NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 27.07.2021 18:56 ast
15:56 msk

"Есть факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, не перечисляются по назначению"
Тезисы к выступлению Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на пленарном заседании Сената Парламента РК по Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год
18.06.2021 / политика и общество

Счетный комитет, 17 июня

Құрметті Мәулен Сағатханұлы!
Құрметті депутаттар!
Во-первых, разрешите поблагодарить депутатов за пристальное внимание к Заключению Счетного комитета. Оно было подробно рассмотрено на рабочих группах и заседаниях комитетов. Поэтому позвольте остановиться только на отдельных аспектах.
Исполнение бюджета 2020 года осуществлялось в сложных условиях, вызванных пандемией.
По поручениям руководства страны действительно были приняты беспрецедентные меры по поддержке населения и бизнеса, что позволило предотвратить значительный спад национальной экономики и существенно нивелировать внешнее негативное влияние.

Плановые параметры республиканского бюджета исполнены.
Поступления – на 100,2% или 15,1 трлн. тенге.
Нацфонд в кризисных условиях неопределенности и падения цен на основные экспортные товары Казахстана в очередной раз выполнил роль "подушки безопасности" для страны. При этом 96% от всей суммы поступлений в Нацфонд в прошлом году мы израсходовали.
Теперь, по мере стабилизации ситуации, необходимо обеспечить его максимальное пополнение. К сожалению, есть факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, не перечисляются по назначению.
Это связано и с тем, что субъектам квазигосударственного сектора предоставлено право использовать средства от приватизации активов на погашение их внешнего и внутреннего долга.
При проверке Национального фонда был установлен факт, когда за счет средств от реализации активов "Самрук-Казына" был погашен облигационный займ в сумме около 162 млрд. тенге, полученный ранее из Нацфонда. Такую практику надо исключить.
В отдельных случаях вместо уплаты налогов в Нацфонд, денежные средства компаний нефтяного сектора зачислялись в республиканский бюджет. Только за 2020 год от предприятий нефтяного сектора недопоступило 664 млрд. тенге!

Счетный комитет обращал внимание на резервы и в улучшении налогового администрирования. За счет этого в 2020 году Минфином прогнозировались дополнительные поступления в размере 1,5 трлн. тенге. Фактически поступило почти в 7 раз меньше.
Качественно не изменилась ситуация по погашению недоимки в бюджет, которая по-прежнему осуществляется неденежными средствами.
Также остается проблема переплат в счет будущих платежей. В основном по системообразующим налогам - КПН и НДС. На январь 2021 года эта сумма составила немногим менее 1 трлн. 800 млрд. тенге.
Кроме этого, в 2020 году выявлены переплаты по пени, чего при правильном администрировании вообще не должно быть. Сумма переплаты пени только по НДС в общем объеме поступлений по этому налогу составила почти 30%.
Пока еще имеет место низкая результативность плановых налоговых проверок. Из тысячи с лишним плановых проверок в 3% случаях проверки завершены без доначислений, в 54% - суммы доначислений составили менее 10 млн. тенге.

Продолжает расти государственный долг.
Соотношение долга к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией новой бюджетной политики ограничение в 27%.
Следует отметить и резкий рост, - в 5 раз - долга местных исполнительных органов, который на начало текущего года составил 1,1 трлн. тенге. Пока это в рамках утвержденного лимита, но создает риски на перспективу.

По РАСХОДАМ. Несмотря на сложные экономические условия, бюджет сохранил свою социальную направленность. Об этом было сказано.
Но в плане использования есть вопросы. Объем неэффективно израсходованных средств, установленных всеми органами госаудита, составил почти 570 млрд. тенге.
В то время, когда каждый тенге должен быть на счету, это непозволительно. Поэтому считаем крайне важным продолжить работу по усилению ответственности должностных лиц за неэффективное использование государственных ресурсов, которую мы начали в прошлом году. Только две дефиниции были включены в КОАП. Еще три дефиниции было решено рассмотреть по результатам работы новой нормы. С начала 2021 года наказано 11 должностных лиц. Применения нормы налево и направо, чего мы боялись, нет. Но она имеет хороший превентивный, сдерживающий характер. К сожалению, пока по очень узкому кругу нарушений.
По использованию антикризисных средств тоже есть вопросы.
Несмотря на то, что удалось сохранить уровень безработицы на уровне 4,9%, первоначально значительная часть затрат по поддержанию занятости направлялась на создание временных рабочих мест, средний период трудоустройства по которым составлял 1 – 3 месяца.
Однако, Правительством были приняты необходимые меры и закреплены требования, которые в настоящее время позволяют не тратить государственные ресурсы вхолостую.
Поскольку Заключение Счетного комитета изучено депутатами достаточно детально, приведу несколько свежих примеров неэффективного использования бюджетных средств. На днях мы завершили аудит эффективности деятельности специальных экономических зон. Как вы знаете, их задача - развитие современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств. Конечно, такие есть. Однако, вопросы по СЭЗам возникают давно. Когда еще было 5 зон, Елбасы требовал разобраться с их эффективностью. Сегодня мы имеем 13 специальных экономических зон.
С 2001 по 2019 годы на развитие (строительство) инфраструктуры в СЭЗах только из республиканского бюджета было выделено 372 млрд. тенге, из них 62% - средства Нацфонда.
Однако, строительство полностью завершено только в 3 из 13 СЭЗ
Чтобы все завершить надо еще 280 млрд. тенге поэтому почти 60% территории СЭЗ пустует.
Теперь о достижении той цели, ради которой СЭЗы создавались. Общий объем привлеченных в СЭЗы инвестиций составил порядка 4,3 трлн. тенге. Из них только 29% или 1 трлн. 200 млрд. тенге вложены в развитие промышленности.
Два слова о структуре этого триллиона. 65% составили инвестиции с участием субъектов квазигоссектора, которым ранее эти деньги были выделены из республиканского бюджета или Нацфонда. На 1 тенге госвливаний приходится чуть больше 3 тенге инвестиций, из которых 1,1 тенге частных, остальные – квазигоссектора. Вот такие не очень хорошие цифры.
Хотя, справедливости ради надо сказать, - в целом то, что государство потратило на СЭЗы, вернулось в виде налогов.
Благодаря поддержке депутатов, в Бюджетном кодексе с 2021 года заложены основы для определения социально-экономического эффекта от вложенных средств. Теперь каждый администратор обязан это делать.
Но, и это очень важно, должна быть понятная для всех методология и непосредственная координация Министерства национальной экономики и АСПИР.
В 2020 году Правительством принят ряд мер, направленных на повышение эффективности реализации программных документов через обеспечение достижения общенациональных задач. Это крайне важно! С принятием новой системы госпланирования, разработкой национальных проектов данная работа продолжается.
Однако, в отдельных случаях до сих пор отсутствует стратегическое видение развития важнейших отраслей. Недавно Счетный комитет завершил аудит управления земельными ресурсами. И что же? У нас отсутствует не только Стратегия развития земельных ресурсов. Нет даже Концепции.
Несколько слов о квазигосударственном секторе.
В соответствии с поручением Главы государства, проведены аудиты в большинстве крупных компаний квазигоссектора.
Только за 2020 было аудировано 25 субъектов квазигоссектора и 16 трлн. тенге их активов. Установлено 60 системных проблем и недостатков, 41 млрд. тенге финансовых нарушений, неэффективное управление активами - почти на 340 млрд. тенге.
Пока процессы трансформации квазигоссектора в высокотехнологичные и эффективные институты не дали должного эффекта.
Трансформация затягивается, приватизация по итогам реализации Комплексного плана обеспечена только на 62%.
Доходы в Национальный фонд от приватизации квазигоссектора за 2017 – 2020 годы поступили в объеме 40 млрд. тенге или 7% от суммы реализации. Остальные средства пошли на погашение внутреннего и внешнего долга.
По итогам 2020 года рост долговых обязательств к уровню 2019 года составил почти 15%.
При этом есть факты, когда валютный займ привлекался дочерней компанией одной из самых крупных национальных компаний для выплаты дивидендов акционерам.
А в целом объем выплачиваемых государству дивидендов не превышает 7% от полученного чистого дохода. Поручение Президента 100%!
Основными системными проблемами квазигосударственного сектора являются:
- не регламентированная и непрозрачная дивидендная политика;
- осуществление значительной доли закупок без конкурса и часто у аффилированных компаний. В среднем 77%. Высокая сметная стоимость возводимых объектов;
- существенные недостатки в корпоративном управлении. В большинстве национальных компаний до 58% в административных расходах занимает зарплата.
А выплата вознаграждений и бонусов членам советов директоров не зависит от выполнения KPI;
- наличие на балансе непрофильных активов и значительные затраты на их содержание.
При этом систематическое бюджетное финансирование не мотивирует квазигосударственный сектор в повышении рациональности использования государственных ресурсов.
В подходы по управлению государственными активами назрела необходимость внести изменения. Усовершенствовать стратегическое планирование деятельности субъектов квазигоссектора с четким определением роли каждого в достижении общенациональных задач. Усилить контроль за долговой нагрузкой, четко регламентировать корпоративную и дивидендную политику.
Во многих компаниях такая работа уже ведется. Но что-то надо закрепить на законодательном уровне.

Несколько слов по межбюджетным отношениям, как важной части региональной политики.
В прошлом году Счетным комитетом был проведен аудит эффективности планирования и использования трансфертов общего характера. И что же? По мнению аудита, неправильно определена сама цель трансфертов и изъятий – бюджетное выравнивание.
Наверное, целью межбюджетных перечислений должно быть выравнивание условий жизни людей в разных регионах. Более того, при определении субвенций и изъятий не учитывается сегодняшнее состояние социальной и инженерной инфраструктуры.
Действующая методика такова, что, к примеру, расходы местного бюджета в расчете на одного жителя регионов-доноров значительно превышают расходы в субвенционных областях. И это при том, что в целом жизнеобеспечивающая инфраструктура в регионах-донорах, наверное, лучше.
Понятно, деньги отдавать никому не хочется. Но как тогда объяснить такой государственный подход жителям Алматинской, Туркестанской, Кызылординской и других дотационных областей?
Поэтому, по мнению Счетного комитета, действующая методика определения трансфертов общего характера требует совершенствования. При этом необходимо сокращение встречных потоков бюджетных средств.
Уважаемые депутаты!
Вместе с вами и Правительством мы продолжим работу по повышению эффективности расходования государственных ресурсов.
Баяндама аяқталды. Назарларыңызға рақмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.06.2021
А. Мамин поручил усилить темпы вакцинации в западных регионах 30.06.2021
А. Мамин поручил до начала учебного года обеспечить безопасность объектов образования 30.06.2021
А. Мамин провел заседание Национальной комиссии по модернизации 30.06.2021
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 июня 2021 года №106-р 30.06.2021
Еще раз об уровне коррупции в Казахстане 30.06.2021
Концепцию Социального кодекса обсудили в Сенате 30.06.2021
Помощник Президента РК Канат Бозумбаев встретился с жамбылскими предпринимателями 30.06.2021
Глава МИИР РК принял участие в двусторонней встрече глав правительств Казахстана и Беларуси 30.06.2021
В Миннацэкономике состоялось заседание Совета по тарифной политике 30.06.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.07.21 Вторник
81. УЛЬЯНОВ Игорь
75. АУБАКИРОВ Тохтаp
75. БЕРКМАН Анатолий
74. ОСПАНОВ Халел
73. МУХАМЕДЖАНОВ Толеген
73. ТЕЗЕКБАЕВ Серик
72. КОЛОМИЙЦЕВ Владимир
72. МУКУШЕВ Бекбулат
70. КИКОЛЕНКО Ольга
70. ТЕМИРБАЕВ Алик
67. АБИЛЬМАЖИНОВ Темиргали
66. КАЛМУРЗАЕВ Нуржигит
65. БАЙЖАНОВ Жанбулат
64. КОБЛАНДИН Калыбек
61. КУЗЬМИН Николай
...>>>
28.07.21 Среда
85. БАЙМУХАМЕТОВ Иртай
75. НЕРОНОВ Владимир
73. АБЫЛКАСЫМОВ Ерасыл
73. НУРТАЕВ Рамазан
70. ЧОЙМБЕКОВ Тулеген
66. ПЛАТОНОВ Сергей
65. ПОНОМАРЕВ Игорь
64. КОКРЕКБАЕВ Карим
61. АДАЙБЕКОВ Руслан
61. ЖАНСЕИТОВ Алыбек
61. ОМАРХАНОВ Галым
60. ДЖОМАРТОВ Асылбек
60. ЛУКИН Андрей
60. ПАЛЫМБЕТОВ Болат
59. ШАЙМЕРДЕНОВА Даригаш
...>>>
29.07.21 Четверг
86. ЖУБАНОВ Каир
82. БУЛОВИЧ Валерий
72. ЖУМАБАЕВ Ермек
70. ДЖАНАБАЕВ Бердибек
70. ТАМАБАЕВ Каирбек
68. АБЛОЖЕЙ Леонид
65. АБДУЛЛАЕВА Роза
62. КАЛИЕВ Султан
62. ШАХБУТОВА Амина
59. АДИЛЬХАНОВ Болат
59. КУНДАКБАЕВ Марат
58. ЕРУБАЕВ Токтасын
58. МОЛДАКУЛОВ Нуржан
57. КУЛИБАЕВ Кайрат
56. ДЕМБАЕВ Булат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz