NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 16:30 ast
14:30 msk

"Если хотите уничтожить МСБ – так и скажите"
Предприниматели просят "акжоловцев" воспрепятствовать отмене моратория на проверки малого бизнеса и прекратить эксперименты с отчетностью
08.09.2021 / политика и общество

akzhol.kz, 7 сентября

Вчерашнее заседание парламентской фракции демократической партии "Ак жол" получилось напряженным. Помимо депутатов Мажилиса и руководителей филиалов нашей партии, в его работе приняли участие около двухсот предпринимателей со всех регионов, причем как в режиме видеоконференции, так и непосредственно в зале заседаний ДПК. Прибыли представители малого и среднего бизнеса из Карагандинской, Акмолинской, Костанайской, Алматинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Жамбылской и Туркестанской областей. Они представляли отраслевые Ассоциации торговли и сферы обслуживания, пищевой, молочной, масложировой, машиностроительной, легкой промышленности, производства стройматериалов, Форум предпринимателей и т.д.
Как и договорились с первым вице-премьером Алиханом Смаиловым, от госорганов в зале присутствовали первый вице-министр финансов Марат Султангазиев, вице-министр нацэкономики Алибек Куантыров, вице-министр торговли Ержан Казанбаев, а также ряд уполномоченных органов.
Предметом обсуждения стали проблемы, которые испытывает бизнес при внедрении новых методов по администрированию налогов и прослеживаемости продукции (сопроводительные товарные накладные (СНТ), электронные счета-фактуры (ЭСФ), маркировка товаров (МПТ)), а также недавняя инициатива Минфина о прекращении моратория на проверки малого бизнеса.
В ходе заседания выступили Владимир Бердник (ВКО), Антонина Ан (Жамбылская РПП), Анастасия Калашникова (Ассоциация прямых продаж), Жибек Ажибаева (Ассоциация предприятий торговли), Берик Заиров (Форум предпринимателей), Ален Тулегенов (Нур-Султан), Константин Невзоров (Союз производителей масложировой продукции), Любовь Худова и Анвар Хилашев (Ассоциация легкой промышленности), Эдиль Казакпаев (Талдыкорган), Марина Бошель (Темиртау), Динмухамед Айсаутов (Молочный союз), Еркебулан Едил (ТОО "ТаразКожОбувь"), представители АО "Келет" (машиностроение), Павлодарского арматурного завода и т.д.
Суммируя трехчасовое обсуждение, можно отметить следующее.
- По СНТ, как и обещал Комитет госдоходов Минфина на предыдущей встрече в Демпартии "Ак жол", достигнут определенный компромисс предпринимателей с налоговыми органами.
- От розничной торговли на местах СНТ не требуют, за отсутствие не штрафуют. Остается проблема некорректности данных виртуального склада, которая позволяет привлечь предпринимателя к ответственности в будущем. Чтобы данный вопрос не висел "дамокловым мечом", требуется решение на уровне нормативных документов.
Тем не менее, Антонина Ан обратила внимание на, мягко говоря, лукавство госорганов по введению СНТ: "Применение СНТ второй год в пилоте, мы обсуждаем его эффективность и необходимость, а ст.176 НК РК об обязанности оформлять СНТ принята еще в 2019 году и в КоАП уже внесены штрафы за нарушения выписки СНТ от 100 до 600 тыс.тг за каждую запятую. Как же так, еще не определили, нужны ли вообще эти СНТ, а штрафы уже утвердили?".
Кроме того, производственные предприятия в любом случае считают СНТ дополнительной нагрузкой, увеличивающей бюрократию и требующей увеличения штата бухгалтеров. При этом и сама система бухучета еще не адаптирована под новые требования, хотя введение нового инструмента, по идее, должно сопровождаться сокращением прежней отчетности. Но этого не происходит.
Так, вся информация, содержащаяся в СНТ, дублируется в "Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" (форма 328.00). Предполагалось, что СНТ заменят накладные на отпуск товаров по форме 3-2 (согласно приложению 26 к приказу Минфина от 20.12.2012 за №562), на основании которого производится списание товара. Но эту форму никто не отменял, ее по-прежнему необходимо также заполнять.
Кроме того, у промышленников возникают справедливые вопросы о соотнесении СНТ с такими документами и процедурами, как сертификат происхождения товара или отнесение к ТН ВЭД. По нашему мнению, задача регулирования бизнеса – сокращать, а не плодить бюрократию. Но никакого сокращения пока не происходит, скорее наоборот.
- По ЭСФ ситуация для малого бизнеса, работающего по упрощенному режиму, пока неактуальна, т.к. эта форма отчетности применяется только к плательщикам НДС. В то же время, участники встречи обратили внимание на тенденцию госорганов к снижению порога НДС и одновременный постоянный рост цен на продукты и ТНП. Как образно выразилась Марина Бошель, если десять лет назад порог отнесения к НДС был практически недостижим для небольших магазинов "у дома", то сегодня такую сумму могут сделать буквально несколько покупателей. Означает ли это, что бизнес стал более крупным и доходным? Нет. Это означает лишь, что требования налоговиков не соответствуют сегодняшним реалиям, и при таких тенденциях перспектива НДС и ЭСФ маячит и перед мелкой торговлей.
- Кроме того, было бы логичным интегрировать системы СНТ и ЭСФ для тех, кто применяет обе формы, так как часть данных в них дублируются.
- Наибольшие же проблемы в нынешней ситуации создает маркировка товаров, как по уже действующему перечню, так и по пилотным проектам. В частности, предприниматели сообщают о перебоях в работе системы сканирования, при которых списание товара не происходит, торговля парализуется: "Сканеры не тянут. Интернета нет. Это нереально".
- Даже в случае нормального интернета, предприниматель должен неотрывно находиться на кассе и подтверждать своей ЭЦП каждую операцию. Либо нанимать дополнительного сотрудника, причем доверенного настолько, чтобы доверять ему ЭЦП.
- Также необходима регулярная "прошивка" оборудования, на платной основе у дочерней организации АО "Казахтелеком". При этом, разработчик не принимает предложения бизнеса об улучшении работы платформы, настаивая на выполнении своих "зависающих" алгоритмов и одновременно заверяя Комитет госдоходов в работоспособности системы. Однако в реальности система, как и связанные с ней процедуры, нуждаются в серьезной доработке.
- В частности, является нереальным требование составления акта приема-передачи товара день в день: для этого требуется сканирование каждой единицы товара, что иногда занимает все рабочее время. Например, Гульнара Сымбаева сообщила об абсурдном требовании (при оформлении импортной обуви) предоставлять фото каждой пары обуви (?) и вносить параметры (ширину, длину и глубину) каждой обувной коробки (?!). От последнего требования, правда, удалось отбиться, но по-прежнему необходимо отправлять оператору тысячи фотографий туфель и ботинок, что требует времени не только на фотографирование, но и на отправку таких снимков, которые часами грузятся в Интернете.
Тема маркировки вообще вызывает массу вопросов, как по организации процесса, так и по конкретным товарам. Не случайно во многих регионах проходит акция торговых предприятий "Белый шар", с требованием отмены этого нововведения. По данным Ассоциации прямых продаж, пилотный проект по введению маркировки на молочную продукцию, проводимый на базе ТОО "Эмель" в Усть-Каменогорске показал рост себестоимости одного пакета молока на 39,2% (!!!).
Нужно учитывать, что молочная продукция относится к товарам первой необходимости. Здесь даже минимальный рост цен бьет прежде всего по малообеспеченным слоям населения, болезненно отражается на социальном самочувствии общества и рынка. Удорожание такой продукции, даже не на 39%, а на 9% – способно спровоцировать инфляционные процессы в потребительских ценах. Это очевидные вещи, которых почему-то не замечают чиновники.
Так, вице-министр торговли Ержан Казанбаев сослался, что пилотные проекты по маркировке проводятся по согласованию с бизнесом, и привел данные о 15% контрафакта на рынке молочной продукции. Однако представитель Молочного союза Динмухамед Айсаутов опроверг и данные о доле контрафакта, и якобы "согласие" предприятий отрасли на введение маркировки. "Молочку так много не подделывают, это не сумки Louis Vuitton – заметил Д.Айсаутов. – Давайте маркировать только экспорт. Оставьте внутренний рынок в покое. Меры регулирования должны быть разумными и опираться на реальную ситуацию".
Е.Казанбаев подтвердил, что "Если пилот покажет негативные результаты, маркировку молочной продукции вводить не будем", хотя товаропроизводители подвергли критике даже не результаты пилотного проекта, а уже само его проведение, так как подобные результаты, по их мнению, были вполне просчитываемы заранее.
Другой предприниматель, Ален Тулегенов, оценил влияние маркировки не по пилотному обследованию, а по уже действующему сектору: опыт введения обязательной маркировки на табачную продукцию показал, что ни одна из заявленных целей не достигнута. Контрафакт не сократился, а увеличился: здесь маркировка привела к удорожанию на 10%, и вместо официальных 400 тг за пачку, вырос спрос (и предложение) на "подпольные" сигареты по 250 тг, которые теперь торгуются из-под прилавка. А к каждому магазинчику полицейского не приставишь.
Из-за увеличения доли контафакта, сократилась и налогооблагаемая база в бюджет. "Проиграл бизнес, проиграли потребители, проиграло государство. Выиграл только оператор маркировки, которому отрасль платит 825 млн.тг в месяц и которые в значительной части уходят российскому разработчику этой "темы". Получается, и наши предприниматели, и население, и даже наше государство работают на чужие интересы" – констатировал А.Тулегенов.
Аналогичное мнение высказала Анастасия Калашникова: "Когда российская сторона предложила введение маркировки – почему наши переговорщики сразу приняли российскую платформу? Почему не объявили конкурс, не дали возможность отечественным IT-компаниям внести свои разработки? Это можно было сделать и на уровне Евразийской экономической комиссии. Может, кто-то предложил бы систему лучше. А вы просто отсекли всех потенциальных конкурентов, нарушили все рыночные принципы. Сработали в интересах российской монополии".
К тому же, маркировке свойственны все те же проблемы, присущие отечественной цифровизации, "бессмысленной и беспощадной": "Даже у крупных предприятий регулярные сбои, ничего не работает. Невозможно провести сканирование, невозможно оформить акт приема-передачи, списать с виртуального склада. А за каждый сбой системы – штраф с предпринимателя" (Ален Тулегенов).
Такую оценку ситуации частично подтвердил вице-министр финансов Марат Султангазиев: "Минфин признает, что система маркировки для розничной торговли неготова. Это показала работа с маркировкой табачной продукции. Поэтому Минфин официально направил Правительству предложение об отмене процедуры маркировки для розничной торговли. Предлагаем ее оставить только для торговли оптовой.
Кроме того, возможно есть смысл объединить маркировку с СНТ. Мы изучим этот вопрос".
Нужно отметить, что эти слова руководства Минфина предприниматели встретили аплодисментами и вздохом облегчения.
Тем не менее, ряд предприятий и Ассоциация легкой промышленности высказались за введение обязательной маркировки на их продукцию. Председатель Ассоциации Любовь Худова и ее коллега Анвар Хилашев надеются, что обязательная маркировка перекроет канал контрабандной одежде и обуви: "Таможенная служба не работает так, как должна. Если бы она работала, то не понадобилась бы эта маркировка. На рынке обуви контрафакт 48,5%; одежды – 58%. Стабильно работают лишь 40% предприятий легкой промышленности". "Узбеки поддерживают своих швейников субсидиями на электричество, на сырье и т.д., а у нас по школьной форме контрафакт достигает 90% из Китая, Турции и того же Узбекистана".
Директор объединения "ТаразКожОбувь" Еркебулан Едил также подтвердил засилье контрафакта на рынке обуви, о котором перед этим сказал вице-министр МИТ.
В то же время, коллеги не пояснили, каким именно образом обязательная маркировка способна пресечь контрабанду. И уж точно маркировка не ликвидирует провалы в таможенной и инвестиционной политике, которые лежат в корне проблем отрасли. Контрафакт на рынке – это следствие. А причина – коррупция на таможне и халтура вместо индустриальных зон. Это признала и Л.Худова: "Большинство моих коллег не верят и этой маркировке, не верят, что она как-то поможет".
Другие коллеги добавили: "Если контрабанда прошла через таможню и попала на наши рынки, то что может помешать промаркировать ее здесь, как собственную продукцию? Либо точно так же, как на таможне, ее проведут мимо сканеров маркировки". И с этим трудно не согласиться.
И все-таки, было бы неправильным недооценивать мнение товаропроизводителей легкой промышленности. Раз их позиция совпадает с оценкой ситуации госорганами (в частности, по обуви) – у нас нет оснований оспаривать введение обязательной маркировки на эту продукцию, по крайней мере, на сегодняшний день. Но в таком случае встает закономерный вопрос об упрощении процедур, распределении финансовой нагрузки и недопущении роста цен.
Как известно, парламентская фракция Демократической партии "Ак жол" всегда выступала против введения обязательной маркировки товаров, отмечая риски ее негативного влияния на индекс потребительских цен и ущемление национальных экономических интересов Казахстана. Однако Соглашение было ратифицировано и бизнес обязан выполнять данные требования.
Тем не менее, резюмируя состоявшееся обсуждение по вопросу обязательной маркировки товаров, Демократическая партия "Ак жол" предлагает:
- В принципе отказаться от применения обязательной маркировки в розничной торговле, оставив ее только для оптового оборота и только для внешнеторговых операций;
- Детально отработать предложения бизнеса с оператором маркировки (Центр развития цифровой экономики при АО "Казахтелеком") по совершенствованию системы, сделать ее максимально практичной и безболезненной для предпринимателей и потребителей;
- Интегрировать информационную систему маркировки с другими формами отчетности, где используемые данные дублируются или пересекаются;
- Заведомо отказаться от обязательной маркировки товаров повседневного спроса, прежде всего продуктов питания;
- При введении обязательной маркировки на новые виды продукции, предусмотреть меры по справедливому распределению нагрузки и предотвращению роста себестоимости данных товаров;
- После введения обязательной маркировки продолжать мониторить ее влияние на рынок и достижение целей: сокращение теневого оборота, рост отечественного производства и его доли на рынке, повышение качества и доступности данных товаров для потребителей, рост поступления налогов в бюджет по данной группе товаров. В случае отсутствия значимых изменений в течение определенного периода (2-3 года), обязательная маркировка таких товаров должна отменяться, как контрпродуктивная, бессмысленная и затратная для населения и бизнеса мера.
- Рассмотреть вопросы распределения поступлений от маркировки: являясь обязательными, такие платежи обретают характер налогов, а следовательно, подлежат уплате в бюджет. Оператор может рассчитывать только на фиксированный размер оплаты за предоставляемую услугу;
- Обеспечить безопасность базы данных по операциям с маркировкой. Эти данные включают информацию о каждом субъекте экономики, вовлеченном в оборот товаров, подлежащих маркировке, его доходах и ценах. Полагаем, что такая информация относится к сфере национальной экономической безопасности и не может передаваться частным и иностранным компаниям;
Участники заседания также затронули инициативу Министерства финансов об отмене моратория на проверки малого бизнеса. Как известно, Минфин мотивировал такое предложение падением финансовой дисциплины и поступлений в бюджет.
Такая позиция вызвала не только возмущение, но и просто недоумение предпринимателей. Общее впечатление, что налоговики живут в каком-то параллельном мире, где нет пандемии, нет ограничений, нет массовых разорений МСБ, и нет различных "пилотов".
Владимир Бердник: "Поступления налогов сократились прежде всего потому, что закрылись множество объектов МСБ. Причем, как из-за карантинных ограничений, так и из-за ваших экспериментов с отчетностью в самый неподходящий для этого момент".
Антонина Ан: "Необходимо, наконец, дать правовую основу карантинным мерам: запретить в период карантинных мер, как и во время ЧС, не только проведение проверок, но и введения новых норм и обязательств для бизнеса, в том числе новых способов налогового администрирования, таких как СНТ и маркировка. Никаких отмен моратория".
Более того, предприниматели прямо увязывают плачевное состояние бизнеса с непрофессионализмом, коррупцией и неправовыми действиями надзорных органов, начиная с т.н. "мониторинговых групп":
"Нужно ставить вопрос об ответственности чиновников за нанесенный ущерб бизнесу. Тем более, когда из-за их умысла или непрофессионализма малый бизнес доводится до полного разорения.
Мониторинговые группы уже два года работают в неправовом поле. Их деятельность ничем не урегулирована и не ограничена. А вседозволенность провоцирует беспредел. Нужно срочно разработать и принять закон "О карантинных мерах", где четко расписать полномочия этих групп, их ответственность и порядок действия, а также защиту законных прав предпринимателей. По-хорошему, такой закон должен стать разделом в Предпринимательском кодексе".
Будем считать эти тезисы поручением предпринимателей Демпартии "Ак жол" и ответственным госорганам.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заседание Совета Безопасности под председательством Первого Президента Казахстана 30.09.2021
Рабочий график главы государства 30.09.2021
Маулен Ашимбаев встретился со Спикером Милли Меджлиса Азербайджана Сахибой Гафаровой 30.09.2021
Н.Нигматулин и С.Гафарова высказались за укрепление казахстанско-азербайджанских межпарламентских отношений 30.09.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2021 года №661 30.09.2021
О коммунальной реформе 30.09.2021
Перуашев - о выступлении Токаева на съезде НПП "Атамекен" 30.09.2021
Механизмы сдерживания цен на основные продукты питания обсудили в Сенате 30.09.2021
Б.Сапарбаев: Задолженность по кредитам погибших в результате ЧП полностью списана 30.09.2021
Роман Скляр провел онлайн-встречу с руководителями германских компаний 30.09.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz