NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 19:59 ast
17:59 msk

Протесты против платных дорог: кто виноват и что делать? - политологи
Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов считает недовольство дальнобойщиков результатом недостаточной информационной политики
08.06.2021 / политика и общество

Татьяна Киселева, 365info.kz, 8 июня

Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов считает недовольство дальнобойщиков результатом недостаточной информационной политики.
Введение платного режима на 18 участках дорог Казахстана вызвало мгновенную реакцию водителей грузовых автомобилей в разных регионах страны. Их не устраивает, что для большегрузных машин тарифы самые высокие - доходят почти до 40 тенге за километр.

Деньги в никуда
Для сравнения, с легкового авто оплата за километр составляет 1 тенге.
Дальнобойщикам обидно, что платить принуждают, а качество дорог продолжает оставлять желать лучшего
Фактически дороги в их текущем виде убивают автотранспорт, утверждают дальнобойщики. Негатива добавляет отсутствие инфраструктуры вдоль дорог - нет ни полноценных туалетов, ни безопасных стоянок для ночлега.
Между тем, президент Касым-Жомарт Токаев этой весной поручил разобраться с проблемами качества дорог. До 2025 года должны отремонтировать и привести в порядок 95% долрожного полотна. Хотя, по его словам, с 2019 года на эти цели ежегодно выделяется 50 миллиардов тенге из республиканского бюджета
Поэтому он призвал наказать чиновников, которые безответственно подошли к решению этого вопроса.

Обширные коррупционные возможности
Политолог Расул Жумалы отмечает, что строительство дорог - одна из самых коррумпированных отраслей в казахстанской экономике. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, дороги в Казахстане старые и плохие, а за них еще собирают деньги.
- Каждый построенный километр дороги в Казахстане стоит очень дорого.
Многие отечественные эксперты сравнивали его стоимость с со стоимостью километра дорог в Европе, США, Китае. И оказалось, что в нашей стране, стоимость, как правило, выше в разы
То же самое - нашумевший скандал о хищениях в LRT. То есть, как можно убедиться, до конкретной дороги деньги не доходят, - отмечает Жумалы.
По мнению политолога, связана с тем, что у государства очень часто нет денег, поэтому оно и вводит оплату за пользование дорогами.

Необоснованное повышение
Поэтому Расул Жумалы считает требования дальнобойщиков вполне обоснованными.
- Взять хотя бы основную нашу магистраль, Алматы - Нур-Султан. Большая часть этой дороги - отвратительного качества. Особенно до Караганды
Здравый смысл говорит здесь сам за себя: сначала надо сделать хорошие дороги, а затем и вводить за них оплату. Есть и третья сторона вопроса - заблаговременное информирование и ведение переговоров. Этого в достаточной мере не было сделано, я считаю. Надо готовить общество заранее и обосновывать повышение, чтобы не доводить ситуацию до крайности, - считает Жумалы.

Путь наименьшего сопротивления
Понятно, что поводом внедрения платных дорог для автотранспорта стали непростые времена.
- Кризис бьет по экономике. А власти, как обычно, идут по пути наименьшего сопротивления - компенсируют упущенную прибыль при пополнении бюджета за счет среднего класса и малоимущих.
Повышают налоги для малого и среднего бизнеса, увеличивают штрафы. А богатую прослойку, которая составляет 5% населения, чиновники, как правило, не трогают. Потому что, боятся ответных действий
Такая практика существует повсеместно, в странах, где с законом не все в порядке, а бюрократия берет верх. Но это чревато социальными потрясениями, - считает политолог.

Результаты работы
По мнению политолога Данияра Ашимбаева, главная цель введения платных дорог - увеличение транзитных возможностей Казахстана.
- По нашей территории немало коммуникаций проходит. Учитывая, что именно в строительство заложены большие инвестиции, государство хочет часть этих расходов отбить. С другой стороны, мы видим постоянную проблему качества. То есть, триллионы и миллиарды уходят, а качество дорог не вызывает уважения, а лишь нарекания. Недавно глава государства отстранил ряд чиновников, занимавшихся организацией строительно-дорожных работ.
Наглядный пример - с "Астана LRT", когда государственные инвестиции дают очень небольшой эффект для пользователей и достаточно широкие возможности для коррупции, - отмечает он.

Несогласованность
Недовольство дальнобойщиков, с одной стороны, вполне обосновано, ведь качество не соответствует тому, чтобы платить. С другой стороны, по мнению Ашимбаева, за бастующими водителями большегрузов могут стоять лоббисты. Те, кому выгодно организовать протесты.
- Конечно, здесь есть элемент стихийности. Но не стоит забывать и про автомобильную мафию, которая, могла вступить в сговор. Это становится проблемой регулятора.
Вообще, не редкость, когда государство информационно проигрывает, даже если его решения разумны. В данном случае принятое решение не отработано с участниками рынка и не была проведена в достаточной мере соответствующая информационная политика. Календарь перехода на платную систему дорог был объявлен давно. Те, кто профессионально занимается грузоперевозками, не могли об этом не знать. Несогласие с тарифами - другая часть проблемы.
Но, если выяснится, что 95% пользователей готовы по ним платить, а остальные бастуют - это уже другой разговор. Понятно, что надо решать эту проблему не в индивидуальном порядке, а системно.
Если действительно претензии по качеству обоснованны, тогда повышение тарифов можно временно заморозить,
пока дороги не будут приведены в нормальное состояние. Нужно просто понять, чего действительно хотят забастовщики. Если речь идет о полной отмене оплаты, тогда надо учитывать, что законодательные нормы, легализующие введение платных дорог уже введены. Возможен лишь вариант пересмотра тарифной сетки, - замечает Ашимбаев.

Инфраструктурный вопрос
Что касается отсутствия инфраструктуры, то, по словам политолога, если условно наличие туалетов входит в обещанную инфраструктуру дороги, то он должен быть. Если же система взимания денег предусмотрена только за качество дорог, то проблемами уборных вдоль трасс должны заниматься местные власти
В общем, нужно комплексно посмотреть на проблему. И если подтвердится то, что качество ненадлежащее, а тарифы необоснованно завышены - это повод для заведения уголовных дел.
- А министерство индустрии и инфраструктурного развития, как обычно, это у нас бывает, опаздывает, как политически, так и информационно. У нас есть парламент, есть НПП "Атамекен", которые должны этими вопросами заниматься. А когда ситуация доходит до забастовки, значит какая-то из сторон не выполнила свои функции, - заключает Данияр Ашимбаев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.06.2021
А. Мамин поручил усилить темпы вакцинации в западных регионах 30.06.2021
А. Мамин поручил до начала учебного года обеспечить безопасность объектов образования 30.06.2021
А. Мамин провел заседание Национальной комиссии по модернизации 30.06.2021
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 июня 2021 года №106-р 30.06.2021
Еще раз об уровне коррупции в Казахстане 30.06.2021
Концепцию Социального кодекса обсудили в Сенате 30.06.2021
Помощник Президента РК Канат Бозумбаев встретился с жамбылскими предпринимателями 30.06.2021
Глава МИИР РК принял участие в двусторонней встрече глав правительств Казахстана и Беларуси 30.06.2021
В Миннацэкономике состоялось заседание Совета по тарифной политике 30.06.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz