NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 22.06.2021 02:13 ast
23:13 msk

"Государственный долг имеет тенденцию ежегодного роста"
Тезисы к выступлению Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год
10.06.2021 / политика и общество

Счетный комитет, 9 июня

Құрметтi Нұрлан Зайроллаұлы!
Құрметтi депутаттар!
Во-первых, разрешите поблагодарить депутатов за очень пристальное внимание к Заключению Счетного комитета. На рабочих группах, на заседаниях комитетов был разобран буквально каждый абзац. И ценно то, что при этом присутствовали заинтересованные министерства и ведомства. Искренне надеемся, что такая детальная работа пойдет на пользу и позволит повысить эффективность использования государственных ресурсов.
Поэтому разрешите остановиться только на отдельных аспектах.
Исполнение бюджета 2020 года осуществлялось в кризисных условиях, вызванных пандемией.
По поручениям руководства страны действительно были приняты беспрецедентные меры по поддержке населения и бизнеса. Дополнительно изысканы средства почти на 7 трлн. тенге (из всех источников финансирования).
Поэтому удалось предотвратить значительный спад экономики Казахстана и существенно нивелировать последствия от внешних шоков.
Плановые параметры республиканского бюджета исполнены.
Поступления – немногим более чем на 100% к плану. Из них 45% - за счет поступлений трансфертов, в том числе из Нацфонда.
Здесь надо отметить, что в 2020 году мы израсходовали 96% от всей суммы поступлений в Нацфонд.
Теперь, по мере стабилизации ситуации необходимо обеспечить его максимальное пополнение. К сожалению, есть факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, не перечисляются по назначению.
Это связано в том числе с предоставленным Правительством правом субъектам квазигосударственного сектора использовать средства от приватизации активов на погашение их внешнего и внутреннего долга. Такую практику надо исключить.
В отдельных случаях, в нарушение Бюджетного кодекса вместо уплаты налогов в Нацфонд, денежные средства компаний нефтяного сектора зачислялись в республиканский бюджет. Только за 2020 год по компаниям - партнерам Карачаганакского и Северо-Каспийского проектов недопоступило664 млрд. тенге!
Счетный комитет обращал внимание на значительные резервы и в улучшении налогового администрирования, сокращении доли теневого сектора. За счет этого в 2020 году Минфином прогнозировались дополнительные поступления в размере 1,5 трлн. тенге. По факту данная сумма по основным инструментам администрирования сложилась почти в 7 раз меньше.
Качественно не изменилась ситуация по погашению недоимки в бюджет, которая по-прежнему осуществляется неденежными средствами. Здесь и банкротство должников, и в отдельных случаях манипуляции органов государственных доходов с лицевыми счетами налогоплательщиков.
Доля взысканных средств от доначисленных сумм по результатам налоговых проверок в 2020 году составила менее 10%.
Пока еще имеет место низкая результативность плановых налоговых проверок. В 2,5 раза ниже, чем по проверкам, инициированным правоохранительными органами.
Государственный долг имеет тенденцию ежегодного роста. При этом реализуются риски, о которых Счетный комитет говорил последние годы. Сейчас это 20,6 трлн. тенге . Соотношение долга к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией новой бюджетной политики ограничение в 27%. Кто помнит, до 2014 года безопасный уровень госдолга составлял 22% к ВВП. Но был повышен. Причем обоснования тогда мы так и не увидели. В этой связи нынешние 29% представляются высоким уровнем.
Следует отметить и резкий рост, - в 5 раз - долга местных исполнительных органов, который на начало текущего года составил 1,1 трлн. тенге (на 1 января 2020 года - 217 млрд. тенге). Пока это в рамках утвержденного лимита в 1,6 трлн. тенге. Но создает риски в будущем.
Что касается РАСХОДОВ. Несмотря на сложные экономические условия, бюджет сохранил свою социальную направленность. Об этом было сказано.
Более 44% были направлены на социальный сектор.
Но в плане использования есть и негативная динамика. Объем неэффективно израсходованных средств увеличился по сравнению с 2019 годом на 33% (до почти 570 млрд. тенге). А это упущенная возможность для смягчения последствий пандемии.
Причины все те же. Просчеты в прогнозировании, недофинансирование проектов, слабая финансовая дисциплина при исполнении.
Пример тому использование антикризисных средств, направленных на обеспечение занятости и повышение уровня доходов населения. Несмотря на то, что удалось сохранить уровень безработицы на уровне 4,9%, первоначально значительная часть затрат пришлась на создание временных рабочих мест, средний период трудоустройства по которым составлял 1 – 3 месяца.
Только 14% из принятых к реализации антикризисных проектов, было направлено на создание долгосрочных экономических активов и объектов. Все остальное - текущий ремонт, озеленение и тому подобное. Очевидно, что эффект будет краткосрочным.
А проекты по созданию новых производств, расширению существующих мощностей практически не были предложены регионами для финансирования.
Однако, Правительством были приняты необходимые меры и закреплены требования, которые в настоящее время позволяют не тратить государственные ресурсы вхолостую.
Что касается использования антикризисных средств на борьбу с пандемией Министерством здравоохранения, то там документы изъяты правоохранительными органами.Как только будут завершены процессуальные действия, мы проведем аудит эффективности.
Драйвером в улучшении ситуации при ограниченных возможностях доходной части бюджета должна стать расстановка приоритетов.
Важно отойти от практики оптимизации ранее одобренных продуктивных расходов к их приоритизации, обеспечить преемственность принятых решений.
Благодаря поддержке депутатов, в Бюджетном кодексе с 2021 года заложены основы для качественного определения социально-экономического эффекта от вложенных средств. Теперь каждый администратор обязан определять такой эффект от заявленных проектов.
Но, и это очень важно, должна быть понятная для всех методология и непосредственная координация Министерства национальной экономики и АСПИР. Только тогда станет возможным определить реальное влияние каждого тенге на показатели результатов.
А сейчас в отчете Правительства в качестве достигнутого эффекта в преобладающем большинстве указывается прогнозное значение, которое предполагалось достичь при завершении всех проектов в рамках конкретной бюджетной программы. Однако, доля незавершенных проектов доходит до 8%. И средства соответственно освоены не полностью. Как у министерств получается 100% результат непонятно.
В 2020 году Правительством принят ряд мер, направленных на повышение эффективности реализации программных документов через обеспечение достижения общенациональных задач. Это очень хорошо! С принятием новой системы государственного планирования, переформатированием государственных программ в национальные проекты данная работа продолжается.
Однако все еще сохраняются проблемы частых корректировок программ или постановка их на утрату без оценки достижения поставленных задач.
К примеру, за последние десять лет три программы в сфере жилищного строительства были досрочно поставлены на утрату. А в действующую с 2020 года программу "Нурлы жер" уже внесено 4 корректировки. Безусловно, жизнь не стоит на месте.Но такие частые изменения свидетельствуют об отсутствии последовательности в развитии данной сферы.
В отдельных случаях до сих пор отсутствует стратегическое видение развития важнейших отраслей. В прошлые годы мы говорили об очень серьезных пробелах в сфере управления водными ресурсами. Буквально на прошлой неделе Счетный комитет завершил аудит управления земельными ресурсами. Заодно посмотрели картографию и геодезию. Ситуация не лучше.
Нет не только Стратегии развития земельных ресурсов. Нет даже Концепции. В стратегических и программных документах запланированы отдельные индикаторы и показатели, которые не позволяют проводить оценку развития баланса земель, в том числе по категориям.
Функции эти возложены на комитет Министерства сельского хозяйства и, понятно, что им ближе земли сельхозугодий. Хотя надо предметно заниматься всем земельным фондом страны.
В геодезии до сих пор руководствуемся системой координат 1942 года!
В ряде регионов отчуждение земельных участков производилось постановлением акимата района, вместо принятия постановления Правительства. А это поле для коррупции.
Из-за недофинансирования не обеспечивается полный охват земель почвенными и геоботаническими обследованиями. К чему это приводит? К тому, что из-за отсутствия объективных сведений по их качеству вовремя не принимаются меры по недопущению деградации.Как вы понимаете, это плохо влияет на сельскохозяйственный потенциал и в целом на продовольственную безопасность страны. Существующими темпами для завершения данных работ потребуется еще 25 лет.
Аналогично при обновлении топографических карт. В среднем 4% в год! Сейчас актуализировано немногим больше половины (52,2%).30 лет еще надо, чтобы завершить работу! А ведь это базис для промышленного и гражданского строительства и возведения объектов инженерной инфраструктуры.
Несколько слов о квазигосударственном секторе.
В соответствии с поручением Главы государства, Счетным комитетом проведены аудиты в большинстве крупных компаний квазигоссектора, в том числе: Фонд "Самрук-Казына", "Қазақстан темір жолы", "Самрук – Энерго", "Казахтелеком", "Актауский международный морской торговый порт", "Тау-Кен Самрук", "Samruk–Kazyna Construction", "Объединенная химическая компания", "НК "КазМунайГаз", "Казатомпром" и другие.
Только в отчетном периоде установлено 60 системных проблем и недостатков, 41 млрд. тенге финансовых нарушений,неэффективное управление активами-почти на 340 млрд. тенге.
Пока процессы трансформации квазигоссектора в соответствии с поручением Елбасы в высокотехнологичные и эффективные институты не дали должного эффекта. А в этом ключевой фактор их стратегической роли в модернизации национальной экономики, определенный Стратегическим планом развития страны.
Трансформация затягивается, приватизация по итогам реализации Комплексного плана на 2016 – 2020 годы обеспечена только на 62%.
При этом доходы в Национальный фонд от приватизации квазигоссектора за 2017 – 2020 годы поступили в объеме 40 млрд. тенге или 7% от суммы реализации. Остальные средства пошли на погашение внутреннего и внешнего долга.
По итогам 2020 года рост долговых обязательств к уровню 2019 года составил почти 15%.
Объем выплачиваемых государству дивидендов не превышает 7% от полученного чистого дохода . Поручение Президента 100%!
В целом надо сказать, что объем финансирования субъектов квазигоссектора из республиканского бюджета в 2020 году сохранился на уровне 2019 года. Это 817 млрд. тенге. Не использовано порядка 20 млрд. тенге. Они осели на КСН. С учетом ранее накопленных остатков таким образом "заморожено" 56 млрд. тенге. С ростом почти в 3 раза к уровню 2018 года.
Деньги фактически не работают. А государство могло бы дополнительно построить 18 школ на 1 200 мест.
В подходы по управлению государственными активами назрела необходимость внести изменения. Усовершенствовать стратегическое планирование деятельности субъектов квазигоссектора с четким определением роли каждого в достижении общенациональных задач. Усилить контроль за долговой нагрузкой, четко регламентировать корпоративную и дивидендную политику.
Несколько слов по межбюджетным отношениям, как важной части региональной политики.
В прошлом году Счетным комитетом был проведен аудит эффективности планирования и использования трансфертов общего характера. И что же? По мнению аудита, неправильно определена сама цель трансфертов и изъятий – бюджетное выравнивание.
Наверное, целью межбюджетных перечислений должно быть выравнивание условий жизни людей в разных регионах. Мы ведь живем в одной стране! Более того, при определении субвенций и изъятий не учитывается сегодняшнее состояние социальной и инженерной инфраструктуры. А ведь где-то еще остались школы, построенные методом АСАР или даже аварийные, а где то ситуация вполне благополучная.
К примеру, изъятия для Атырауской области устанавливаются таким образом, что расходы бюджета в расчете на одного жителя в 2,5 раза превышают расходы в Карагандинской. Мы посмотрели последние 5 лет и каждый год одно и тоже. И это при том, что в целом жизнеобеспечивающая инфраструктура в регионах донорах, - школы и больницы, дороги и ЖКХ, наверное, лучше.
По поручению Президента вопрос совершенствования методики формирования трансфертов общего характера будет вынесен на рассмотрение Высшего совета по реформам.

Уважаемые депутаты!
Многие недостатки имеют системный характер. И не решаются годами. Соответствующие рекомендации и даже поручения Счетного комитета часто остаются без должного внимания. Поэтому мы обратились к Главе государства с просьбой о проведении совещания по данному вопросу.
Президентом дано соответствующее поручение. Оно будет проводиться в конце каждого года.
На наш взгляд, это дисциплинирует министерства в плане повышения эффективности стратегического планирования и управления государственными ресурсами.
Баяндама аякталды.
Назарларынызга ракмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 21.06.2021
Н.Нигматулин: на совместном заседании палат Парламент рассмотрит отчет Правительства 21.06.2021
Совет по улучшению инвестклимата рассмотрел вопросы развития альтернативной энергетики 21.06.2021
Первый в Центральной Азии "Гамма-нож" установлен в Национальном центре нейрохирургии РК 21.06.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2021 года №414 21.06.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2021 года №416 21.06.2021
Счетный комитет рассмотрел результаты аудита эффективности управления активами АО "Национальная горнорудная компания "Тау-Кен Самрук" 21.06.2021
Секретарь Совета Безопасности провел переговоры с Советником Президента Афганистана по национальной безопасности 21.06.2021
Проблемы и перспективы развития института омбудсмена были обсуждены на круглом столе в Сенате Парламента РК 21.06.2021
Профанация цифровизации 21.06.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.06.21 Вторник
80. КРЕПАК Петр
77. КУБАЕВ Казила
74. ИСМАГУЛОВА Батес
73. КЕМЕШОВ Бердихан
65. ГРИБАНОВА Елена
64. ЫСКАК Бинали
61. СЫРГАБЕКОВА Асия
60. СЕИТОВ Галымжан
58. ЗВОЛЬСКИЙ Сергей
55. КИМ Инесса
54. ЖУМАГАЛИ Бокен
46. САУРАМБАЕВ Бейбут
42. КИРОВИЧ Александр
39. АБИШЕВ Галым
38. ВЕРОНСКАЯ Майя
...>>>
23.06.21 Среда
81. АБИЛЬСИИТОВ Галым
80. ЖЫЛКАЙДАРОВ Сайлау
80. ОБАЕВ Есмухан
73. СИВРЮКОВА Валентина
72. МОЛОДЦОВ Владимир
70. КАРАБАЛИН Алий
70. КОМРАТОВ Ратмир
68. ФОМИЧЕВ Сергей
66. АХМАТОВ Иван
64. ВОРОНЦОВА Наталья
63. ИРГЕБАЕВ Галым
58. КОНОНЕНКО Олег
57. ЖАНАБИЛОВ Мият
55. КИЗАТОВ Ерлан
54. КАБЕЛЬДИН Ерекбулат
...>>>
24.06.21 Четверг
84. ОСТАПЕНКО Юрий
83. ХАДЕЕВ Раис
81. КАСКАБАСОВ Сеит
77. ДОСКАЛОВ Валерий
76. БАКТЫБЕКОВ Казбек
72. ГРИБАНОВА Валентина
65. АЛТЫНБЕКОВА Гульсара
63. ИВАНОВ Виктор
60. ЯСИНСКАЯ Елена
57. ЖУМАБЕКОВ Бейсембай
54. ЧЕРДАБАЕВ Жаксен
53. АЛЬЖАНОВ Нурлан
51. КАЙРЕШЕВА Мира
50. БАЯМБЕТОВ Канат
49. БАТЫРКОЖА Азамат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz