2 марта 2022 года, пресс-служба Демократической партии "Ак жол"
Министру индустрии и инфраструктурного развития РК Председателю Агентства РК по защите и развитию конкуренции
В ходе последних выездов депутатов в регионы, в партию "Ак жол" обратились предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией щебня. Как следует из обращения, компании вынуждены поднимать цены на реализуемый товар из-за возникновения дополнительных непредвиденных расходов. Среди причин - постоянно растущие тарифы на железнодорожные перевозки, а также дефицит вагонов для перевозки грузов. На сегодня, как считают участники рынка, ценовая политика АО "Казахстан Темiр жолы" по перевозке грузов и поставке вагонов, не контролируется государством, а учитывая монополию АО "КТЖ", производителям создаются кабальные условия, которые выражаются в ежегодном росте тарифов. Кроме того, на удорожание услуг влияет стоимость железнодорожных вагонов, переданных от АО "КТЖ" в субаренду логистическим компаниям, которые выступают некими "посредниками" между АО "КТЖ" и грузоотправителями. В результате получается, что железнодорожный тариф складывается из двух компонентов: первое - это стоимость перевозки и локомотивной тяги – оплата оператору, т.е. ТОО "КТЖ- Грузовые перевозки", и второе - стоимость вагонов, предоставленных АО "Казтeмiртранс" или логистическими компаниями. Таким образом, вагоны под загрузку подает АО "Казтемiртранс" или компании, которым переданы вагоны в аренду, а локомотивы предоставляет ТОО "КТЖ- Грузовые перевозки". В связи с нехваткой локомотивов, вагоны долгое время находятся на железнодорожных путях и, как следствие, грузоотправители вынуждены платить штрафные санкции за их простой, которые происходят не по их вине, а по вине ТОО "КТЖ- Грузовые перевозки". Так например, только одна актюбинская компания заплатила штраф за 3 месяца за простой вагонов в пользу ТOO "KZ LOGISTICS COMPANY" 5 237 тыс. тенге, и таких примеров много. С февраля этого года АО "Казтемиртранс" ввел новые тарифы за простой вагонов. Если ранее тариф составлял 205 тенге за 1 час простоя, то теперь независимо от количества часов простоя устанавливается тариф 12 500 тенге за каждые сутки. Изначально весь парк вагонов принадлежал АО "КТЖ" и проблем с наличием вагонов и грузовыми перевозками не было. Но в последующем, когда весь парк был передан АО "Казтемiртранс", а перевозчиком был объявлен ТОО "КТЖ- Грузовые перевозки" возникли проблемы с регулярными поставками вагонов. При этом одновременно появились компании, которые предоставляли вагоны производителям щебня, арендованные у АО "Казтемiртранс", но уже по завышенным ставкам. Постепенно парк вагонов через договора аренды перешел в руки частных компаний, соответственно и рост цен происходил чаще. Появление посреднических компаний не исключает коррупционные риски, лоббирование подачи вагонов в интересах определенного круга грузоперевозчиков. Такие случаи имеются. К депутатскому запросу мы прилагаем копию обращения предпринимателей с указанием подобных фактов. На расширенном заседании Правительства от 8 февраля 2022 года Президент К.Ж.Токаев поручил разобраться с распространением посредников. В частности, он отметил - цитата: "Речь идет о компаниях и тарифах, различных посредников, монопольных операторов, ненужных агентов. Эту проблему знаете. Вопрос: кто платит за их услуги? Конечно, потребитель платит" - конец цитаты. На ситуацию с тарифами на грузоперевозки и искусственно создаваемым дефицитом вагонов однозначно повлияло создание посреднических компании. И с этим надо тщательно разобраться и принять срочные меры, т.к. увеличение стоимости стройматериалов в дальнейшем отражается на стоимости строительных объектов. В связи с вышеизложенным, депутатская фракция "Ак жол" просит: 1. Агентству по защите и развитию конкуренции проверить на наличие признаков недобросовестной конкуренции в сфере поставки железнодорожных вагонов. Обеспечить контроль ценовой политики монополиста в лице АО "КТЖ- Грузовые перевозки". 2. В целях снижения стоимости железнодорожной доставки грузов убрать всех посредников в услугах предоставления вагонов. 3. Рассмотреть вопрос о нецелесообразности сложившейся практики и восстановить координацию единого процесса услуг грузовых железнодорожных перевозок.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" |