Нур-Султан, 8 декабря, Дом Мажилиса
На состоявшемся под председательством Спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина пленарном заседании депутаты Палаты одобрили в I чтении законопроект с сопутствующими поправками "О биологической безопасности в Республике Казахстан". Законопроект направлен на ранее выявление и предотвращение биологических угроз. Как подчеркнул Спикер Мажилиса, проект закона разработан в соответствии с поручением Главы государства Касым-Жомарта Токаева. - Принятие этого Закона вызвано острой необходимостью, исходящей из эпидемиологической ситуации во всем мире, особенно в период пандемии коронавируса. Эта ситуация показала, что важно быть готовыми к принятию мер оперативного реагирования для ликвидации возможных последствий воздействия опасных биофакторов, - сказал Нурлан Нигматулин. Законопроект позволяет, в частности, сформировать единую систему реализации госполитики в области биологической безопасности, разграничить полномочия госорганов, координировать их деятельность. Кроме того, унифицировать общие требования и ввести единые стандарты по обращению патогенных биологических агентов, а также проводить мониторинг, прогнозирование и моделирование в области биобезопасности страны. - В целом этот законопроект станет правовой основой для создания в Казахстане новой модели обеспечения биологической безопасности и будет направлен на защиту граждан и окружающей среды, - уверен Спикер Мажилиса. Вместе с тем в ходе обсуждения на пленарном заседании депутаты особое внимание уделили вопросам актуальности данных Единой государственной информационной системы в области биологической безопасности, создание которой предусматривается законопроектом, а также обеспечения их сохранности и конфиденциальности. По словам Нурлана Нигматулина, существует ряд рисков, связанных с функционированием этой системы. В частности, был поднят вопрос об утечке или потере важной информации, которая может произойти при интеграции государственных информационных систем с информационными системами юридических лиц, в том числе, частных. Как отметил Спикер Мажилиса, после интеграции информационных систем все организации, которые получат доступ к базам данных, должны будут внедрить систему ограниченного доступа. При этом Нурлан Нигматулин акцентировал внимание министра здравоохранения на необходимости четкого контроля всего процесса создания Единой государственной информационной системы в области биологической безопасности. Сопутствующими поправками предусматривается усиление ответственности за правонарушения в сфере обращения с патогенными биологическими агентами. В частности, предусмотрена уголовная ответственность за незаконное обращение с патогенными биологическими агентами, вызывающими особо опасные инфекционные заболевания, без соответствующего разрешения. При этом устанавливается ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет. За нарушение правил обращения аналогичными веществами предусматривается лишение свободы на срок до 7 лет. Кроме того, законопроектом вводится лицензирование услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Во втором чтении депутаты Мажилиса одобрили законодательные поправки в Уголовный кодекс по вопросам смертной казни. "Добро" Мажилиса во втором чтении получили и законодательные новшества относительно развития конкуренции, а также совершенствования биржевой торговли. На пленарном заседании Мажилис рассмотрел изменения, внесенные Сенатом в проект Закона, содержащий поправки по вопросам визуальной информации и религиозной деятельности. В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Г.Бижанова, А.Скакова, Л.Павловец, А.Абильдаев.
---
Депутатский запрос Бижановой Г.К. Заместителю Премьер-Министра Р.В. Скляру
Уважаемый Роман Васильевич! Официально объявлена причина аварии на шахте "Абайской", повлекшей гибель шести горняков. Это газодинамическое явление с выделением газа метана и выбросом горной массы. Вины работников нет. За период с 1997 по 2021 гг. по причине высокой загазованности угольных пластов на контрактной территории "АрселорМиттал Темиртау" в шахтах погибло и получило травмы 130 человек. Особо отмечаем, что условия для аварийности вследствие высокой загазованности пластов остаются критическими. Так, из-за крайне неудовлетворительного состояния материально-технической базы по дегазации и не проведением работ по ее обновлению в процессе эксплуатации, между Министерством энергетики и АрселорМиттал Темиртау еще в 2016 году утверждена Дорожная карта, где компания иностранного инвестора приняла и не выполнила обязательства по строительству в 2018 году электростанций с использованием шахтного метана. В 2019 году уже Министерством индустрии и инфраструктурного развития утверждена совместная Дорожная карта с компанией о реализации инновационного проекта по утилизации шахтного метана за счет средств инвестора стоимостью 110 млн долларов. Реализован проект должен быть в текущем году со сроком эксплуатации до 2041 года. Но работы не начаты! Более того, еще в 2009 году с участием МЧС утвержден пятилетний План по капитальному строительству, направленному на проветривание шахт, модернизацию горно-шахтного оборудования, в т ч буровых станков. Так вот, наиболее затратные мероприятия этого Плана так и не выполнены. "Казахский национальный исследовательский технический университет имени Сатпаева" также называет факторы наличия негативной ситуации по дегазации; - не ведутся научно-исследовательские работы в этой сфере. - большинство буровых станков в нерабочем состоянии и списаны, бурение вертикальных дегазационных скважин выполняются по устаревшим технологиям, не применяются современные методики гидроразрыва пласта с помощью качественного проппанта, что приводит к ухудшению интенсификации добычи и снижению съема метана с пласта. Эти методики в США, Китае, Индии, Турции и других странах активно применяются в добыче угля подземным способом и сократили смертность персонала. Отметим особо. С января этого года Кодексом "О недрах и недропользовании" введен запрет о разработке месторождений угля без проведения необходимых мероприятий по заблаговременной дегазации, программ по вентиляции и пластовой дегазации с последующей утилизацией полученного метана. Учитывая изложенное, настоятельно рекомендуем усилить государственный контроль за выполнением "АрселорМиттал Темиртау" требований Кодекса о недрах, обратив пристальное внимание на обеспечение выполнения взятых на себя инвестором обязательств. Проекты по утилизации метана и дегазации шахт должны найти отражение в Рабочей программе к контракту с инвестором и подлежать жесткому контролю со стороны уполномоченных государственных органов. Это основной фактор, который обеспечит промышленную безопасность по внезапным выбросам метана и охрану жизни и здоровья наших горняков! О принятых мерах просим сообщить в установленный законом срок.
Депутаты, члены фракции партии "Nur Otan" Г. Бижанова А. Рау А. Кожахметов А. Платонов
---
Депутатский запрос Павловец Л.П. Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.
Уважаемый Аскар Узакпаевич! Поводом для моего депутатского запроса стали обращения, поступающие во фракцию партии "Nur Otan", от родителей, воспитывающих детей с врожденными или приобретенными пороками ушной раковины и слухового прохода: микротией или атрезией. В общедоступных источниках информации приводятся цифры, что в Казахстане более 3 тыс. детей имеют такие диагнозы и порядка 1000 из них нуждаются в операционном вмешательстве. Обращаясь к истории вопроса, отмечаем, что до 2018г. государство по квоте оплачивало проведение таких операций за рубежом или с привлечением зарубежных специалистов согласно Приказу Министра здравоохранения и социального развития "О правилах направления граждан Республики Казахстан за рубеж за счет бюджетных средств" (№544 от 30 июня 2015г.). Однако, с 2018г. квота оперирования за рубежом была закрыта, так как в Казахстане были освоены высокотехнологичные методы лечения патологии слухового прохода и ушной раковины. Например, за 10 месяцев текущего года в государственных клиниках бесплатно прооперировано 235 детей на общую сумму 1,4 млрд. тенге. Однако, по мнению родителей, такое количество операций, равно как и их стоимость, не отвечает существующим потребностям. О мнении минздрава говорить сложно, так как достоверной и актуальной статистики, отражающей реально-существующие потребности, у уполномоченного органа, к сожалению, нет. Как нет, и информации об итогах реализации Дорожной карты по совершенствованию отолорингологической и сурдологической службы в Республике Казахстан на 2019-2020 годы, утвержденной Министерством здравоохранения. А между тем, запланированные в ней мероприятия должны были дать ответы и по потребностям в лечении микротией и атрезией, и по справедливой стоимости услуг, и по другим важным вопросам. В условиях замалчивания системных проблем с медицинской помощью детям, страдающим пороками слуха, мы сильно рискуем получить системные проблемы со взрослыми, которые пожизненно будут страдать социальной уязвимостью. К примеру, по оценкам ВОЗ, нерешенная проблема потери слуха ежегодно обходится мировой экономике в 750 миллиардов долларов США. В этой связи, считаем необходимым собрать и обобщить итоги реализации Дорожной карты по совершенствованию отолорингологической и сурдологической службы и на их основе: - составить реестры потребностей в лечении детей с микротией и атрезией (по видам патологий, по методам лечения и по возрастам); - скорректировать тарифы на медицинские услуги по сурдологическому обследованию в рамках ГОБМП; - и увеличить укомплектованность врачами и современным медицинским оборудованием медорганизаций, оказывающих операционные и лечебные отолорингологические и сурдологические услуги. Уважаемый Аскар Узакпаевич, партия "Nur Otan" выступала и выступает за создание равных возможностей для всех! И у детей с патологиями слуха, как и у всех казахстанцев должны быть равные права и возможности на полноценное детство и взрослую жизнь. Просим предоставить ответ в установленном законодательством порядке. Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, члены фракции партии "Nur Otan"
---
Депутатский запрос Скаковой А.А. Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Скляру Р.В.
Уважаемый Роман Васильевич! Как известно, казахстанская делегация во главе с Премьер-министром приняла участие в Глобальном саммите по изменению климата COP26, где, наряду с представителями других государств, подписала Итоговый документ, призывающий стороны ускорить работу по переходу к низкоуглеродным стратегиям. Кроме того, наша делегация предложила рассмотреть Казахстан в качестве Регионального климатического хаба Центральной Азии по устойчивому развитию. На конференции COP26 ряд стран представили свои стратегии низкоуглеродного развития. Казахстан также представил свою Доктрину углеродной нейтральности к 2060 году. Но при всем этом, Казахстан занял последнее место в Международном индексе усилий по смягчению последствий изменения климата. Согласно рейтингу CCPI-2022 (Climate Change Performance Index), Казахстан набрал только 19,81 балла (на 9 позиций ниже, чем в прошлогоднем индексе) и разместился на последнем 64-м месте. Отметим, что при составлении Индекса страны оцениваются по четырем категориям: выбросы парниковых газов, возобновляемая энергия, использование энергии и политика в отношении климата. Казахстан стал антилидером этого рейтинга. Логичный вопрос – значит ли это, что декларируемая деятельность Казахстана не вполне соответствует его реальным действиям в сфере адаптации к изменениям климата? Другой более насущный вопрос – что нас ждет в связи с обязательствами, которые принял на себя Казахстан на саммите COP26. В чем конкретно состоят эти обязательства – тоже важный и далеко не праздный вопрос. Не умаляя важности и необходимости современных решений в области экологии, считаем жизненно важным рассматривать их не в отрыве от реалий, а напротив, в привязке к ним и с учетом причинно-следственных связей. Во-первых, Итоговый документ саммита призывает стороны идти к постепенному сокращению угольной энергетики, субсидий для углеводородного сырья. При этом, углеводородное сырье – основная часть экспорта Казахстана. Какое мы получим влияние на добывающую промышленность, на доходы бюджета и финансовые возможности государства покрыть стоимость изменений? Говоря о стоимости, надо сказать, что угольная энергетика в Казахстане – это основа энергопроизводства. Как ее сокращение повлияет на энергетический сектор, на промышленность, производство – далее по цепочке – на стоимость товаров и услуг? Страны должны будут значительно расширить масштабы внедрения экологически чистой энергии. В экологическом аспекте это позитивное решение, но в социальном аспекте нельзя не упомянуть, что электроэнергию на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) отличает ее высокая цена для потребителей. Готовы ли к этому казахстанцы, чьи реальные доходы неуклонно снижаются так, что наши граждане зачастую берут кредиты даже на продукты питания? Приняв участие в саммите, Казахстан присоединился также к Декларации по лесам и землепользованию. Что это будет означать для крестьянских хозяйств, фермеров, сельского хозяйства в целом? Участники саммита обязались прекратить выдачу разрешений на новые проекты по производству электроэнергии, вырабатываемой на угле. То есть речь идет о форсированном внедрении наилучших доступных технологий (НДТ), которые прописаны в новом Экологическом кодексе. Готовы ли предприятия к такому перевооружению и какие изменения это повлечет? Экологический кодекс возлагает ответственность за национальную климатическую политику на Министерство экологии геологии и природных ресурсов, то есть "уполномоченный орган в области охраны окружающей среды". Но мы считаем, что поднятые вопросы выходят за пределы охраны окружающей среды, затрагивают все сферы жизни в стране и должны быть зоной ответственности всего Правительства. Народная партия Казахстана не раз призывала обратить внимание на климатическую политику, на необходимость системного подхода к работе в сфере адаптации к изменениям климата. В этом смысле партия поддерживает необходимость для Казахстана присоединиться к международным усилиям, но вместе с тем – ставить во главу угла собственные интересы и трезво оценивать степень реальной готовности к изменениям населения, домохозяйств, сельского хозяйства, добывающей промышленности, энергетики и т.д. Масштаб изменений, а главное - их последствий - огромен и необходимо это четко осознавать прямо сейчас. С учетом вышесказанного, фракция Народной партии Казахстана призывает Правительство к следующим действиям: 1) Обнародовать план адаптации Казахстана по изменению климата. 2) Обнародовать, какие конкретно обязательства Казахстан взял на себя в сфере адаптации к изменениям климата – с указанием сроков, бюджетных затрат и отраслей экономики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. 3) Ответить – какой будет экономическая стоимость изменений для населения и отраслей экономики, а также насколько реально граждане и экономика страны готовы к предстоящим глубинным и масштабным изменениям.
Депутаты фракции "Народной партии Казахстана" А.А. Скакова А.О. Конуров Ж.А. Ахметбеков Ф.К. Каменов Г.З. Кулахметов А.А. Милютин А.М. Паяев С.Н. Решетников Е.В. Смайлов И.В. Смирнова |