NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:24 ast
22:24 msk

Местное самоуправление в городах Казахстана: быть или не быть?
Указом Президента РК от 18 августа 2021 года утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года. Ожидается, что реализация данного документа позволит усилить роль граждан в управлении государством на местном уровне, а органы местного самоуправления получат самостоятельность и возможность оперативно и эффективно решать вопросы местного значения
01.09.2021 / политика и общество

Андрей Чеботарев, turanpress.kz, 31 августа

Указом Президента РК от 18 августа 2021 года утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года. Ожидается, что реализация данного документа позволит усилить роль граждан в управлении государством на местном уровне, а органы местного самоуправления получат самостоятельность и возможность оперативно и эффективно решать вопросы местного значения. План действий по реализации концепции предусматривает 20 мер организационного и правового характера.
Среди явных плюсов концепции следует отметить ее ориентацию на разграничение полномочий и сфер ответственности местного государственного управления и самоуправления, в том числе посредством принятия закона "О местном самоуправлении в Республике Казахстан". Правда, этот закон планируется принять только в 2023 году. Судя по всему, процесс указанного разграничения обещает быть непростым и потребует соответствующее время.
К явным же минусам концепции можно отнести фактическое ограничение местного самоуправления (МСУ) в столице, городах республиканского и областного значения реализацией проекта "бюджет народного участия". Единственно, что в документе отражено следующее: "В дальнейшем следует внедрить выборность акимов районов в городах и городов областного значения". Однако такая формулировка делает перспективы введения выборности акимов указанной категории весьма неопределенными.
В целом, рассматриваемая концепция способствует возникновению заметного дисбаланса в развитии МСУ в сельских населенных пунктах и городах районного значения, с одной стороны, и в столице республики, городах республиканского и областного значения, с другой стороны. В первых административно-территориальных единицах (АТЕ) уже введена выборность акимов местным населением и осталось только провести в 2022-2025 гг. соответствующие выборы, а также планируется создать с 2024 года представительный орган – кенес и усилить сходы местных сообществ.
Тогда как во вторых (АТЕ) какого-либо создания новых органов и/или реорганизации действующих органов МСУ концепцией не предусмотрено. Единственно, что предусматриваются меры по повышению эффективности работы маслихатов всех уровней. Это, в частности, предоставление их депутатам дополнительных полномочий, введение дополнительных двух должностей, работающих на постоянной основе, для председателей постоянных комиссий и проведение онлайн-трансляций маслихатов. С другой стороны, маслихаты имеют одновременно статус органов местного госуправления и самоуправления и неизвестно, сохранят ли они статус органов МСУ после ожидаемого разграничения.
Вместе с тем в 2015 году в столице, городах республиканского и областного значения были введены и до сих пор продолжают действовать территориальные советы местного самоуправления. Согласно Типовому положению о территориальных советах местного самоуправления, утвержденному 19 ноября 2015 года приказом Министра национальной экономики РК, данные советы создаются решением маслихатов указанных выше городов и обладают статусом консультативно-совещательных органов при соответствующих акиматах. Их количество и персональный состав определяется акимами из числа жителей данных городов, по представлению трудовых коллективов, общественных организаций, кооперативов собственников квартир (КСК) и депутатов городских маслихатов.
Основными задачами территориальных советов МСУ являются содействие в реализации прав граждан по решению вопросов территориального значения и профилактике правонарушений, а также оказание помощи представительным и исполнительным органам в работе с гражданами. В интересах их выполнения члены советов, в частности, могут посещать учреждения и организации, связанные с решением вопросов территориального значения, принимать граждан по данным вопросам, организовывать их встречу с акимами, депутатами маслихатов и другими должностными лицами, привлекать граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта и благоустройства жилых домов и придомовых территорий, проводить разъяснительно-правовую работу с населением по профилактике правонарушений и т.д. (см. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012456).
Таким образом, получается, что местное самоуправление в рассматриваемых городах осуществляется не только через местные маслихаты и акиматы, но и через указанные советы. Однако по результатам исследований, проведенных Центром актуальных исследований "Альтернатива" в 2016 и 2017 гг., вырисовывается следующая неблагоприятная картина по вопросам деятельности территориальных советах МСУ.
Прежде всего, большинство из опрошенных граждан не имеют никакого представления о данных органах и их деятельности. Соответственно практически никто из респондентов никогда не обращался в эти советы по тем или иным вопросам. К тому же мониторинг Интернет-ресурсов акиматов и маслихатов столицы республики, городов республиканского и областного значения выявил максимальное отсутствие общей и новостной информации о работе территориальных советов местного самоуправления и ее результатах.
Так, в Нур-Султане практически единственным источником официальной информации о рассматриваемых органах является Решение Маслихата города Астаны от 23 сентября 2016 года №56/9-VI "О создании территориальных советов местного самоуправления города Астаны". Согласно этому документу в столице были созданы 6 территориальных советов МСУ. Из них 3 действуют на территории района "Алматы", 2 – района "Сарыарка" и 1 – района "Есиль". Также обозначены границы их деятельности, совпадающие с совокупными границами определенных избирательных округов (см. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V16AAZ01071).
Имеется также Решение Маслихата города Астаны от 23 сентября 2016 года №58/9-VI "Об утверждении состава территориальных советов местного самоуправления города Астаны". Однако с ним почему-то можно ознакомиться только на негосударственном интернет-портале "Zakon.kz" посредством приобретения доступа к нему на коммерческой основе (см. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32323388#pos=5;-106). В целом, никакой открытой информации о работе рассматриваемых советов, их руководителях и других членах, местах нахождения и графиках приема граждан на официальных Интернет-ресурсах акиматов столицы и ее районов нет.
В Алматы вместо территориальных советов до сих пор продолжают функционировать комитеты местного самоуправления (КМС), образованные в разное время на основании Временного положения о местном самоуправлении в городе Алматы. В свою очередь, данный документ был утвержден решением XIV сессии Алматинского городского маслихата второго созыва от 13 февраля 2002 года. Причем в свободном доступе его почему-то нет. Всего в Алматы действует 37 комитетов местного самоуправления, распределенных по 8 районам города (по состоянию на 2017 год – прим.). Вместе с тем такого направления деятельности, как местное самоуправление, ни указано на сайтах ни городского, ни районных акиматов. И только на сайте Аппарата акима Бостандыкского района Алматы приведена общая информация об основных направлениях деятельности КМС при отсутствии других сведений (см. https://www.gov.kz/memleket/entities/almaty-bostandyk/about/structure/departments/activity/11919/1?lang=ru).
Благодаря Решению Актауского городского маслихата Мангистауской области от 9 декабря 2016 года №6/70 "О создании территориальных советов местного самоуправления города Актау" известно, что в данном городе созданы и действуют два территориальных совета МСУ. При этом четко обозначена территория их деятельности, совокупно включающая территорию определенных избирательных округов (см. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V16MA003260). Однако на сайте Аппарата акима города Актау какая-либо общая и новостная информация о работе указанных советах полностью отсутствует.
Кстати, централизованный перевод в свое время Интернет-ресурсов центральных и местных исполнительных органов на единую платформу Gov.kz привел к ухудшению уровня информированности населения республики о различных направлениях работы данных органов и ситуации в различных сферах и регионах страны. К примеру, на бывшем сайте Аппарата акимата города Караганды (https://karaganda-akimat.gov.kz) в разделе "Местное самоуправление" были приведены данные по персональному составу и территории деятельности 15 территориальных советов МСУ. В настоящей же версии сайта (https://www.gov.kz/memleket/entities/akimat-karagandy?lang=ru) ничего подобного уже нет.
Из интервью, проведенных с членами данных советов отдельных городов в 2016-2017 гг., следует, что
территориальные советы МСУ фактически выступают своего рода связующим звеном между жителями соответствующих городов, с одной стороны, и акиматами городов или городских районов, с другой стороны. Каких-либо исполнительно-распорядительных полномочий они не имеют. Поэтому их основной задачей является доведение до местных органов власти, способных решать различные вопросы местного значения, информацию о наличии данных вопросов и необходимости их положительного решения.
При этом среди основных трудностей в работе данных структур их представители отметили, во-первых, отсутствие правовой базы их деятельности и, как следствие, официального статуса, четкой компетенции и полномочий этих советов и их председателей. Во-вторых, отсутствие собственных бюджетов, офисов, транспорта, оргтехники, штатного аппарата и т.д. К тому же большинство интервьюируемых членов территориальных советов МСУ осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Таким образом, территориальные советы местного самоуправления в своем большинстве не способны выполнять полноценно функции органов МСУ в столице, городах республиканского и областного значения. Тем более, что они не пользуются большой известностью среди населения соответствующих городов. К тому же создание и деятельность с 2015-2016 гг. в данных АТЕ общественных советов – органов, имеющих совершенно другой статус и полномочия, фактически переключило внимание горожан на них. Хотя при этом общественные советы к местному самоуправлению никакого отношения не имеют.
В связи с этим представляется целесообразным реорганизовать территориальные советы местного самоуправления посредством:
- расширения их функций и полномочий по взаимодействию с местными жителями и органами власти;
- обеспечения их необходимыми организационными и материально-техническими ресурсами;
- перевода деятельности их председателей на постоянную основу с начислением и выплатой заработной платы;
- введения в аппаратах акимов столицы, городов республиканского и областного значения должности советника акима по вопросам местного самоуправления для обеспечения постоянной связи между данными акимами и действующими в вверенных им АТЕ территориальными советами МСУ;
- обеспечения постоянного системного информирования жителей указанных городов о работе территориальных советов МСУ посредством создания соответствующих разделов на официальных сайтах аппаратов акимов с публикацией информации общего, контактного и новостного характера, а также освещения работы советов в местных официальных СМИ.
Во всяком случае, эти и другие возможные меры позволят оживить работу территориальных советов МСУ. В противном случае в них не будет никакого смысла, как не было до сих пор. Другой возможный вариант – это упразднение данных советов. Но тогда правительству придется озаботиться созданием новых органов местного самоуправления в городах указанной категории во избежание отмеченного выше дисбаланса и вакуума в процессе вовлечения граждан к участию в развитии городов и решению вопросов местного значения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заседание Совета Безопасности под председательством Первого Президента Казахстана 30.09.2021
Рабочий график главы государства 30.09.2021
Маулен Ашимбаев встретился со Спикером Милли Меджлиса Азербайджана Сахибой Гафаровой 30.09.2021
Н.Нигматулин и С.Гафарова высказались за укрепление казахстанско-азербайджанских межпарламентских отношений 30.09.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2021 года №661 30.09.2021
О коммунальной реформе 30.09.2021
Перуашев - о выступлении Токаева на съезде НПП "Атамекен" 30.09.2021
Механизмы сдерживания цен на основные продукты питания обсудили в Сенате 30.09.2021
Б.Сапарбаев: Задолженность по кредитам погибших в результате ЧП полностью списана 30.09.2021
Роман Скляр провел онлайн-встречу с руководителями германских компаний 30.09.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz