NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:36 ast
22:36 msk

Новая модель административной юстиции в Республике Казахстан
В рамках проводимой судебно-правовой реформы в стране планируется усилить механизмы контроля за соблюдением законности в сфере государственного управления
06.05.2021 / политика и общество

Вице-министр юстиции Республики Казахстан Наталья Пан

В рамках проводимой судебно-правовой реформы в стране планируется усилить механизмы контроля за соблюдением законности в сфере государственного управления.
Проведена значительная работа по изучению действующего законодательства, регулирующего порядок принятия органами власти управленческих решений, которые затрагивают права и свободы частных лиц, изучен передовой опыт развитых стран. Итогом такой работы стало принятие Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан(далее – Кодекса).
Это совершенно новый документ для правовой системы Казахстана.
Целью Кодекса является защита прав граждан и юридических лиц в спорах с государственными органами, соблюдение баланса интересов сторон, а также повышение качества принятия управленческих решений.
Положения Кодекса отвечают главным принципам программы преемственности, справедливости и прогресса, обозначенным Президентом Казахстана Касым – Жомарт Токаевым, поскольку направлены на реформирование судебной системы и обеспечение прозрачности принимаемых решений в процессе государственного управления.
Предметом регулирования Кодекса является деятельность органов власти, связанная с принятием, отменой, изменением, исполнением юридически властного решения, направленного на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц (административного акта), совершение иных юридически значимых действий, деятельность по рассмотрению жалоб в досудебном производстве, а также по разрешению публично-правовых споров в суде.
Данные сферы являются достаточно чувствительными для общества, что определяет необходимость усиления гарантий защиты прав и свобод граждан и организаций в их взаимоотношениях с органами власти. Яркими примерами могут стать результаты государственного контроля и надзора, оказание государственных услуг, разрешительные и уведомительные процедуры, их оспаривание в вышестоящем органе или суде и т.д.
В части регулирования административных процедур устанавливаются следующие основные положения.
Предлагается отказаться от признания государственного органа единственным субъектом, наделенным властными полномочиями. При определении субъектного состава в публично-правовых отношениях следует учитывать, что властные полномочия осуществляются не только государственными органами, но и другими субъектами (саморегулируемые организации, основанные на обязательном членстве, частные нотариусы, частные судебные исполнители и т.д.). В этой связи закрепляется новая правовая категория "административный орган", которой признается любая организация, наделенная законом властными полномочиями.
Вводятся новые принципы осуществления административных процедур (соразмерности, приоритета прав участников административных процедур, охраны права на доверие, запрет злоупотребления формальными требованиями, достоверности), призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов. К примеру, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать возникающие сомнения, противоречия и неясности актов законодательства Республики Казахстан в пользу участника административной процедуры (заявитель, заинтересованное лицо), которым, как правило, является гражданин или организация.
Закрепляется процедурная гарантия быть заслушанным. Данная гарантия обеспечивает возможность лица, в отношении которого принимается правовое решение, выразить свою позицию до принятия окончательного решения.
За исключением отдельных категорий споров (налоговые, таможенные и др.), внедряется обязательное досудебное обжалование. Полагаем, что данный институт обладает некоторыми преимуществами. Так, производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке, что позволит сэкономить время и избежать судебных расходов. Кроме того, оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, тем самым предоставив большую правовую защиту интересам частных лиц.
Касательно рассмотрения публично-правовых споров в суде стоить отметить, что в настоящее время их порядок разрешения устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Однако в гражданском судопроизводстве суд процессуально пассивен, освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе и основывает решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон.
В свою очередь, в публично-правовых спорах предполагается фактическое неравенство сторон (например, государственный аппарат с одной стороны и гражданин с другой). В этой связи представляется обоснованным усиление роли суда, а также установление иных компенсационно-процессуальных механизмов при рассмотрении данной категории споров.
Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства – административного – от гражданского станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств. Руководствуясь данным принципом, суд будет выяснять имеющие значения обстоятельства дела вне зависимости от ходатайств сторон.
За исключением отдельных случаев (например, оспаривание гражданами благоприятного для них решения), бремя доказывания будет возлагаться на орган, принявший правовое решение.
Вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Кодекс предусматривает возможность неоднократного применения судами денежных взысканий как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.
Принимая во внимание важность проводимой реформы, положения Кодекс были рассмотрены Европейской Комиссии к демократии через право Совета Европы (далее – Венецианская Комиссия). Венецианская комиссия, в целом, дала положительное заключение и отметила, что Кодекс является качественным и может дать важный импульс для дальнейших реформ в сфере административной юстиции.
Представляется, что Кодекс позволит гражданам и организациям почувствовать уверенность при возникновении споров с органами государственной власти, так как в соответствие с Конституцией
высшими ценностями Республики Казахстан являются человек, его жизнь, права и свободы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.05.2021
В Сенате презентован уникальный сборник документов об Ашаршылық 31.05.2021
Н.Нигматулин: Мажилис рассмотрит законопроект о перераспределении полномочий между уровнями госуправления 31.05.2021
А. Мамин предложил разработать Стратегию обеспечения продовольственной безопасности стран СНГ 31.05.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2021 года №349 31.05.2021
Скандальные рекорды Павлодарской области 31.05.2021
Сенатор: Необходимо ориентировать систему госуправления на инновационное развитие 31.05.2021
Отчетная встреча МОН РК: Статус педагога, качество учебников и дистанционное обучение 31.05.2021
Рабочий график главы государства 28.05.2021
Рабочий график первого президента 28.05.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz