23.06.2021
Заместителю Премьер Министра РК Скляру Р.В
На фоне беспомощности госорганов в вопросе цен на продукты первой необходимости вроде картофеля и моркови, больно и унизительно бьющим по самым малообеспеченным группам населения, в экономике страны разворачивается не менее драматическая ситуация с ценами на сырье и материалы для отечественных производителей. К депутатам демпартии "Ак жол" с марта месяца продолжают обращаться отечественные предприятия по поводу резко возросших цен на сырье и материалы. В частности, об этой проблеме, как о неразрешимой проблеме, уже ведущей к остановке производства, сообщают строительные компании, машиностроительные заводы и предприятия металлообработки. Ранее в депутатском запросе от 31.03. 2021 года наша фракция просила рассмотреть ситуацию, сложившуюся на рынке металлопроката. Так, например, стоимость профильной трубы сегодня составляет 735 тыс. тенге за тонну, тогда как в строительных сметах из бюджета она заложена по цене 198 тыс. тенге, по стальным электросварным трубам, текущая стоимость 580 тыс. тенге, тогда как в смете заложено 172 тыс. тенге, т.е процент удорожания только по этим двум позициям составляет до 280%. В среднем, удорожание материалов в строительстве произошло на 60%, в машиностроении и металлообработке – до 80%. Между тем, проектно-сметная документация в системе госзакупок действует в течение 3-х лет. И обращения отечественных переработчиков и строителей о пересчете сметы остаются безрезультатными. Отвечая на наш вышеуказанный запрос от 31 марта т.г., Правительство заверило, что проблема находится на рассмотрении госорганов и обещали предоставить ответ до 25 июня. Сегодня уже 23 июня, но никаких решений до сих пор так и не принято. Сложилась ситуация, при которой предприятия, выполняющие заказы для госорганов или национальных компаний, объективно не в состоянии их выполнить по ценам контракта. А отказ или срыв исполнения договора влечет включение их в список недобросовестных поставщиков и лишение дальнейшего доступа к рынку государственных и корпоративных закупок. Получается, наиболее конкурентоспособные отечественные производители, прошедшие сито предквалификации, конкурсов и тендеров – по независящим от них обстоятельствам выпадут из экономического оборота. Между тем, по некоторым группам материалов такая ситуация произошла не только ввиду конъюктуры рынка, но также и по причине неуклюжих действий госорганов. Так, 30 апреля т.г. Министерство индустрии и инфраструктурного развития ввело запрет на импорт цемента. В результате таможенные органы разворачивают обратно транспорт с уже оплаченным цементом, а на внутреннем рынке цена немедленно выросла на 35%. Как говорится "Хотели, как лучше, а получилось как всегда". По информации Агентства по защите и развитию конкуренции наблюдается спекулятивный рост цен на строительные материалы, в связи с этим, направлено субъектам рынка стройматериалов 26 уведомлений о необходимости снижения цен. Но результаты не внушают оптимизма. Более того, фракция "Ак жол" считает, что сдерживать цены нужно не приказами, а рыночными механизмами, и прежде всего – через усиление конкуренции. В частности, для рынка цемента, в самый разгар строительного сезона, требуется Министерству индустрии и инфраструктурного развития немедленно отменить запрет на импорт, а при необходимости защиты интересов отечественных заводов – заменить запрет таможенными пошлинами, поддерживающими, а не отменяющими конкуренцию. Наш разговор с руководством министерства состоялся три недели назад, тогда же в СМИ сообщили об отмене запрета, однако проект такого приказа все еще проходит согласования. А для строительства каждый упущенный месяц оборачивается новыми финансовыми потерями и удорожанием площади. В отношении металлопроката, пока наши госорганы думают, Правительство соседней России (откуда идет основной импорт данной продукции), принимает срочные меры по насыщению рынка и ограничению сговора производителей. По данным СМИ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рамках расследования на рынке металлопроката уже возбудила дела против трех основных производителей металла. Кроме того, сообщается, что в отношении исполнения госзаказа поручено обеспечить производителей металлопрокатом по запланированной стоимости. По нашему мнению, это именно та ситуация, когда единое экономическое пространство в рамках Евразийского экономического союза должно наглядно доказать свою практическую выгоду. Поскольку в целях госзаказа производителям стран-членов ЕАЭС гарантирован национальный (т.е. равный) режим, парламентская фракция "Ак жол" требует от Министерства торговли и интеграции, а также от казахстанских представителей в Евразийской экономической комиссии срочно приступить к переговорам с российской стороной о предоставлении аналогичных мер поддержки казахстанским поставщикам госзаказа в обеспечении металлопроката по фиксированным ценам. Кроме того, убедительно просим ускорить ответ на наш предыдущий запрос от 31 марта т.г., в части корректировки ценовой политики нацкомпаний и фонда "Самрук-Казына" на машиностроительную продукцию.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол |