30.03.2022
Премьер-Министру РК Генеральному прокурору РК Председателю Агентства РК по защите конкуренции
24 марта т.г., при Правительстве была создана Комиссия по демонополизации экономики страны. Как сообщается на официальном сайте Премьер-Министра, основными направлениями работы Комиссии указаны вопросы передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиа активов и в других отраслях. Демократическая партия "Ак жол" приветствует это решение и считает его давно назревшим, и даже - перезревшим. Депутатские запросы о фактах незаконной монополизации экономики ранее неоднократно направлялись нашей фракцией, но до сих пор такие обращения годами натыкались на безразличие и фактическое попустительство олигополиям со стороны и антимонопольных, и правоохранительных, и судебных органов. Так, с 2017 года нами неоднократно направлялись депутатские запросы о беспределе в сфере железнодорожных подъездных путей. Но в ответ приходили отписки. Что говорить, если госорганы саботировали даже прямое поручение Президента по этому же вопросу, данное им 26 января 2021 г. И лишь после повторного поднятия Президентом данной проблемы в Мажилисе Парламента 11 января текущего года (после Кровавого января), начались какие-то движения. Так, по очередному запросу фракции "Ак жол" от 26 января т.г., поступил ответ Генерального прокурора о том, что возбуждены разбирательства и уголовные дела в отношении ответственных чиновников. Кроме того, Антимонопольное ведомство сообщило, что тарифы монополистов снижены на 90-95%. Это конечно радует, но такой подход не решает проблему. Ведь ничто не мешает монополистам, как только шум вокруг них уляжется, вновь поднять тарифы на те же 95% или даже больше. Весь предыдущий опыт показывает, что чиновники умеют быть глухими и годами не замечать таких манипуляций. Поэтому в запросе от 26 января т.г. мы требовали не просто снизить тарифы, а изучить законность приобретения подъездных путей нынешними монополистами и передать их самим эксплуатантам, т.е. тем предприятиям, которые на этих путях и работают. Мы приводили конкретные примеры сомнительности правообладания этих путей конкретными монополистами. В ответе Антимонопольного агентства эта информация нашла подтверждение – так, сообщается, что указанное в нашем запросе АО "ЦТС" действительно приобрело в 2015 г. 318 путей за 1,7 млрд тг., а в настоящее время каким-то образом и безо всяких торгов оказалось собственником уже 705 путей. При этом утверждается, что якобы "фактов нарушений не установлено". Фракция "Ак жол" не может согласиться с таким ответом. В запросах мы доказывали, что значительная часть этих путей была захвачена рейдерским путем, через несправедливые судебные решения, противодействие КТЖ, а иногда и просто путем перерегистрации чужой собственности без ведома законных владельцев. В почте "Ак жола" имеются множество подобных обращений, когда АО "ЦТС" и другие монополисты забирали у предприятий их собственные тупики и заставляли платить многомиллионные суммы за проход вагонов по их же территории. Только за последний месяц поступили такие обращения от ТОО "Астык коймалары", ТОО "Союз-сервис", ТОО "Экон Энерджи", ТОО "Павлодарская нива" и др., из самых разных регионов. Таких обращений более чем достаточно. Мы направляли эти обращения в госорганы, но чиновники даже сегодня их не видят в упор. В этой связи вызывают вопросы заявленная цель вышеуказанной Комиссии по демонополизации - вернуть необоснованно приватизированные объекты в государственную собственность. Такой подход не учитывает многолетнюю практику рейдерства, когда олигополии незаконно, используя коррупционные механизмы, захватывали ж/д пути не только у государства, но и у частных предприятий. Без решения этой проблемы, без восстановления справедливости, решения Комиссии будут неполноценными, предприниматели и производители так и останутся платить монополистам за собственные пути и закладывать эти расходы в себестоимость товаров, раскручивая инфляцию. В этой связи, депутатская фракция ДПК "Ак жол" требует, в рамках работы Комиссия по демонополизации экономики, не только отменить незаконную приватизацию объектов у государства, но и поднять вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерскими захватами ж/д путей у их прежних законных собственников. Для этого предлагаем указанной комиссии принимать заявления от предприятий по фактам рейдерства ж/д путей со стороны монополистов, а Генеральной прокуратуре – рассмотреть вопрос о внесении протестов в Верховный суд, КТЖ, Минюст для отмены незаконных решений по таким основаниям, без учета срока давности, ввиду системных перекосов в работе госорганов в прежние годы.
С уважением, Депутаты фракции "Ак жол" |