t.me/peruash, 15 февраля
Вчера на заседании фракции более трех часов обсуждали тупиковую ситуацию (по-другому не назовешь) в сфере обязательной маркировки товаров. В центральный офис демпартии "Ак жол" на эту дискуссию прибыли предприниматели из Петропавловска, Караганды, Усть-Каменогорска, Алматы, Кокшетау; Талдыкоргана, Уральска. Они представляли обувные магазины (в данном секторе уже введена обязательная маркировка), Ассоциацию торговых предприятий, Казахстанскую Ассоциацию независимых аптек, Ассоциацию фармацевтической деятельности, Молочный союз, Ассоциацию производителей безалкогольных напитков, Ассоциацию налогоплательщиков и бухгалтеров, и др. От государственных органов на уровне председателей комитетов и директоров департаментов были представлены Министерство индустрии, Министерство торговли и министерство нац.экономики; а также директор ТОО "Центра развития цифровой экономики" - "дочки" АО "Казахтелеком", оператора маркировки товаров. Обсуждение показало огромный клубок проблем и расходов, с которыми столкнулся МСБ при введении обязательной маркировки на обувь и какой ущерб ожидается по другим товарам. По подсчетам ассоциаций, затраты на оснащение каждой торговой точки (даже самой маленькой) необходимым оборудованием обходится в 800-900 тыс.тг, что для малого бизнеса зачастую неподъемно. "Спуститесь на землю, чиновники. Откуда такие деньги? Мы не олигархи, многие из нас пашут сутками, чтобы заработать 50-60 тысяч в месяц. Мы мечтаем иметь хотя бы 100 тысяч тенге, а вы и это забираете" - возмутились Вероника Пономарева и Гульнара Сынбинова – "вы сидите на зарплате в сотни тысяч с наших платежей и налогов, и не думаете, как нам достается наш хлеб". "Поймите, что обувь – не роскошь, а социальный товар. То, что в Алматы, в январе, в разграбленном магазине погромщик оставил изношенные летние туфли и украл ботинки – показывает, что это были не сытые горожане, а сельская молодежь, у которой нет самого необходимого. Показывает, что у молодежи в аулах не на что покупать обувь по сезону" - добавили предпринимательницы. Введение обязательной маркировки требует массы времени и процедур, зачастую дублирующих уже существующую отчетность. В частности, необходимо заполнить карточку на каждую единицу товара по 20 критериям (!) и отправить оператору маркировки. К примеру, у ИП Гульнара Сынбинова на маркировку 96 пар обуви ушло 20 полных рабочих дней (!), на которые торговля оказалась полностью парализованной. Ей пришлось беспрерывно обращаться за уточнениями в call-center оператора маркировки, где консультанты каждый раз отвечали, что не могут ответить на поставленные вопросы(?!). В целом, порядок работы усложнился вдвое, за счет включения в цепочку взаимоотношений новых инстанций отчетности (см. схему выше, подготовлена самими предпринимателями). В результате все предприниматели в данной сфере, включая самых мелких, вынуждены либо нанимать специальных бухгалтеров (что большинству маленьких магазинов непосильно), либо – оплачивать услуги посредникам, которые тут же появились на рынке. Все это ведет к непроизводительным расходам и увеличению себестоимости товара. Напомню, что в 2019 г., когда фракция Демпартии "Ак жол" единственная в Мажилисе отказалась поддержать ратификацию соглашения об обязательной маркировке, министры уверяли Парламент, что стоимость маркировки на товар составит не более 3-5 тенге. Между тем, вчера предприниматели привезли с собой проекты договоров на обслуживание, где за маркировку каждой единицы товара предлагается оплачивать 110+2000/3500 тг (см.выше скан договора). Ну и где обещания министров про 3-5 тенге? Если по данным МИИР РК, средняя стоимость пары обуви составляет 10 000 тг., то один этот факт означает удорожание обуви на 21-36%! Кроме того, чтобы воспользоваться этой "услугой", предприниматель обязан стать членом некоей "Ассоциации автоматической идентификации" с членскими взносами 81 676 тг. (счет на оплату этой добровольно-принудительной "Ассоциации" также приложен вверху). Еще одна "НПП" с обязательными взносами? Но помимо стоимости процедур, остаются открытыми ряд принципиальных вопросов: Зачем вводится обязательная маркировка и что она дает потребителям и предпринимателям? Предпринимателям от нее одни расходы и головные боли; потребителям – инфляция и удорожание товаров. Тогда в чем смысл? Госорганы уверяют, что задачей является "пресечение" контрафактной продукции и теневой экономики. Но тогда почему обязательная маркировка вводится на социальные товары (обувь, лекарства), где доля контрафакта не очевидна, и в то же время, госорганы отказались вводить маркировку на алкоголь, где доля и суммы контрафакта и теневых оборотов всегда самая высокая? Просто потому, что там "крыша непротекаемая", как выразился предприниматель Сергей Масленников? В чем причина такой благосклонности? Почему в очередной раз контролирующие органы делают крайним малый бизнес? А не, скажем, тех крупных оптовиков, которые и завозят контрафакт в обход таможенных процедур? Может быть, чем давить и останавливать работу мелких ИП, - лучше уже навести порядок на таможне и просто не запускать в страну сомнительный товар? Наконец, почему получателем обязательных платежей стало не государство (бюджет), а частная компания? Что это за налог, и в пользу каких таких "голодающих"? Фракция "Ак жол" поднимает эти вопросы с 2015 года, а в депутатском запросе 19 января т.г. мы прямо предложили передать доходы от маркировки от частного оператора – в бюджет государства (см. пост здесь же, за соответствующей датой). Ответ пока не получен. Между тем, предприниматели сообщают и о введении маркировки на стройматериалы. По оценкам Ассоциации торговых предприятий, принятые за последние годы новшества отчетности, такие как СНТ, ЭСФ, обязательная маркировка – уже нанесли ущерб МСБ на 240 млрд.тг, а вкупе со снижением порога НДС грозят окончательно задавить малый и микро-бизнес. В итоге, все эти предприниматели и их семьи станут в очередь за социальными пособиями, хотя сегодня не только ничего не просят у государства, но и уплачивают налоги. В общем, лишний раз убедился, насколько мы были правы, оспаривая ту же маркировку с 2015 года и не поддержав ее при голосовании по Соглашению ЕАЭС в 2019 г. По итогам обсуждения поручил коллегам подготовить предложения Правительству о полном отказе от обязательной маркировки на внутреннем рынке РК, хотя бы на товары первой необходимости (включая продукты питания, одежду и обувь). |