NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 17.10.2021 18:35 ast
15:35 msk

На вершине властного зиккурата
Историю систем управления можно свести к трем формулам. В первой плохой аппарат работает плохо, во второй хороший аппарат работает плохо и в третьей - хороший аппарат работает хорошо. Есть еще такое, что плохой аппарат работает хорошо, но это явно аномалия
20.09.2021 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, turanpress.kz, 17 сентября

Историю систем управления можно свести к трем формулам. В первой плохой аппарат работает плохо, во второй хороший аппарат работает плохо и в третьей - хороший аппарат работает хорошо. Есть еще такое, что плохой аппарат работает хорошо, но это явно аномалия.
В Казахстане можно отметить такую ситуацию: во многих властных кабинетах сидят достаточно квалифицированные и опытные работники, которые выдают в общем-то неплохие решения, но эти решения не работают. И решения вроде правильные, и анализ сделан толковый, и вводные данные изначально очищены от приписок, и система мониторинга, оценки и контроля присутствует, но в целом система не дает результата. Это означает, что проблема состоит не в аппарате, а в том, как он работает, генерирует задачи и стремиться достичь цели.
Мы видим, что министерства, агентства, акиматы, нацкомпании, т.е. важные звенья властной цепи работают вразнобой. Сами себе ставят задачи, сами их реализовывают и сами их оценивают. Обратной связи толком нет. Редкие руководители вообще прислушиваются к стороннему мнению, еще реже идет реакция на "социальный запрос", а уж к критике отношение в целом негативное. Общественный договор? Нет, не слышали.
Представительная власть на местах как явление отсутствует, поскольку представляет лишь то, что им дают акиматы. С парламентом жестче, но он ориентирован больше на социальную политику и обязательства министерств, нежели на жесткий противовес.
Вопрос автоматически уходит наверх, в структуры президентской власти, то есть в Администрацию президента.
АП имеет правовой статус госоргана, непосредственно подчиненного главе государства, то есть аналогичный с многочисленными агентствами, Управлением делами и спецслужбами, но традиционно "веет" над всеми остальными. Нужно понимать, что в нашей политической традиции формальный статус - это одно, а реальный политический вес никакой должностью не определяется. Руководителям администрации, ее ключевым функционерам (впрочем, как и другим чиновникам) статус и влияние нужно постоянно "выгрызать" и подтверждать. Кроме того, говоря об АП нужно отметить еще два вопроса. Во-первых, в ней нет, да и практически никогда не было линейного подчинения. На большинстве направлений сидит не один, а два куратора. Так, идеологию курируют Кушербаев, Абаев и Карин, экономику - Сулейменов и Бозумбаев, международные вопросы - Нуртлеуов и Казыханов, силовиков - Исекешев и Жиенбаев. Во-вторых, функции руководителя по смене кадров достаточно ограничены. Структура и кадровый состав АП представляют собой сложное смешение археологических слоев, назначенных при разных руководителях, а также тех, кто был назначен лично президентами, без особых согласований с кураторами. Поэтому основная задача каждого руководителя администрации - создание из этого сложного массива команды, в которой он будет выступать не сколько в качестве лидера, а столько как координатора и главного звена между президентом и его администрацией.
Администрацию ровно два года возглавляет Ерлан Кошанов, в прошлом руководитель правительственного аппарата и аким Карагандинской области. Его "укрепление" в статусе главы АП заняло какое-то время, отчасти связанное с тем, что два его предшественника продержались в этой позиции всего несколько месяцев, и никто не ожидал, что Кошанов сможет надолго закрепиться. Но последний выстроил грамотную систему отношений внутри администрации, и в итоге смог и команду создать, и в разряд тяжеловесов перейти. В рейтинге влияния, ежеквартально выпускаемом ЦСПИ "Стратегия", последний раз Кошанов занял 7-е место.
Выше Кошанова в рейтинге стоит секретарь СБ и помощник президента Исекешев (6), который находится в двойном подчинении - у лидера нации и главы государства, но в отличие от двух своих предшественников сумел занять правильное положение и организовать работу аппарата СБ. Нужно отметить, что Кошанов является председателем Комиссии по реформе судебной и правоохранительной систем, а Исекешев - его заместителем. А работа как раз этой комиссии - в отличие от множества других инициатив - особых вопросов не вызывает и даже дает позитивный эффект.
Во внутренней политике и экономической сфере особых прорывов добиться не удается. АП даже не пытается выработать идеологический курс, прикрываясь все тем же бюджетоемким и многосмысловым "Рухани жангыру". Эффективная система обратной связи с населением и экспертным сообществом, которую запускали еще при Кушербаеве, оказалась практически невостребованной. Достаточно очевидно, что администрация практически не мониторит социальные настроения и политические проблемы, зато остро реагирует на социальные сети. Состояние дел в экономике, социальной сфере и реформе государственного управления, объединенных единым кураторством Сулейменова, сложно назвать даже удовлетворительным. Были созданы новые агентства, но их результативность и уровень взаимодействия между собой остаются дискуссионными. С другой стороны, Сулейменов устраивает и президента, и правительство, и олигархат, а значит ожидать его замены достаточно сложно. Организационному блоку (Мурзалин) удается обеспечивать исполнение принимаемых президентом решений и удерживать контроль над сборной солянкой акимов. Вместе с тем, контроль над реализацией государственных программ растянут по всей администрации и при его чрезмерном педалировании вызывает болезненную реакцию в правительстве. Государственно-правовой блок (Жиенбаев) без лишнего шума двигает реформы силовых структур, судов и прокуратуры, компенсируя нехватку веса и публичности активной аппаратной и экспертной работой. Лучше всего живется международникам. Статус куратора повышен до зама (а главы МИД – до вице-премьера), при этом появился и еще и спецпредставитель президента. На дипломатов были возложены функции привлечения инвестиций, но как их реализовать на практике, видимо, никому неизвестно. Ближний круг президента в виде его канцелярии (Онжанов) в отличие от прежнего периода "государством в государстве" не стал, что облегчает руководство структурой в целом.
Получается, что в АП вроде есть и команда, и специалисты, и видение ситуации, но совокупный эффект остается незначительным. Как представляется, эту проблему можно объяснить стилем нового президента, который пытается все сделать правильно и красиво, без конфликтов и громких отставок. Но подходит ли эта интеллигентная модель управления к нашим реалиям? Елбасы, кстати, не призывал уйти в отставку противников своего курса, а увольнял их самостоятельно. С другой стороны, обе модели привели к тому, что никто не спорит с курсом, но при этом ничего не делает для его реализации. А самые умные так формулируют этот курс, что в него вписывается любая активность, но оценить ее практически невозможно.
Видимо, философский вопрос, что первичнее, кадры или система, так и будет висеть в воздухе.
Власть и корпоративный сектор эта ситуация вполне устраивает, да и население тоже как-то свыклось. Главное, чтобы до 30-летия независимости не было таких же острых сбоев, как на прошлые юбилеи.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заседание Совета Безопасности под председательством Первого Президента Казахстана 30.09.2021
Рабочий график главы государства 30.09.2021
Маулен Ашимбаев встретился со Спикером Милли Меджлиса Азербайджана Сахибой Гафаровой 30.09.2021
Н.Нигматулин и С.Гафарова высказались за укрепление казахстанско-азербайджанских межпарламентских отношений 30.09.2021
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2021 года №661 30.09.2021
О коммунальной реформе 30.09.2021
Перуашев - о выступлении Токаева на съезде НПП "Атамекен" 30.09.2021
Механизмы сдерживания цен на основные продукты питания обсудили в Сенате 30.09.2021
Б.Сапарбаев: Задолженность по кредитам погибших в результате ЧП полностью списана 30.09.2021
Роман Скляр провел онлайн-встречу с руководителями германских компаний 30.09.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.10.21 Воскресенье
89. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
83. САБИТ Мурат
73. МАЛЫШЕВА Валентина
72. ЖУСУПОВА Роза
70. МУХТАРОВ Нуртас
67. ТИЛЬ Виктор
65. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
65. КОЖАН Толебай
64. УСЕНОВА Нурила
62. РАЙМБЕКОВ Каналбек
60. БАТТАЛОВА Зауреш
54. БОРАНБАЕВ Анвар
53. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
53. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
52. КАЙНАРБЕКОВ Талгат
...>>>
18.10.21 Понедельник
86. ШАКИРИМОВ Кабидолла
84. ДЮСЕНБЕКОВ Зайролла
75. РАКИШЕВ Рафаил
75. СМАИЛОВ Есмуханбет
70. ДЖАНТЕМИРОВ Бауржан
65. ЛЬЯНОВ Хаджи-Мурат
64. РАХМАНОВ Айвар
63. ЖАРИЛКАГАНОВ Алимжан
63. ЖУМЖАЕВ Галым
61. КИКИМОВ Сакен
57. ТУБЕКБАЕВ Жомарт
55. САГИНОВ Замир
52. ОГАЙ Эдуард
51. МЕШИМБАЕВА Анар
50. БИРТАНОВ Елжан
...>>>
19.10.21 Вторник
91. ШАРМАНОВ Турегельды
88. МАШКЕЕВ Аукен
74. ГАРКАВЕЦ Александр
74. ШАРИПОВА Найля
71. АКАЖАНОВА Гульмая
68. ШАТАЕВ Мурат
66. КОСУБАЕВ Есетжан
66. ХАЙРАЛИЕВ Серик
65. КЕНШИМОВ Жумабек
65. ОТАРБАЕВ Рахимжан
59. КОШЕКОВ Мурат
59. ТУЯКБАЕВ Ерлан
56. БОТАКАНОВА Толганай
53. ЛЕПСКАЯ Елена
51. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz