, это, в основном, экспортно-ориентированная нефтегазодобыча и металлургия, почти вся давно уже приватизированная, причем – иностранными собственниками.
И такого придаточного положения "суверенного" Казахстана на внешних рынках, в рамках нынешней экономической и политической модели – не изменить.
Таким образом, вся нынешняя масштабная приватизация направлена не на главные для нашей экономической модели внешние рынки, а вовнутрь страны и национальной экономики. Конкретно – на энергетическую и транспортную инфраструктуру, необходимую и для сырьевых экспортеров, но более всего – для обеспечения внутренней экономической, социальной деятельности. И на "социалку" во всем ее разнообразии: образование, здравоохранение, СМИ, культура, спорт, туризм, развлечения и просто отдых.
И вот тут возникает чрезвычайно интересный вопрос: а зачем (если отвлечься от настойчивых подсказок руководящего правительством иностранного консалтинга) правительству так уж потребовалось все это продавать? И еще интереснее: а кто мог бы проявить желание и возможность все это купить?

Покупателям Казахстана на заметку
Разберемся сначала со вторым вопросом, присовокупив к нему такое руководящее указание, данное президентом Токаевым: "Следует возобновить программу "Народное IPO", реализуя акции в первую очередь физическим лицам. Необходимо, чтобы каждый гражданин нашей страны имел возможность получить часть национального богатства".
Насчет "возобновить" – это отсыл к 2011 году и тогдашним похожим словам президента Назарбаева: "Народное IPO предоставит сотням тысяч простых казахстанцев возможность владеть акциями крупнейших предприятий, а также новый инструмент инвестирования и преумножения сбережений".
На самом деле тогда никакой "народности" не получилось, приобретателей акций оказалось чуть более трех десятков тысяч, а выручка совсем не той, чтобы хватило на инвестиции.
И ныне мы можем рассчитывать не на большее, у населения денег элементарно не хватает даже на жизнь.
К месту сказать, никакого "народного IPO" ни в Постановлении правительства о приватизации, ни в "Национальном плане…" – нет, даже упоминания.
Почему глава государства публично пообещал "каждому гражданину нашей страны" неосуществимое, его ли вводит в заблуждение правительство, или он – казахстанцев, это тоже вопрос.

Хлопотную госсобственность – скинуть на рынок
Посмотрим на другой оборот: а на какой платежеспособный спрос могут рассчитывать новые приобретатели?
Тут все дело в том, что если действительно руководствоваться "стандартами ОЭСР", то Казахстан в нынешней своей роли поставщика сырья в Евросоюз и в Китай, получателя готовых товаров из России и Китая – слишком перенаселенная страна.
Для такого функционала из 18 миллионного населения вполне хватило бы и 8 миллионов, а на остальных приходится условно зря тратить ресурсы. Которых в компрадорской и "вывозной" экономической модели вообще мало, а в нынешний кризис – тем более.
И да, приватизация экономической и социальной инфраструктуры освободит бюджет от необходимости ее поддерживать, Минфин даже получит разовую подпитку, но – платежеспособный рынок вокруг приватизированных объектов, и ныне проблемный, дополнительно "оптимизируется".
Собственно, для частного предпринимателя сокращение клиентуры, компенсируемое ростом стоимости услуг, может быть, было бы и приемлемым. Но иностранный инвестор на такой скукоживающийся рынок точно не польстится, а что касается потенциальных местных приобретателей, то они и так уже владеют всем в нашей стране.
Получается замкнутый круг: поскольку экономическая и политическая власть в Казахстане сосредоточена, как мы понимаем, в одних руках, бенефициары такой модели вынуждены тратить бюджетные (фактически – свои) ресурсы на то "лишнее" население, которое не участвует в процессе зарабатывания денег на экспорте сырья и на внешнем кредитовании и инвестировании.
Соответственно, правильные подсказки из ОЭСР хорошо ложатся и на местный государственный, так сказать, интерес – сбросить хлопотную госсобственность в рынок.
Однако стоит тем же хозяевам страны ее купить, как у них же, ради сохранения бизнеса, возникнет необходимость в бюджетном субсидировании, госзаказах, льготных кредитах и вообще той госопеке, от которой замышлено избавиться.
Кроме того, по ходу мирового кризиса казахстанские компрадорские элиты, глядя на подвергающихся санкциям тех же российских олигархов, предусмотрительно задумываются о возврате отложенного на Родину, путем вложения, например, в базовые электростанции или НПЗ. Что мы, со своей стороны, считаем разумным, своевременным и всячески бы приветствовали.
Впрочем, боюсь, вдохновители нынешнего приватизационного суперплана, еще раз все просчитав, сами на такое не решаться. И планы правительства так и останутся планами. Не в первый раз.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.05.2021
В Сенате презентован уникальный сборник документов об Ашаршылық 31.05.2021
Н.Нигматулин: Мажилис рассмотрит законопроект о перераспределении полномочий между уровнями госуправления 31.05.2021
А. Мамин предложил разработать Стратегию обеспечения продовольственной безопасности стран СНГ 31.05.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2021 года №349 31.05.2021
Скандальные рекорды Павлодарской области 31.05.2021
Сенатор: Необходимо ориентировать систему госуправления на инновационное развитие 31.05.2021
Отчетная встреча МОН РК: Статус педагога, качество учебников и дистанционное обучение 31.05.2021
Рабочий график главы государства 28.05.2021
Рабочий график первого президента 28.05.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz