В соответствии с подпунктом 1) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 - 2025 годы. 2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан К. Токаев
УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Республики Казахстан от 19 июля 2021 года №625
Основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 - 2025 годы
1. Введение В данном документе определяются основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию (далее - ОПР) на 2021 - 2025 годы. Основные направления государственной политики РК в сфере ОПР разработаны в целях содействия устойчивому социально-экономическому развитию стран-партнеров, продвижения национальных интересов Казахстана, усиления его международных позиций и позитивного восприятия за рубежом. В документе приводятся принципы осуществления ОПР, ее секторальные и географические приоритеты, планирование и администрирование, а также механизмы и формы ОПР. Основные направления государственной политики РК в сфере ОПР соответствуют Общенациональным приоритетам государства до 2025 года, определенным Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года и предусматривающим, в частности, справедливую социальную политику, укрепление национальной безопасности, активное развитие экономической и торговой дипломатии. Документ закрепляет приверженность Казахстана решению глобальных и региональных проблем в соответствии со Стратегией "Казахстан-2050", "Планом нации - 100 конкретных шагов", Концепцией внешней политики Республики Казахстан на 2020 - 2030 годы и другими государственными программными документами. Для институционализации национальной системы ОПР 15 декабря 2020 года постановлением Правительства Республики Казахстан создан оператор в сфере ОПР - Казахстанское агентство международного развития "KazAID" (далее - Агентство "KazAID"), являющееся подведомственной организацией Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее - МИД). Таким образом, сделан важный шаг на пути к присоединению Казахстана к усилиям традиционных и новых стран-доноров для содействия международному развитию на системной основе. Значение этого шага усиливается тем, что он был сделан в период сокращения бюджетов традиционных доноров, в то время как спектр вызовов международному и региональному развитию расширяется. В целом деятельность Казахстана в сфере ОПР является составным элементом нового вектора внешней политики государства - "гуманитарной дипломатии", его практическим вкладом в усилия международного сообщества, направленные на обеспечение мира, стабильности, региональной безопасности и устойчивого развития.
2. Текущие вызовы регионального и глобального развития В результате глобального экономического и финансового кризиса, вызванного в том числе пандемией COVID-19, многие страны столкнулись с углублением социального неравенства, снижением уровня жизни населения и потерей рабочих мест. Это привело к росту внутриполитической напряженности и обострению межгосударственных конфликтов, усилению таких угроз, как организованная преступность, международный терроризм, незаконная миграция, и ряда других угрожающих международной безопасности явлений. По оценкам Всемирного Банка, в постковидный период рост мировой экономики замедлится почти в пять раз, что значительно больше, чем в 2009 году во время глобального финансового кризиса. При этом 90% всех стран будут испытывать отрицательный рост реального ВВП на душу населения в последующие три года. Рецессия в мировой экономике, углубление глобальных диспропорций негативно отразились на реализации Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, принятой Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) в 2015 году.
3. Цели участия Республики Казахстан в содействии международному развитию Целями участия Республики Казахстан в содействии международному развитию являются: дальнейшая интеграция Казахстана в систему региональных и международных связей; создание благоприятных внешних условий для успешной реализации стратегий и программ развития Республики Казахстан; укрепление мира, глобальной и региональной безопасности и стабильности; содействие реализации странами-партнерами целей Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
4. Принципы официальной помощи развитию Республики Казахстан Политика Республики Казахстан в сфере ОПР осуществляется исходя из следующих принципов: соответствие национальному законодательству, нормам международного права и интересам Республики Казахстан; уважение суверенитета, учет национальных интересов и законодательства стран-партнеров; прозрачность и подотчетность процесса принятия решений о предоставлении и использовании ОПР в соответствии с международными стандартами; ориентированность на измеримые результаты оказания помощи, учет социальных и экологических последствий проектов ОПР. Республика Казахстан, реализуя политику в сфере ОПР, руководствуется также международными нормами и принципами сотрудничества в области развития, установленными Уставом ООН (1945 год), Парижской декларацией по повышению эффективности внешней помощи (2005 год), Аккрской программой действий (2008 год), Пусанским итоговым документом (2011 год) и Повесткой дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
5. Секторальные и географические приоритеты официальной помощи развитию Республики Казахстан Секторальные приоритеты ОПР определяются Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" (далее - Закон) и данными основными направлениями государственной политики РК в сфере ОПР. Секторальные приоритеты учитывают традиционно сложившиеся отношения со странами-партнерами, их ожидаемые потребности и охватывают области, в которых Республика Казахстан имеет сравнительные преимущества, специальные знания, опыт и технологии. При определении секторальных приоритетов учитываются также современные тенденции международной повестки дня в области развития. С учетом текущих вызовов регионального и глобального развития, а также в соответствии со статьей 5 Закона деятельность Республики Казахстан в области развития будет сосредоточена на следующих секторах стран- партнеров: образование; здравоохранение и санитария; охрана окружающей среды, борьба с изменением климата; рациональное управление природными ресурсами, водоснабжение; цифровизация; сельское хозяйство; гендерное равенство; поддержка предпринимательства; эффективное государственное управление; иные направления, определяемые Законом. Секторальные приоритеты, отражая общие приоритеты международного сообщества, определяются с учетом координации усилий и разделения труда с другими донорами. В каждом секторе проекты должны быть максимально взаимосвязанными для обеспечения синергетического и мультипликативного эффекта. В отношении отдельных секторов могут использоваться различные подходы, в том числе оказание помощи в форме многостороннего взаимодействия в частности посредством финансовых вкладов и работы через международные организации. Государства Центральной Азии и Исламская Республика Афганистан будут находиться в фокусе географических приоритетов оказания ОПР. При этом по мере развития национальной системы ОПР деятельность Республики Казахстан также может быть ориентирована в перспективе на другие регионы мира.
6. Планирование и управление проектами официальной помощи развитию 6.1. Планирование объемов помощи и финансирование на цели развития МИД в качестве уполномоченного органа в сфере ОПР утверждает План мероприятий ОПР, а также План выплат добровольных взносов в международные организации на цели ОПР и осуществляет их реализацию. Планирование объемов помощи, предоставляемой в рамках ОПР, будет осуществляться МИД на основании проектных предложений, поступающих от государственных органов и иных организаций, согласно Правилам взаимодействия государственных органов и организаций в сфере ОПР, утвержденным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан №11-1-2/42 от 6 февраля 2015 года. В рамках сотрудничества с международными донорскими организациями МИД направляет им список проектных предложений для рассмотрения возможности их участия в финансировании. 6.2. Система управления проектами Система ОПР Республики Казахстан будет действовать на основе общепринятых стандартов эффективного и ориентированного на результат управления, руководствуясь международной передовой практикой и процедурами в сфере ОПР, используемыми в частности Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (далее - КСР ОЭСР). Для эффективного управления проектами ОПР будет использоваться система управления проектным циклом. В частности, Агентством "KazAID" будет разработано руководство по управлению проектным циклом в сфере ОПР для двусторонних проектов развития. В руководстве будут описаны: каждый этап проектного цикла; шаги на всех этапах проектного цикла, в том числе программирование, определение, формулирование, реализация и оценка проектов; процедуры, которые должны выполнять отдельные участники; требования к документам, используемым в проектах. 6.3. Мониторинг и оценка эффективности проектов официальной помощи развитию Последовательный обзор и мониторинг с оценками проектов и программ являются ключевыми инструментами для управления и принятия квалифицированных решений по эффективной организации проектов ОПР. Результаты мониторинга и оценок должны использоваться для повышения качества деятельности Республики Казахстан в области развития, усиления взаимной ответственности и прозрачности сотрудничества со странами- партнерами, а также с общественностью. Мониторинг проектов ОПР будет осуществляться МИД при содействии загранучреждений, соответствующих государственных органов Республики Казахстан и оператора в сфере ОПР. Оценка проводится на основе международных стандартизированных методов, адаптированных к специфике системы ОПР Республики Казахстан. Основная ответственность за проведение оценки в рамках институциональной структуры сотрудничества в области развития возлагается на МИД.
7. Механизмы, формы и проекты официальной помощи развитию Республики Казахстан ОПР будет оказываться как на двусторонней основе, так и в рамках многостороннего сотрудничества. Кроме того, с учетом влияния частных инвестиций на социально- экономическое развитие стран-партнеров и существующих международных тенденций, целесообразно привлечение частного сектора в деятельность по оказанию помощи развитию. ОПР будет осуществляться в формах, указанных в статье 12 Закона. Проекты ОПР реализуются в виде технической помощи посредством проведения семинаров и консультаций, передачи ноу-хау, строительства новых или реконструкции действующих инфраструктурных объектов в приоритетных секторах экономики и других мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому развитию страны-партнера и повышению благосостояния ее граждан.
8. Прозрачность и подотчетность Прозрачность и подотчетность оказываемой помощи в сфере ОПР будут обеспечиваться в соответствии со стандартами ОЭСР и положениями Закона. МИД будет публиковать детальные ежегодные отчеты по государственным расходам на цели международного развития на сайте МИД и предоставлять информацию в КСР ОЭСР с целью последующей публикации. Подотчетность и прозрачность ожидаются также от стран-партнеров. МИД на ежегодной основе будет представлять Правительству Республики Казахстан отчет о ходе реализации проектов в сфере ОПР. Агентство "KazAID" и соответствующие министерства будут представлять отчеты в МИД по его запросу. Деятельность Республики Казахстан в сфере ОПР является открытой для публичных обсуждений с участием других ведомств, неправительственных организаций, бизнеса, научных кругов, а также других заинтересованных сторон. Вся соответствующая информация о помощи развитию будет публиковаться на специальном веб-сайте, посвященном вопросам ОПР, который будет администрироваться оператором в сфере ОПР. |