NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 22.10.2021 06:47 ast
03:47 msk

Количество рабочих мест подгоняют под потраченные средства
Президент Токаев неоднократно говорил о том, что в стране создаются фиктивные рабочие места, что программы занятости проваливаются. Тем не менее, чиновники игнорируют указания президента и продолжают штамповать "работу на бумаге"
14.10.2021 / политика и общество

Алма Бектенова, turanpress.kz, 13 октября

Трудовые приписки
Касым-Жомарт Токаев впервые поднял проблему фиктивных рабочих мест еще в январе этого года.
"При проверке десятков, а то и сотен тысяч рабочих мест выходит, что нет налоговых и пенсионных отчислений. Не должно быть трудоустройства граждан только на бумаге. Зафиксировано 15 тыс. таких фактов. В целом из трудоустроенных более 40% остались в тени. Я давал поручение внедрить автоматический механизм проверки таких фактов. Но КГД и ЕНПФ еще не выполнили это поручение. Еще один минус противокризисных поручений – снижение налоговых поступлений. Из выделенных более 1 трлн тенге для Дорожной карты занятости выплачено налогов лишь по 5,5 млрд тенге", - заявил президент.
По его словам, особенно часто подобные случаи отмечались в Туркестанской (79%), Кызылординской (43%) и Жамбылской (36%) областях.
Кроме того, глава государства многократно заявлял о преобладании временных рабочих мест над постоянными. Еще в мае 2019 года он затронул этот вопрос. "Сегодня большинство создаваемых в стране рабочих мест имеет краткосрочный характер. Такой подход не обеспечивает эффективную занятость населения, а лишь на некоторое время стабилизирует рынок труда. Поэтому мы должны прежде всего создавать постоянные рабочие места в испытывающих кадровый дефицит отраслях, таких как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, туризм, сфера услуг, информационные технологии", – отметил глава государства.
Президент критиковал правительство и за провал политики молодежной занятости.
"Показатель трудоустроенных по специальности выпускников вузов лишь немногим выше 50%. Необходимо повысить эффективность наших программ, таких как "Жасыл ел", "С дипломом в село", "Серпін", "Жастар – ел тірегі", "Молодежная практика". Какие из них работают, какие не реализуются? Необходимо пересмотреть их. Этот вопрос нужно держать на постоянном контроле", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
В 2020 году, выступая на заседании Госкомиссии по чрезвычайному положению, он заявил, что в рамках ДКЗ в поствирусный период будет создано 240 тыс. рабочих мест.
"На реализацию ДКЗ выделяются беспрецедентные суммы (до 1 трлн тенге). Критически важно, чтобы выделяемые средства не ушли в песок, как это бывало много раз. Поэтому правительство и акимы обязаны привлекать казахстанские кадры, отечественные строительные компании и производителей строительных материалов", – сказал президент.
Он добавил, что, согласно полученному им анализу, преобладающая часть запланированных рабочих мест – временные (до 95%). Постоянным трудоустройством после завершения программы будут обеспечены лишь 13 тыс. человек. В ряде регионов по итогам программы планируется создание мизерного количества постоянных рабочих мест.
"Следует обеспечить баланс между двумя видами занятости. Временное трудоустройство в условиях кризиса, конечно, важно, но следует подумать о перспективах более широкой и качественной занятости", – добавил президент.
К июлю 2020 года выяснилось, что чиновники сорвали антикризисные планы. Правительство должно немедленно приступить к созданию постоянных рабочих мест, такое поручение дал президент Токаев, ознакомившись с информацией о том, что в рамках антикризисных мер было трудоустроено всего 150 тыс. человек, а не 255 тыс. человек, как планировалось ранее.
Только в 6% проектах в рамках "Дорожной карты занятости" предусмотрено создание постоянных рабочих мест, а в остальных случаях речь идет лишь о временных рабочих местах на ремонтных работах, сообщил президент. Отметим, что ни правительство, ни фискальные органы, ни ЕНПФ не заявляли публично о мерах, которые предприняли или намерены предпринять для устранения нарушений.

Цифры врут
Повторимся: ответственные лица, в частности, Министерство труда и социальной защиты, не только не выполняют указание главы государства, но даже не реагируют на обвинения в открытом доступе. Не замечено ни единой попытки объяснить многочисленные приписки в сфере занятости, нет ответов на вопросы о временной занятости.
Депутаты также постоянно выражали сомнения в истинности предоставляемой правительством статистики по трудоустройству.
В феврале этого года депутат Мажилиса Айгуль Нуркина направила запрос премьер-министру РК. В нем говорится, что в 2020 году на реализацию мер содействия занятости в рамках государственной программы "Еңбек" было выделено 131 млрд. тенге. "Вместе с тем, в целях поддержки занятости, в условиях введения ограничительных мер, дополнительно было выделено еще 50 млрд. тенге", - добавила депутат.
"В результате этого в 2020 году, по отчетам Министерства труда и социальной защиты населения, из 649 тыс. участников программы "Еңбек" было трудоустроено 437 тыс. граждан, из них на постоянные рабочие места – порядка 319 тыс. человек или 73%. В дополнение к уже действующей программе занятости "Еңбек" была разработана и реализована "Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы", на которую было выделено 1 трлн. тенге", - отметила Нуркина.
В запросе приводятся сведения Министерства труда и социальной защиты населения, согласно которым в рамках Дорожной карты на 6,7 тыс. инфраструктурных проектах было трудоустроено 239 тыс. человек.
"Вместе с тем, вызывает сомнения количество реально трудоустроенных граждан. И здесь возникает вопрос, либо эти граждане трудоустроены только "на бумаге" для отчета, либо они уходят в теневую экономику, что в последствии отразится на поступлении налогов, а также размерах социальных выплат и пенсий в будущем", - предположила депутат.
По мнению Айгуль Нуркиной, картину по трудоустройству "можно увидеть по итогам реализация Дорожной карты занятости".
"Так, из общего количества лиц, принявших участие в Дорожной карте занятости, лишь 6,6 тыс. чел., т.е. 3% трудоустроены на постоянные рабочие места, а в отдельных регионах (Актюбинская, Акмолинская) этот показатель вдвое меньше. Все это говорит о том, что ДКЗ в основном была направлена на создание временных рабочих мест с краткосрочной занятостью и не решила долгосрочных целей обеспечения продуктивной занятости населения. Вместе с тем, сами участники ДКЗ отмечают, что финансирование проектов рассчитывается исходя из стоимости создания одного рабочего места в среднем 4 млн. тенге, это по условиям ДКЗ", - сказала Айгуль Нуркина.
По ее словам, "такие условия не всегда возможно выдержать, особенно при строительстве инженерных инфраструктурных проектов, где количество затраченных трудочасов определяется строительной сметой, а не требованиями ДКЗ".
"Это приводит к тому, что участники ДКЗ вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы подогнать количество созданных рабочих мест под потраченные средства. С такими подходами решение вопросов трудоустройства граждан, в том числе и на постоянные рабочие места в ближайшем будущем не будут решены", - заявила Нуркина.
Депутат предложила "выработать конкретные меры по совершенствованию программы "Еңбек" и ДКЗ для достижения их максимальной эффективности". В частности, необходимо "наладить общеправительственную систему мониторинга уплаты налоговых платежей и обязательных пенсионных взносов работодателями и участниками Дорожной карты и госпрограммы "Еңбек"".
"Данная система должна обеспечить автоматизированный контроль проверки обязательных пенсионных взносов, исключить факты фиктивного трудоустройства и неформальную занятость. В случае нарушения законодательства по уплате налоговых платежей и обязательных пенсионных взносов в установленном законодательстве порядке принять меры по недопущению соответствующих предприятий к участию на проектах ДКЗ и программы "Еңбек"", - предложила депутат.
В июне 2021 года проблему фиктивной занятости затронула Народная партия Казахстана. "Фиктивное трудоустройство в отдельных регионах достигает 13-17%. На постоянные рабочие места устраивается порядка 40%", - заявил депутат Айкын Конуров.
По словам депутата, в отчетах сообщается о создании 100 тыс. рабочих мест за счет цифровизации. Большая часть рабочих мест создана в электронной коммерции, в общественном питании и доставке. Недавние трудовые конфликты с курьерами служб доставки показали, считает Айкын Конуров, уязвимость и ущербность таких трудовых отношений.
"Почти 1 трлн тенге был выделен по Дорожной карте занятости, но мы не наблюдаем качественных изменений на рынке труда. Это текущий инструмент временного трудоустройства граждан, потому что 86% всех проектов Дорожной карты занятости связано, по сути, с текущим сезоном строительства и ремонтов", - сказал депутат.
Инфраструктура населенных пунктов, в результате проводимых по Дорожной карте занятости работ, практически не улучшается, отметил он. "Мы ожидаем от правительства корректировки подходов и повышения эффективности программ и национальных проектов", - добавил Конуров.
Характерно, что информация о фиктивных рабочих местах и связанных с ними нарушениях публикуется достаточно редко. В частности, в конце 2020 года Генеральный прокурор Гизат Нурдаулетов доложил президенту Токаеву об обнаружении свыше 6 тыс. фактов фиктивного трудоустройства в рамках Дорожной карты занятости.
Тем временем, несмотря на меры государственной поддержки, огромные финансовые вливания отмечается рост безработицы, в том числе, среди молодежи с высшим, неоконченным высшим и средним профессиональным образованием. На рынке труда сохраняется и растет дисбаланс в соотношении спроса и предложения. Работодатели завозят работников из-за рубежа, в то время как тысячи казахстанцев тщетно ищут работу.
Люди активно выражают недовольство неэффективностью механизмов регулирования занятости. По данным депутатов, за год в общественные приемные партии Nur Otan поступило 9,2 тысячи обращений по вопросам трудоустройства. Наибольшее количество жалоб пришло из Туркестанской, Актюбинской, Мангистауской, Алматинской, Жамбылской областей.
Также, по данным партии, практика фиктивного трудоустройства сохраняется и наращивается годами. Например, в 2018-2019 годах такие факты выявили в Карагандинской (23,1 тыс.), Алматинской (14,8 тыс.), Восточно-Казахстанской (6,2 тыс.), Туркестанской (10,5 тыс.) областях и в городах Шымкенте (3,2 тыс.) и Алматы (2,9 тыс.).
Безработица и так называемая "самозанятость" лишь увеличиваются, а дорогостоящие программы не дают нужного эффекта. По словам специалистов, на те же социальные рабочие места каждый год привлекают одних и тех же людей. Выпускников вузов и колледжей отправляют на практику не по специальности, либо после практики молодые люди не получают постоянную работу. Кроме того, в сегменте молодежного труда также регулярно выявляются "бумажные работники". Таким образом, сами центры занятости ставят под удар государственную политику трудоустройства.
Эти вопросы не единожды задавались премьер-министру, правительству в целом, а также министру труда и социальной защиты населения Серику Шапкенову. Между тем, госорганы предпочитают отмалчиваться, никак не комментируя упреки президента и депутатов. Не известно ни об одной попытке ликвидировать порочную практику создания фиктивных рабочих мест.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 21.10.2021
Мажилис одобрил проект республиканского бюджета на 2022-2024 годы 21.10.2021
Доклад Председателя НБ РК Досаева Е.А. на Пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по вопросу "О республиканском бюджете на 2022-2024 годы" 21.10.2021
Выступление А.Перуашева по проекту республиканского бюджета на 2022-2024 годы 21.10.2021
Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Комиссии по цифровизации 21.10.2021
Так как же нам обустроить КСК? 21.10.2021
Спецпредставитель Президента по международному сотрудничеству Ержан Казыхан провел встречу с директором БДИПЧ ОБСЕ Маттео Мекаччи 21.10.2021
Строительство школ и больниц на особом контроле Nur Otan 21.10.2021
Реализацию Национального проекта "Ұлттық рухани жаңғыру" обсудили на площадке КИОР 21.10.2021
У предпринимателей Казахстана появится свой профессиональный праздник 21.10.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.10.21 Пятница
97. НУРПЕИСОВ Абдижамил
80. ПРЕЗЕНТ Григорий
79. МУКАШЕВ Болат
78. ЖОТАБАЕВ Женис
75. САЛИМОВ Бекпулат
74. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
69. МАТЮХИН Анатолий
67. ИСМАИЛОВ Серик
66. АХАТОВ Амангельды
65. АЛТЫНСАКА Нуржами
65. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
63. УСЕМБАЕВА Жибек
61. НУРБАЕВА Шолпан
60. МАДИНОВ Ромин
59. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>
23.10.21 Суббота
84. САРЖАНОВ Кудайберген
74. МАРТЫНОВ Александр
72. САРТАЕВ Жанбатыр
71. КРАУЗЕ Юрий
70. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
70. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
66. КАРИМЖАНОВ Бахриден
65. ДЕНЯКИН Александр
65. ЖАКЫПОВ Болат
64. ДЮСЕНОВА Сауле
64. СМАГУЛОВ Сейсехан
63. КУШЕРБАЕВ Жомарт
62. ИБРАЕВ Марат
62. ИБРАЕВА Гафура
58. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.21 Воскресенье
87. ХОЛОДКОВ Александр
84. ЛЕММЛЕ Вальтер
80. УРМУРЗИНА Гульшара
78. ШВЕДЮК Владимир
75. ТУРСУМБАЕВ Балташ
74. ЖУМИН Канатбек
66. МУСИН Алиаскар
64. БИСЕНБАЕВ Асылбек
61. АГИТАЕВ Садуакас
61. БАРПИБАЕВ Тлектес
61. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
61. КЕНЖАЛИЕВ Малик
59. БАЛГАРИН Амантай
57. УСКЕНБАЕВ Каирбек
55. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz