06.10.2021
Министру энергетики РК М.Мирзагалиеву
Последние дни в разных регионах проходят акции водителей и предпринимателей, возмущенных редким скачком цен на ГСМ. Так, цена на дизель подскочила со 189 до 240-285 тг/л. Не секрет, что все отрасли нашей экономики зависят от цен на энергоносители. Эти цены прямо влияют на себестоимость и обычных потребительских товаров, и стратегического сырья. Рост цен на дизтопливо также понижает конкурентоспособность наших производителей и их продукции. А отсутствие дизтоплива на АЗС парализует экономическую деятельность в дальных районах. Несмотря на статус нефтяной державы, сезонный дефицит ГСМ стал ежегодно повторяющейся проблемой. Именно в период весенне-полевых сельхозработ и в период уборки урожая наши нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт. С тех пор, как а стране начался рост населения, увеличение транспортных перевозок и активизация экономики – стала очевидной нехватка производственных мощностей существующих НПЗ и необходимость строительства новых. Вместо этого была запланирована модернизация существующих. Но уже в ходе работ по их модернизации время показало недостаточность этого решения распушим потребностям экономики. Сегодня даже страны, не имеющие углеводородного сырья активно развивают производство био-дизеля. А мы, будучи страной-экспортером нефти, вынуждены импортировать продукты ее переработки. Министерство энергетики признает свою неспособность обеспечить внутренний рынок ГСМ, в связи с чем встает необходимость создания дополнительных модностей нефтепереработки. Кроме того, на только резкий рост цен на дизель (до 50%) вызывает в обществе справедливые сомнения в искусственном, спекулятивному характере таких колебаний, а также вопросы к антимонопольным органам. В этой связи депутатская фракция Демпартии "Ак жол" предлагает: 1). Перестать надеяться только на НПЗ с государственным участием. Всемерно поддержать частных нефтепереработчиков, такие предприятия и проекты тоже есть, но без должного содействия им невозможно выйти на необходимый уровень развития. При правильной политике в отношении частных нефтепераработчиков, Казахстан вполне способен стать экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов без ущерба для внутреннего рынка. 2). Вместе с тем, требуем организовать проверку ситуации с ростом цен на дизтопливо на предмет ценового сговора поставщиков. Необходимо разобраться, насколько этот скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией, а насколько – является результатом незаконных действий монополистов. По итогам проверки нужно навести порядок, привлечь виновных к ответственности и стабилизировать цены на ГСМ.
С уважением, депутаты фракции Демпартии "Ак жол" |