NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 07:08 ast
05:08 msk

Мажилис одобрил в I чтении законодательные поправки по вопросам защиты прав ребенка
Под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание Мажилиса, на котором в первом чтении депутаты одобрили законопроект, направленный на защиту прав детей
16.09.2021 / политика и общество

Нур-Султан, 15 сентября, Дом Мажилиса

Сегодня под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание Мажилиса, на котором в первом чтении депутаты одобрили законопроект, направленный на защиту прав детей.
Законодательные поправки разработаны депутатами в целях формирования эффективной правовой основы комплексного регулирования общественных отношений в сфере защиты прав ребенка.
В ходе обсуждения на пленарном заседании особое внимание уделено вопросам буллинга и кибербуллинга.
Депутаты предложили на законодательном уровне закрепить понятие "травля (буллинг)", а также компетенцию Министерства образования и науки по разработке и утверждению Правил ее профилактики в образовательном процессе.
Согласившись с необходимостью разработки Правил и инструкций, вместе с тем Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин выразил сомнение в эффективности только данных мер и высказался за выработку конкретных механизмов борьбы с кибербуллингом.
- В последние годы буллинг, и особенно кибербуллинг, стал представлять большую общественную опасность, приводит к серьезным последствиям, все чаще становится причиной суицидов. В возрастной категории до 18 лет в прошлом году было 143 суицида и 306 попыток суицида. А только за полгода нынешнего уже 105 суицидов и 193 попытки. Понятно, что есть случаи по семейно-бытовым причинам, но немалая доля связана с буллингом. Все это говорит о том, что здесь нужны действенные меры ответственности за совершение противоправного деяния, коим является булинг- считает Нурлан Нигматулин.
При этом Спикер Мажилиса отметил, что в данном случае на практике "не работают" механизмы рассмотрения буллинга и кибербуллинга в рамках статей, касающихся оскорбления и клеветы. Нурлан Нигматулин также напомнил, что при рассмотрении ужесточения ответственности за браконьерство в отношении редких животных правоохранительные органы выступили за усиление наказания и выводу этой категории преступлений в отдельный состав.
- Наверное, и здесь необходимо проявить ту же принципиальность и строгость закона, как вы проявили в борьбе против браконьерства. Потому что эти преступления (против детей) не менее резонансны, чем браконьерство, и имеют не меньшую общественную опасность и значимость, - сказал Нурлан Нигматулин.
По словам Спикера Мажилиса, не обязательно говорить об уголовной ответственности.
- Никто не ставит целью криминализировать детское население. Речь можно вести об административной ответственности. Но какие-то шаги делать уже пора. До второго чтения и рабочей группе, и профильному Комитету совместно с соответствующими государственными органами надо отработать эти вопросы и внести свои предложения по конкретному механизму ответственности за травлю детей. При этом не забудьте посоветоваться с гражданским обществом, - резюмировал Нурлан Нигматулин.
Депутаты также подняли вопрос и относительно своего предложения увеличить возраст пребывания детей-сирот в домах ребенка системы здравоохранения с 3-х до 6-ти лет. В настоящее же время дети-сироты при достижении 3-х лет переводятся из домов ребенка в детские дома системы образования, а дети с особыми потребностями – в учреждения системы социальной защиты населения.
Однако Министерство образования и науки, ссылаясь на необходимость реализации "пилотного проекта", предлагает отсрочить принятие соответствующей законодательной нормы на 5 лет.
- Предложение о "пилоте" – не что иное, как бюрократический прием, чтобы отодвинуть решение вопроса. И это, в конечном счете, может отразиться на судьбах ни в чем неповинных детей, которые и так остались без родителей. Сегодня содержание как домов ребенка, так и детских домов уже финансируется за счет местных бюджетов. Поэтому фактически речь идет, по большому счету, о перераспределении финансовых потоков, - отметил Нурлан Нигматулин, поручив рабочей группе до второго чтения доработать норму.
Подводя итог состоявшегося обсуждения, Спикер Мажилиса отметил общественную значимость законопроекта:
- Нормы законопроекта вызваны современными реалиями, вызваны цифровой эпохой. Эти нормы вызваны самой жизнью. И рассматривая данный законопроект, мы тем самым приступаем к реализации поручения Главы государства по законодательной защите граждан от травли в интернете, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
По словам Спикера Мажилиса, нужны системные меры и комплексный подход с участием всех заинтересованных госорганов, педагогов и родительской общественности.
- Что касается депутатского корпуса, то мы готовы принять все необходимые законодательные нормы по совершенствованию механизма защиты прав детей, - резюмировал Нурлан Нигматулин.
Законопроектом также предлагаются изменения в действующее законодательство в части профилактики детской безнадзорности и беспризорности. Существенно доработаны отдельные нормы, направленные на обеспечение прав детей на жилище, а также защиту интересов ребенка в семейных отношениях.
Во втором чтении депутаты одобрили законодательные поправки по вопросам перераспределения полномочий между уровнями госуправления.
Палата взяла в работу ратификационный законопроект - Соглашение Казахстана с Таджикистаном об оказании военно-технического содействия в обеспечении безопасности в прилегающих районах таджикско-афганской границы.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили А.Жамалов, А.Нуркина, Е.Смайлов, А.Милютин, Е.Омиргали, М.Тажмагамбетова, М.Раманкулов, Ю.Ли, С.Симонов, С.Ертаев, Ф.Каменов, Д.Еспаева.
***
Сегодня на пленарном заседании после принесения присяги депутатом Мажилиса Гани Хамзиным Палата избрала его в состав Комитета по вопросам экологии и природопользованию.

---

Депутатский запрос Еспаевой Д.М.
министру финансов Республики Казахстан Жамаубаеву Е.К.

К депутатам фракции ДПК "Ак жол" обратилось руководство Абайской швейной фабрики из Карагандинской области.
Данная фабрика оказалась в тупиковом положении из-за отнесения ее налоговыми органами к высокой степени риска.
Считаем, что на примере данной фабрики необходимо сделать некоторые выводы по данной методологии.
Система категорирования налогоплательщиков введена согласно правил Министерства финансов РК, где степень риска определяется по определенным критериям как по открытым данным, так и по конфиденциальной информации.
Как следует из обращения, Абайской швейной фабрике в июле 2021 года, присвоена высокая степень риска, в связи с чем на ее деятельность наложены ряд ограничений, такие как запрет на участие в госзакупках и закупках недропользователей, предельно жесткое налоговое администрирование и т.д.
При этом, Правилами не учитывается тот факт, что данное предприятие, возродилось с нуля, на месте закрытого 24 года назад некогда градообразующего предприятия. Для восстановления этого предприятия инвестор несет значительные затраты по ремонту зданий и оборудования, привлечению кадров и перезапуску простаивавшего производства.
Продукция фабрики (спецодежда) ориентирована прежде всего для недропользователей, однако в результате отнесения предприятия к высокой степени риска, оно лишилось этого рынка и находится под угрозой банкротства.
Обоснованием отнесения фабрики к высокой степени риска, согласно расчетам налоговых органов, послужило "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" -3 балла, "Налоговая нагрузка" - 2 балла, "Среднемесячная заработная плата на одного работника" - 1 балл.
Кроме того, фабрике начислены негативные баллы по закрытым критериям, доступа к которым у предприятия нет. Вследствие этого, предпринимателю отказываются объяснять, каким образом он может выйти из высокой категории риска.
Компания не согласна с таким подходом, так как применяемая система отнесения риска не учитывает ситуацию восстановления, реновации ранее обанкротившихся производственных объектов и стартап проектов.
Любой производственник скажет, что первые 3-5 лет запуска проекта, до выхода на точку безубыточности, все средства уходят на приобретение (или восстановление) основных средств и оборудования, а также на подготовку персонала. Соответственно, до выхода на рентабельность и возвращения инвестиций у бизнеса объективно отсутствует чистая прибыль, но при этом предприятие стабильно работает и обеспечивает рабочими местами.
А отсутствие чистой прибыли ограничивает возможности по повышению зарплат и выплате КПН, что отрицательно влияет на категорию риска.
При действующем подходе налоговиков получается, что любой стартап проект, или предприятие, которое предприниматели пытаются возродить, заранее обречено из-за бюрократического уклона Правил, которые не учитывают специфику таких ситуаций.
Но тогда все наши города заполнят пустующие здания, которые не имеет смысла возрождать или перепрофилировать под угрозой новых банкротств.
На наш взгляд, это прямо противоречит Посланию Президента К.Токаева, где было дано прямое поручение обеспечить возврат в экономический оборот ранее выведенных активов разорившихся предприятий. Каким образом можно будет выполнить это поручение, если вышеуказанные Правила налоговых органов все равно приведут к новым банкротствам.
Кроме того, большое сомнение вызывает применение при присвоении степени риска информации из закрытых источников, так как это не только ущемляет интересы граждан, которые согласно Конституции должны иметь возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами и источниками информации, но также приводит к коррупционным схемам.
На основании вышеизложенного, депутатская фракция "Ак жол" просит:
1) Пересмотреть "Правила применения системы управления рисками…", с учетом стартап проектов, а также возрождения, реновации либо перепрофилирования ранее обанкротившихся предприятий.
2) Обеспечить защиту законных интересов инвесторов, приобретающих и возвращающих в экономический оборот активы ранее разорившихся предприятий.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Еспаевой Д.М.
министру финансов Республики Казахстан Жамаубаеву Е.К.

К депутатам фракции ДПК "Ак жол" обратилось руководство Абайской швейной фабрики из Карагандинской области.
Данная фабрика оказалась в тупиковом положении из-за отнесения ее налоговыми органами к высокой степени риска.
Считаем, что на примере данной фабрики необходимо сделать некоторые выводы по данной методологии.
Система категорирования налогоплательщиков введена согласно правил Министерства финансов РК, где степень риска определяется по определенным критериям как по открытым данным, так и по конфиденциальной информации.
Как следует из обращения, Абайской швейной фабрике в июле 2021 года, присвоена высокая степень риска, в связи с чем на ее деятельность наложены ряд ограничений, такие как запрет на участие в госзакупках и закупках недропользователей, предельно жесткое налоговое администрирование и т.д.
При этом, Правилами не учитывается тот факт, что данное предприятие, возродилось с нуля, на месте закрытого 24 года назад некогда градообразующего предприятия. Для восстановления этого предприятия инвестор несет значительные затраты по ремонту зданий и оборудования, привлечению кадров и перезапуску простаивавшего производства.
Продукция фабрики (спецодежда) ориентирована прежде всего для недропользователей, однако в результате отнесения предприятия к высокой степени риска, оно лишилось этого рынка и находится под угрозой банкротства.
Обоснованием отнесения фабрики к высокой степени риска, согласно расчетам налоговых органов, послужило "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" -3 балла, "Налоговая нагрузка" - 2 балла, "Среднемесячная заработная плата на одного работника" - 1 балл.
Кроме того, фабрике начислены негативные баллы по закрытым критериям, доступа к которым у предприятия нет. Вследствие этого, предпринимателю отказываются объяснять, каким образом он может выйти из высокой категории риска.
Компания не согласна с таким подходом, так как применяемая система отнесения риска не учитывает ситуацию восстановления, реновации ранее обанкротившихся производственных объектов и стартап проектов.
Любой производственник скажет, что первые 3-5 лет запуска проекта, до выхода на точку безубыточности, все средства уходят на приобретение (или восстановление) основных средств и оборудования, а также на подготовку персонала. Соответственно, до выхода на рентабельность и возвращения инвестиций у бизнеса объективно отсутствует чистая прибыль, но при этом предприятие стабильно работает и обеспечивает рабочими местами.
А отсутствие чистой прибыли ограничивает возможности по повышению зарплат и выплате КПН, что отрицательно влияет на категорию риска.
При действующем подходе налоговиков получается, что любой стартап проект, или предприятие, которое предприниматели пытаются возродить, заранее обречено из-за бюрократического уклона Правил, которые не учитывают специфику таких ситуаций.
Но тогда все наши города заполнят пустующие здания, которые не имеет смысла возрождать или перепрофилировать под угрозой новых банкротств.
На наш взгляд, это прямо противоречит Посланию Президента К.Токаева, где было дано прямое поручение обеспечить возврат в экономический оборот ранее выведенных активов разорившихся предприятий. Каким образом можно будет выполнить это поручение, если вышеуказанные Правила налоговых органов все равно приведут к новым банкротствам.
Кроме того, большое сомнение вызывает применение при присвоении степени риска информации из закрытых источников, так как это не только ущемляет интересы граждан, которые согласно Конституции должны иметь возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами и источниками информации, но также приводит к коррупционным схемам.
На основании вышеизложенного, депутатская фракция "Ак жол" просит:
1) Пересмотреть "Правила применения системы управления рисками…", с учетом стартап проектов, а также возрождения, реновации либо перепрофилирования ранее обанкротившихся предприятий.
2) Обеспечить защиту законных интересов инвесторов, приобретающих и возвращающих в экономический оборот активы ранее разорившихся предприятий.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Ли Ю.В.
Генеральному Прокурору Республики Казахстан Нурдаулетову Г.Д.

Уважаемый Гизат Дауренбекович!

Согласно данным ГУ "Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан", за период с 01 марта 2020 года по 01 апреля 2021 года в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано 41 307 правонарушений по статье 190 "Мошенничество" (включая интернет-мошенничество) и по статье 217 "Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой" Уголовного кодекса Республики Казахстан, общее количество потерпевших составило 40 833 человека, установленный размер причиненного ущерба: 417 миллиардов тенге.
В связи с вышеизложенным, считаем необходимым вновь обратить Ваше внимание на обстоятельства, которые явно имеют общественно-опасные признаки.
Так, по сообщениям ряда известных российских СМИ, в начале декабря 2020 года в Республике Татарстан было возбуждено уголовное дело в отношении инвестиционной компании "ФИНИКО" по части 2 статьи 172.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации в связи с незаконным привлечением денежных средств физических лиц в особо крупном размере в финансовую пирамиду.
01 июня 2021 года Центральный банк России включил данную компанию в "черный список" с признаками финансовой пирамиды.
Позже, более чем через месяц, 07 июля 2021 года появились сообщения в казахстанских СМИ и Казнете о том, что Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка оценило деятельность "ФИНИКО", как "явно имеющую признаки финансовой пирамиды". Появились и подробные описания схемы деятельности данной незаконной организации, которые, кстати, в российских СМИ и Рунете массово обсуждались более полугода.
В ходе изучения информации в Instagram, обнаружено, что ряд аккаунтов, судя по содержанию, принадлежащих гражданам Казахстана, регулярно в течение первого полугодия 2021 года, вплоть до даты признания "ФИНИКО" в Казахстане, организацией, имеющей явные признаки финансовой пирамиды, привлекали население Казахстана к покупкам автомобилей и квартир за 35% от рыночной стоимости, к инвестициям под 25% в месяц, к погашению долгов за 35% от номинала и получению кэшбека в размере 15-25%.
Кроме того, в рекламе указывается, что "ФИНИКО" не имеет никакого отношения к "лохотрону" и все партнеры довольны.
Таким образом, за период времени с момента возбуждения уголовного дела в России в декабре 2020 года, включая внесение "ФИНИКО" в "черный список" Центробанком России 1 июня 2021 года до момента выявления Агентством по финансовому регулированию явных признаков финансовой пирамиды у "ФИНИКО" в Казахстане, которое произошло 7 июля 2021 года, а это более 7 последовательных календарных месяцев, на территории страны велась рекламная компания финансовой пирамиды, однако никаких официальных предостережений для граждан о деятельности "ФИНИКО" от уполномоченных органов Казахстана в этот период не сделано: либо мы ждали с оглядкой на Центральный банк России его реакции, либо уполномоченными органами, призванными предупреждать преступность, трансграничный мониторинг СМИ не ведется.
Еще один кейс, требующий Вашего внимания, – 10 сентября 2021 года Международный финансовый центр "Астана" (далее – "МФЦА") сообщил, что хедж-фонд "C.Invest", называющий себя "высокодоходным фондом доверительного управления", не является участником МФЦА и данная компания не имеет права заниматься каким-либо видом деятельности, регулируемым МФЦА. В связи с чем, МФЦА рекомендовал потребителям финансовых услуг проявлять осторожность в отношении подобных компаний.
Если изучить страницу данной компании в Instagram, то обращает на себя внимание, что с 01 июля 2021 года она позиционирует себя как участник МФЦА, имеет филиалы в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент, а также Краснодар (Россия). На странице регулярно анонсируются выплаты месячных процентов на вклады. В ходе переписки с менеджерами казахстанцам предлагается сделать вклад в виде криптовалюты с эквивалентом 20 000 долларов США с ежемесячной доходностью от 5-30%. Дивиденды выплачиваются на ежемесячной основе. Первая публикация на странице датирована 27-м ноября 2020 года. Выводы напрашиваются сами по себе.
Третий кейс: в сентябре 2020 года было зарегистрировано доменное имя getdiscount.kz, на его базе создан веб-сайт, который в течение года занимается массовым сбором персональных данных граждан Казахстана под вывеской: "Найди свой долг перед коллекторами и МФО и получи скидку до 80%".
Вызывают тревогу следующие обстоятельства:
1) Доменное имя зарегистрировано на физическое лицо, место нахождения которого Россия, город Москва;
2) Субъектом, осуществляющим сбор персональных данных, является общество с ограниченной ответственностью – резидент России;
3) На сайте размещен некий документ, определяющий условия и цели сбора персональных данных, где указано, что общество вправе передавать полученные персональные данные любым лицам по своему усмотрению;
4) Казахстанцы, оставляя заявку подтверждают, что ознакомлены с положениями Федерального закона РФ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Уважаемый Гизат Дауренбекович, 15 февраля 2021 года в ходе совещания в Генеральной прокуратуре, которое транслировали республиканские СМИ, Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев акцентировал внимание на то, что многие наши сограждане становятся жертвами финансовых пирамид. Только по одному уголовному делу проходит более 17 тысяч потерпевших. Для реализации подобных преступных схем злоумышленники многократно проводят однотипные транзакции и только затем исчезают из поля зрения. При своевременном обнаружении такой подозрительной активности можно было бы уберечь множество людей от опрометчивых шагов и обеспечить неотвратимость наказания мошенников.
Вместе с тем, в своем Послании от 01 сентября 2021 года Президент повторно поставил в качестве приоритета Генеральной прокуратуры РК противодействие мошенничеству и финансовым пирамидам, назвав данные преступления причиной массового недовольства казахстанцев.
На основании изложенного, просим:
1) Дать качественную правовую оценку обстоятельствам, изложенным в настоящем депутатском запросе и вынести соответствующие акты прокурорского надзора.
2) Разъяснить, каким образом будет пресекаться реклама финансовых пирамид и незаконных финансовых операций в нашей стране, с учетом ее трансграничного характера?
3) Какие системные мероприятия, кроме предложенного "запрета на участие людей в рекламе финансовых организаций" Генеральная прокуратура РК планирует реализовать для стабилизации ситуации в сфере незаконных финансовых практик?

Депутаты Мажилиса Парламента
от Ассамблеи народа Казахстана
Ю. Ли
С. Абдрахманов
А. Амирханян
И. Буларов
Н. Дементьева
В. Набиев
Ш. Осин
В. Тохтасунов
А. Хамедов

---

Депутатский запрос Милютина А.А.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
В Послании Главы государства от 1 сентября текущего года особое внимание уделено проблемам водных ресурсов, в связи чем депутаты фракции "Народной партии Казахстана" выражают беспокойство, обусловленное сомнениями в реальности достижения поставленных в Послании целей. Поскольку Глава государства поставил приоритетную задачу - в течение пяти лет в рамках Национального проекта развития регионов 100 % обеспечить города и села чистой питьевой водой.
Задача обеспечения населения качественной питьевой водой не нова. Так как, с 2011 года из республиканского бюджета на развитие водоснабжения было выделено 589 млрд.тенге, запущены программы развития регионов, программа "Питьевая вода" и "Ак булак", на реализацию которых было выделено 1,2 трлн.тенге, чтобы обеспечить максимальный доступ к централизованному водоснабжению.
При этом системные проблемы в сфере управления водными ресурсами не решаются годами, хотя по сметам осваиваются и тратятся миллиарды, а то и триллионы тенге.
В этой связи, стоит ли нам ожидать от Национального проекта, что за пять лет мы достигнем поставленной перед нами задачей, в части стопроцентного обеспечения населенных пунктов страны чистой питьевой водой.
Поскольку, даже в Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства было поручено Правительству разработать долгосрочную государственную программу по воде, в которой к 2020 году решить проблему обеспечения населения питьевой водой (при этом, 2020 год уже прошел…) и к 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения – цель конечно фантастическая, поскольку программ много, а проблема водообеспечения в нашей стране так и не решается.
При этом, как можно говорить о том, что "раз и навсегда решить проблему водообеспечения", поскольку водохозяйственные сооружения не вечны, и время от времени их необходимо обновлять, проводить капитальный ремонт, и на это все - требуются дополнительные средства.
Кроме того, необходимо продумать о последствиях выполнения, поставленной Главой государства задачей касательно строительства 9 новых водохранилищ. Поскольку, наш собственный и мировой опыт уже не раз доказывал, что вместо "сохранения экосистем водных объектов и бережного использования имеющихся ресурсов" строительство водохранилищ, зачастую приводит к совершенно противоположному эффекту.
Далеко ходить не надо. Общеизвестно, это обмеление Урала и проблемы озера Балхаш в немалой степени связаны с возникновением и существованием водохранилищ.
Эти примеры наглядно свидетельствуют о том, что существующие подходы к решению водных проблем устарели и не соответствуют вызовам времени. Они также обусловлены ведомственной разобщенностью государственных органов, ответственных за реализацию государственной политики в сфере управления водными ресурсами. Тому свидетельство, подготовленный на сегодняшний день Национальный проект по управлению водными ресурсами, который страдает узостью решаемых в нем вопросов и не охватывает вопросы водосбережения в сфере коммунального и промышленного водоснабжения.
В этой связи для того, чтобы адекватно реагировать на прогнозируемый глобальный дефицит водных ресурсов в 21-м веке назрела необходимость выработки единой концепции управления водными ресурсами страны, а также создания и закрепления за профильным центральным государственным органом формирование водной политики и решение вопросов, касающихся водных ресурсов.
Мы предполагаем, что без этого, даже такая стратегическая задача, поставленная перед Правительством, как стимулирование внедрения водосберегающих технологий и эффективное регулирование водопотребления, рискует остаться невыполненной. Поскольку для этого необходимо в комплексе решать многие водные проблемы.
В связи с изложенным, уважаемый Аскар Узакпаевич, считаем необходимым, чтобы Правительство выразило свое отношение к нашему предложению о создании единого уполномоченного центрального государственного органа, в области использования и охраны водных ресурсов, регулирующего вопросы водной политики государства.
Кроме того, готово ли Правительство выполнить поручение Президента и в ближайшие пять лет обеспечить население страны чистой питьевой водой на 100 %.
Об итогах рассмотрения и принятых мерах просим информировать нас в установленные законодательством сроки.

Депутаты фракции
"Народная партия Казахстана"

---

Депутатский запрос Нуркиной А.К.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Скляру Р.В.

Уважаемый Роман Васильевич!
В целях исполнения поручения Главы государства в апреле 2019 года Государственная программа жилищного строительства "Нұрлы жер", была дополнена программой "Бақытты отбасы".
Согласно условиям программы, у многодетных, неполных и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, доход на каждого члена семьи за последние 6 месяцев не должен превышать 3,1 прожиточного минимума (ПМ), (в 2021 году ПМ составляет 34 302 тенге) соответственно эта сумма равна 106 336 тенге.
Также определяющим фактором является подтверждение доходов согласно пенсионным отчислениям от трудовой или предпринимательской деятельности.
По информации АО "Отбасы банк", на 2 сентября 2021 года с начала реализации программы "Бақытты отбасы" подали заявки для участия 14 897 человек, из них получили займы 13 581 человек, соответственно 1 316 человек получили отказы.
Наиболее частыми причинами отказов, является недостаточность доходов для погашения займа, отсутствие пенсионных отчислений.
В большей степени имеются трудности в подтверждении платежеспособности у категории "Семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов".
К примеру, мать воспитывает одна ребенка инвалида. Она не имеет официальной работы, у нее отсутствуют пенсионные отчисления, соответственно она уже не сможет участвовать в данной программе, и даже привлечь созаемщиков в соответствии с правилами программы, так как считается неплатежеспособной.
Какой же может быть доход у данной семьи:
- пособие воспитывающему ребенка-инвалида – 1,4 прожиточного минимума (48 023 тенге), а также возможно есть доход если работа неофициальная.
При этом существуют факты, когда такая семья живет в арендованной квартире, и фактически вынуждена тратить пособие на аренду, но при этом также оставаться без собственного жилья.
По сути данная семья могла бы приобрести собственное жилье, ведь согласно примеру расчета оплаты льготного кредитования (опубликован на официальном сайте АО "Отбасы банк"), если цена квартиры 10 млн. тенге, срок займа составляет 8 лет, то ежемесячный платеж составит – 52 700 тенге.
В связи с этим, считаем возможным рассмотреть включение в основной доход пособия у данной категории лиц, что в дальнейшем поможет привлечь созаемщика.
Также хотелось бы затронуть вопросы финансирования программы "Бақытты отбасы". Так, на 2021-2024 годы предусматривалось финансирование в сумме 381 млрд. тенге на 36,4 тыс. займов.
Однако, в пересмотренном плане, финансирование было сокращено, и составило за аналогичный период 259,7 млрд. тенге, в том числе в 2021 году финансирование и количество займов не поменялось, а в последующих годах финансирование сокращено почти в 2 раза (2021 год – 100 млрд. тенге на 10 тыс. займов; 2022 год – 51 млрд. тенге на 9,6 тыс. займов; 2023 год – 50 млрд. тенге на 9,4 тыс. займов; 2024 год – 58,7 млрд. тенге на 7,4 тыс. займов), а количество займов не изменилось.
То есть, сокращение финансирования не повлияло на количество предоставляемых займов.
Однако, если верить простой математике, то по сути на один заем закладывается около 5,3 млн. тенге, когда ранее на один заем было заложено около 10,6 млн. тенге.
Отсюда вопрос, какую квартиру можно будет приобрести за 5 млн. тенге, или каким образом оператору в лице АО "Отбасы банк" обеспечить исполнение планируемого количества займов за эти средства.
В этой связи просим дать пояснения по данной ситуации, а также рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования программы "Бақытты отбасы".
Далее, хотелось бы затронуть и категорию детей-сирот.
Так, за последние 3 года жилье из государственного жилищного фонда получили лишь около 3 тыс. лиц из свыше 59 тыс. лиц, состоящих в очереди на получение жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Данная категория граждан, также относится к социально-уязвимым слоям населения, и для них также затруднительно приобрести собственное жилье по обычным условиям ипотечного займа.
В этой связи, считаем целесообразным включить в списки участников программы "Бақытты отбасы" категорию "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Также, одной из популярных программ "Отбасы банка" можно назвать проект "Шаңырак". Главным условием которой является то, что доход заявителя не должен превышать 3,7 прожиточного минимума на каждого члена семьи, что исключает возможность участия в программе работников бюджетной сферы.
Так как, согласно поручения Главы государства, с начала года заработная плата педагогов выросла на 25%, и в ближайшие три года эта тенденция будет продолжена. Кроме того, в связи с пандемией коронавируса значительно увеличились доходы медицинских работников, и работников бюджетной сферы.
В связи с этим считаем необходимым предусмотреть реализацию жилищной программы "Шаңырак" до 2025 года, а также увеличить показатель величины прожиточного минимума для участников программы.
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" просим дать письменный ответ в установленный законом срок.

Депутаты, члены
фракции партии "Nur Otan" А. Нуркина
Н. Раззак
М. Ахметов
С. Имашева
В. Ким
К. Абасов Е. Бейсенбаев
Д. Нурманбетова
Г. Бижанова
А. Сапарова
Ж. Телпекбаева
З. Камасова

---

Депутатский запрос Омиргали Е.К.
Министру финансов Республики Казахстан Жамаубаеву Е.К.

В демократическую партию "Ак жол" поступают множество обращений субъектов предпринимательства касательно проблем по оформлению сопроводительной накладной на товар (далее - СНТ).
СНТ, несмотря на свою исключительно электронную форму, признается полноценным первичным бухгалтерским документом и входит в состав пакета товаросопроводительных документов. Это значит, что продавец (импортер) может применять СНТ при ввозе или отгрузке товаров, при этом не предоставляя в налоговые и таможенные органы бумажные накладные.
СНТ оформляется казахстанскими предпринимателями и организациями при продаже, отгрузке, перемещении товаров внутри страны; при импорте товаров в Казахстан; при экспорте товаров за границу.
Однако, на сегодняшний день, наши казахстанские предприятия вынуждены выписывать СНТ на импортируемую продукцию, предварительно получая по электронной почте документы отгрузки от поставщиков-импортеров. Большинство из них представляют данные документы отгрузки, но и есть те, которые отказываются это делать.
В связи с чем, у казахстанских предприятий, наших налогоплательщиков возникает риск получения штрафа за не выписку СНТ.
Отечественные производители сообщают, что внедрение СНТ сильно усложнило работу бухгалтеров, программа по ряду параметров дублирует Электронную Счет-Фактуру, а также имеет кучу нестыковок, которые тормозят рабочий процесс. Вместе с тем, увеличивает расходы предпринимателей на дополнительный штат бухгалтеров, ведение и доработку учетных программ.
При этом и сама система бухучета еще не адаптирована под новые требования, хотя введение нового инструмента, по идее, должно сопровождаться сокращением прежней отчетности. Но этого не происходит.
При введении этого новшества в качестве "пилотного проекта", Комитет государственных доходов Министерства финансов заверял, что использование СНТ позволит снизить затраты налогоплательщиков на документооборот и облегчит работу предпринимателей.
Наряду с этим, предполагалось, что СНТ заменят накладные на отпуск запасов на сторону предусмотренные Законом РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности". Накладная на отпуск запасов на сторону (по форме З-2 согласно приложению 26 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №562) является формой первичного учетного документа, на основании которого производится списание складских запасов.
Однако и прежнюю форму никто не отменял, без нее списание товаров не происходит.
Более того, несмотря на то, что СНТ второй год применяется в пилотном режиме, т.е. в качестве эксперимента, в ст.176 Налогового кодекса еще с 2019 г. ведена обязанность налогоплательщиков оформлять СНТ, а в КоАП уже внесены штрафы за нарушения выписки СНТ от 100 до 600 тыс.тг за каждую запятую.
Благодаря реалистичной оценки ситуации со стороны Министерства финансов и по сигналам предпринимателей с мест, в том числе через депутатов фракции "Ак жол", руководство Минфина пошло навстречу МСБ в ряде вопросов, в частности, заявив о необязательности применения СЕНТ в розничной торговле.
От имени предпринимателей и нашей фракции выражаем признательность министерству и Правительству за это решение.
В то же время, для производственного бизнеса эта форма отчетности представляет серьезные проблемы.
На основании вышеизложенного, в связи с ростом административной нагрузки на бизнес фракция Демпартии "Ак жол" предлагает Комитету госдоходов рассмотреть вопрос о синхронной отмене отчетности, дублирующей параметры СНТ; ликвидировать выявляющиеся технические пробелы и в срочном порядке автоматизировать ряд функций, таких как списание товара и т.д.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Смайлова Е.В.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
Сегодня в Казахстане катастрофически не хватает детских музыкальных и школ искусств. Только лишь 1,3% из казахстанских детей школьного возраста охвачены детскими музыкальными школами и 1,9% ходят в школы искусств! Ситуация такова, что вопросы развития дополнительного специального школьного образования оказались на периферии внимания как Министерства образования и науки, так и местных исполнительных органов.
Существующие школы переполнены, расположены в устаревших и неприспособленных зданиях или не имеют таковых, нуждаются в современных инструментах и оборудовании.
На 6 295 590 казахстанских детей, из них 3 909 000 – школьного возраста, в стране функционирует всего 159 детских музыкальных школ (из них 8 частных) и 127 школ искусств (из них 7 частных). Соответственно с охватом 51 486 учащихся в ДМШ (из них 665 в частных школах) и 74 704 обучающихся в школах искусств (из них 745 в частных). Это данные Бюро национальной статистики и МОН РК.
По информации управлений образования городов Нур-Султан и Алматы, существует большая потребность в музыкальных школах. В столице такие школы нужны на левом берегу, в Алматы есть такая потребность в Алатауском, Науырызбайском, Жетысуском районах, где музыкальных школ не просто не хватает, их вообще нет. Также нуждается в собственном здании детская музыкальная школа №3 им. Прокофьева, расположенная в густонаселенном Алмалинском районе г. Алматы.
В целом, из 8 государственных детских музыкальных учреждений только 3 имеют собственные здания.
Расположение на базе общеобразовательных школ на сегодня не отвечает интересам обучающихся детей, учителей и родителей. Школы переполнены, некоторые учатся в три смены. В период обучения в условиях карантинных ограничений, разделения классов на группы, из-за нехватки помещений музыкальные школы обеспечиваются ими по остаточному принципу.
Всего же в городе Алматы на 2 млн официально зарегистрированных жителей функционирует 17 государственных организаций дополнительного образования, среди которых: один Дворец школьников, 7 районных Домов школьников, одна Школа искусств, 12 музыкальных школ, из них 4 частные. Это на 287 385 детей школьного возраста.
В городе Нур-Султан на 1,2 млн официально зарегистрированных жителей количество учреждений дополнительного образования – всего 11. Это 2 Дворца школьников, 2 школы искусств, 3 музыкальные школы, 1 художественная школа, 1 центр технического творчества, 1 центр детского и юношеского туризма, 1 детско-юношеский центр "Шығыс". Детей школьного возраста в столице – 193 152 ребенка.
Очевидно, что в этих городах действующих государственных учреждений дополнительного детского образования недостаточно.
Аналогичная ситуация складывается в областях и районах страны. Так по информации МОН РК, в густонаселенной Туркестанской области функционирует всего 21 государственная музыкальная школа и школа искусств (с охватом всего 6 000 детей). А в Восточно-Казахстанской действует 33 аналогичные школы с охватом в 17 500 детей. При этом детей школьного возраста в Туркестанской области – 562 000, а в ВКО – 239 000. Помимо явного дефицита мест, это свидетельствует о диспропорциях в доступности и развитии дополнительного образования.
Частные кружки и секции полноценным решением не являются по трем причинам: в них значительно выше стоимость обучения и, в отличие от специализированных школ, зачастую отсуствует необходимая методологическая, инструментальная база и квалифицированный преподавательский состав. В большинстве областей страны частных детских музыкальных и художественных школ просто нет.
Для сравнения, по информации отечественных экспертов в образовании, в Российской Федерации, в городе Санкт-Петербург на 5,3 млн жителей приходится 640 учреждений дополнительного образования, а именно: 452 – дворцы школьников и центры творческого развития, академии творчества и т.д, 45 – музыкальные школы, 113 – школы искусств, 30 – художественные школы!
В Казани на 1,2 млн жителей действует 94 школы, из них 61 – музыкальные школы, 21 – школы искусств, 12 – художественные школы!
Очевидно, что фундаментом развития человеческого капитала страны является сфера образования, в особенности дошкольного и школьного, поскольку именно в этом возрасте в детях закладывается основа будущих способностей, навыков и шире – полноценной личности. Особенно важную роль на процессы формирования личности оказывает специальное образование – музыкальное и художественное. Сложно переоценить роль музыки и изобразительного искусства для человеческой цивилизации, для полноценного развития культурной сферы и всей страны. Гордостью Казахстана стали свои сложившиеся музыкальные традиции, художественная школа, деятели культуры и искусства, творческие коллективы, а их основой являются детские музыкальные и художественные школы.
Современные исследователи, рассматривая теорию культурного капитала, четко обозначают связь между культурным капиталом как стратегическим ресурсом (в формировании которого играют роль в том числе музыкальная культура и искусство) и социокультурным развитием, обеспечивающим динамику модернизационных процессов в обществе и стране.
Значение же людей культуры и искусства играет огромную роль в построении передовой и конкурентоспособной нации.
Кроме того, детские музыкальные и художественные щколы, школы искусств являются базисом и фундаментом построения креативной экономики. Сегодня Правительство и акиматы готовы тратить сотни миллионов и милларды тенге на развитие креативной экономики, пишутся концепции и красивые презентации, но без большого количества детей, которые сегодня обучаются музыке, рисованию, дизайну, развивают творческое и креативное мышление, завтра не получится достичь масштабного развития в этой сфере. Ситуация будет аналогичной сложившейся в отечественном спорте, где без массового детского спорта нет отечественных чемпионов, стабильно занимающих призовые места на международных соревнованиях и олимпиадах, а для быстрых результатов за большие деньги привлекаются легионеры-иностранцы. Где здесь национальные интересы?
Таким образом, строительство и развитие государственных детских музыкальных и художественных школ, школ искусств имеет мультипликативный эффект для нашей страны и нации, и должно рассматриваться как стратегическая задача.
Наравне с этим ключевой становится задача по возвращению детским музыкальным и художественным школам, школам искусств утраченного ранее статуса.
В 2011 году в закон о лицензировании от 27.07.2007 были внесены изменения – все организации дополнительного образования без учета специфики деятельности не были включены в реестр, после чего последовал отзыв лицензий.
До 2015 года педагоги дополнительного образования получали заработную плату наравне с педагогами общеобразовательных школ. Согласно приказу МОН РК от 29 января 2016 года №123 "Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих в сфере образования и науки", все педагоги дополнительного образования были отделены от реестра общеобразовательных школ, которые относятся к категории В2, и понижены на категорию В3, в которую входят вожатые, воспитатели, инструкторы по плаванию и тд.
Данный факт негативно отразился на заработных платах и моральном самочувствии педагогов преимущественно с консерваторским и художественным образованием, которое не уступало ни одному вузу и до последнего времени считалось престижным.
Недопустимо регулярное изменение статуса вышеперечисленных организаций и приравнивание их к секциям и кружкам дворцов или частных студий, где нет комплексного, полноценного обучения. Атуальны также вопросы сохранения имеющихся базовых дисциплин, традиций, статус выдаваемых аттестационных документов и их признание образовательными учреждениями следующей ступени, в том числе и зарубежными.
Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы и реализуемые в регионах Дорожные карты развития сети внешкольных организаций широкого профиля абсолютно не решают вышеуказанных проблем. Министерство образования и науки РК ситуацией в этой сфере не владеет и не смогло предоставить информацию по объемам финансирования, дефициту мест и потребности по регионам и в целом, планы по развитию действующих и строительству новых детских музыкальных и художественных школ и школ искусств.
Депутаты фракции Народной партии предлагают:
1) Правительству РК – разработать и принять комплексную программу по строительству и развитию 100 новых государственных детских музыкальных и художественных школ, школ искусств во всех регионах страны до 2025 года. Приоритетами должны стать доступность и качество обучения для детей.
2) Школы должны быть спроектированы и построены, а также укомплектованы согласно современным требованиям в части акустики, освещения, коммуникаций, планирования, инструментов, оборудования, безопасности и т.д.
3) Правительству РК – вернуть статус государственным детским музыкальным и художественным школам, школам искусств, сопоставимый со статусом общеобразовательных школ (с соответствующим финансированием обучения детей и оплаты труда педагогов).
4) Правительству РК – в рамках государственного образовательного заказа на дополнительное образование и развития подушевого финансирования разработать меры стимулирования строительства частных музыкальных и художественных школ. Обучение детей в них должно финансироваться из государственного бюджета.
5) Министерству образования и науки РК – определить потребность и обеспечить через образовательные гранты в вузах страны необходимое количество педагогов в новые государственные и частные детские музыкальные и художественные школы, школы искусств.
6) Министерству образования и науки РК – отработать вопросы сохранения имеющихся базовых дисциплин, традиций, статус выдаваемых аттестационных документов и их признание образовательными учреждениями следующей ступени, в том числе и зарубежными.
7) Министерству образования и науки РК – в кратчайшие сроки завершить внесение изменений в приказ Министра образования и науки РК от 22 мая 2020 года №219 "Об утверждении Правил оказания государственной услуги "Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования" в части механизма и сроков приема и зачисления детей организациями дополнительного образования. Изменения обсуждались и были согласованы на совещании с участием депутатов Мажилиса, директоров музыкальных и художественных школ и вице-министра образования Кариновой Ш.Т. в июне текущего года.
8) Правительству РК – запретить приватизацию музыкальных и других специализированных государственных школ и учреждений образования в Республике Казахстан.

Депутаты фракции
"Народной партии Казахстана"

---

Депутатский запрос Симонова С.А.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Скляру Р.В.

Уважаемый Роман Васильевич!
В летний период выезда в регионы депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан посещались объекты, включенные в дорожную карту по реализации предвыборной программы партии "Nur Otan". Так, на местах были выявлены проблемы в ходе процесса строительства жилых домов и сетей для ИЖС (индивидуальных жилищных строений).
На сегодняшний день при реализации программы по строительству многоквартирных жилых домов строительно-монтажные работы (далее - СМР), технический и авторский надзоры, обеспечение наружными инженерными сетями, а также благоустройство территории финансируются из разных источников, поэтому фактические затраты на 1 квадратный метр никто не сможет назвать.
При проведении тендера на СМР и технадзор заказчики сталкиваются с трудностями, определяя победителя, то есть бывают случаи, когда утвержден подрядчик на СМР, а определение технадзора затягивается, что, в свою очередь, не позволяет получить необходимое уведомление о начале СМР. Начало строительства затягивается.
Аналогичная ситуация происходит и при определении подрядчиков на строительство сетей к жилым домам и благоустройству дворовой территории.
Вследствие чего нередко случается так, что жилой дом готов, а инженерных сетей и благоустройства к нему нет. При этом подрядчик по благоустройству территории определен, но все по той же причине, из-за отсутствия сетей, не имеет возможность вести работы по облагораживанию дворовой территории.
В конечном итоге, готовые для заселения дома простаивают, так как ввиду отсутствия сетей и благоустройства ввести их в эксплуатацию нет возможности.
Более того, застройщик не имеет возможность передать объект на баланс заказчика и несет убытки по его содержанию порой до полутора лет, а социально-уязвимые слои населения, нуждающиеся в жилье все это время не могут въехать в долгожданные квартиры. Сроки простаивания таких объектов в среднем могут варьироваться от 6 до 18 месяцев.
Как мы знаем, такие случаи свойственны не только при строительстве жилья, но и объектов социальной сферы.
Другая проблемная ситуация складывается с проектированием и строительством сетей для ИЖС, которые финансируются за счет республиканского бюджета.
Дело в том, что согласно программе, такие сети строятся только для подключения ИЖС. В случае же, когда при развитии новых микрорайонов в населенных пунктах экономически и эргономически целесообразна прокладка одной магистральной сети для обеспечения полной потребности с учетом развития населенного пункта, в финансировании отказывают. Аргументируя тем, что объекты строительства сетей будут использоваться не по назначению, то есть к ним помимо ИЖС буду подключены другие объекты.
В результате приходится переделывать проекты, чтобы получить финансирование из РБ, это приводит к увеличению сроков строительства сетей и затягиванию сроков предоставления участков очередникам для строительства ИЖС.
В связи с вышеизложенным считаю необходимым пересмотр методологии финансирования строительства жилья и сетей, а именно:
1) В стоимость строительства многоквартирного жилья должны входить СМР, технадзор, авторский надзор, строительство наружных сетей и благоустройства с проведением единого конкурса (тендера)одним лотом. Это позволит ускорить процесс строительства, увидеть реальную стоимость коммунального жилья и, следовательно, навести порядок в сметах на строительство, а в перспективе повысить качество работ и снизить издержки государства;
2) При строительстве сетей под ИЖС выделять средства из одного источника под все виды сетей, так как на данный момент в этой сфере несколько администраторов программ и средства выделяются в разные годы. Это обеспечит оперативное строительство и ускорит предоставление подготовленных участков под ИЖС для очередников;
3) В правилах предоставления средств под строительство сетей необходимо учитывать развитие сетей на перспективу в целях экономической целесообразности.
Прошу рассмотреть запрос в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.

Депутат фракции "Nur Otan" Симонов С.А.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заседание Совета Безопасности под председательством Первого Президента Казахстана 30.09.2021
Рабочий график главы государства 30.09.2021
Маулен Ашимбаев встретился со Спикером Милли Меджлиса Азербайджана Сахибой Гафаровой 30.09.2021
Н.Нигматулин и С.Гафарова высказались за укрепление казахстанско-азербайджанских межпарламентских отношений 30.09.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2021 года №661 30.09.2021
О коммунальной реформе 30.09.2021
Перуашев - о выступлении Токаева на съезде НПП "Атамекен" 30.09.2021
Механизмы сдерживания цен на основные продукты питания обсудили в Сенате 30.09.2021
Б.Сапарбаев: Задолженность по кредитам погибших в результате ЧП полностью списана 30.09.2021
Роман Скляр провел онлайн-встречу с руководителями германских компаний 30.09.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz