03.11.2021
Первому заместителю Премьер-Министра РК А.Смаилову
В демократическую партию "Ак жол" продолжают обращаться десятки компаний, пострадавших от проблем с прохождением грузов на казахско-китайской границе. Эти вопросы наша фракция в частности, поднимала в депутатском запросе от 24 сентября 2021 года. В полученном ответе отмечено, что ситуация взята на контроль Правительством, проведены переговоры с китайской стороной. В результате принятых мер, с 21 октября грузообмен возобновился, увеличилось количество отправляемых в Казахстан вагонов. При этом, проблема с автоперевозками не разрешена, на таможенном пункте "Нур Жолы" из Казахстан в Китай ожидают очереди 10366 автотранспортных средств. Для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, о 50-километровых очередях фур на китайской границе наша фракция обращалась в Правительство с лета прошлого года. А воз, точнее, фуры – и ныне там. Даже увеличение ж/д перевозок не решает проблему срыва поставок: как следует из обращения предпринимателей, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8-ми тысяч контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений, растянется еще на год. И это без учета новых объемов груза. В этой связи, казахстанские перевозчики предлагают, как одну из мер, снизить квоту на транзит грузов в другие страны, хотя бы в пропорции 1 к 4 (1 контейнер на Казахстан против 4-х транзитных контейнеров). Возможно, такая мера будет противоречить "Соглашению об организации контейнерных поездов в сообщении "Китай-Европа" от 2017 года, но в сложившейся ситуации Казахстан вынужден отстаивать свои национальные интересы. Другой проблемой является рост тарифов на услуги по транспортировке, что отражается на стоимости товаров и влияет на инфляцию. Так, услуги перегруза на китайской стороне выросли до 150 000 юаней за 1 автотранспортное средство, что превышает даже саму стоимость перевозки. Для сравнения исторически стоимость перевозки фуры на Хоргосе складывалось от 1200 до 5000 долл США, а в данный момент выросла 28.000 дол. США. Так На железнодорожном транспорте из-за дефицита контейнеров стоимость покупки контейнеров выросли с 1950 долларов до 7500 долларов США. Стоимость отправки груженного 40 тонного контейнера из КНР изменилось с 3100 долларов в августе 2020 года до 13000 долларов США в сентябре 2021 года. Кроме того, из-за затяжного коллапса автоперевозок (с прошлого года) и ж/д перевозок в текущем году, многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции. Это влечет не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнеров, а также банков из-за просрочки по кредитам. По информации обратившихся компаний, их убытки доходят от нескольких десятков миллионов – до 1 млрд. тенге. Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем, без какой-либо вины с их стороны. Сегодня Внешнеторговая палата НПП уже выдает пострадавшим участникам ВЭД свидетельства о форс-мажорных обстоятельствах по данной ситуации. Получение такого свидетельства связано с необходимостью сбора доказательств и документов самими предпринимателями, а также уплатой сборов. Однако согласно ст.374 Гражданского кодекса, данное признание не освобождает предприятия от финансовых и банковских обязательств, а между тем они составляют основную проблему. В этой связи считаем необходимым не просто выдавать Свидетельства о форс-мажоре, а принять конкретные дополнительные меры поддержки бизнеса. На основании вышеизложенного депутатская фракция "Ак жол" считает необходимым: 1) Помимо признания ситуации форс-мажором, предоставить отсрочки по погашению кредитов для предприятий, с пролонгацией кредитных договоров для сохранения равномерной долговой нагрузки в период восстановления платежеспособности. 2) Учитывая проблемы, создавшиеся по перевозкам на железнодорожном транспорте, решить вопрос с Правительством КНР об увеличении пропускной способности автомобильных переходов. 3) Освободить бизнес от необходимости сбора доказательств для получения Свидетельства о форс-мажоре Палаты НПП "Атамекен" по данной общеизвестной ситуации. 4) Снизить стоимость Свидетельства о форс-мажоре НПП "Атамекен" до 15 МРП независимо от суммы просроченных обязательств.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" |