NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 27.11.2021 17:12 ast
14:12 msk

Конституционным Советом рассмотрено представление суда
24 ноября состоялось заседание Конституционного Совета по представлению Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области о признании неконституционной нормы подпункта 2) статьи 2 Закона от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности"
25.11.2021 / политика и общество

ksrk.gov.kz, 24 ноября

24 ноября 2021 года состоялось заседание Конституционного Совета по представлению Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области о признании неконституционной нормы подпункта 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности".
Открывая заседание, Председатель Конституционного Совета К.Мами отметил, что представление суда затрагивает право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, которое выступает особой уголовно-процессуальной гарантией защиты его прав и законных интересов.
О проведенных подготовительных мерах по представлению проинформировал член Конституционного Совета – докладчик А.Темербеков.
На заседании Конституционный Совет заслушал мнения представителей Сената и Мажилиса Парламента, Правительства, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств внутренних дел и юстиции. Своими суждениями поделились субъект обращения – судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области А.Косжанов, а также эксперты - доктора юридических наук М. Когамов и А. Ахпанов.
Конституционный Совет изучил заключения Комитета национальной безопасности, Агентства по противодействию коррупции, Агентства по финансовому мониторингу, Уполномоченного по правам человека, Республиканской коллегии адвокатов, Института законодательства и правовой информации, Института парламентаризма, Центра исследования правовой политики, КазНУ имени аль-Фараби, Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева, Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова, Каспийского университета и других лиц.
Заслушав участников заседания, состав Конституционного Совета удалился в совещательную комнату и вынес решение. Оно с комментарием опубликовано на сайте Совета

---

Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 24 ноября 2021 года №2 "О проверке конституционности подпункта 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности" по представлению Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области"

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя К.А. Мами, членов Совета А.К. Даулбаева, В.А. Малиновского, И.Д. Меркеля, Р.Ж. Мукашева, А.А. Темербекова и У. Шапак с участием:
представителя Правительства Республики Казахстан – Министра юстиции Республики Казахстан М.Б. Бекетаева,
представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – Председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе А.Т. Кожахметова,
представителя Сената Парламента Республики Казахстан – депутата Сената Парламента Республики Казахстан А.И. Лукина,
представителя Верховного Суда Республики Казахстан – судьи Верховного Суда Республики Казахстан Г.Ж. Мергеновой,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан А.К. Чиндалиева,
представителя Министерства внутренних дел Республики Казахстан – заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан С.С. Сарсенова
рассмотрел в открытом заседании представление Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области о признании неконституционной нормы подпункта 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности".
Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета Республики Казахстан А.А. Темербекова, выступления участников заседания, экспертов – А.Н. Ахпанова и М.Ч. Когамова, изучив заключения Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу, Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Института парламентаризма, Республиканской коллегии адвокатов, Казахского национального университета имени аль-Фараби, Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова, Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева, Каспийского университета, Центра исследования правовой политики, а также другие материалы конституционного производства, проанализировав законодательство, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 2 ноября 2021 года поступило представление Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области о признании неконституционной нормы подпункта 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности" (далее – Закон).
Из представления следует, что в производстве указанного суда находится уголовное дело в отношении Иванова Н.Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктом 3) части третьей статьи 297 Уголовного кодекса Республики Казахстан, то есть особо тяжкого преступления.
По результатам предварительного слушания дела судом в удовлетворении ходатайства Иванова Н.Н. о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей отказано со ссылкой на подпункт 2) статьи 2 Закона, согласно которому его положения об отнесении к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей составов уголовных правонарушений вводятся в действие с 1 января 2023 года.
Не согласившись с отказом, подсудимый обратился с ходатайством об обращении суда в Конституционный Совет с представлением о признании подпункта 2) статьи 2 Закона ущемляющим закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Районный суд считает, что право подсудимого на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей, предусмотренное пунктом 2 статьи 75 Конституции Республики и частью первой статьи 631 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК), ущемляется подпунктом 2) статьи 2 Закона, так как вследствие его действия оно не может быть осуществлено на момент рассмотрения дела в суде.
В связи с этим суд в соответствии со статьей 78 Конституции приостановил производство по уголовному делу и обратился в Конституционный Совет с представлением о признании подпункта 2) статьи 2 Закона неконституционным.
При проверке конституционности подпункта 2) статьи 2 Закона Конституционный Совет исходит из следующего.
1. Согласно пункту 2 статьи 75 Конституции судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Участие граждан в отправлении правосудия по уголовным делам в качестве присяжных заседателей имеет особую конституционно-правовую значимость. Конституционный Совет, раскрывая содержание указанных положений, разъяснял, что возможность рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (пункт 2 статьи 75 Основного Закона) относится к числу закрепленных Конституцией процессуальных гарантий судебной защиты прав и свобод обвиняемого, механизм реализации которых устанавливается законом. Если в самой конституционной норме содержится указание на то, что она реализуется в случаях и (или) порядке, предусмотренных (установленных) законом или иным нормативным правовым актом (например, пункт 2 статьи 75 Конституции), то при реализации прямого действия нормы Конституции следует учитывать положения соответствующего закона или иного нормативного правового акта (нормативное постановление от 18 апреля 2007 года №4).
Законодательное регулирование конкретной модели уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей предполагает, наряду с другими, определение подсудности уголовных дел такому суду. Конституцией определение категорий уголовных дел, подсудных судам, в том числе суду с участием присяжных заседателей, отнесено к компетенции законодателя, который уполномочен решать эту задачу с учетом специфических особенностей, сложности и общественной значимости дел, необходимости обеспечения быстрого и эффективного их разрешения (нормативное постановление от 6 марта 1997 года №3). При этом его дискреция не является абсолютной и принимаемые им меры должны быть направлены на более полную реализацию норм Основного Закона, в частности, пункта 2 статьи 75, недопущение необоснованного отказа от этой формы судопроизводства и нарушения принципа равенства всех перед законом и судом.
2. Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности" расширена подсудность суда с участием присяжных заседателей за счет отнесения к ней всех особо тяжких преступлений, с исключениями, предусмотренными в статье 631 УПК. Однако введение в действие новых правил о подсудности отсрочено до 1 января 2023 года.
Как уже неоднократно отмечал Конституционный Совет, если в законе или в акте о введении его в действие установлен иной срок, то закон начинает регулировать правовые отношения и порождать определенные юридические последствия только после его введения в действие, то есть в срок, установленный в самом законе либо в акте о введении его в действие (нормативные постановления от 29 октября 1999 года №20/2 и от 18 апреля 2007 года №4).
В Законе Республики Казахстан "О правовых актах" также закреплено, что законодательные акты вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. В нормативных правовых актах или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие отдельных разделов, подразделов, параграфов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев статей нормативных правовых актов, чем установленные для всего акта в целом (подпункт 1) пункта 3 и пункт 4 статьи 42).
Установленный Законом трехлетний период, заканчивающийся 31 декабря 2022 года, по мнению разработчиков, необходим для подготовки правоохранительной, особенно судебной системы, участников уголовного судопроизводства к надлежащей работе в условиях увеличения количества уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей.
Конституционный Совет полагает, что отлагательные сроки введения в действие нормативных правовых актов должны быть разумными и направлены на создание необходимых правовых, организационных, материально-технических, кадровых и иных условий для обеспечения должного применения новых нормативных положений.
Таким образом, по своему содержанию подпункт 2) статьи 2 Закона согласуется с положениями пункта 2 статьи 13, пункта 8 статьи 62 и пункта 2 статьи 75 Основного Закона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать подпункт 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности" соответствующим Конституции Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Конституционный Совет

---

Комментарий к решению Конституционного Совета
Конституционный Совет принял решение по представлению Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области о признании неконституционной нормы подпункта 2) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности" (далее - Закон).
Законом расширена подсудность суда с участием присяжных заседателей за счет отнесения к ней всех особо тяжких преступлений, с некоторыми исключениями. Однако введение в действие новых правил отсрочено до 1 января 2023 года, что оспаривалось со стороны суда и подсудимого по уголовному делу.
В целом Конституционный Совет в своем решении подчеркнул, что участие граждан в отправлении правосудия по уголовным делам в качестве присяжных заседателей имеет особую конституционно-правовую значимость. Возможность рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (пункт 2 статьи 75 Основного Закона) относится к числу закрепленных Конституцией процессуальных гарантий судебной защиты прав и свобод обвиняемого, механизм реализации которых устанавливается законом.
По мнению Совета, при законодательном регулировании конкретной модели уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, в частности, определении его подсудности, усмотрение законодателя не является абсолютным и принимаемые им меры должны быть направлены на более полную реализацию норм Основного Закона (в данном случае пункта 2 статьи 75), недопущение необоснованного отказа от этой формы судопроизводства и нарушения принципа равенства всех перед законом и судом.
Конституционный Совет отметил, что закон начинает регулировать правовые отношения и порождать определенные юридические последствия только после его введения в действие.
В этой связи, рассмотренная норма Закона признана не противоречащей Конституции Республики.
Конституционный Совет полагает, что отлагательные сроки введения в действие нормативных правовых актов должны быть разумными и направлены на создание необходимых правовых, организационных, материально-технических, кадровых и иных условий для обеспечения должного применения новых нормативных положений.
Кроме того, на заседании Конституционного Совета внимание уполномоченных государственных органов было обращено на некоторые недостатки: отсутствие устоявшихся подходов при определении сроков введения в действие новых законов, недостаточное правовое регулирование применимого права и порядка в переходный период, непроработанность критериев определения подсудности суда с участием присяжных заседателей и др.
Полный текст постановления Конституционного Совета публикуется в печати и на сайте Совета https://ksrk.gov.kz/ru/solutions/normativnoe-postanovlenie-konstitucion…

Конституционный Совет


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 26.11.2021
Сенаторы утвердили поправки в Налоговый кодекс 26.11.2021
Премьер-Министр РК А. Мамин провел 20-ое заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС 26.11.2021
Рожать или не рожать – вот в чем вопрос 26.11.2021
Каирбек Сулейменов: налоговики превышают свои полномочия 26.11.2021
Международное партнерство: итоги четвертого дня Х Гражданского форума 26.11.2021
Налог с мобильных платежей начнут взимать со следующего года 26.11.2021
Бауыржан Байбек ознакомился с ходом исполнения предвыборной программы Nur Otan в столице 26.11.2021
В колледжах Казахстана прекращено обучение по 50 профессиям 26.11.2021
Верховный муфтий: предлагаю заменить слово "Черная пятница" на "Щедрая пятница"... 26.11.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.11.21 Суббота
92. КАРБОВСКИЙ Эдуард
89. АМАНОВ Колан
75. ЕСЕНБАЕВ Малик
75. ИМАНДОСОВ Сабыр
72. ТУЛЕУОВ Амангос
71. БУСУРМАНОВ Жумабек
64. СЕЙФУЛЛИН Амантай
63. БУЛЕКБАЕВ Берик
62. АБДУБАИТОВ Бауыржан
61. КОЗЛОВ Евгений
61. ОРАЗГАЛИЕВ Алибек
61. ТИМОШЕНКО Юлия
59. БАРМАГАМБЕТОВ Бахытжан
58. МОЛДАШЕВ Амандык
57. КУРМАНБАЙУЛЫ Шерубай
...>>>
28.11.21 Воскресенье
83. ЖАНСЕИТОВ Шакарим
77. БЕЛЬГУЖАНОВ Еркин
75. ТАДЖИЯКОВ Бисенгали
75. ХУДОВА Любовь
73. КРАВЧЕНКО Иван
72. АХЫМБЕКОВ Сеpик
67. БИМАГАМБЕТОВ Тимур
67. ЮСЕМБАЕВ Абдыкадыр
66. ЖИЕНКУЛОВ Ондасын
64. ЕРДЕСОВ Магаз
62. БЕКНИЯЗОВ Мурат
62. ХОЧИЕВА Людмила
60. КАЛЖАНОВ Аманбек
59. КРИВОБОКОВ Александр
57. МАКИМОВ Ерлан
...>>>
29.11.21 Понедельник
82. БАТАЛОВ Анвар
74. АЛИБАЕВ Серикбай
74. АНДАГУЛОВ Кыдырбек
74. ОСПАНОВА Майдаш
73. ГРЕБЕНЬКОВ Николай
71. ЕЛЕМАНОВ Булат
67. КЕНЕНБАЕВ Серик
66. КУДАЙБЕРГЕНОВ Нурлан
58. ЕРЖАНОВ Оразалы
58. УСМАНГАЛИЕВ Аязбай
57. СУБХАНБЕРДИН Нуржан
57. ШАЙДАРОВ Надим
55. ЕСЕНГАЗИНА Гульнара
54. ИМАНБЕРГЕНОВА Зауре
52. ТЛЕГЕН Исраил
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz