NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 17.09.2021 04:48 ast
01:48 msk

За цифровым фасадом
О цифровизации Казахстана достоверно известно только одно – профильное ведомство с размахом тратит бюджетные средства
14.09.2021 / политика и общество

Алма Бектенова, turanpress.kz, 13 сентября

Спору нет, в последние годы наша страна понемногу оцифровывается, однако рядовые граждане обычно связывают достижения прогресса с услугами крупных коммерческих проектов. Что касается госсектора, то по-прежнему регистрация элементарной ЭЦП порой может растянуться на несколько часов. Сколько денег зарыло государство на электронном поле, не может сосчитать даже Счетный комитет – одни провалы Минобра и Минздрава исчисляются миллиардами.
Кроме того, цифровое правительство выбирает пути развития, откровенно непонятные ни населению, ни экспертному сообществу. Чего стоит лишь вопрос перехода e-gov на платформу Сбербанка. Возникают сомнения и в профессиональной пригодности чиновников высокого ранга, занимающихся цифровизацией в различных министерствах.

Миллиарды туда, миллиарды сюда
В середине этого года Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) рассказало, какие блестящие перспективы откроются перед нами в будущем. В частности, был представлен национальный проект "Цифровой образ жизни – DigitEL". Проект планируется реализовать в 2021–2023 годы, из бюджета будет потрачено 48,9 млрд тенге.
Это проект направлен на несколько сфер. В ведомстве намерены довести долю электронных трудовых договоров с 80% в 2021 году до 100% в 2023 году. При этом доля граждан, трудоустроенных через электронную биржу труда, возрастет с 25% в 2021 году до 50% в 2023 году.
Доля учебников, переведенных в цифровой формат, возрастет с 80% в 2021 году до 100% в 2023 году. Также планируется нарастить подготовку квалифицированных специалистов в IT до 15 тыс. в 2023 году с 8 тыс. в 2021 году. Количество созданных IT-компаний предполагается увеличить в 2023 году до 500 со 150 в 2021 году.
Далее в планах разработчиков увеличение объема электронной продукции, рост числа "умных" городов, а также 100 тыс. новых рабочих мест и 500 млрд тенге инвестиций в IT с одновременным ростом доли этой сферы в ВВП до 5%.
Прежде МЦРИАП разработало концепцию "Цифровой образ жизни (DigitEL)". Ее идея – обеспечить "качественное, продуманное, эффективное и прозрачное" взаимодействие населения и бизнес-сообщества с государством. Согласно документу, для осуществления идеи будет запущен механизм цифровой трансформации в государственных органах и оптимизации государственных функций.
Однако в министерстве признают, что в развитии IT-отрасли и сферы цифровизации имеются определенные проблемы. Это пробелы в законодательстве, некачественные и дублирующие цифровые системы, а также непонимание бизнеса, и как следствие – низкий уровень применения цифровых инструментов. В госорганах, по мнению новаторов, тоже не всегда понимают, зачем нужна "цифра".
Кроме того, существует дефицит кадров, согласно проведенному расчету, текущая потребность IT-специалистах для разных отраслей экономики составляет 31 653 человека. При этом подготовку указанных кадров осуществляют 84 из 116 вузов республики. МОН РК ежегодно выделяет 8-9 тысяч образовательных грантов вузам для подготовки IT-специалистов. Стоимость госгранта для республиканских вузов составляет более 1 млн тенге, для региональных – более 900 000 тенге. За 2018-2020 годы было выпущено 30 604 специалиста.
Население, по мнению министерства, у нас тоже отсталое. В частности, согласно результатам исследования, BSA "Глобальное исследование рынка программного обеспечения" (BSA Global Software Survey) уровень использования нелицензионного ПО в Казахстане в 2019 году составил 74%. Наконец, имеются огромные проблемы с продвижением цифровой продукции на экспорт. Это дорого, долго и неэффективно, а инвестор неохотно связывается с неизвестным и неконкурентоспособным товаром.
Здесь уместно вспомнить, что МЦРИАП и раньше не сидел сложа руки. В частности, госпрограмма "Цифровой Казахстан" реализуется в республике с 2018 года. В рамках программы до 2022 года запланировано множество проектов по пяти направлениям. Нам вновь обещают, что интернет будет доступен в любой точке страны, и что в паре км от Алматы не придется лезть на дерево, чтобы поймать сигнал. А также в очередной раз обещают ликвидировать толкучку в ЦОНах.
Отметим, что с 2018 по 2020 год на реализацию программы "Цифровой Казахстан" потрачен 41 млрд тенге, из которых 4,6 млрд тенге – на проекты, реализуемые министерством цифрового развития, таковы данные, некогда озвученные официальными лицами.
Между тем, в тексте самой программы "Цифровой Казахстан" содержатся следующие строки: "Реализация программы предполагает привлечение финансирования в объеме 109 млрд тенге из средств республиканского бюджета. Также ожидается привлечение более 169 млрд тенге средств субъектов квазигосударственного сектора".

Где потом искать эти миллиарды?
Планы у Минцифры, безусловно, грандиозные, как и бюджетные затраты. Однако в прошлом мы уже слышали прогнозы впечатляющего будущего, на деле обернувшиеся громкими провалами.
Недовольство бесконечными просчетами достигло пика во время пандемии. В июле прошлого года министр Аскар Жумагалиев, как считают эксперты, ушел с поста из-за катастрофического провала в сфере электронного образования и прочих сервисах.
В апреле прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что хваленая система цифровизации не выдержала проверки режимом ЧП. "С переходом граждан в карантинный режим и внедрением дистанционного обучения в школах и университетах интернет-система не выдержала испытания на прочность", - сказал президент.
"Выявились серьезные системные недостатки. Министерство образования вынуждено перейти на уроки по телевидению. Разрекламированная система E-Learning, как шутят остряки, "крякнулась". В E-gov также наблюдались перебои", - добавил он.
В огромной степени от недоразвитого "цифрового развития" пострадали школьники, их родители и педагоги. Например, проблема отсутствия во многих сельских школах интернета поднималась много лет, с началом пандемии разгорелся настоящий скандал с участием депутатов парламента, однако прошел год, а нормального интернета в глубинке до сих пор нет. По официальным данным, жители 1,2 тысячи сел живут без интернета, а в 510 селах его качество остается очень слабым.
В принципе же, провал Минцифры наиболее явно проявился в сфере образования, медицины и государственных сервисов. Например, тот факт, что онлайн-обучение пришлось вести на зарубежных площадках, уже говорит о многом. Оправдываясь, министерство умолчало о том, что в РК долгое время заявлялось создание собственных учебных специализированных платформ. Между тем, на одну только систему электронного обучения е-learning было потрачено 35 млрд тенге, и она, по выражению президента Токаева, крякнулась.
"Как показало начало 2020-2021 учебного года, фактически обучение школьников сорвано, несмотря на заявления министерств образования и науки и цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности о полной готовности семи казахстанских интернет платформ дистанционного обучения и замене ими международных площадок", - заявляли депутаты парламента.
Здесь уместно было бы вспомнить о десятках загнувшихся или некачественно выполненных проектов и программ в сфере образования, на которые были потрачены миллиарды до сих пор точно не подсчитанных бюджетных средств. Взять хотя бы один только электронный дневник Kundelik.kz.
Среди других проектов, обошедшихся государству в копеечку и так и не заработавших, в Счетном комитете называли Единую систему управления высшим образованием, Национальную образовательную базу данных, Банк данных Комитета по охране прав детей и Информационную систему управления деятельности АО "Финансовый центр" по сопровождению и мониторингу подушевого нормативного финансирования организации образования. За каждым "крутым" проектом стоят миллионы народных денег.
Очень по-казахстански цифровизация проявилась и в медицинской сфере. В августе прошлого года, в разгар пандемии взорвалась информационная бомба – сообщение Фонда социального медицинского страхования о миллионных приписках. Специалисты обнаружили в системе Damumed 11 607 приписок на сумму почти 75,5 млн тенге. Несуществующие посещения врачей, фальшивые назначения и процедуры и даже фальшивые родственники – с таким наглым мошенничеством столкнулись казахстанцы в процессе информатизации здравоохранения.

Сомнительные "прорывы"
Перечислить все государственные информационные системы, либо с треском провалившиеся, либо работающие с огромным количеством погрешностей, очень трудно. Например, казахстанцы неоднократно жаловались на приложение Казпочты – Post.kz. Также критике со стороны предпринимателей подвергается мобильное приложение комитета госдоходов Wipon Pro, разработанное для выявления алкогольной продукции с поддельными марками, а также с марками неустановленного образца. Сложно забыть и скандал со специальным сайтом для получения социальной выплаты в размере 42 500 тенге. Ресурс 42500.enbek.kz попросту рухнул, когда к нему массово обратились соискатели пособия.
Множество нареканий у жителей и бизнесменов вызывает еще одно детище Минцифры – система Ashyq. Эту систему, дающую доступ в развлекательные, торговые и другие общественные объекты, финансирует именно министерство цифрового развития, о чем сообщил вице-министр ведомства Асет Турысов.
Систему Ashyq, пояснил он, администрирует АО "Национальные технологии", национальный оператор, отвечающий за работу eGov.kz и других государственных баз данных. Затраты на финансирование системы также несет эта компания, а точнее курирующее ее министерство.
Внедрение Ashyq происходит в спешке, к тому же в добровольно-принудительном порядке. С самого начала возникли сомнения в конфиденциальности данных, вводящихся в систему. Приложение собирает персональные данные (номер телефона и ИИН) и неизвестно, в каких еще целях они могут быть использованы в дальнейшем. Например, что будет с данными пользователей, после того как отпадет необходимость использовать приложение, такими вопросами задались эксперты и депутаты.
Кроме того, в Ashyq регистрируется множество ошибок. Нередки случаи, когда болеющий ковидом или контактный, долгое время отмечается в системе в качестве безопасного пользователя, получая доступ в общественные места.
Припоминают Минцифре и законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности". Законопроект предполагает введение пресловутого "права на забвение", призванного убрать негативные следы чиновничьей деятельности из сети.
"Право на забвение", как объясняют специалисты, приведет к усилению в стране цензуры.
"В случае обращения физического лица или его законного представителя собственник или владелец интернет-ресурса обязан удалить из данных поиска по представленному идентификатору интернет-ресурса устаревшую или неактуальную информацию личного характера", - указывается в законопроекте.
Без сомнения, разработчику, то есть Министерству цифрового развития и аэрокосмической промышленности, право удалять следы тотальных провалов весьма пригодится.

Сами не справляемся – Россия нам поможет
В сентябре премьер-министр Аскар Мамин и председатель правления Сбербанка Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве. Согласно документу российская компания примет участие в реализации проектов по цифровизации госсектора Казахстана. Об инициативе положительно высказались президенты двух стран – Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин.
Россияне помогут нам развивать портал государственных услуг, а также медицинские, транспортные сервисы и многое другое.
Это решение вызвало множество споров и аргументированные возражения. С одной стороны, Москва занимает 6-7 места в международных рейтингах Smart City. Также широкое внедрение в России систем телемедицины и дистанционной диагностики помогло столице РФ в 2021 году войти в число трех лучших городов мира, пропустив вперед лишь Нью-Йорк и Сан-Франциско.
Однако, как полагают некоторые аналитики, доверять информационную безопасность нельзя даже ближайшему соседу. Да и чего тогда стоят многолетние заявления об успехах отечественной цифровизации, если теперь она будет отдана в чужие руки? На что потрачены миллиарды, если теперь мы будем платить их заново иностранным специалистам?
Вице-министр цифрового развития Аскар Жамбакин сообщил, что после анализа международного опыта в ведомстве пришли к выводу, что оптимальной для перехода на платформенную модель является платформа, основанная на решениях АО "Сбер".
"Реализация платформы может быть построена силами казахстанских разработчиков, однако ее разработка займет от трех до пяти лет, что значительно отразится на темпах развития отрасли и экономики в целом", – процитировала пресса вице-министра.
Как сообщается, меморандум также направлен на сотрудничество по внедрению цифровой платформы GovTech, реинжиниринг и цифровую трансформацию госуправления с применением практики анализа данных и элементов искусственного интеллекта. В рамках сотрудничества с группой компаний "Сбер" рассматривается возможность реализации проектов по цифровой трансформации, переходу на платформенную модель цифровизации и реализацию концепции Data-Driven Government.
По словам представителей Минцифры, обращение к иностранцам продиктовано недостатками eGov. "На сегодняшний день государство имеет огромную сеть разрозненных информационных систем, что влияет на качество данных. В конечном счете, это влияет на сроки предоставления государственных услуг населению. Изменения позволят государству структурировать данные и создать решения, которые позволят получать все госуслуги со смартфона в считанные минуты", – пояснили в Министерстве цифрового развития.
Сегодня многие задаются вопросом, почему правительство решило доверить разработку платформы российской, а не отечественной компании, хотя, как сообщалось выше, миллиардные госпрограммы создавались в расчете на поддержку казахстанских IT-специалистов и компаний.
Масла в огонь подлил министр цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин. По его мнению, представители IT-компаний противятся такому решению в связи с тем, что могут потерять такой источник дохода, как получаемые из бюджета средства на разработку и техподдержку информационных систем.
Обоснованные претензии высказала председатель общественного фонда "Цифровой трансформации" Азиза Шужеева. "В 2015 году вышел новый Закон "Об информатизации", в котором была прописана норма о компетенциях оператора АО НИТ, который обеспечивает создание и развитие информационно-коммуникационной платформы электронного правительства. Тогда была прописана сервисная модель и заложена основа платформенного подхода, были разработаны соответствующие требования о том, что все госсервисы и услуги должны быть реализованы на этой системе. Прошло шесть лет, конечно, есть вопросы к "Зерде" и АО НИТ, но у меня такой же вопрос к IT-сообществу, кто давно работает над проектами электронного правительства – почему никто не разработал решения по созданию этой платформы. Ведь ничто не мешало прийти и подписать меморандум с АО НИТ и заняться разработкой", - цитируют СМИ Шужееву.
Позднее появилась информация о том, что на переход отечественной системы госуправления на российскую платформу от Сбербанка правительство Казахстана потратит 500 млн долларов.
"Мы планируем где-то к марту-апрелю следующего года уже заключить соглашение, по которому будут определены все параметры этого проекта. Есть приблизительная сумма, около 500 миллионов долларов, которые оговаривают на пять лет рамки проекта, но мы будем уточнять при экономических исследованиях", - сообщил министр Багдат Мусин.
Он вновь, как и в случае с другими информсистемами, гарантировал сохранность персональных данных казахстанцев. "Это не сиюминутное решение и ни чье-то давление со стороны. Все нормы по информбезопасности будут соблюдены. Базы данных будут располагаться на территории Казахстана. Нам гарантируют суверенность наших данных, и что никто из российских специалистов несанкционированно туда доступа иметь не будет", - заявил Мусин.
Тем не менее, учитывая предыдущие провалы, а также рухнувшие в никуда миллиарды, общество объяснения Минцифры не удовлетворили. Эксперты и пользователи продолжают задавать вопросы об отстаивании суверенитета, а также о том, на что были потрачены средства налогоплательщиков, если продукт столь низкого качества? И каковы гарантии того, что отданные россиянам средства в дальнейшем окупятся?

Есть ли профессионалы?
Ключевой момент в ситуации со Сбером – сомнения в профпригодности отечественных специалистов. Если бы наши айтишники имели репутацию тех же японских умельцев, или хотя бы россиян, вопрос о передаче государственных цифровых платформ, очевидно, даже не возник бы.
Мы решили начать с самого верха и самостоятельно исследовать, чем прежде занимались вице-министры, курирующие цифровую сферу своего ведомства. Начнем с того, что кураторы прогресса обнаружились всего в нескольких министерствах, хотя изначально предполагалось их наличие в каждом. Кроме того, на официальных правительственных сайтах в большинстве случаев вообще не указывается, чем конкретно заняты вице-министры, за какой сферой они надзирают. Этот нюанс дополнительно показывает отношение, как к информационной составляющей, так и к прозрачности власти в принципе.
Далее отметим, что у ведомств, набравших огромное количество провалов – Минздрава и Минобра – нет заместителей министра, отвечающих за цифровизацию. Во всяком случае, если судить по официальному ресурсу.
Перечислим тех кураторов, которых удалось обнаружить. Например, вице-министр труда и социальной защиты населения Ербол Оспанов. С образованием и трудовым путем вроде бы все в порядке, но позвольте, что называется, придраться. В биографии упоминаются должности директора департамента развития информационно-коммуникационных технологий, управляющего директора АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде". Ниже мы еще вернемся к холдингу "Зерде".
А вот вице-министр торговли и интеграции Асель Жанасова. И вновь в трудовой биографии мы видим строчку: председатель правления АО "Национальный управляющий холдинг "Зерде".
Для порядка отметим и вице-министра информации и общественного развития Болата Тлепова. Курируемые направления: гражданское общество, доступ к информации, "Рухани жаңғыру", общая информация, образование. Не ясно, можно ли отнести поле деятельности этого зама к цифровизации, однако в его карьере лишь административные должности, ничто не указывает на квалификацию IT-специалиста.
Заместитель министра внутренних дел Сакен Сарсенов. "Зерде", как ни странно, в карьере не отмечен, зато виден разброс в компетенциях – от Генпрокуратуры до Казпочты.
Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Динара Щеглова. В короткой биографии несколько позиции в холдинге "Зерде". Это главный менеджер департамента мониторинга инфраструктурных проектов, директор департамента сервисной модели информатизации АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде";
управляющий директор АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде";
заместитель председателя - член правления АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде".
Вице-министр финансов Бахтияр Кожахметов. Дважды отметился в холдинге "Зерде". Занимал должности менеджера департамента мониторинга инфраструктурных проектов АО "НИХ "Зерде", а также заместителя председателя - члена правления АО НИХ "Зерде", откуда и перешел в правительство.
Карьера же вице-министра сельского хозяйства Руслана Манатаева протекала в основном в банковской сфере.

Кузница кадров
Скажем откровенно, прорывными проектами никто из высокопоставленных кураторов IT-сферы не блещет. Зато у большинства в биографии значится пресловутый "Зерде", по мнению специалистов, не слишком подходящий на роль кузницы кадров для страны, стремящейся в цифровое будущее.
Даже страничка этого холдинга в Википедии помечена как рекомендуемая к удалению из-за причастности составителей к предмету. Государственный холдинг "Зерде" основан в далеком 2008 году, имеет множество структур, в целях же значится "является национальным институтом развития в сфере современных инфокоммуникационных технологий и ИКТ-рынка, в части развития Казнета и электронных услуг".
Возможно, кто-то слышал о том, что за столько лет "Зерде" породил отечественную Кремниевую долину? Отметился хотя бы в местном прорывном проекте? Создал цифровые продукты на экспорт?
Информации о "Зерде" вообще крайне мало. Например, в 2009 году его за руку поймал Счетный комитет, установивший, что холдинг "неэффективно и нерационально использует средства республиканского бюджета". В отчете отмечены очередные провалы, убытки и рекомендация правительству тщательней следить за этим флагманом цифровизации.
В 2017 году одно из СМИ опубликовала расследование под заголовком "Скандал в холдинге "Зерде": секретная информация спецслужб и других госорганов передавалась по незащищенным каналам связи". В статье, в частности, говорится о вопиющей халатности при установке оборудования для правительственной, военной и прочей государственной связи. А также о хищениях и неосвоении ресурсов в важнейших проектах, на которые были потрачены огромные бюджетные средства.
Кроме того, в декабре 2020 года появилась информация о задержании вице-министра финансов Руслана Енсебаева, курировавшего в ведомстве "цифру". Прежде Енсенбаев занимал должность председателя правления АО "НИХ "Зерде".
Вот такие в Казахстане "истории успеха" в цифровой сфере. Неудивительно, что после этого возникают сомнения в возможностях отечественных чиновников запустить хотя бы один нормально работающий государственный сервис. Впрочем, внезапные прыжки в объятия Сбера имидж правительства и профильного министерства тоже не улучшают.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 16.09.2021
Мажилис одобрил в I чтении законодательные поправки по вопросам защиты прав ребенка 16.09.2021
Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Инвестштаба 16.09.2021
"Ак жол" требует обеспечить защиту законных интересов инвесторов, возвращающих в экономический оборот активы разорившихся предприятий 16.09.2021
А. Смаилов провел заседание Штаба по реализации предвыборной программы партии "Nur Otan" 16.09.2021
Депутат возмутился провалом программ по цифровизации в Казахстане 16.09.2021
"Ак жол" предлагает Комитету госдоходов рассмотреть вопрос о синхронной отмене отчетности, дублирующей параметры СНТ 16.09.2021
Все силы на борьбу с достижениями 16.09.2021
Заработная плата преподавателей вузов повысилась в Казахстане 16.09.2021
Рабочий график главы государства 15.09.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.09.21 Пятница
90. ЕРЕМЕНКО Анатолий
82. ТОКПАКБАЕВ Сат
77. БАЙНАЗАРОВ Галым
75. БЕРДИНОВА Жакен
73. ЛУКПАНОВ Таумурат
73. ПРИМБЕТОВ Сеpик
73. СКАКОВ Амангельды
71. ТАСМАГАМБЕТОВА Нурсулу
68. ЕЛЕВФЕРИЙ
66. АШИРБАЕВ Бауржан
64. ЖЫЛКЫШИЕВ Болат
64. ЧУДРОВ Яхия
62. АПСАЛИКОВ Серик
57. АЙДАРБЕКОВ Зейнабил
53. ЖАКСЫЛЫКОВ Тимур
...>>>
18.09.21 Суббота
81. ДАВЛЕТОВА Людмила
73. ШНЕЙДМЮЛЛЕР Владимир
69. НАКАНОВ Болат
67. КАСЫМОВ Алибек
66. САГАЛИЕВА Наслизат
65. АБИЛЬДИН Танжарык
64. АРТЫКБАЕВ Марат
61. БЕКБАСАРОВ Шакир
57. АЛИПБЕРГЕНОВ Махмут
56. БЕКТАНОВ Мурат
54. ТОРТАЕВ Бауржан
51. АЙСАРИЕВА Мадина
50. АБДЫГАЛИЕВ Берик
50. КАЗИЕВ Ильяс
48. АБИЛ Ерлан
...>>>
19.09.21 Воскресенье
84. БЕЛЯКОВ Владимир
71. АКИЯНОВА Фарида
68. ТОРТАЕВ Ильяс
67. ЛОБАНОВ Александр
64. ДЕМИН Иван
64. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
64. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
61. САЙДЕНОВ Анвар
59. САГДИЕВА Раушан
58. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
56. ЯШИН Сергей
53. АЛДОНГАРОВ Куаныш
53. БЕК Арыс
50. ТУРГАНОВ Тимур
48. БАЛЛО Елена
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz