- несоответствие стандартам цифрового оборудования, ограниченный доступ к интернету и слабая инфраструктура школ
Счетный комитет, 3 июля
1 июля текущего года в режиме видеоконференцсвязи прошло очередное заседание Счетного комитета с участием руководителей и представителей Министерства образования и науки, а также ректоров высших учебных заведений. На данном заседании рассмотрены результаты государственного аудита эффективности использования средств, выделенных на развитие науки, среднего и высшего образования, активов квазигосударственного сектора в этой сфере с 2018 по 2020 годы. Глава государства в своих Посланиях акцентирует внимание на необходимости повышения качества образования на всех уровнях - от дошкольного до послевузовского образования. В 2018-2019 годах приняты законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя, актуализирована нормативная правовая база сферы науки. Созданы условия по расширению доступа к высшему образованию и повышению его качества. В рамках государственного образовательного заказа обновляется учебно-методическая база, ведутся работы по укреплению материально-технической базы ВУЗов, повышена заработная плата профессорско-преподавательского состава. Государственным аудитом охвачены 6 ВУЗов: Карагандинский технический университет, Евразийский национальный университет им. Л.Гумилева, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.Сатпаева, Казахский национальный женский педагогический университет и Казахский национальный педагогический университет им. Абая. Итоги аудита выявили системные проблемы, влияющие на тенденции развития сферы образования в нашей стране, которые были обсуждены на данном заседании. В их числе: - несоответствие стандартам цифрового оборудования, ограниченный доступ к интернету и слабая инфраструктура школ. Так, по состоянию на 1 января 2021 года в 44 школах интернет полностью отсутствует, 209 школ (большинство малокомплектные) не имеют широкополосный доступ в интернет; - функционирование трехсменных школ и аварийных школ. Наибольшее количество таких школ находятся в южных и западных регионах: Алматинская область (38 школ), г. Шымкент (17), Мангистауская область (14), в ЗКО (8 школ) и Туркестанская область (5); - имеют место проблемы, связанные с включением школьников с особыми образовательными потребностями в учебный процесс, сохраняется потребность в педагогах со специальным образованием и в соответствующем учебно-методическом комплексе; - действующий механизм не дает объективную и качественную оценку трудоустройства выпускников ВУЗов (оценивается их трудоустройство не по специальности, а по наличию или отсутствию пенсионных отчислений без учета занимаемой позиции по месту работы); - имеют место пробелы в методологии распределения грантов с учетом потребностей в конкретных специальностях, что приводит к трудоустройству выпускников ВУЗов не по специальностям; - инструмент квотирования по проекту "Серпін" для обучения граждан из числа сельской молодежи и их трудоустройство в трудодефицитных регионах, недостаточно эффективен и востребован (из 2653 выпускников проекта 2020 года трудоустроено по месту обучения всего 381 человек (14%); - сохраняется высокий уровень образовательной миграции из республики, что создает риски невозврата студентов, обучающихся в зарубежных вузах и интеллектуального оттока. По итогам заседания Счетным комитетом даны соответствующие поручения и рекомендации. |