09.02.2022
Премьер-Министру РК Смаилову А.А.
Согласно Перечню национальных институтов развития, уполномоченных на реализацию мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, утвержденному правительственным постановлением от 30 июля 2016 года №450, в Казахстане созданы 13 акционерных обществ 100% принадлежащих государству, таких как "QazIndustry", "QazInnovations", "KAZAKH INVEST", "KazakhExport", "QazTrade" и другие. Во сколько обходится бюджету содержание этих структур доподлинно неизвестно, поскольку они фактически никому не подотчетны. Вышеперечисленные компании имеют штат сотрудников из сотен человек и фонд зарплаты, включающий премии и бонусы в миллиарды тенге, не считая расходов на аренду офисов, транспорт, представительские расходы, в том числе за рубежом. Эти структуры распоряжаются, содержатся и съедают значительную часть выделяемых государством средств, которая по сути должна была быть направлена на поддержку отечественного бизнеса. Но каждый из них мнит себя бизнес-менеджером, а предприниматели для них лишь докучливые просители. Иногда даже не понятно, это чиновники работают во благо развития промышленности или промышленность во благо чиновников создается? Их множество не поддается восприятию: например, только поддержкой экспорта одновременно занимаются несколько структур. И так по каждому направлению. В итоге складывается ситуация, когда подобные структуры, футболят предпринимателей из одного института в другой, а там из кабинета в кабинет. Следует отметить, что фракция ДПК "Ак жол" при обсуждении законопроекта "О промышленной политике" вносила конкретное предложение о ликвидации всех этих институтов развития, объединив их в одну организацию, куда бы мог обратиться предприниматель, минуя лишние бюрократические проволочки. Мы считали и считаем целесообразным функции этих разрозненных и самостийных структур передать единому Фонду развития промышленности. Однако Правительство заблокировало наше предложение, согласившись лишь организовать их работу по принципу "одного окна". Но такое решение не снимает проблему раздробленности и несогласованности решений, принимаемых сегодня каждым подобным институтом по собственному усмотрению. По факту конкретные решения оставлены на волю уполномоченных органов и тех же бесчисленных институтов. А поскольку речь идет о преференциях, льготах и миллиардных суммах, то на уполномоченные органы ложатся и коррупционные риски. За процессом бумаготворчества и всевозможных отчетов новых "синекур" собственно поддержка бизнеса как-то отошла на задний план, стала второстепенной. Между тем, даже по отчетам счетного комитета, невозможно понять, сколько бюджетных средств, выделенных вроде бы на развитие предпринимательства, оседает в офисах, миллионных зарплатах и премиях, и иных расходах всевозможных фондах, центрах и институтах, а сколько – доходит-таки до самого бизнеса? Многие наши казахстанские предприниматели сегодня готовы повторить слова предпринимательницы Анастасии Татуловой, сказанные на Петербургском международном экономическом форуме в прошлом году: "Вы на нас плюете, а мы вас ненавидим". В связи с вышеизложенным, уважаемый Алихан Асханович, в целях исключения дублирования функций и размножения бюрократических структур, депутатская фракция "Ак жол" считает целесообразным рассмотреть вопрос слияния всех институтов поддержки производственных предприятий в один Фонд развития промышленности, с ликвидацией дублирующих структур.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" |