26.01.2022
Премьер-министру РК Генеральному прокурору РК Председателю Агентства по защите и развитию конкуренции РК
На встрече с бизнесом 21 января т.г. Президент К.Токаев жестко раскритиковал искусственные монополии, представляющие угрозу базовым принципам рыночной экономики. Их безмерные аппетиты и корпоративная коррупция тяжким бременем ложатся на предпринимателей, способствуют росту цен и инфляции в стране. "Операторы, особенно частные, должны уйти в прошлое" - сказал Глава государства и поручил отменить прежние решения. Он также конкретизировал, что – цитирую – "Сохраняется проблема доступа к ключевым факторам производства… Отдельно стоит вопрос так называемого последнего километра. Речь идет о железнодорожных путях. Много раз брались за решение данного вопроса, но всякий раз частные интересы брали верх… Правительство и Агентство по конкуренции должны поставить окончательную точку в данном вопросе" - цитата окончена. В этой связи вынуждены напомнить, что с апреля 2017 г. фракция Демпартии "Ак жол" неоднократно поднимала проблему монополизации подъездных ж/д путей частными операторами. Например, АО "ЦТС", приватизировав подъездные пути, фактически подняло стоимость подачи вагонов отечественным заводам от 4-х и в некоторых случаях до 118 раз! В партию "Ак жол" поступают обращения предприятий о подобном беспределе из Павлодарской, Костанайской, Туркестанской, Алматинской, Акмолинской и других областей. Они недоумевают, каким образом монополисты оказались владельцами подъездных путей в обход самих предприятий, которые расположены на этих ветках и сами готовы были выкупить свои участки. Однако теперь, в случае несогласия с завышенными тарифами, новоявленная монополия просто перекрывает ж/д ветки и блокирует предприятия, лишая производство и подвоза материалов, и вывоза продукции. Более того, за период перекрытия путей, то же АО "ЦТС" выставило ряду заводов штрафы за "упущенную прибыль" в размере 80 млн тг (!) каждому. Такие уведомления у нас на руках, мы их приложим к запросу. Но и это еще не все. Если в 2015 г. АО "ЦТС" приобрело у КТЖ около 150 подъездных путей за 1,7 млрд тг, то в последующие годы приобрело еще больше объектов, доведя их число до более 300. Причем, по некоторым данным уже без оплаты, через судебные тяжбы, в т.ч. отбирая их у самих предприятий. И повсеместно многократно поднимает тарифы. Предприниматели приводят примеры, когда доставить груз за тысячи километров, из Актау до Кокшетау обходится дешевле, чем затем его же с магистрали по подъездному пути подать до предприятия. Доходит до того, что заводам дешевле самим построить новые подъездные пути, в обход захваченных АО "ЦТС". Такие примеры уже появляются, например, в Шымкенте. Я привел пример только одного монополиста, на самом деле их несколько – ППЖТ-1, ППЖТ-2, фирма "Енисей", и др., но природа их действий одна – ничего не создавая самим, облагать данью реальных производителей. Так, по расчетам бизнеса, каждое предприятие вынуждено платить монополистам до 100 млн тг в год, при том что на каждом подъездном пути находится несколько предприятий, как на участке "Промышленный" в Алматы, где расположены 38 заводов, отправляющих и принимающих тысячи вагонов. Только с этого участка монополисты собирают около 3 млрд. тг. в год, а в целом по стране речь идет о сотнях миллиардов тенге, собираемых с производителей как дань олигархам. И все эти расходы ложатся в себестоимость и цену товаров, прямо влияют на инфляцию. Когда мы подняли этот вопрос в апреле 2017 г., спикер Мажилиса в лице Нурлана Зайруллаевича, - сравнил ситуацию с тем, как если бы жильцам перед подъездом в собственные квартиры поставили шлагбаум и требовали деньги за каждый проход. Это именно так. Более того, ровно год назад, 26 января 2021 г. Президент К.Токаев на заседании Правительства отметил множество жалоб предпринимателей на владельцев подъездных путей, и поручил Агентству по конкуренции и Генпрокуратуре разобраться с проблемой. Однако вместо этого, монополисты, как видим, только расширили свои масштабы и аппетиты. В этой связи просим Правительство, Генеральную прокуратуру и Агентство по развитию конкуренции выполнить поручение Президента, а именно - поставить окончательную точку в данном вопросе. Частное управление должно служить интересам рынка, а не рынок – частному монополисту.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" |