akzhol.kz, 21 июня
Уважаемые Нурлан Зайруллаевич, Маулен Сагатханович, уважаемые коллеги. Наша фракция изложила свою оценку рассматриваемым документам на Пленарном заседании Мажилиса. Обсуждая их, нужно учитывать, какой сложный и трагический это был год и для Казахстана, и для всего человечества. Демократическая партия "Ак жол" считает, что в тяжелейших условиях 2020-го года вся страна и прежде всего – наши врачи, медсестры, волонтеры, предприниматели, просто жители страны совершили настоящий гражданский подвиг. Буквально вчера отмечался день медицинского работника, накануне которого Президент К.Токаев открыл мемориал памяти врачей, погибших в борьбе с пандемией. От имени партии "Ак жол" выражаю признательность и восхищение медикам и всем другим нашим соотечественникам, внесшим вклад в противостояние со смертью, и продолжающим эту борьбу сегодня. В то же время, государственные органы и должностные лица, непосредственно отвечающие за состояние дел в здравоохранении, социальном обеспечении, цифровизации, защите и кредитованию предпринимательства – оказались явно неготовы к таким потрясениям. На те огромные средства, которые были выделены Главой государства из Национального фонда, – можно было бы и нужно было сделать больше. И сделать эффективнее. Насколько именно больше и эффективней, и кто именно из руководителей министерств и ведомств не прошел этот тест – это вопрос уже к ним, и к контролирующим органам, которые дадут оценку использования и прозрачности этих государственных средств В то же время, необходимо отметить, что жизнь и задачи, решением которых занимается государство, не ограничиваются вопросами бюджета и выходят далеко за его рамки. Именно поэтому Демократическая партия "Ак жол" в своей политической программе предлагает выносить на утверждение Парламента не только бюджет, но и Программу действий Правительства, когда о его успехах и неудачах можно будет судить не только по освоению средств, но прежде всего – по выполнению поставленных задач. Другой нашей инициативой является разработка и принятие национального Акта экономической свободы, составной частью которого стало бы введение унитарного (консолидированного) бюджета. В таком формате должны будут проходить утверждение Парламентом не только бюджеты министерств, но и бюджет квазигоссектора, всех национальных компаний, фондов и структур с обязательными платежами, таких как ЕНПФ, Фонд соцмедстрахования и др. В таком унитарном бюджете были бы недопустимы случаи, о которых рассказала наша коллега, сенатор Ольга Перепечина, когда квазигоспредприятия на бюджетные деньги закупают себе яхты, рестораны, гостиницы и конюшни. Другим результатом унитарного бюджета стала бы возможность практического сравнения общих затрат государства, направляемых на поддержку предпринимательства – с теми объемами, которые реально доходят до назначения, пройдя через сито всевозможных "Байтереков", БРК, СПК и других институтов развития. Унитарный бюджет очень быстро прояснил бы, какие суммы уходят на их офисы и премии, а какие – остаются на реальную поддержку бизнеса. Но, к сожалению, наши предложения пока остаются неуслышанными. Поэтому мы сегодня работаем в том формате Отчета, который определен законодательно. Нужно признать, что даже в этих условиях Счетный комитет провел большую работу по выявлению пробелов и наведению порядка в использовании бюджетных средств. Не случайно, в ходе обсуждения Отчета в Мажилисе, ответы и объяснения некоторых министров вызывали откровенное недоумение. Все это результат того, что ведомства работают не с людьми и их проблемами, а с бездушной статистикой. А некоторые руководители министерств увлеклись манипулированием этой самой статистикой настолько, что потеряли обратную связь не только с населением, но и с госорганами на местах. Сегодня особо хотелось бы отметить, что назрела необходимость совершенствования самого бюджетного законодательства, его методологии и контроля исполнения. С одной стороны, нужно более ясное и полное видение бюджетных потоков, включая квазигоссектор и внебюджетные, но обязательные платежи; прослеживаемость каждого тенге и его влияния на социально-экономическое развитие страны и решение задач, волнующих общество. С другой – нужна четкая персонализация ответственности за использование этих средств, исключающая возможность прикрытия различных манипуляций в этой сфере – бюрократическими процедурами. Эти меры нужны не только в связи с необходимостью крайне рачительного отношения к бюджету, но и на фоне критического приближения к неснижаемым остаткам Национального фонда. Фракция "Ак жол" в который раз призывает ограничить такие изъятия и остановить проедание средств, которые принадлежат будущим поколениям Казахстана. Мы требуем от Правительства и его экономического блока разработки новых конкретных подходов в этом направлении. И наша фракция, как, думаю, и все депутаты, будут готовы совместно рассмотреть и поработать над этими изменениями. Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемый Маулен Сагатханович. Думаю, никто из присутствующих не заподозрит нашу фракцию в излишних симпатиях к чиновникам. Мы неоднократно и по делу критиковали руководителей министерств и ведомств, как и Правительство в целом. Однако принимая во внимание то, в каких тяжелейших условиях локдауна работало Правительство в рассматриваемый период (о чем уже говорили мои коллеги), надеемся, что будут сделаны правильные выводы из состоявшегося обсуждения в Мажилисе, Сенате и на сегодняшнем заседании, включая работу конкретных госорганов и их руководителей. Поэтому, с учетом обсуждения и высказанных предложений, наша фракция полагает возможным поддержать рассматриваемые Отчеты Правительства и Счетного комитета. Благодарю за внимание. |