NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Четверг 23.09.2021 02:13 ast
23:13 msk

О слабом государстве
Д.Ашимбаев: Когда говорят о понятии состоявшееся государство, то мы исходим прежде всего не сколько из истории, столько из сегодняшнего положения дел. А что является признаками состоятельности?
13.09.2021 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, turanpress.kz, 10 сентября

Когда говорят о понятии состоявшееся государство, то мы исходим прежде всего не сколько из истории, столько из сегодняшнего положения дел. А что является признаками состоятельности? Международное признание или оформленные границы?
Современная политика четко говорит, что все так называемое международное право – это, по сути, фикция. Всегда было и есть право сильного, т.е. сверхдержав, которые обеспечивают или изменяют легитимность и государств, и границ, если им очень-очень надо. Конечно, иногда они не могут договориться официально, но ситуация в Европе (распад Югославии) или на постсоветском пространстве демонстрируют либо признание де-факто (ситуация с Крымом, с переходом которого под юрисдикцию России не смирился только Киев), либо – решение спорных проблем военным путем (пример – последняя Карабахская война, которая – решила в бою многолетний политико-правовой спор, в который были втянуты десятки стран). А любовь некоторых публицистов и политиков тыкать в некие "исконные границы", которые надо исправить, достаточно очевидна по всей Центральной Азии. Некоторые казахи любят предъявлять претензии на соседние области России или Ташкент. Россияне часто говорят о "проблеме" Северного и Восточного Казахстана. Турция считает, что все тюркские республики – это потенциальная часть нео-Османской империи. У Китая есть своя точка зрения, которая включает в себя треть, а то и половину Казахстана. Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан пограничные претензии друг к другу могут высказывать годам. Нет, на официальном уровне такие вопросы остро не ставятся, но проблема есть и она может выстрелить.
Национальное единство? Существует нерешенное, точнее нерешаемое противоречие между гражданской и национальной идентичностью, которое периодически обостряется. Казахстан двухязычен и многонационален. Нурсултан Назарбаев взял прежнюю формулу "дружбы народов" и, отсеяв радикалов и экстремистов, преобразовал ее в межнациональное и межконфессиональное согласие. И "казахи", и "казахстанцы" воспринимали его как лидера [своей] нации и гаранта этих стабильности и согласия. Любая попытка инициировать резкое изменение статуса-кво автоматически влечет за собой ответную радикализацию другой стороны, причем в эту тематику начинают втягиваться внешние игроки. В России вновь активизировались "наследники" Солженицина. США в рамках торгово-политических конфликтов с Китаем активизировали националистическую пропаганду на Казахстан: вместо многолетних публикаций о "репрессиях" в отношении проживающих в СУАР уйгуров пару лет назад началась "прокачка" темы "казахских концлагерей", якобы действующих в КНР. Если раньше "коллективный Запад" активно разыгрывал карты пантюркизма и панисламизма в Центральной Азии для подрыва позиций сначала СССР, а затем России, то теперь с имперской политикой Эрдогана эту роль начала самостоятельно продвигать Турция. А есть еще вопрос уйгурского автономизма, который периодически поднимают то в Америке, то в Европе, а если модель "модернизации" китайских уйгур даст результаты, на которые рассчитывают в Пекине, то "уйгурская карта" может быть разыграна и с Востока (в Казахстане уйгурская нация является 2-й по величине (ок. 300 тыс.) после КНР, где их проживает почти 12 млн.).
Попытки изменить национальный состав Казахстана предпринимают и республиканские власти, и Россия, которая пытается за счет русских (и шире – славянских) мигрантов из бывшего СССР закрыть собственные демографические дыры. Казахов же за рубежом проживает еще немало (1,6 млн. в КНР, 800 тыс. в Узбекистане, 600 тыс. в России, 120 тыс. в Монголии), но миграционный потенциал практически исчерпан, к тому же власть после Жанаозена вдруг осознала, что в Казахстан этнические казахи (свыше 1 млн. чел.) ехали прежде всего по социально-экономическим причинам, импортируя свои социальные и материальные проблемы. Попытки государства ограничить регионы для расселения оралманов натолкнулись на истерические крики национал-популистов, следствием чего стало продолжение их переезда в трудоизбыточные области Южного Казахстана и Мангистау. Заметим, кстати, что российские казахи особенно в Казахстан не рвутся, а те, кто приехал, избегают называть себя оралманами (или кандасами, как их недавно переименовали).
В Госпрограмме по реализации языковой политики на 2020-2025 гг. приводятся данные, что казахским языком владеют 85,9% населения, а русским языком – 92,3%. Оценки представляются несколько завышенными, поскольку не учитывают степени владения и применения в жизни, но ее легко можно увидеть по статистике обращения в банки, госорганы или ЦОНы, где русский язык доминирует абсолютно (в том числе, как можно понять, и среди казахов). Понятно, что есть региональные и возрастные различия, но в целом картина достаточно очевидна: русский язык доминирует в стране, является фактором конкурентоспособности при приеме на работу и карьерном росте (в первую очередь – в бизнесе), обеспечивает доступ к познавательному и развлекательному контенту. О причинах отставания уже писалось, но "патриотическая общественность" периодически требует "радикального решения" языкового вопроса путем запретительных мер. Государство, видимо, уже осознав бессмысленность языковых реформ просто вливает в языковые программы миллиарды и изображает некую активность на уровне призывов и лозунгов.
30 лет назад ожидалось, что казахи вследствие демографических и миграционных процессов выйдут на доминирующие позиции в структуре населения, что решит и языковой вопрос, и будет способствовать актуальности тем культуры, истории, традиций, росту религиозности. Казахи заняло первое место среди представителей других национальностей, но, как выяснилось, на языковой вопрос это принципиально не повлияло, а среди наиболее актуальных тем остались социально-экономические и бытовые проблемы.
С учетом этих факторов остается признать, что ключевым фактором целостности республики выступал государственный аппарат, который обеспечивал не только стабильность и согласие, но и единство Казахстана. И не просто государственный аппарат, а первый президент страны и его команда – понятие, которое и шире, и одновременно уже, чем просто аппарат.
Центр обеспечивал единство экономической и правовой модели на территории страны, "придушивал" национальный, религиозный и политический экстремизм и радикализм, жестко давил национальный и экономический сепаратизм, интеллектуально или идейно (кому как нравится) доминировал по всей территории страны, контролировал проявления трайбализма и местничества (в самом простом сочетании – в виде сменяемости "местных акимов" и "акимов-варягов"), мониторил все рискогенные процессы и вмешивался в локальные конфликты, своевременно "затыкал" социальные проблемы, уничтожал межрегиональные ОПГ (кроме тех случаях, когда преступность находила формы симбиоза с силовиками). Кроме того, государство продвигало – сверху – реформы, которые то работали, то не работали, но охватывали все регионы, а заодно и контролировало ход этих самых реформ. Силовой и фискальный аппарат, периодически ротируемый между центром и регионами, внимательно мониторил расходование субвенций и полноту налоговых сборов, то есть обеспечивал единство стратегического курса.
Сказать, что государство с этими задачами справлялось хорошо, будет сложно.
Вследствие многочисленных и запутанных административных реформ последнего десятилетия государственный аппарат начал спихивать с себя ответственность за состояние дел во вверенных ему отраслях в частности и в стране в целом. Оценка ситуации оторвалась от реальности, планы превратились в смесь прожектерства и статических манипуляций. Постоянные реорганизации министерств и ведомств сбили целостную политику. Законодательство, и без того не самое стабильное, стало меняться с пугающей частотой, причем отодвинув правило о том, что "закон обратной силы не имеет". Стратегические и прорывные программы начали идти внахлест. Функции контроля в этом забюрократизированном хаосе расплылись. Огромный госсектор экономики оброс госхолдингами и стал совсем уж квазигосударственным. Эффективность государства не просто упала до плинтуса, но стала пробивать пол и несущие конструкции.
В этой ситуации произошел транзит власти. Назарбаев, который считался гарантом стабильности и согласия, покинул пост президента, сохранив за собой на уровне символов нацию, народ, безопасность, правящую партию и фонд "Самрук-Казына". Новый президент Касым-Жомарт Токаев стал в этих условиях "просто" главой государства, которое, как мы видим, остро нуждается в реформах. По конституции, президент имеет огромные полномочия, но в казахстанской политической традиции статус и полномочия это формальность, своего рода пустая емкость, которую нужно наполнить собственным содержанием, так сказать политическим весом. Классический пример – посты госсекретаря, секретаря СБ или руководителя АП, реальный статус которых постоянно меняется в зависимости от личного авторитета лиц, занимающих этих должности. А кроме личного веса и опыта нужны еще организаторские, интеллектуальные, лидерские, политические навыки, авторитет, репутация. Взять, к примеру, правительство. За последние годы мы видели слабого премьера с неплохой, в общем-то, командой (которая в итоге командой не стала). Видели сильного премьера со слабой в целом командой.
Но в целом ситуация в стране на сегодня представляется достаточно печальной. Из Ак Орды не выходит популярных и интересных политических проектов и идей, концепций экономического развития. Она тонет в текучке кризисов и не знает, как из них выбраться. Дефицит идей замещается либо проектами, которые исходят из нижестоящих организаций (министерства, акиматы, госфонды) и ими тщательно лоббируется, либо несогласованными и спорными предложениями, которые ставят больше вопросов, чем дают ответов. Обещанная система эффективной обратной связи с населением и обществом, выдвинутая два года назад, не состоялась. Такое ощущение, что высшая власть боится кого-нибудь нечаянно обидеть. Предложенные национальные проекты, концепции развития государственного и местного управления превратились в объекты издевок и насмешек (отметим, что вполне заслуженно). Из всех консультативных органов "работает" только Высший совет по реформам, в котором собраны не эксперты, а экономические чиновники, глава НПП и иностранный специалист, который в документах почему-то называется "Сэром" с большой буквы (в Узбекистане, где г-н Чакрабарти также работает советником президента, его не называют ни "Сэром", ни даже "сэром").
Вакуум власти, политической воли, решительности – при неэффективном государстве – превратились в серьезную проблему. Министерства, акиматы, госхолдинги все меньше и меньше обращают внимание на инициативы Ак Орды.
Осознавая падение политического авторитета, государство попыталось понравится всем группам (и внутри, и снаружи) по отдельности, а также пользователям социальных сетей, но это не сработало.
На данный момент фактическим гарантом стабильности и согласия остается Елбасы, но автоматический переход статуса к Токаеву "по указу" не произойдет. Администрация президента недавно осудила "пещерный национализм", что вызвало тут же критику со стороны соответствующего лагеря, на что последовало пространное разъяснение, что именно имелось в виду. И это разъяснение убило эффект, показав слабинку. В национальную политику массово пошли "тролли" и "хайпожоры", и этот процесс оставить никак не удается, а он автоматически поднимает градус напряжения. Ак Орду с двух сторон критикуют "казахи" и "казахстанцы", либералы и консерваторы, вакшисты и антиваксеры, а она играет в поддавки.
Экономическая стратегия вызывает не меньше вопросов: государственного регулирования становится вроде как больше, а толку от него все меньше. Число экономических органов растет, а наличие системы и логики принятия решения остается дискуссионным.
Теперь экстраполируем эти проблемы на взаимоотношения "центр – регионы". Акимы привыкли, что на них спихивают ответственность (без фамилий), критикуют, но не ругают. Ситуацию в регионах спихнули полностью на совесть акимов. Массово передали полномочия от министерств, отдали под их контроль формирование депутатского корпуса, что окончательно убило маслихаты как орган представительной власти. А если нет давления ни сверху, ни снизу, то понятно, что местные элиты, составившие взаимовыгодные симбиозы с акиматами, будут продвигать собственную повестку дня. Центр показал, что легко поддается на шантаж. Регионы-доноры заинтересованы в сокращении бюджетных изъятий, а регионы-реципиенты бюджета – в массовых и бесконтрольных субвенциях (благо Нацфонд все оплачивает). Столичные газификация и ЛРТ, туркестанская "Венеция", алматинская застройка – все это не получило политической оценки. За провал Олимпиады никто не наказан. Мангистауского акима Трумова после двух лет жесточайшей критики со всех сторон уволили – но без малейшего объяснения причин. То ли за забастовки, то ли за засуху, то ли по совокупности. Тишина.
С другой стороны, мы видим, что акимы, особенно молодежь, на местах непопулярны. Они – власть, но власть не то чтобы слабая, а слишком уж неэффективная. Президент в послании призвал активно использовать социологические опросы как критерий оценки чиновников (т.е., в первую очередь акимов), что может спровоцировать последних на активный популизм и пиар (впрочем, он и так процветает – на фоне отсутствия реальных достижений). Но вопрос в том, что акимы не могут особо соревноваться в реализации гениальных указаний из центра по причине отсутствия таковых. Значит, будет двигаться местная повестка дня. Проблемные же вопросы – по давно апробированной модели – будут сваливаться на недостаток финансирования. Дальнейшая политизация статуса акима, на которых полностью висят электоральные кампании, логичным образом приведет к ситуации, в которой не акимы будут продвигать политику республиканского руководства, а диктовать ему свои условия. А экономический сепаратизм на фоне политического хаоса и безвластия может закончиться однозначно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 22.09.2021
Нурсултан Назарбаев встретился с заместителем Председателя Совета по управлению МФЦА Сумой Чакрабарти 22.09.2021
Вопросы развития гражданского общества и медиасферы обсудили в Сенате 22.09.2021
Казахстан обеспечит внутренние потребности и сохранит потенциал экспорта зерна - А. Мамин 22.09.2021
Правительство утвердило Комплексный план развития г. Экибастуз на 2021-2025 годы 22.09.2021
А. Мамин провел заседание Национальной комиссии по модернизации 22.09.2021
Депутаты Мажилиса от партии "Ак жол" обеспечили углем два десятка семей, пострадавших от взрывов в Байзакском районе Жамбылской области 22.09.2021
Ряд решений по смягчению карантинных ограничений приняли на заседании МВК 22.09.2021
Каирбек Сулейменов: госорган лоббирует интересы подведомственного предприятия 22.09.2021
В Мажилисе представлен новый законопроект по вопросам транспорта 22.09.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.09.21 Четверг
79. КОПАБАЕВ Омрали
75. БЕКМАГАМБЕТОВ Мурат
73. СКРЫЛЬ Анатолий
72. ЖАНТЫЛЕУОВ Нурбай
71. ДЕЙХИН Николай
71. ПАКИРДИНОВ Мухамеджан
68. СУЛЕЙМЕНОВ Насиполла
67. ПОЛИТКИН Николай
64. ДЕМЕУОВ Марат
62. АБДИКУЛОВ Таугазы
60. АРЫН Ерлан
60. АРЫН Нурлан
59. ЕРЕЖЕПОВ Болат
59. МОЛДАБАЕВ Саркытбек
59. ШАЛГИМБАЕВ Камбар
...>>>
24.09.21 Пятница
84. РЫБИНСКИЙ Владимир
75. АРИНБАСАРОВА Наталья
74. ИСАЕВ Мусабек
70. КУНДЕБАЕВ Нуралбай
70. МАЛИБЕКОВ Калижан
68. ПЕТУХОВА Надежда
68. ХАЙДАРОВ Хайрболат
65. АЙДАРОВ Латиф
63. ДЮСЕМБАЕВ Бакытриза
63. КАЛАШНИКОВ Николай
61. АЙТИМОВ Касимбек
59. КАРАКОЗОВ Батыржан
58. МУХАМЕДЖАНОВ Джакан
57. ГИЛИМОВ Самат
56. ЛЮ Чжихуа
...>>>
25.09.21 Суббота
91. АКБИЕВ Махмуд
79. МАХМЕТОВ Тулеген
75. ЛЕПЕШКИН Геннадий
73. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
73. МУРЗАЛИН Ахат
70. КУСАИНОВ Темирхан
68. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
66. КОШАНБЕКОВ Ергазы
65. АРЫНОВ Кажмухан
65. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
64. БАЯНДАРОВ Магзам
64. КУСАИНОВ Амирлан
63. ДМИТРИЕНКО Петр
62. АДИМОЛДА Радильбек
59. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz