Пресс-служба Счетного комитета, 31 марта
Сегодня, 31 марта 2022 года, в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета подвели итоги государственного аудита "Промежуточная оценка реализации Государственной программы "Цифровой Казахстан". На сегодняшний день, в сфере цифровизации отмечаются позитивные тенденции. Так, к примеру, в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства (Е-правительство) по итогам 2020 года Казахстан занял 29 место среди 193 стран. Благодаря стремительным темпам распространения цифровых технологий, уровень цифровой грамотности населения в Казахстане вырос за последние 3 года на 4,5%, составив по итогам 2020 года - 84,1%. Вместе с тем, несмотря на многолетние существенные инвестиции государства на цифровизацию, отмечается недопустимо низкая доля товаров информационно-коммуникационных технологий в общем объеме экспорта, что свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных информационно-коммуникационных товаров на внутреннем и внешнем рынках. Отсутствие преемственности по реализации определенных целей и задач, а также системности в планировании показателей и индикаторов Государственной программы "Цифровой Казахстан", негативно отразилось на эффективности реализации государственной политики в сфере информатизации и цифровизации. В Плане мероприятий по реализации Госпрограммы в большинстве случаев (110 из 125 или 88%) в качестве формы завершения мероприятий указано "отчетная информация". При использовании такой обобщенной формулировки отсутствует четкий критерий, позволяющий оценить степень завершенности мероприятия. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) осуществляет функции мониторинга Госпрограммы формально, не уделяя должного внимания анализу результативности параметров и показателей Госпрограммы. Не обеспечена достоверность и полнота результатов мониторинга и своевременное исполнение ряда мероприятий Госпрограммы. Также отмечается слабая координация за деятельностью подведомственных субъектов квазигосударственного сектора со стороны МЦРИАП. Отсутствие в АО "Зерде" декомпозиции Стратегии развития на 2013-2020 годы со стратегическими документами и государственной программой "Цифровой Казахстан", свидетельствует о недостаточной заинтересованности в реализации мероприятий стратегических направлений. Расходы на содержание АО "Зерде" покрываются за счет дивидендов дочерних организаций. Выполнение уставных функций АО "Зерде" проводится лишь при выделении бюджетных средств. На протяжении более 6 лет не достигнуты результаты по внедрению облачного документооборота в государственных органах. В результате неэффективного менеджмента, имеются убыточные и бесперспективные инвестиционные проекты: "Smart Contract", "Единая информационная система юридической помощи "Е-Заң көмегі", "Единый контакт центр", на сумму 987,9 млн. тенге. При отсутствии контроля со стороны МЦРИАП и учредителя в лице Холдинга "Зерде", Корпоративный фонд "Международный технопарк IT-стартапов "Astana Hub" ("Астана Хаб"), в число участников "Астана Хаб" включены компании, осуществляющие деятельность в сфере майнинга криптовалют. "Астана Хаб" были предоставлены налоговые льготы и преференций майнинговым компаниям, а также организациям имеющих значительные обороты по реализации, которые не отвечают предмету, цели и задачам международного технопарка и не направлены на повышение социально-экономического эффекта. При этом, только по 5-ти компаниям занятых в сфере майнинга криптовалют, сумма налоговых преференций за 1-3 квартала 2021 года составила 8,5 млрд. тенге, из которых лишь одна компания официально зарегистрирована в качестве "майнера". По итогам государственного аудита Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству и поручения государственным органам, направленные на повышение эффективности и совершенствование законодательства. В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений направлены материалы государственного аудита по 5 фактам. По отдельным фактам нарушений Счетным комитетом принято решение о передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуального решения. |