г. Нур-Султан, Сенат Парламента, 17 июня 2021 года
Уважаемый Маулен Сагатханович! Уважаемые депутаты!
Исполнение республиканского бюджета в 2020 году осуществлялось в условиях значительного снижения деловой активности в связи с мировым кризисом. Реальное снижение ВВП составило 2,6%. Это в основном обусловлено спадом производства услуг на 5,4% в виду введения карантинных мер. Вместе с тем, реальный сектор экономики показал рост на 2%. В частности, строительство - на 11,2%, информация и связь - на 8,7%, сельское хозяйство - на 5,6%, обрабатывающая промышленность - на 3,9%. Объем инвестиции в основной капитал снизился на 3,4%. Приоритетными направлениями бюджета стали расходы на поддержку граждан и реального сектора в условиях чрезвычайного положения. Это - индексация социальных выплат, снижение налогового бремени на субъекты МСБ, расходы на программы "Дорожная карта занятости", "Дорожная карта бизнеса", "Еңбек" и другие. Принят Комплексный план по восстановлению экономического роста. Пострадавшие отрасли получили меры налогового стимулирования и послабления, которыми охвачено порядка 700 тыс. предпринимателей. Профинансировано порядка 40 тыс. проектов субъектов МСБ по удешевленной ставке. Более 80% заемщиков пострадавших отраслей получило отсрочки по кредитам. Эти меры способствовали сохранению занятости и деловой активности. Безработица была удержана на уровне 4,9%. Обеспечена гибкость бюджетного процесса, вводился специальный порядок государственных закупок. Исполнение республиканского бюджета в этих условиях характеризуется следующими показателями. Поступления составили 12 трлн. 49 млрд. тенге с исполнением на 100,3%. Расходы освоены на 98,3% и составили 14 трлн. 234 млрд. тенге. Социальные расходы по сравнению с 2019 годом увеличились на 1,4 трлн. тенге (на 27,3%) и составили 6,6 трлн. тенге. Это 47% от общего объема республиканского бюджета. Дефицит бюджета составил 2 трлн. 185 млрд. тенге или 3,1% к ВВП. Теперь разрешите более подробно остановиться на отдельных параметрах бюджета и на решении важных вопросов, озвученных при обсуждении отчета Правительства.
ПО ДОХОДАМ План по доходам без учета трансфертов перевыполнен на 22 млрд. тенге. В бюджет поступило 6,6 трлн. тенге. Налоговые поступления составили 5 трлн. 576 млрд. тенге или 100,3% к плану. Основная сумма перевыполнения по налогам приходится на КПН (162 млрд. тенге), НДПИ (39 млрд. тенге) и ЭТП на сырую нефть (34 млрд. тенге). Вместе с тем, план не исполнен по НДС на 256 млрд. тенге, что связано с ростом возврата НДС (в 1,5 раза или на 236 млрд. тенге по сравнению с 2019 годом), уменьшением оборотов по реализации (по данным ИС "Электронные счета-фактуры" на 9,7% с 102,1 трлн. тенге до 92,3 трлн. тенге) и снижением внешней торговли страны (на 13%). При обсуждении отчета поднимался вопрос об усилении зависимости бюджета от нефтяных доходов. На самом деле, в условиях коронакризиса произошел рост трансфертов из Национального фонда, объем которых достиг 45% доходной части бюджета. Без учета дополнительной суммы (2 трлн. 70 млрд. тенге), доля трансфертов в структуре доходов бюджета сохраняется на уровне прошлых лет (порядка 33%, 32,7% - в 2019г., 33,5% - в 2018г.). При этом необходимо отметить, что в прошлом году активы Нацфонда выросли на 744 млрд. тенге. Инвестиционный доход от управления фондом составил 4,1 трлн. тенге. Это в 2,5 раза больше чем в 2019 году. В среднесрочном периоде гарантированный трансферт будет сокращаться. В Бюджетный кодекс приняты соответствующие поправки, которые предусматривают применение нового контрцикличного правила по гарантированному трансферту. Гарантированный трансферт будет определяться в размере, не превышающем размер поступлений в Нацфонд от нефтяного сектора при консервативной цене на нефть (цена отсечения). Это будет способствовать постепенному снижению ненефтяного дефицита и росту Нацфонда. Если доля ненефтяных поступлений в республиканском бюджете в прошлом году составила 55%, то в текущем году она вырастет до 64%. В дальнейшем доля будет расти. Для этого проводится комплексная работа по сокращению теневой экономики и цифровизации налогового и таможенного администрирования. Благодаря Национальной системе прослеживаемости товаров, повысилась эффективность налоговых и таможенных проверок. За последние 2 года бюджет получил порядка 1,7 трлн. тенге дополнительных налогов (916 млрд. тенге в 2019 г., 710 млрд. тенге в 2020 г.) за счет улучшения администрирования и цифровизации. Разработан Комплексный план противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства. В рамках модернизации таможенной инфраструктуры планируется реконструировать ключевые пункты пропуска для автоматизированного мониторинга за таможенными операциями. Будет продолжена работа по информационному обмену с зарубежными странами в онлайн режиме. Также, прорабатывается ряд законодательных мер, направленных на сокращение вывода капитала за рубеж, деофшоризацию экономики и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
ПО РАСХОДАМ В 2020 году расходы бюджета направлялись по 63-м стратегическим направлениям в рамках 351 бюджетной программы. Был достигнут 261 индикатор стратегических планов. Значительная часть средств направлялась на финансирование 13 государственных программ. В частности, за счет госпрограммы "Нұрлы жол" объем транзитных грузов достиг 23,5 млн. тонн с ростом более чем на 20% по сравнению с 2019 годом. По госпрограмме "Нұрлы жер" введено 15,3 млн. кв. метров жилья. По госпрограмме АПК инвестиционным субсидированием охвачено тысячи проектов. Приняты меры по снижению долговой нагрузки социально-уязвимых категорий населения (многодетные семьи, семьи, получающие выплаты по случаю потери кормильца, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет, получатели государственной адресной социальной помощи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия) по потребительским займам в банках и микрофинансовых организациях. Погашено более 30 тыс. займов. В отчете Счетного комитета отмечался ряд проблемных вопросов в системе государственного планирования, эффективности использования бюджетных средств. Они также были обсуждены на рабочих группах. В этой связи хотелось бы отметить, что в феврале текущего года принята Концепция государственного управления. Будут внедрены новые подходы. При стратегическом и бюджетном планировании госорганы должны будут учитывать запросы общества и бизнеса. Также будет усилена персональная ответственность за достижение результатов. В прошлом году была проведена инвентаризация начатых, но незавершенных объектов в регионах. В текущем году 454 млрд. тенге в виде целевых трансфертов на развитие направлены на финансирование ранее начатых проектов. В заключении Счетного комитета было отмечено о несовершенстве механизма формирования межбюджетных отношений. Правительство над этим вопросом работает. И в проекте Концепции развития местного самоуправления эта проблема обозначена. Счетным комитетом также было рекомендовано пересмотреть существующие расходы с учетом получаемого эффекта от их реализации. Здесь хотелось бы отметить, что при формировании проекта республиканского бюджета на 2022-2024 годы госорганы впервые будут представлять расчеты по экономической отдаче (доходы бюджета, рабочие места, инвестиции, экспорт и др.) от заявляемых расходов, направляемых на бюджетные субсидии и инвестиционные проекты. Таким образом, повышение эффективности бюджета на особом счету у Правительства. Финансовые и нефинансовые меры поддержки будут оказываться бизнесу с учетом их встречных обязательств. Ряд нареканий было по деятельности квазигосударственного сектора. В данном направлении будет продолжена работа по сокращению прямого участия государства в экономике и активизирован процесс приватизации. Ежегодно поднимаемая тема - это остатки на счетах квазигосударственных субъектов. Необходимые поправки в бюджетное законодательство уже приняты. Эти средства по решению соответствующего органа субъекта будут направляться в установленном порядке на новые проекты или возвращаться в доход бюджета. При обсуждении отчета особое внимание было уделено росту государственного долга. Действительно, в 2020 году мы были вынуждены увеличить дефицит бюджета и наращивать заимствование в целях финансирования антикризисных мер. В предстоящем периоде планируется поэтапное снижение дефицита бюджета. Это приведет к сокращению темпов новых заимствований. Для предотвращения валютных рисков и развития местного рынка долговых инструментов максимально будет использована ликвидность внутреннего рынка. Государственный долг будет поддерживаться на безопасном уровне и не превысит установленный лимит.
Уважаемые депутаты! Таковы основные показатели республиканского бюджета на 2020 год и меры по повышению его эффективности. При рассмотрении отчета были высказаны свыше 300 вопросов и предложений по всем отраслям экономики. Рекомендации депутатов в настоящее время тщательно рассматриваются и будут учтены в дальнейшей работе. Просим поддержать отчет Правительства. Спасибо за внимание! |