NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 22:29 ast
20:29 msk

Мажилис одобрил ратификацию Соглашения об условиях и порядке размещения Тюркской академии в Казахстане
Под председательством Спикера Палаты Ерлана Кошанова состоялось пленарное заседании Мажилиса
31.03.2022 / политика и общество

Нур-Султан, 30 марта, Дом Мажилиса

Сегодня под председательством Спикера Палаты Ерлана Кошанова состоялось пленарное заседании Мажилиса.
После обсуждения депутаты одобрили законопроект "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Тюркской академией об условиях и порядке размещения Тюркской академии".
Выступая перед депутатами, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов отметил, что Соглашением определяется статус, привилегии и иммунитет Тюркской академии, ее имущества и сотрудников в период ее деятельности в Казахстане.
По информации министра, членами Академии являются Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция, а Венгрия имеет статус наблюдателя.
Штаб-квартира Академии расположена в городе Нур-Султане. На сегодняшний день в организации работают 17 человек, в том числе два иностранных гражданина. После вступления в силу Соглашения местные и иностранные сотрудники Академии должны будут пройти аккредитацию в Министерстве иностранных дел Казахстана. Члены Академии занимаются научно-исследовательской работой, изданием книг и журналов, проведением международных форумов и конференций с участием известных ученых, а также научными работами по тюркологии.
Во втором чтении Палата одобрила и направила на рассмотрение Сената правительственный законопроект "О биологической безопасности Республики Казахстан" с сопутствующими поправками. Документ разработан в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на Национальном совете общественного доверия 27 мая 2020 года. Сопутствующим законопроектом вносятся изменения и дополнения в 14 законодательных актов, в том числе 3 кодекса.
На пленарном заседании Мажилис поручил профильному Комитету подготовить заключение по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам укрепления института семьи".
Говоря о значимости разработанного депутатами Парламента нового законопроекта, Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов отметил, что ранее такой проект был в работе депутатов Парламента. Однако после возникших в обществе споров и дискуссий законопроект был отозван. Законопроект вновь был принят в работу Палаты в новой редакции с учетом мнения граждан.
При этом Спикер Мажилиса подчеркнул, что проект Закона содержит ряд важных норм, к рассмотрению которых депутаты должны подойти очень внимательно с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Работа над законопроектом должна вестись гласно и открыто.
На пленарном заседании Мажилис принял постановление о досрочном прекращении полномочий депутата Мухтара Ермана, назначив его в соответствии со статьями 57 и 58 Конституции по представлению Председателя Мажилиса на должность члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
Кроме того, зарегистрированный депутатом Мажилиса Дмитрий Авершин принес присягу депутата и был избран в состав Комитета по международным делам, обороне и безопасности.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов.

---

Депутатский запрос Ахметбекова Ж.А.
Премьер-министру Республики Казахстан Смаилову А.А.

Уважаемый Алихан Асханович!
Во время встречи депутатов Мажилиса Парламента с избирателями в регионах поступила обращения от группы ветеранов Таможенной службы. Ветераны отечественной таможни поднимают очень важный для нашей страны вопрос, предлагается реорганизовать таможенную службу в отдельный государственный орган. Фракция НПК рассмотрев и глубоко изучив этот вопрос, считает, что вопрос реформирования отечественной таможенной службы является очень актуальным.
Первые с кем сталкиваются люди, пересекая государственную границу – таможенники. Таможня является общепризнанным в мире органом, обеспечивающим защиту национальной экономики. Сила и экономическая мощь государства это в первую очередь отношение его к своей таможенной службе и ее оснащенности.
До 2013 года таможенные органы Республики Казахстан выполняли все функции правоохранительного органа.
Однако, в 2013 году была проведена реформа правоохранительных органов Республики Казахстан, в результате которой таможенная служба, охранявшая таможенные рубежи нашего государства от контрабандистов, наркоторговцев, недобросовестных участников ВЭД и других криминальных элементов, в одночасье стала структурным подразделением фискального органа, Комитета государственных доходов.
Ликвидация таможенных органов с подчинением их некоторых структурных подразделений Комитету государственных доходов с утратой правоохранительной функции, привело к частичному оставления таможенной границы без контроля со стороны государства.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2014 года № 933 "О ведомствах центральных исполнительных органов Республики Казахстан" произошло слияние налогового органа (фискального органа) с таможенной службой (правоохранительной службой), в результате чего фискальный орган полностью "поглотил" правоохранительный орган. При этом многие подразделения правоохранительного органа прекратили свое существование.
Кроме того, 24 февраля 2014 года Правительство Республики Казахстан издало постановление за № 129, которым утвердило "Правила исчисления выслуги лет военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года".
Ветераны отечественной таможни считают, что в результате неправомерных действий некоторых должностных лиц государства теряеет и продолжаем терять многомиллиардные прибыли в доход государства.
У фискального и правоохранительного органов разные задачи, разные подходы, в настоящее время таможенная служба превратилась в налоговую, наши оперативные работники стали проводить аудиторские проверки, контролировать поступления налогов от субъектов бизнеса и другие функции, присущие органам налоговой службы.
А то, что творилось на таможенной границе, все время откладывалось на второй план ввиду незнания первых руководителей Департаментов таможенного законодательства и более того нежелание вникать в это законодательство. Данные обстоятельства были отмечены и в выступлении Главы государства относительно деятельности Комитета государственных доходов на таможенных постах, в частности на таможенном посту "Хоргос" и других. И это не единичный случай.
Как известно о том, что Президент Казахстана К.К.Токаев в Мажилисе Парламента Республики Казахстан выступил с обращением 11 января т.г., где в частности подчеркнул, что значительный потенциал в повышении доходов бюджета кроется в наведении порядка на таможне. Особенно на границе с Китаем.
Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся. Расхождения в "зеркальной" статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов.
Существуют некие "уполномоченные операторы", имеющие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов.
Мы считаем, что в целях недопущения подобных фактов необходимо возрождения таможенных органов, подотчетных Президенту страны.
Считаем, что охраной государственной таможенной границы, выявлением и пресечением противозаконных действий на таможенной границе должен заниматься правоохранительный орган, в лице органов таможни, как во всех странах Евросоюза, и в других развитых странах.
Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.

Члены фракции НПК
в Мажилисе Парламенте РК
Ж. Ахметбеков
З.Кулахметов
А.Конуров
Г.Нугманова
М.Магеррамов
А.Милютин
А.Паяев
А.Скакова
Е.Смайлов
И.Смирнова

---

Депутатский запрос Жумабаевой А.К.
Министру здравоохранения Республики Казахстан Ниат А.

В партию "Ак жол" обратились казахстанские фармпредприятия по проблемам отрасли, в том числе - по вопросу продления долгосрочных договоров с СК "Фармация", подписанных в 2011 году в рамках госпрограммы по развитию отрасли.
Эти договоры стали одним из основных инструментов поддержки отечественных производителей. Благодаря им заводы существенно расширили производство, увеличили ассортимент, открыли новые рабочие места – так, только компания "Дольче" привлекла более 350 сотрудников из сельчан.
Экономический эффект от договоров с казахстанскими компаниями очевиден. Помимо налогов, рабочих мест и насыщения внутреннего рынка, по информации самой же СК "Фармация", предварительная экономия закупа через долгосрочные договоры в прошлом году составила более 5,7 млрд тенге – наша продукция на 40% дешевле иностранной.
В этом году срок действия указанных договоров истекает. И если СК "Фармация" будет проводить общий конкурс на долгосрочные договоры, то есть вероятность, что на рынок придут производители из соседних стран. Все это, по мнению представителей отрасли, приведет к резкому снижению казахстанского производства и даже риску закрытия заводов.
Еще один важный вопрос - это несовершенный механизм признания форс-мажора. В период пандемии ухудшилась ситуация с поставками импортного сырья, были удорожания, таможенные и логистические проблемы. По этим причинам нарушались производственный цикл и сроки. И даже при наличии решений суда о нарушении сроков из-за форс-мажора, СК "Фармация" начисляет огромные штрафы предприятиям, взыскивает банковскую гарантию.
Есть и проблема отсутствия механизма предоплаты за госзаказ. Поставщики сырья требуют 100% предоплаты, и наши предприятия вынуждены брать кредиты, что ведет к удорожанию продукции.
Напомним, что поддержка отечественных товаропроизводителей обозначена одним из главных принципов закупа лекарств, медицинских изделий в Кодексе "О здоровье народа и системе здравоохранения".
Огромное внимание развитию фармацевтической промышленности уделяет и Глава государства, называя ее важным фактором национальной безопасности.
В конце 2020 года был принят Комплексный план развития отечественной фарминдустрии на ближайшие 5 лет. Планируется, что внутренний рынок будет состоять как минимум на 50% из отечественных препаратов, а экспорт лекарств увеличится в 3 раза - до 174 млн долларов. По информации фармкомпаний, сейчас их мощности загружены лишь на 40-50%, а в стране производится только 16% необходимых нам лекарств и мед.изделий.
В этой связи, для реализации плана развития фарминдустрии и поддержки казахстанских производителей считаем необходимым:
1. Обязать СК "Фармация" срочно продлить долгосрочные договоры с отечественными компаниями на поставки лекарств и медицинских изделий, а в Правила закупа лекарств и медицинских изделий внести изменения, предусматривающие порядок и механизм их продления.
2. Принять государственные меры поддержки отечественных товаропроизводителей через предоставление возможности пополнения госрезервов для МВД, минздрава, МЧС РК.
3. Создать фармацевтический кластер со статусом СЭЗ, объединив отечественные заводы, НИИ, лаборатории и медвузы.
4. Пересмотреть основания для удержания банковских гарантий и платежных обеспечений, а также внести в договоры поставок с ОТП изменения в части предоплаты за поставку товаров и уменьшения размера неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по объективным обстоятельствам.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Камасовой З.А.
Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
На сегодня одна из слабых сторон системы здравоохранения – острая нехватка медицинских кадров, а именно врачей, о чем постоянно поднимает вопросы депутатский корпус.
Согласно официальным данным, общий дефицит врачей составляет 4662,72 штатных единицы. Высокие показатели по обеспеченности наблюдаются лишь в городах Нур-Султан и Алматы. Проблема нехватки врачей особенно остро стоит в сельской местности, в регионах, где нет медицинских вузов, а также из-за увеличения сроков обучения.
НАО "Медицинский университет Семей" – один из крупнейших медицинских вузов Казахстана с собственной больницей и филиалами в гг. Павлодар и Усть-Каменогорск, которые существуют более 20 лет. За годы своего существования выпускники вуза успешно работают по всему Казахстану, но в первую очередь закрывают дефицит кадров в Восточно-Казахстанском и Павлодарском регионах. Немаловажную роль сыграли сотрудники филиалов, а также интерны и резиденты в борьбе с COVID-19 в данных регионах, плечом к плечу работая вместе с медицинскими работниками в "красной зоне".
На данный момент контингент обучающихся в Павлодарском филиале НАО "МУС" составляет 499 человек, в Усть-Каменогорском филиале – 308 человек. Подготовка специалистов в резидентуре проводится по 27 специальностям. Особенностью подготовки в интернатуре и резидентуре является то, что процесс обучения и овладения необходимыми практическими навыками проводится параллельно: совмещаются теория и практика в одном месте. Все занятия проводятся на клинических базах филиалов, где располагается кафедры, имеются учебные комнаты. Следует отметить что практически все лечебно-профилактические учреждения городов Павлодар и Усть-Каменогорск включены в перечень клинических баз филиалов. Резиденты непосредственно обучаются и работают по специальности на местах будущего трудоустройства, согласно приказа МЗ РК от 2020 г.
Вместе с тем законодательная норма Закона РК "Об образовании" (ст. 40 и 57) позволила МОНу РК дать рекомендации о закрытии филиалов медуниверситетов в гг. Павлодар и Усть-Каменогорск. Это грозит "сломать" отлаженную образовательную и практическую часть обучения. Предполагается теорию проходить в самом университете г. Семей, а практическую часть за 300 км. от него. С нашей точки зрения это приведет как минимум к снижению качества обучения, проблемам жильем у молодых специалистов, которые приехали на учебу с этих регионов.
Основной причиной возникшей проблемы, считаем является отсутствие или низкий уровень межведомственного взаимодействия МОН и МЗ РК.
В связи с этим необходимо скоординировать позиции и деятельность данных уполномоченных органов по решению возникшей проблемы.
Учитывая, что проблема стоит остро и то, что данный вид постдипломного образования отсутствует в остальных организациях МОН РК, просим Вас рассмотреть этот вопрос в кратчайшие сроки.

Депутаты фракции
партии "AMANAT" З. Камасова
Г. Нурумова
А. Нуркина
В. Ким
Ж. Тельпекбаева

---

Депутатский запрос Ли Ю.В.
Генеральному Прокурору Республики Казахстан Асылову Б.Н., Председателю Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Абылкасымовой М.Е.

Уважаемый Берик Ногайулы!
Уважаемая Мадина Ерасыловна!
Поводом для нашего депутатского запроса стали участившиеся случаи оформления кредитов на казахстанцев без учета актуального статуса их кредитной истории и адекватного расчета коэффициента долговой нагрузки.
Приводим следующие случаи, которые нам стали известны:
1) Житель города Кызылорда Махамбетов Ж. сообщает, что не установленные лица ввели его в заблуждение и оформили на него 14 кредитов, на общую сумму по основному долгу свыше 25 000 000 тенге. Злоумышленники оформляли кредиты в период с 20 октября по 26 ноября 2021 года. Оформление кредитов и хищение денег, полученных в кредит произведены с помощью программы удаленного доступа.
Обращает на себя внимание, что кредитные организации одобряли по несколько кредитов в один день.
Так, АО "БанкЦентрКредит" и АО ДБ "Банк ХоумКредит" выдали в один день 20 октября 2021 года кредиты на сумму: 1 040 000 тенге. На следующий день, 21 октября 2021 года было оформлено еще сразу два кредита на сумму: 2 200 000 тенге от АО "First Heart Land Jusan Bank" и один кредит от АО "Евразийский банк" на сумму: 1 100 000 тенге.
В период с 22 октября по 25 октября 2021 года АО "Halyk bank" выдало кредит на сумму: 2 500 000 тенге, а АО "Fortebank" оформило кредит на сумму: 2 252 624 тенге.
Далее, история приобретает фантастический оборот: 11 ноября 2021 года АО "БанкЦентрКредит" оформляет на Махамбетова Ж. залоговый кредит на сумму: 8 875 000 тенге.
На следующий день, 12 ноября 2021 года АО ДБ "Банк "ВТБ" оформляет на Махамбетова Ж. кредит в размере: 5 000 000 тенге.
И в период с 22 ноября по 26 ноября 2021 года были оформлены кредиты на общую сумму: 2 354 000 тенге в ТОО "МФО ОнлайнКазФинанс", ТОО "СейфЛомбард", ТОО "МФО "Салем Кредит", ТОО "МФО Lending and Financy technologies", ТОО "МФО Мега Кредит".
Следует отметить, что Махамбетов Ж. обращался к финансовому регулятору с жалобой, но Управление региональных представителей по городу Кызылорда, в лице и.о. начальника Управления Сарманова М., порекомендовало Махамбетову Ж. в судебном порядке обязать финансовые организации произвести корректировку кредитной истории, а также пожаловаться в ОЮЛ "Казахстанская Ассоциация ФинТех", в связи с тем, что события изложенные в обращении пострадавшего выходят "за рамки компетенции Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка".
2) Следующий пример, жительница города Алматы Керимкулова А. сообщает, что за один день 16 ноября 2021 года на нее обманным путем злоумышленники оформили три кредита в АО "Halyk bank", АО "Forte bank" и АО ДБ "Банк ХоумКредит" на сумму: 10 318 079 тенге. Для оформления кредитов и последующего хищения денежных средств злоумышленники использовали программу удаленного доступа.
3) Еще один пример, на жительницу города Кызылорда Доскали Ж. аналогичным способом был оформлен кредит 11 февраля 2022 года в АО "First Heart Land Jusan Bank" на сумму: 761 000 тенге, при этом информация о данном кредите в кредитном бюро отразилась только 24 марта 2022 года, то есть по истечении более 40 календарных дней.
Считаем, что должную юридическую квалификацию по фактам оформления кредитов следует оставить правоохранительным органам, однако, акцентируем Ваше внимание, что согласно Положению об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, утвержденному Указом Президента РК от 11 ноября 2019 года № 203 "О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан", Агентство: устанавливает стандарты деятельности финансовых организаций, мониторинг, надзор и государственное регулирование финансового рынка, обеспечивает надлежащий уровень защиты интересов потребителей финансовых услуг, в связи с чем, открытыми остаются следующие вопросы:
1) насколько актуальна и достоверна информация, отражающаяся в кредитных бюро, если в течение одного дня на заемщика можно оформить сразу три кредита, которые он оплачивать не в состоянии и как это отразилось на рынке кредитования в целом?
2) каким образом, кредиторами рассчитывается коэффициент долговой нагрузки на заемщика, если информация по кредитам в кредитных бюро может не обновляться более 40 календарных дней?
3) почему финансовый регулятор допускает такие системные ошибки и какие должностные лица понесут за это ответственность?
4) каким образом данная ситуация усугубилась в связи с тем, что Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка в апреле 2021 года автоматически реабилитировало кредитные истории почти полутора миллионам заемщиков?
Просим дать письменный ответ на данный депутатский запрос в установленный законодательством срок.

Депутаты Мажилиса Парламента РК
от Ассамблеи народа Казахстана
Ю. Ли
С. Абдрахманов
А. Амирханян
И. Буларов
Н. Дементьева
В. Набиев
Ш. Осин
А. Хамедов
члены фракции партии "AMANAT" А. Абсеметова
Г. Нурумова
член фракции партии "Ак жол" А. Линник

---

Депутатский запрос Нугмановой Г.К.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
Народная партия Казахстана организовала Проектный офис по вопросам людей с инвалидностью, и в его рамках системно занимается проблемами, с которыми сталкиваются граждане страны, имеющие инвалидность.
Сегодня мы хотим обратить внимание Правительства на вопрос, жизненно важный для казахстанцев с тяжелой формой спинномозговой грыжи или Спина Бифида (Spina Bifida).
Из-за врожденного дефекта развития позвоночника при тяжелой форме Спина Бифида происходит нейрогенная дисфункция мочевого пузыря, то есть нарушено мочеиспускание. Поэтому имеющие такой диагноз ставят себе катетеры, это так называемая самокатетеризация. Для этого требуется в день до 6-ти одноразовых, желательно лубрицированных катетеров.
Нехватка катетеров, упущенное время и просто незнание того, как именно должна проводиться процедура самокатетеризации, приводят к усугублению состояния людей со Спина Бифида – поражаются почки, вплоть до необходимости гемодиализа, развиваются инфекции, которые приводят к смертям, которых можно было бы избежать.
Во всем мире давно существует понятие "золотого стандарта" для пациентов с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. В рекомендациях Европейского общества урологов "золотым стандартом" для пациентов с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря названа именно катетеризация. То есть люди со Спина Бифида должны быть обеспечены катетеризацией.
В Казахстане, однако, положение совсем другое. Есть несколько очевидных проблем.
Во-первых, обеспечение катетерами. В Казахстане для людей со Спина Бифида бесплатные катетеры одноразового использования по индивидуальной программе реабилитации положены только детям-инвалидам до 18 лет. По достижении совершеннолетия, они, как и остальные взрослые люди со Спина Бифида, должны приобретать катетеры самостоятельно. Хотя после 18 лет инвалидность никуда не девается.
Во-вторых, качество и доступность катетеров для самостоятельного приобретения. Самые дешевые китайские катетеры стоили до недавнего времени от 120 тенге за один катетер (хотя из-за колебаний курса их цена наверняка возрастет), но даже их найти и купить в Казахстане не представляется возможным! Все фирмы, занимающиеся продажей, заявляют об отсутствии на складах требуемых размеров катетеров (например, катетер "Нелатон", женский, размер FR 14 – 220 мм), а также отказываются оформить заказ на закуп за рубежом, говоря, что для них это экономически не выгодно.
В-третьих, в Казахстане нет возможности полноценного обследования и реабилитации для людей со Спина Бифида. Им в нашей стране негде получить консультации нейроурологов и нейроортопедов, потому что таких специалистов здесь просто нет! Одно из самых главных исследований для пациентов со Спина Бифида – комплексное уродинамическое обследование – тоже не проводится в Казахстане. Из-за этого пациенты ездят в другие города и страны за свой счет, чтобы получить медицинскую консультацию или пройти необходимые дорогостоящие обследования.
Кроме того, в стране нет единого реабилитационного центра, в котором бы использовался мультидисциплинарный подход к пациентам всех возрастов с данным диагнозом.
Из-за этого в Казахстане люди со Спина Бифида живут меньше, чем могли бы – в странах, где они получают полноценную помощь и уход, средняя продолжительность их жизни составляет порядка 70 лет.
Четвертое. В Казахстане не ведется должным образом статистика по пациентам с различными видами Спина Бифида. Легкая форма Спина Бифида достаточно распространена, люди могут иметь такое заболевание и даже не догадываться об этом. А вот тяжелая форма Спина Бифида достаточно редко встречается и именно ее учет необходим. Потому что именно статистика может позволить посчитать расходы, необходимые для того, чтобы помочь гражданам с тяжелой формой Спина Бифида.
В прошлом году, в ответ на соответствующий запрос МТСЗН и МЗ РК была предоставлена информация о том, что в Казахстане насчитывается всего 226 взрослых человек с диагнозом Спина Бифида. При этом катетеры нужны не всем из них. То есть расходы в рамках всего республиканского бюджета не значительные.
Народная партия Казахстана предлагает следующее:
1) Кардинально пересмотреть финансирование для людей с диагнозом Спина Бифида. В частности, предусмотреть пожизненное выделение одноразовых катетеров в рамках индивидуальной программы реабилитации для людей со Спина Бифида, нуждающихся в периодической катетеризации мочевого пузыря.
2) Также для этой категории пациентов рассмотреть возможности частичного покрытия расходов на получение консультаций и прохождение обследований, недоступных в Казахстане.
3) Обеспечить статистический учет пациентов с диагнозом Спина Бифида с учетом тяжести заболевания и видов необходимых мер поддержки.

Депутаты фракции
"Народной партии Казахстана"
Г.К. Нугманова
Ж.А. Ахметбеков
З.Ғ. Қулахметов
А.О. Конуров
М.М.Магерамов
А.А. Милютин
А.М. Паяев
А.А. Скакова
Е.В. Смайлов
И.В. Смирнова

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-министру РК Смаилову А.А.,
Генеральному Прокурору РК Асылову Б.Н.,
Председателю Агентства РК по защите конкуренции Жумангарину С.М.

24 марта т.г., при Правительстве была создана Комиссия по демонополизации экономики страны.
Как сообщается на официальном сайте Премьер-Министра, основными направлениями работы Комиссии указаны вопросы передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиа активов и в других отраслях.
Демократическая партия "Ак жол" приветствует это решение и считает его давно назревшим, и даже - перезревшим.
Депутатские запросы о фактах незаконной монополизации экономики ранее неоднократно направлялись нашей фракцией, но до сих пор такие обращения годами натыкались на безразличие и фактическое попустительство олигополиям со стороны и антимонопольных, и правоохранительных, и судебных органов.
Так, с 2017 года нами неоднократно направлялись депутатские запросы о беспределе в сфере железнодорожных подъездных путей. Но в ответ приходили отписки.
Что говорить, если госорганы саботировали даже прямое поручение Президента по этому же вопросу, данное им 26 января 2021 г.
И лишь после повторного поднятия Президентом данной проблемы в Мажилисе Парламента 11 января текущего года (после Кровавого января), начались какие-то движения.
Так, по очередному запросу фракции "Ак жол" от 26 января т.г., поступил ответ Генерального прокурора о том, что возбуждены разбирательства и уголовные дела в отношении ответственных чиновников.
Кроме того, Антимонопольное ведомство сообщило, что тарифы монополистов снижены на 90-95%.
Это конечно радует, но такой подход не решает проблему. Ведь ничто не мешает монополистам, как только шум вокруг них уляжется, вновь поднять тарифы на те же 95% или даже больше. Весь предыдущий опыт показывает, что чиновники умеют быть глухими и годами не замечать таких манипуляций.
Поэтому в запросе от 26 января т.г. мы требовали не просто снизить тарифы, а изучить законность приобретения подъездных путей нынешними монополистами и передать их самим эксплуатантам, т.е. тем предприятиям, которые на этих путях и работают.
Мы приводили конкретные примеры сомнительности правообладания этих путей конкретными монополистами. В ответе Антимонопольного агентства эта информация нашла подтверждение – так, сообщается, что указанное в нашем запросе АО "ЦТС" действительно приобрело в 2015 г. 318 путей за 1,7 млрд тг., а в настоящее время каким-то образом и безо всяких торгов оказалось собственником уже 705 путей.
При этом утверждается, что якобы "фактов нарушений не установлено".
Фракция "Ак жол" не может согласиться с таким ответом. В запросах мы доказывали, что значительная часть этих путей была захвачена рейдерским путем, через несправедливые судебные решения, противодействие КТЖ, а иногда и просто путем перерегистрации чужой собственности без ведома законных владельцев.
В почте "Ак жола" имеются множество подобных обращений, когда АО "ЦТС" и другие монополисты забирали у предприятий их собственные тупики и заставляли платить многомиллионные суммы за проход вагонов по их же территории. Только за последний месяц поступили такие обращения от ТОО "Астык коймалары", ТОО "Союз-сервис", ТОО "Экон Энерджи", ТОО "Павлодарская нива" и др., из самых разных регионов. Таких обращений более чем достаточно. Мы направляли эти обращения в госорганы, но чиновники даже сегодня их не видят в упор.
В этой связи вызывают вопросы заявленная цель вышеуказанной Комиссии по демонополизации - вернуть необоснованно приватизированные объекты в государственную собственность.
Такой подход не учитывает многолетнюю практику рейдерства, когда олигополии незаконно, используя коррупционные механизмы, захватывали ж/д пути не только у государства, но и у частных предприятий.
Без решения этой проблемы, без восстановления справедливости, решения Комиссии будут неполноценными, предприниматели и производители так и останутся платить монополистам за собственные пути и закладывать эти расходы в себестоимость товаров, раскручивая инфляцию.
В этой связи, депутатская фракция ДПК "Ак жол" требует, в рамках работы Комиссия по демонополизации экономики, не только отменить незаконную приватизацию объектов у государства, но и поднять вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерскими захватами ж/д путей у их прежних законных собственников.
Для этого предлагаем указанной комиссии принимать заявления от предприятий по фактам рейдерства ж/д путей со стороны монополистов, а Генеральной прокуратуре – рассмотреть вопрос о внесении протестов в Верховный суд, КТЖ, Минюст для отмены незаконных решений по таким основаниям, без учета срока давности, ввиду системных перекосов в работе госорганов в прежние годы.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Рахимжанова А.М.
Первому Заместителю Премьер-министра РК Скляру Р.В.

Уважаемый Роман Васильевич!
16 марта текущего года Глава государства К.К. Токаев в ходе Послания народу Казахстана подчеркнул: "Прогресс нашей страны напрямую зависит от процветания регионов. Принцип "сильные регионы – сильная страна" остается неизменным". И еще в январе после печально известных событий он поручил Правительству искоренить диспропорцию в социально-экономическом развитии регионов во избежание социального дискомфорта и роста миграционных настроений.
В ходе рабочей поездки по Восточно-Казахстанской области я получил обращение жителей Урджарского района, в котором они просят помочь в решении наболевшего вопроса – нехватке поливной воды (такая же проблема в Аягозском районе). И это при том, что в ВКО сосредоточено более 40% всех водных запасов страны.
Жители сел, занимающиеся земледелием, поливную воду получают из Каракольского водохранилища. Каждый год в середине лета воды не хватает, и ее подают на поля по очередности. Из-за чего крестьяне используют лишь- 1-2 гектара. В настоящее время продуктивно используется около 5% орошаемых земель, остальные – пустуют.
Решить проблему может возобновление строительства плотины на реке Каракол. История этого долгостроя берет начало в 80-х годах, на него потрачено огромное количество бюджетных средств, но по сей день результата нет.
Строительство водохранилищного гидроузла было начато в 1986 году. К 1993 году отсыпана часть плотины, построены туннельный водовыпуск, эксплуатационная дорога, объекты энергетического хозяйства. Но из-за отсутствия финансирования строительство не было завершено.
В 2009 году на реконструкцию сооружений водохранилища было выделено около 120 млн тенге. Генподрядчик начал работы, освоив более половины выделенных средств, но Комитет Казначейства не пропустил акты выполненных работ, т.к. на тот момент ПСД устарела. Работы были остановлены.
В 2010 заключен договор с новым подрядчиком на разработку ПСД на сумму 25 млн. Проект снова не был завершен.
В 2011 году заключен договор с другим поставщиком услуг на 60 млн. Проект был завершен, заключение госэкспертизы получено, но работы не начаты.
В 2018 году Комитет по водным ресурсам Минсельхоза в который раз заключил договор на разработку ПСД с очередным ТОО. Проект не завершен из-за отсутствия финансирования.
Водохранилище имеет стратегическое значение, оно может обеспечить сельские округа не только поливной водой, но и электроэнергией. По предварительным данным, приплотинная ГЭС может вырабатывать до 7 млн кВт/часов в год.
Плотина повысит водообеспеченность 15 тыс. га новых земель за счет аккумуляции паводковых вод. Увеличение площадей поливного земледелия и сенокосных угодий даст толчок развитию сельского хозяйства в регионе в целом и обеспечит новые рабочие места.
В январе текущего года Президент поручил решить вопрос продовольственной безопасности в течение трех лет. "Нужно совместно с фермерским сообществом пересмотреть подходы к государственной поддержке агропромышленного комплекса", – подчеркнул Глава государства и в новом Послании.
Учитывая вышеизложенные факты, прошу Вашего, Роман Васильевич, личного внимания к данному вопросу.
Считаю необходимым сформировать госкомиссию для проведения комплексного аудита и оценки эффективности работы ответственных органов и подрядчиков с 2009 года по нынешнее время. А также изыскать средства для завершения строительства плотины.
Прошу рассмотреть депутатский запрос и предоставить ответ в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Депутат Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
член фракции партии "AMANAT" Рахимжанов А.М.

---

Депутатский запрос Смышляевой Е.В.
Первому заместителю Премьер-министра РК Скляру Р.В.

Уважаемый Роман Васильевич!
Чрезвычайные ситуации, происходящие в последнее время на коммунальных объектах страны, вызывают обоснованную тревогу не только у профессионального сообщества, но и у простых граждан.
Как отмечают эксперты – это ожидаемые следствия износа энергетической системы, который сегодня доходит на ряде объектов до 80%. При этом высокая доля износа основных фондов характерна как для генерации, так и для электросетевой инфраструктуры.
Большая часть решений проблем отрасли лежит в плоскости подзаконных нормативно-правовых актов в компетенции Правительства. В связи с этим, считаем важным внести ряд предложений, озвученных на экспертных площадках Фракции партии "AMANAT".
Первое. Энергетическая отрасль является очень инерционной. Инвестиции в нее - долгосрочными. Для расчета их объемов и прогнозирования окупаемости необходимо иметь прозрачную тарифную и регуляторную политику.
Для обеспечения возврата инвестиций в модернизацию и строительство новой генерации в Казахстане был запущен рынок мощности, однако данный механизм на сегодняшний день существенно не доработан, а тарифообразование и расходование получаемых станциями средств остаются непрозрачными.
Действующая система предельных тарифов на электроэнергию также показала свою неэффективность и требует проработки альтернативных вариантов.
Второе. Платить меньше мы должны в первую очередь не за счет искусственного сдерживания тарифов, а за счет экономного потребления и сокращения потерь.
Но стимулов "экономить" в системе тарифообразования нет. Не используется дифференциация тарифов в зависимости от времени суток, что позволило бы выровнять суточный график потребления. Нет практики платы за снижение мощности ("регулируемая нагрузка"). Не предусмотрены коэффициенты для энергоемких производств, социальных категорий граждан и так далее.
Третье. Упразднение регуляторных инструментов и децентрализация управления коммунальным хозяйством привели к его разрушению и угрозе энергетической безопасности страны. Необходима выработка единой политики в части развития отрасли, в том числе для целей энергосбережения.
Четвертое. Нам также нужно признать, что работа коммунальной инфраструктуры - это не предпринимательская деятельность в чистом виде. В условиях необходимости значительных инвестиций в ее модернизацию и при текущей социально-экономической ситуации в стране, максимум, на что может рассчитывать такое предприятие - это самоокупаемость, что непозволительно для частника. Опыт показывает, что системы жизнеобеспечения страны не могут быть чьим-то бизнесом и не должны отдаваться в частные руки.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым:
1. Переработать действующий механизм рынка мощности с установлением четких требований к отбираемым мощностям (в т.ч. с учетом экологической и климатической повестки);
2. Обеспечить прозрачность тарифообразования;
3. Рассмотреть возможность перехода от предельных тарифов к механизму Единого закупщика электроэнергии, базовому тарифу и системе коэффициентов для разных категорий потребителей;
4.Разработать государственную систему управления потреблением энергии;
5. С учетом стандартов новой регуляторной политики - восстановить вертикаль управления, полноценный государственный контроль и надзор в сфере энергетики;
6. Проработать вопрос создания единого отраслевого регулятора в сфере тепло- и электроэнергетики;
7. Пересмотреть утвержденный Постановлением Правительства перечень коммунальных объектов, подлежащих приватизации.

Депутаты фракции
партии "AMANAT"

---

Депутатский запрос Турганова Д.Н.
Премьер-министру Республики Казахстан Смаилову А.А.

В энергетической отрасли страны за последние годы назрели большие проблемы, связанные, прежде всего, с изношенностью энергооборудования, что зачастую становится причиной аварий на объектах энергетики.
Недавно, 20 марта текущего года, на Петропавловской ТЭЦ-2 произошло частичное обрушение дымовой трубы.
К сожалению, в результате этой аварии погибла работница предприятия.
От имени депутатов Мажилиса мы выражаем глубокие соболезнования родным и близким погибшей Натальи Чефоновой.
Очевидно, что необходимо принимать срочные меры для реабилитации всех энергопредприятий. Нам предстоит решить как вопросы модернизации энергосистемы, так и обеспечения ее нормального функционирования в настоящее время.
И, к сожалению, уже скоро может оказаться так, что именно этим некому будет заниматься.
По официальным данным за 2020 г., в отрасли работает 102 тыс. человек. При этом средняя зарплата энергетиков ниже на 26% относительно средней зарплаты по стране (195 764 тенге против 264 383 тенге).
На кадровую проблему в электроэнергетике обратил внимание Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, поручив Правительству реализовать меры по формированию профессионального кадрового потенциала отрасли и конкурентоспособного уровня оплаты труда.
Наиболее тяжелая ситуация с уровнем оплаты труда на сегодняшний день сложилась в организациях, осуществляющих передачу электрической энергии.
В этих организациях заработная плата далека как от средней зарплаты энергетиков по стране, так и от средней зарплаты в регионе присутствия.
К примеру, в ТОО "Оңтүстік Жарық Транзит" средняя зарплата производственного персонала на 118% ниже средней зарплаты по региону (96 тысяч тенге против 209 тысяч тенге средней зарплаты по региону).
В результате на сегодняшний день нехватка персонала в энергокомпаниях в среднем по стране составляет от 11 до 16%, а в некоторых регионах - до 34%.
Кроме того, несмотря на всю важность энергетики до сих пор не разработана отдельная долгосрочная стратегия развития отрасли.
Эти проблемы не раз поднимались и депутатами, и работниками отрасли, поэтому промедление ее решения, по сути, может однажды привести к энергетическому коллапсу.
На основании вышеизложенного прошу Правительство предоставить письменную информацию:
во-первых, о конкретных мерах, принимаемых с целью исполнения поручений Главы государства по установлению конкурентоспособного уровня оплаты труда работников энергетической отрасли,
и, во-вторых, о разработке отдельной долгосрочной стратегии развития этой отрасли.

Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
член фракции партии "AMANAT" Дюсенбай Турганов


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.03.2022
Спикер Сената провел переговоры с главами парламентских делегаций стран СНГ 31.03.2022
Мажилис одобрил ратификацию Соглашения об условиях и порядке размещения Тюркской академии в Казахстане 31.03.2022
Государственный секретарь провел встречу с послами государств-членов Европейского союза 31.03.2022
Об исторических комплексах 31.03.2022
"Ак жол" требует защитить законных собственников ж/д путей, подвергшихся рейдерству 31.03.2022
Казахстан и Германия намерены продолжить совместное развитие транспортно-логистического комплекса 31.03.2022
"Ак жол" требует срочно продлить долгосрочные договоры СК "Фармация" с отечественными компаниями на поставки лекарств и медицинских изделий 31.03.2022
В Карагандинской области будут выбирать акима города Абая 31.03.2022
Рабочий график главы государства 30.03.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz