NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 27.11.2021 17:11 ast
14:11 msk

В Казахстане введут институт омбудсмена по защите прав потребителей
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы защиты прав потребителей
24.11.2021 / политика и общество

primeminister.kz, 23 ноября

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы защиты прав потребителей.
О проводимой работе в данном направлении доложили министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, первый заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, председатель правления НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов.
В целях обеспечения защиты прав потребителей в 2020 году были внесены поправки в законодательство, создан Межведомственный совет при Правительстве и введена административная ответственность за нарушения прав потребителей.
С 1 января 2021 г. введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу "одного окна" - e-tutynushy. Ежегодно растет количество обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. Так, Министерством торговли и интеграции в 2019 г. рассмотрено около 6 тыс., в 2020 г. - свыше 20 тыс., за 10 месяцев т.г. - более 21 тыс. обращений. Потребителей беспокоят вопросы сфер ЖКХ, розничной торговли, медицинских, туристических услуг, связи и транспорта.
Проект закона "О защите прав потребителей" в новой редакции предусматривает введение в Казахстане института омбудсмена по защите прав потребителей.
"Повышение качества жизни казахстанцев неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей, который является индикатором развития добросовестного и конкурентного предпринимательства. Уверенные в своих правах потребители обеспечивают активный спрос на качественные товары, работы и услуги. Это способствует развитию экономики", - сказал А. Мамин.
С целью недопущения нарушений прав потребителей в сфере интернет-торговли Глава Правительства поручил Министерству торговли и интеграции совместно с заинтересованными госорганами и организациями до конца т.г. внести предложения по усовершенствованию правового регулирования в сегменте электронной торговли.
Для систематизации обращений граждан и оперативного реагирования со стороны госорганов Премьер-Министр поручил в первом полугодии 2022 года интегрировать систему "е-tutynushy" с информационными системами ряда госорганов.
Министерству информации и общественного развития совместно с Министерством торговли, Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и акиматами поручено усилить информирование населения по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности граждан.

---

В Казахстане за полгода т.г. рассмотрено более 26 тыс. обращений граждан о нарушениях прав потребителей

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы защиты прав потребителей. О проводимой работе в данном направлении доложили министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, первый заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков.
Как отметил министр торговли и интеграции Б. Султанов, в сентябрьском Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев особо отметил важные аспекты повышения качества жизни граждан. Защита прав потребителей и обеспечение внутреннего рынка безопасными и качественными товарами и услугами являются действенными мерами и инструментами реализации этой задачи.
С этой целью министерством осуществляется развитие, совершенствование и регулирование внутренней торговли, в т.ч. через инструменты технического регулирования и стандартизации, а также межотраслевая координация деятельности государственных органов в сфере защиты прав потребителей.
Благодаря принятым в прошлом году поправкам в законодательство по защите прав потребителей, в частности:
- создан Межведомственный совет при Правительстве Республики Казахстан;
- уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей наделен функциями проведения государственного контроля;
- введена административная ответственность за нарушения прав потребителей;
- построена 3-х ступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей.
С 1 января т.г. введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу "одного окна" – e-tutynushy. Ее задачей является концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте и обеспечение быстрого и беспрепятственного доступа потребителя к любой информации для целей эффективной защиты его прав и законных интересов.
Рост количества обращений граждан о нарушениях прав потребителей говорит не только о наличии проблем в этой сфере, но и постепенном повышении уровня потребительской культуры.
Так, если министерством за 2019 год рассмотрено 5 977 обращений, то их количество за 2020 год возросло до 20 919, а за 10 месяцев т.г. перевалило за прошлогодний годовой объем.
"Данные говорят не только о наличии проблем в этой сфере, но и о постепенном повышении уровня потребительской культуры. Аналогичная ситуация роста обращений наблюдается и по иным государственным органам. Так, за 2019 год в государственные органы поступило порядка 30 тыс. обращений, за 2020 год - 48 876, за 6 месяцев т.г. рассмотрено 26 161", - проинформировал Б. Султанов.
Вопросы, беспокоящие потребителей, в целом, повторяются из года в год: это сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских, туристических услуг, услуг связи, транспорта.
"Глава государства отмечает важность независимых социологических опросов. Поэтому хочу отметить результаты социологических опросов по вопросам сферы защиты прав потребителей, к проведению которых Министерством привлечены независимые организации. По результатам опроса жители страны оказались не удовлетворены оказанными услугами в следующих отраслях: медицинские услуги – 46%, услуги связи – 36%, городской общественный транспорт – 35,7%. Как видно, проблемы сферы защиты прав потребителей в отдельных отраслях носят системный характер", - сообщил Б. Султанов.
В этой связи появляется потребность проведения анализа корневых причин государственными органами на предмет возникновения недовольства потребителей. Перед государством стоит задача найти баланс между интересами общества и бизнес-сообществом.
В этой связи начата трансформация системы защиты прав потребителей. В этой реформе немаловажную роль играют техническое регулирование и стандартизация, которые неразрывно связаны с системой защиты прав потребителей, так как эти сферы нацелены на обеспечение безопасности и качества продукции и услуг, предоставляемых потребителям.
В настоящее время разработаны и действуют порядка 3 тыс. национальных стандартов на показатели качества, безопасности продукций и услуг во всех сферах, однако наблюдается их низкое применение в определенных отраслях.
Нуждается в особом внимании отрасль экономики, в которых из года в год увеличивается количество обращений/жалоб, что говорит о необходимости разработки новых и актуализация действующих национальных стандартов, соблюдение которых обеспечит удовлетворенность потребителей по качеству и безопасности товаров и услуг.
Отраслевым госорганам необходимо использовать ссылки на действующие национальные стандарты в своих НПА, это является важным аспектом в обеспечении защиты прав потребителей.
Глава государства К. Токаев в своем выступлении 16 ноября т.г. на заседании Национального совета общественного доверия сказал, что законодательство по защите прав потребителей все еще несовершенно и поручил в него внести поправки, направленные на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей.
В этой связи министерством начата работа по внесению изменений поправок в законодательство по защите прав потребителей. Во-первых, прорабатывается вопрос по законодательному закреплению статуса Национальной ассоциации потребителей в законе в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Во-вторых, в рамках поправок в законодательство будет введен институт омбудсмена, который будет служить голосом народа и напрямую доводить существующие системные проблемы отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государства.
По результатам социологического опроса, 56% опрошенных из 20 тыс. респондентов поддержали вопрос создания Национальной ассоциации потребителей и института омбудсмена. Следует отметить, что аналогичные институты существуют в Германии, Швейцарии, Швеции, США и в ряде других стран.
В-третьих, распространение базовых принципов системы защиты прав потребителей на отраслевое законодательство о защите прав потребителей
В-четвертых, приняты во внимание пожелания общественных объединений о необходимости реституции нормы закона о начислении общественным объединениям потребителей вознаграждения от суммы, возмещаемой потребителю.
В-пятых, предлагается усовершенствовать правовое регулирование с целью недопущения нарушений прав потребителей в сегменте электронной торговли.
"Разрабатывается социально важный законопроект, направленный на решения актуальных проблем, встречающихся ежедневно каждому казахстанцу. В настоящее время проекты концепций законопроекта по вопросам защиты прав потребителей размещены на интернет-портале открытых НПА и направлены на согласование в гос. органы", - добавил Б. Султанов.
По словам первого заместителя председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Олега Смолякова, одной из основных задач агентства является обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышение уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения.
"Для обеспечения надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг на законодательном уровне установлено требование к финансовым организациям уведомлять регулятора о предлагаемых финансовых продуктах. Введена обязанность советов директоров субъектов рынка утвердить предельные величины ставок и тарифов на предлагаемые финансовые услуги. Также определены предельные размеры неустоек (штрафов и пени), начисляемых за нарушение потребителями обязательств по финансовым операциям", - сказал О. Смоляков.
Профильными законами установлен запрет для финансовых организаций ограничивать право потребителя по выбору финансовой услуги. Дополнительно регламентирован порядок урегулирования споров между финансовыми организациями и потребителями по исполнению ими собственных обязательств, в т.ч. посредством института финансового омбудсмена.
Для обеспечения полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах законами установлена обязательность размещения этой информации на интернет-ресурсе финансовой организации. При этом, за публикацию рекламы, не соответствующей действительности установлена административная ответственность.
Для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг в 2021 году агентством инициирован блок законодательных поправок и приняты меры регуляторного характера. В мае т.г. принят закон по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности, которым введены:
- единый обязательный для банков и МФО порядок урегулирования просроченной задолженности граждан по займам;
- запрет на требование банками выплат вознаграждения, неустойки, комиссий и иных платежей по истечение 180 дней просрочки по всем ипотечным займам, а также начисление вознаграждения на капитализированное вознаграждение;
- расширены основания для списания бланковых остатков граждан по ипотечным займам;
- установлена обязанность банков и МФО раскрывать сведения о номинальных ставках и ГЭСВ по выданным кредитам;
- введены дополнительные ограничения для коллекторов.
По поручению Главы государства в целях защиты прав граждан от незаконных действий коллекторских организаций АРРФР РК прорабатываются дополнительные меры по ужесточению регулирования коллекторов, включая предложенное Генеральной прокуратурой введение административной и уголовной ответственности работников коллекторских агентств. Для защиты прав граждан от мошеннических операций и недопущению выдачи фиктивных онлайн-микрокредитов в марте т.г. агентством усилены процедуры идентификации заемщиков путем введения требования по биометрической идентификации. Дополнительно установлена обязательная двухфакторная идентификация. В октябре т.г. агентством совместно с МВД и ГП подписаны межведомственный меморандум и алгоритм для выявления и расследования мошеннических кредитов, оперативного списания фиктивной задолженности заемщиков.
Для повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности Агенством определены основные приоритеты на среднесрочной период, продолжена работа по их реализации и приняты меры превентивного характера. Так, в мае 2020 года принята концепция повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы, определяющая ключевые приоритеты, цели и задачи, целевые аудитории и инструменты в сфере повышения финансовой грамотности.
"Во исполнение направлений концепции с 2020 года функционирует единый интернет-портал по финансовой грамотности Fingramota.kz, который помогает потребителям разобраться с основными финансовыми понятиями и принципами финансово грамотного поведения, ознакомиться с предлагаемыми финансовыми инструментами, продуктами и услугами, а также связанными с ними выгодами и рисками. Дополнительно с июня прошлого года запущено мобильное приложение Fingramota Online, которое позволяет потребителям в режиме 24/7 направлять обращения регулятору, сообщать о случаях финансового мошенничества и сомнительных организациях", - сказал О. Смоляков.
Агентством проводится широкая информационно-разъяснительная работа. На сайте агентства опубликовано более 370 информационных материалов и интервью руководителей и специалистов агентства. На их основе в СМИ было опубликовано более 1 100 материалов. Для большего охвата населения, особенно в регионах, следует расширить доступ к материалам агентства для всех СМИ, задействовав для этого ресурсы социальных медиа.
Для повышения финансовой инклюзии агентством сформирована рабочая группа по доступности и качеству финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями. Рабочей группой разработаны методические рекомендации и памятка по обслуживанию лиц с ограниченными возможностями, содержащие основные требования к оформлению сайтов, мобильных приложений и иных дистанционных сервисов, требования к квалификации работников и корректной терминологии в отношении лиц с различными физиологическими нарушениями.
Для облегчения доступа лиц с ограниченными возможностями к банковским услугам агентством по перечню наиболее жизненно важных услуг сформирована "Карта финансовой доступности". На ней представлены отделения банков, соответствующие потребностям наиболее уязвимой категории граждан.
В качестве превентивной меры для противодействия вовлечения граждан в сомнительные финансовые операции с субъектами, имеющими признаки незаконной деятельности на финансовом рынке в октябре т.г. агентством опубликован список подозрительных субъектов. Данный перечень включает 56 организаций, в деятельности которых выявлены признаки финансовой пирамиды и 65 лиц, в деятельности которых имеются признаки предоставления на территории страны финансовых услуг самостоятельно и (или) с привлечением посредников, без наличия соответствующей лицензии или разрешения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 26.11.2021
Сенаторы утвердили поправки в Налоговый кодекс 26.11.2021
Премьер-Министр РК А. Мамин провел 20-ое заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС 26.11.2021
Рожать или не рожать – вот в чем вопрос 26.11.2021
Каирбек Сулейменов: налоговики превышают свои полномочия 26.11.2021
Международное партнерство: итоги четвертого дня Х Гражданского форума 26.11.2021
Налог с мобильных платежей начнут взимать со следующего года 26.11.2021
Бауыржан Байбек ознакомился с ходом исполнения предвыборной программы Nur Otan в столице 26.11.2021
В колледжах Казахстана прекращено обучение по 50 профессиям 26.11.2021
Верховный муфтий: предлагаю заменить слово "Черная пятница" на "Щедрая пятница"... 26.11.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.11.21 Суббота
92. КАРБОВСКИЙ Эдуард
89. АМАНОВ Колан
75. ЕСЕНБАЕВ Малик
75. ИМАНДОСОВ Сабыр
72. ТУЛЕУОВ Амангос
71. БУСУРМАНОВ Жумабек
64. СЕЙФУЛЛИН Амантай
63. БУЛЕКБАЕВ Берик
62. АБДУБАИТОВ Бауыржан
61. КОЗЛОВ Евгений
61. ОРАЗГАЛИЕВ Алибек
61. ТИМОШЕНКО Юлия
59. БАРМАГАМБЕТОВ Бахытжан
58. МОЛДАШЕВ Амандык
57. КУРМАНБАЙУЛЫ Шерубай
...>>>
28.11.21 Воскресенье
83. ЖАНСЕИТОВ Шакарим
77. БЕЛЬГУЖАНОВ Еркин
75. ТАДЖИЯКОВ Бисенгали
75. ХУДОВА Любовь
73. КРАВЧЕНКО Иван
72. АХЫМБЕКОВ Сеpик
67. БИМАГАМБЕТОВ Тимур
67. ЮСЕМБАЕВ Абдыкадыр
66. ЖИЕНКУЛОВ Ондасын
64. ЕРДЕСОВ Магаз
62. БЕКНИЯЗОВ Мурат
62. ХОЧИЕВА Людмила
60. КАЛЖАНОВ Аманбек
59. КРИВОБОКОВ Александр
57. МАКИМОВ Ерлан
...>>>
29.11.21 Понедельник
82. БАТАЛОВ Анвар
74. АЛИБАЕВ Серикбай
74. АНДАГУЛОВ Кыдырбек
74. ОСПАНОВА Майдаш
73. ГРЕБЕНЬКОВ Николай
71. ЕЛЕМАНОВ Булат
67. КЕНЕНБАЕВ Серик
66. КУДАЙБЕРГЕНОВ Нурлан
58. ЕРЖАНОВ Оразалы
58. УСМАНГАЛИЕВ Аязбай
57. СУБХАНБЕРДИН Нуржан
57. ШАЙДАРОВ Надим
55. ЕСЕНГАЗИНА Гульнара
54. ИМАНБЕРГЕНОВА Зауре
52. ТЛЕГЕН Исраил
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz