NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 22:48 ast
20:48 msk

Культура протеста и трансфер кыргызских технологий
На днях Касым-Жомарт Токаев заявил: "нам нужна новая политическая культура". Под политической культурой принято понимать систему политических представлений, ценностей, норм и правил поведения в политике. Несколько упрощая, можно сказать, что политическая культура – это правила игры в политику
15.02.2022 / политика и общество

Николай Кузьмин, turanpress.kz, 14 февраля

На днях Касым-Жомарт Токаев заявил: "нам нужна новая политическая культура". Под политической культурой принято понимать систему политических представлений, ценностей, норм и правил поведения в политике. Несколько упрощая, можно сказать, что политическая культура – это правила игры в политику.
Например, депутаты тайваньского парламента регулярно устраивают драки во время заседаний. Причем это не эксцессы с применением силы, когда эмоции зашкаливают, а своего рода театральные постановки для своих избирателей. Драки в японском парламенте случаются намного реже, но они допустимы, то есть являются частью политической культуры Японии, хотя и не поощряются. В последние годы парламентские драки становятся частью политической культуры Украины. В российской Госдуме драки случались в прошлом, но не прижились. В нашем мажилисе драки немыслимы. Но определенные правила игры в нем в последние годы тоже сложились. Председатель сената Нурлан Нигматулин мог (при необходимости) быть жестким с любым членом правительства, умел раскрыть его некомпетентность. Давал понять министрам, что от них ждут не просто формального доклада, а отчета о том, что они сделали для народа. С другой стороны, молодых министров и замов, теряющихся с непривычки, не прессовал без нужды. Правительственные программы, даже после критики, чаще всего принимались. Это была скорее культура личности, а не института, но так уж принято в наших краях.
Трудно сказать, какие именно правила игры предполагает обновить наш президент. Вероятно, они относятся к игре в парламентаризм, в выборы, в эффективность госуправления. Но нам кажется важным обновить и правила игры в протест. Нужна новая система представлений, ценностей, норм и правил поведения в ходе протестов. Начать следует, на наш взгляд, с анализа и оценки той протестной культуры, которая сложилась к сегодняшнему дню.
Нетрудно заметить, например, что в каких-то компаниях трудовые конфликты решаются в рабочем порядке, акций протеста практически нет, а в каких-то компаниях забастовки и митинги стали нормой жизни. Причина – различные корпоративные и трудовые культуры, сложившиеся в этих компаниях. Если говорить о социальном самочувствии, то бросается его различие от региона к региону при сопоставимом уровне доходов населения. Впрочем, это тема исследований для социальных антропологов.
Мы сейчас хотим обратить внимание на роль и место Жанаозена в формировании общенациональной, казахстанской культуры протеста. В ходе акций протеста в январе в различных городах слово "Жанаозен" стало превращаться в стоп-слово или своего рода пароль. Когда полиция подходила к людям, собравшимся на площади, и сообщала, что их мероприятие незаконное, люди говорили: "мы вышли поддержать Жанаозен". И полицию такой ответ вполне удовлетворял, поскольку Жанаозен – это святое.
Жанаозенцы действительно завоевали право на особое к ним отношение со стороны государства. Напомним, в 1989 году в Новом Узене после драки на танцплощадке между молодыми казахами и лезгинами начались "столкновения, повлекшие человеческие жертвы", было "повреждено свыше 50 объектов торговли и быта, сожжено шесть автомобилей, разграблен винно-водочный магазин". Требования новоузеньцев были такими: отпустить всех ранее задержанных за хулиганские действия, выселить в течение недели из города всех лиц кавказской национальности, закрыть принадлежащие им кооперативы, трудоустроить всех безработных коренной национальности. Частично их выполнили, однако официальный вывод был такой: этнический фактор – лишь верхушка айсберга, истинные причины конфликта социально-экономические. Поэтому 25 августа 1989 года было принято совместное постановление Совета Министров КазССР, коллегии Министерства нефтяной и газовой промышленности и Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР "О неотложных мерах по социально-экономическому развитию г. Новый Узень Гурьевской области". Точно так же считала и новая власть независимого Казахстана, приняв в 2008 году Комплексный план по решению проблем социально-экономического развития города Жанаозен Мангистауской области на 2009-2012 годы, в ноябре 2011 года – Комплексный план социально-экономического развития города Жанаозен на 2012-2020 годы, в 2019 году – такой же план на 2019-2025 годы. Заметим, что слово "проблемы" в ноябре 2011 года исчезло из названия постановления правительства, но в жизни города они остались и даже обострились, свидетельством чего стала трагедия, случившаяся в декабре 2011 года, всего через месяц после принятия комплексного плана развития. Между тем, доходы бюджета Жанаозена за 5 лет, предшествовавших этой трагедии, увеличились в 4,3 раза.
Бюджет города рос, росло и его население. Никого не интересовало, то, что нефтянка, которая стала причиной появления вахтенного поселка в пустыне, это отрасль капиталоемкая, а не трудоемкая, поэтому работы на всех не хватит.
Комплексные планы Жанаозен не изменили. Наоборот, вся страна стала превращаться – сначала постепенно, потом все быстрее – в один сплошной Жанаозен. С деградирующей экологией и дефицитом воды, с растущим населением и отсутствием постоянных рабочих мест, с социальным расслоением и ощущением тотальной несправедливости. Где ничего, кроме нефти, не производится, куда все товары завозят из других стран, поэтому цены на них постоянно растут. Кроме того, жанаозенцы своими бесконечными протестами
При этом у нас так и не сформировалась культура разрешения кризиса через переговоры. Стандартная схема конфликтов, а они у нас преимущественно двух типов – межэтнические и трудовые, включает четыре этапа: а) длительный период роста напряжения, недовольства сложившейся ситуацией (поведением соседей, низкими зарплатами и т.п.), обсуждение проблем в кругу своих (в семье, в кругу друзей); б) случайный эксцесс (обида за девушку, спор в столовой) как триггер конфликта; в) протест в форме насилия (драки, погромы, убийства); г) силовое подавление протеста полицией. Итог – причины конфликта не только не устраняются, они даже не обсуждаются.
Вот и сегодня "нефтяники" в Жанаозене отказываются об обсуждения вариантов решения проблемы безработицы, которые им предлагают "власти". Они требуют выполнения своих требований в ультимативной форме. Их примеру следуют железнодорожники: "Цены растут, коммунальные платежи, лекарства дорожают, нашей зарплаты мало. Мы требуем, чтобы наша зарплата была не менее 500 тысяч тенге в месяц". И пенсионный возраст чтобы снизили до 57 лет. Обращаются при этом напрямую к президенту.
Нетрудно предсказать, что будет после того, как все, мечтающие о работе нефтяника, будут трудоустроены. Вскоре в Жанаозен приедет вдвое больше новых "нефтяников", они выйдут на площадь и потребуют дать им работу.
Благодаря Жанаозену ключевым принципом казахского протеста является формула "народ не виноват, его довели". Кто довел, можно не уточнять, хотя список может быть длинным – власть, правительство, хозяева предприятия, акимат. Начинали, впрочем, с кавказцев. Когда в 1989 году добились их изгнания из города, власть, тогда еще советская, колониальная, сама указала путь, по которому затем двинулась и власть независимого Казахстана. Был сделан вывод о том, что народ не виноват, виноваты плохие социально-экономические условия, в которых этот народ находится. И местные руководители, конечно, виноваты. В последнее время был найден еще один объект, на который можно возложить вину практически за все. Это "третья сила". А народ – это жертва. Жертва несправедливости, беззакония, инфляции, безработицы и пр. И он никому ничего не обязан.
Но если за январскими протестами во многих наших городах была видна жанаозенская матрица, то события в Алматы очень сильно напоминали Бишкек 2020 года. Напомним, в Кыргызстане 4 октября прошли парламентские выборы. В них участвовали 16 партий. Преодолели семипроцентный барьер и прошли в парламент четыре партии. Остальные заявили, что не признают результатов выборов и вывели на улицы своих сторонников. Митинг перерос в штурм президентского дворца, парламента, мэрии, а также захват телекомпании. Опустим подробности, скажем лишь, что в итоге власть поменялась.
Не беремся выяснять, каким образом произошел "трансфер технологий" в Казахстан, но он очевиден. Вот далеко не полный перечень действий протестующих, которые никогда раньше не наблюдались в Казахстане, зато были обязательным элементом кыргызских революций.
Во-первых, шокировавшие многих и необъяснимые с точки зрения логики протеста нападения на кареты "Скорой помощи". У нас такого раньше не было нигде и никогда, в Кыргызстане это обязательный элемент революций.
Во-вторых, национальные флаги в руках у протестующих. В Кыргызстане это вещь обычная, а у нас ее прежде не наблюдалось. Флаги обычно были атрибутом мероприятий, проводимых партией "Нур Отан". В январе мы увидели флаги у протестующих. Но только в Алматы. В Жанаозене их не было в январе, нет их и сегодня, когда акции протеста возобновились.
Стоит особо отметить, что фотографы очень любят делать снимки людей с флагами. Когда используются одинаковые технологии, то и снимки получаются практически одинаковыми. Вот герой с флагом в Бишкеке в 2020 году, а вот – герой с флагом в Алматы в 2022 году. Символы их Октябрьской революции 2020 года и наших январских протестов 2022 года различаются только цветом флага.
В третьих, камень – оружие пролетариата. Использование камней и брусчатки для атак на полицию – это фирменный стиль кыргызских революций. Патент на него кыргызы, конечно, не получили бы. Камнем протестующие пользуются с давних пор и по всему миру. В Палестине даже возродили древний обычай метать камни из пращи. У нас жители Жанаозена еще в 1989 году забрасывали камнями полицию и кавказцев.
Однако жители Бишкека довели до совершенства технологию не метания камней, а свержения президента и правительства. В митингах участвует неорганизованная толпа, а захват охраняемых объектов осуществляют мобильные группы хорошо организованных боевиков.
В-четвертых, использование грабителями и погромщиками машин без номеров. Именно такие машины использовались в Бишкеке. Погромы сами по себе тоже не были прежде обязательным атрибутом казахстанских протестов. А в Бишкеке они еще в 2005 году, после "тюльпановой революции", заставили горожан организовывать народные дружины. В 2020 году магазины в центре города были заранее закрыты, а свои дружины создала едва ли не каждая партия. Кроме того, за месяц до парламентских выборов в стране закрыли все оружейные магазины. Впрочем, отмечают эксперты, кыргызам вполне достаточно палок и камней.
А вот не технология, а скорее совпадение – полиция пыталась противостоять агрессивной толпе и у нас, и в Бишкеке, а вот чекисты не стали. Когда протестующие пришли к зданию Государственного комитета нацбезопасности (ГКНБ) и потребовали освободить из СИЗО бывшего президента Алмазбека Атамбаева, его сразу освободили.
И, пожалуй, самое опасное – методичная и последовательная дискредитация правоохранительных органов в сетевых СМИ. Это не специфически кыргызские, а скорее так называемые "майданные технологии". Не случайно о них говорил Путин, в России они применяются давно, там прогрессивная рок-группа "Порнофильмы" даже песни, обличающие "ментов", слагает. В Белоруссии полиции тоже досталось. Ну а на Украине, как известно, был сделан и последний шаг – полицейских стали убивать.
У нас нападки на полицию случались эпизодически, обычно они были связаны с какими-то случаями нарушения закона, коррупцией или другими скандалами. Сегодня началась системная работа по формированию образа полицейского как преступника и садиста. И это может серьезно повлиять на формирование нашей культуры протеста, да и политической культуры в целом. События в Алматы показали, что полиция пока не хочет применять жесткую силу для подавления уличных беспорядков, но и простые граждане тоже по возможности спасают полицейских от расправы протестующих. Если людям внушают, что полицейские недостойны жалости и сочувствия, это знак того, что подготовка новой попытки госпереворота идет полным ходом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2022
Правительством совместно с Национальным банком разработан антикризисный план действий 28.02.2022
Алихан Смаилов принял участие в работе заседания Евразийского межправительственного совета в Нур-Султане 28.02.2022
О позиции Казахстана в украинском кризисе 28.02.2022
К вопросу о истории украинской проблемы 28.02.2022
Ерлан Карин принял участие на международной конференции "Ахмет Байтұрсынұлы – Алаштың рухани көсемі" 28.02.2022
Об "оранжевых сценариях" для Казахстана 28.02.2022
О ситуации по возвращению граждан Казахстана из Украины 28.02.2022
Рабочий график главы государства 25.02.2022
Указ Президента Республики Казахстан от 22 февраля 2022 года №814 25.02.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz