12.05.2021
Премьер-Министру РК Мамину А.У.
Всех нас ужаснули вчерашние трагические события в школе Казани, где 19-летний стрелок устроил чудовищную массовую резню, приведшую к жертвам среди школьников и учителей. Выражаем наши глубокие соболезнования родным и близким пострадавших. Казалось, что такие трагедии происходят далеко за океаном, где довольно либеральные подходы к владению оружием, которые, кстати, в последнее время хотят пересмотреть. Но то, что подобное произошло в соседней Российской Федерации, где регламенты по обороту оружия и защищенности объектов (территорий) образования достаточно жесткие, не может не настораживать и не заставить еще раз обратить внимание на наши требования в законодательстве по антитеррористической безопасности наших школ и дошкольных учреждений. Так, Правительством, 3 апреля 2015 года, принято постановление за №191 "Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении", куда включены организации образования и прилегающая к ним открытая территория. Согласно указанному постановлению, объекты образования вместимостью до 3 тысяч учащихся, в обязательном порядке оснащаются телевизионной системой видеонаблюдения. Для объектов образования вместимостью более 3 тысяч человек, помимо видеонаблюдения добавляется обязательное наличие средств охранной сигнализации, систем контроля, управления доступом и оповещения. И все?! На этом, по мнению инициаторов указанного постановления, мер безопасности вполне достаточно?! Функции же охраны в школах выполняют вахтеры, зачастую пенсионного возраста, вежливого и доверительного разговора с которыми порой достаточно для беспрепятственного проникновения в здание. А если придет человек со злыми намерениями, какое сопротивление он почувствует, когда перед ним встанет охранник пожилого возраста? И подобных вопросов очень много. Почему многие здания госорганов как неприступная крепость, с военизированной охраной и пятиметровыми заборами, способными выдержать натиск любого количества агрессивно настроенных людей, а школы, дошкольные учреждения и их территории, фактически, как проходной двор? Как часто в наших школах проводятся ученья по антитеррору? Как руководителями учреждений образования соблюдается и исполняется Постановление Правительства "Об утверждении типового паспорта антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении"? Кроме того, согласно пункту 57 приказа МВД "Об утверждении Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему", граждане РК имеют право на приобретение гражданского оружия по достижению 18-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Почему по нашему законодательству спиртное можно продавать с 21 года, а оружие с 18-ти лет? При этом, для получения лицензии на оружие достаточно предоставления стандартной справки с нарко и психдиспансеров об отсутствии лица на учете. Помимо этого, согласно пункту 2 статьи 18 Закона "Об охранной деятельности", субъектам охранной деятельности запрещается приобретение и использование служебного нарезного длинноствольного и короткоствольного оружия, за исключением охранных организаций, учрежденных национальными компаниями, осуществляющими свою деятельность в сфере магистральных железнодорожных сетей, магистральных трубопроводов, нефтеперерабатывающего производства и атомной энергии. Случай в Казани, к сожалению, не единичный. И если там на территорию школы проник посторонний, то немало случаев в разных странах, когда подобные злодеяния совершаются самими учениками школ, под воздействием социальных сетей и компьютерных игр. В этой связи, депутаты Мажилиса просят предоставить ответы на поставленные в настоящем запросе вопросы и требуют: 1. Пересмотреть требования к системе антитеррористической защиты объектов образования, независимо от вместимости учащихся, путем оснащения: 1) системами передачи тревожных сообщений; 2) системами видеонаблюдения и сигнализации; 3) постами охраны специально обученными сотрудниками ЧОП; 4) контрольно-пропускными пунктами; 5) металлоискателями. 2. Разрешить сотрудникам ЧОП, охраняющим общественные места, иметь огнестрельное оружие и осуществлять охрану не только имущественного комплекса, но и людей; для этого – разрешить им применять оружие против лиц, угрожающих жизни и здоровью персонала и посетителей при первых признаках опасности, а не только по факту нападения и т.д. 3. Усилить работу школьных психологов и участковых инспекторов. 4. Ужесточить контроль за выдачей разрешение на ношение, хранение огнестрельного оружия, в части: 1) повышения возраста выдачи лицензии с 18 до 24 лет; 2) повышения адекватности, жесткости контроля и ответственности врачей за контроль психического здоровья и наркотической зависимости при получении лицензии на оружие.
С уважением, депутаты Мажилиса Парламента РК |