NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 09:12 ast
07:12 msk

"Правительство над этим вопросом работает..."
Выступление Министра финансов РК Жамаубаева Е.К. на пленарном заседании Сената Парламента Республики Казахстан по вопросу исполнения республиканского бюджета за 2020 год
18.06.2021 / политика и общество

г. Нур-Султан, Сенат Парламента, 17 июня 2021 года

Уважаемый Маулен Сагатханович!
Уважаемые депутаты!

Исполнение республиканского бюджета в 2020 году осуществлялось в условиях значительного снижения деловой активности в связи с мировым кризисом.
Реальное снижение ВВП составило 2,6%.
Это в основном обусловлено спадом производства услуг на 5,4% в виду введения карантинных мер.
Вместе с тем, реальный сектор экономики показал рост на 2%.
В частности, строительство - на 11,2%, информация и связь - на 8,7%, сельское хозяйство - на 5,6%, обрабатывающая промышленность - на 3,9%.
Объем инвестиции в основной капитал снизился на 3,4%.
Приоритетными направлениями бюджета стали расходы на поддержку граждан и реального сектора в условиях чрезвычайного положения. Это - индексация социальных выплат, снижение налогового бремени на субъекты МСБ, расходы на программы "Дорожная карта занятости", "Дорожная карта бизнеса", "Еңбек" и другие.
Принят Комплексный план по восстановлению экономического роста.
Пострадавшие отрасли получили меры налогового стимулирования и послабления, которыми охвачено порядка 700 тыс. предпринимателей.
Профинансировано порядка 40 тыс. проектов субъектов МСБ по удешевленной ставке.
Более 80% заемщиков пострадавших отраслей получило отсрочки по кредитам.
Эти меры способствовали сохранению занятости и деловой активности.
Безработица была удержана на уровне 4,9%.
Обеспечена гибкость бюджетного процесса, вводился специальный порядок государственных закупок.
Исполнение республиканского бюджета в этих условиях характеризуется следующими показателями.
Поступления составили 12 трлн. 49 млрд. тенге с исполнением на 100,3%.
Расходы освоены на 98,3% и составили 14 трлн. 234 млрд. тенге.
Социальные расходы по сравнению с 2019 годом увеличились на 1,4 трлн. тенге (на 27,3%) и составили 6,6 трлн. тенге.
Это 47% от общего объема республиканского бюджета.
Дефицит бюджета составил 2 трлн. 185 млрд. тенге или 3,1% к ВВП.
Теперь разрешите более подробно остановиться на отдельных параметрах бюджета и на решении важных вопросов, озвученных при обсуждении отчета Правительства.

ПО ДОХОДАМ
План по доходам без учета трансфертов перевыполнен на 22 млрд. тенге.
В бюджет поступило 6,6 трлн. тенге.
Налоговые поступления составили 5 трлн. 576 млрд. тенге или 100,3% к плану.
Основная сумма перевыполнения по налогам приходится на КПН (162 млрд. тенге), НДПИ (39 млрд. тенге) и ЭТП на сырую нефть (34 млрд. тенге).
Вместе с тем, план не исполнен по НДС на 256 млрд. тенге, что связано с ростом возврата НДС (в 1,5 раза или на 236 млрд. тенге по сравнению с 2019 годом), уменьшением оборотов по реализации (по данным ИС "Электронные счета-фактуры" на 9,7% с 102,1 трлн. тенге до 92,3 трлн. тенге) и снижением внешней торговли страны (на 13%).
При обсуждении отчета поднимался вопрос об усилении зависимости бюджета от нефтяных доходов.
На самом деле, в условиях коронакризиса произошел рост трансфертов из Национального фонда, объем которых достиг 45% доходной части бюджета.
Без учета дополнительной суммы (2 трлн. 70 млрд. тенге), доля трансфертов в структуре доходов бюджета сохраняется на уровне прошлых лет (порядка 33%, 32,7% - в 2019г., 33,5% - в 2018г.).
При этом необходимо отметить, что в прошлом году активы Нацфонда выросли на 744 млрд. тенге.
Инвестиционный доход от управления фондом составил 4,1 трлн. тенге.
Это в 2,5 раза больше чем в 2019 году.
В среднесрочном периоде гарантированный трансферт будет сокращаться.
В Бюджетный кодекс приняты соответствующие поправки, которые предусматривают применение нового контрцикличного правила по гарантированному трансферту.
Гарантированный трансферт будет определяться в размере, не превышающем размер поступлений в Нацфонд от нефтяного сектора при консервативной цене на нефть (цена отсечения).
Это будет способствовать постепенному снижению ненефтяного дефицита и росту Нацфонда.
Если доля ненефтяных поступлений в республиканском бюджете в прошлом году составила 55%, то в текущем году она вырастет до 64%. В дальнейшем доля будет расти.
Для этого проводится комплексная работа по сокращению теневой экономики и цифровизации налогового и таможенного администрирования.
Благодаря Национальной системе прослеживаемости товаров, повысилась эффективность налоговых и таможенных проверок.
За последние 2 года бюджет получил порядка 1,7 трлн. тенге дополнительных налогов (916 млрд. тенге в 2019 г., 710 млрд. тенге в 2020 г.) за счет улучшения администрирования и цифровизации.
Разработан Комплексный план противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства.
В рамках модернизации таможенной инфраструктуры планируется реконструировать ключевые пункты пропуска для автоматизированного мониторинга за таможенными операциями.
Будет продолжена работа по информационному обмену с зарубежными странами в онлайн режиме.
Также, прорабатывается ряд законодательных мер, направленных на сокращение вывода капитала за рубеж, деофшоризацию экономики и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

ПО РАСХОДАМ
В 2020 году расходы бюджета направлялись по 63-м стратегическим направлениям в рамках 351 бюджетной программы.
Был достигнут 261 индикатор стратегических планов.
Значительная часть средств направлялась на финансирование 13 государственных программ.
В частности, за счет госпрограммы "Нұрлы жол" объем транзитных грузов достиг 23,5 млн. тонн с ростом более чем на 20% по сравнению с 2019 годом.
По госпрограмме "Нұрлы жер" введено 15,3 млн. кв. метров жилья.
По госпрограмме АПК инвестиционным субсидированием охвачено тысячи проектов.
Приняты меры по снижению долговой нагрузки социально-уязвимых категорий населения (многодетные семьи, семьи, получающие выплаты по случаю потери кормильца, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет, получатели государственной адресной социальной помощи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия) по потребительским займам в банках и микрофинансовых организациях.
Погашено более 30 тыс. займов.
В отчете Счетного комитета отмечался ряд проблемных вопросов в системе государственного планирования, эффективности использования бюджетных средств.
Они также были обсуждены на рабочих группах.
В этой связи хотелось бы отметить, что в феврале текущего года принята Концепция государственного управления.
Будут внедрены новые подходы.
При стратегическом и бюджетном планировании госорганы должны будут учитывать запросы общества и бизнеса.
Также будет усилена персональная ответственность за достижение результатов.
В прошлом году была проведена инвентаризация начатых, но незавершенных объектов в регионах.
В текущем году 454 млрд. тенге в виде целевых трансфертов на развитие направлены на финансирование ранее начатых проектов.
В заключении Счетного комитета было отмечено о несовершенстве механизма формирования межбюджетных отношений.
Правительство над этим вопросом работает.
И в проекте Концепции развития местного самоуправления эта проблема обозначена.
Счетным комитетом также было рекомендовано пересмотреть существующие расходы с учетом получаемого эффекта от их реализации.
Здесь хотелось бы отметить, что при формировании проекта республиканского бюджета на 2022-2024 годы госорганы впервые будут представлять расчеты по экономической отдаче (доходы бюджета, рабочие места, инвестиции, экспорт и др.) от заявляемых расходов, направляемых на бюджетные субсидии и инвестиционные проекты.
Таким образом, повышение эффективности бюджета на особом счету у Правительства.
Финансовые и нефинансовые меры поддержки будут оказываться бизнесу с учетом их встречных обязательств.
Ряд нареканий было по деятельности квазигосударственного сектора.
В данном направлении будет продолжена работа по сокращению прямого участия государства в экономике и активизирован процесс приватизации.
Ежегодно поднимаемая тема - это остатки на счетах квазигосударственных субъектов. Необходимые поправки в бюджетное законодательство уже приняты.
Эти средства по решению соответствующего органа субъекта будут направляться в установленном порядке на новые проекты или возвращаться в доход бюджета.
При обсуждении отчета особое внимание было уделено росту государственного долга.
Действительно, в 2020 году мы были вынуждены увеличить дефицит бюджета и наращивать заимствование в целях финансирования антикризисных мер.
В предстоящем периоде планируется поэтапное снижение дефицита бюджета. Это приведет к сокращению темпов новых заимствований.
Для предотвращения валютных рисков и развития местного рынка долговых инструментов максимально будет использована ликвидность внутреннего рынка.
Государственный долг будет поддерживаться на безопасном уровне и не превысит установленный лимит.

Уважаемые депутаты!
Таковы основные показатели республиканского бюджета на 2020 год и меры по повышению его эффективности.
При рассмотрении отчета были высказаны свыше 300 вопросов и предложений по всем отраслям экономики. Рекомендации депутатов в настоящее время тщательно рассматриваются и будут учтены в дальнейшей работе.
Просим поддержать отчет Правительства.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.06.2021
А. Мамин поручил усилить темпы вакцинации в западных регионах 30.06.2021
А. Мамин поручил до начала учебного года обеспечить безопасность объектов образования 30.06.2021
А. Мамин провел заседание Национальной комиссии по модернизации 30.06.2021
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 июня 2021 года №106-р 30.06.2021
Еще раз об уровне коррупции в Казахстане 30.06.2021
Концепцию Социального кодекса обсудили в Сенате 30.06.2021
Помощник Президента РК Канат Бозумбаев встретился с жамбылскими предпринимателями 30.06.2021
Глава МИИР РК принял участие в двусторонней встрече глав правительств Казахстана и Беларуси 30.06.2021
В Миннацэкономике состоялось заседание Совета по тарифной политике 30.06.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz