akzhol.kz, 25 мая
Рассматриваемый законопроект направлен на выполнение поручений президента и заслуживает поддержки уже потому что призван устранить дисбаланс, когда налоговая нагрузка на сырьевых олигархов не соответствовала извлекаемым ими доходам. Но я хотел бы высказаться по тем моментам, которые остались за рамками этого законопроекта, но которых давно и безуспешно ждут сами предприниматели. Прежде всего, нужно отметить, что у налогов есть не только фискальная, но и стимулирующая функция, о которой упорно забывают чиновники. Налоговая политика дает сигналы бизнесу, какие сектора государство считает нужным развивать, а какие уже крепко стоят на ногах. Так, начиная с 2012 года фракция Демпартии "Ак жол" настойчиво предлагает правительству ввести отраслевые пониженные ставки НДС для социальных и приоритетных товаров. Этот подход широко используют страны ОЭСР и Евросоюза: Швеция, Испания, Германия, Австрия, Польша, Литва и др. Общая ставка НДС там может быть 20-25%, а для сельского хозяйства - 0%, пищевой продукции и потребительских товаров – 3-5%, для строительства жилья, стройматериалов, машин и оборудования – 6-8%. Несколько лет назад даже Россия внедрила этот механизм для продовольственных товаров отечественного производства. Однако наше правительство упорно отказывается от таких инициатив. В 2020 году, уже Президент К.Токаев, своим решением в рамках ЧС, временно ввел пониженную ставку НДС на социальные товары. Но три попытки нашей фракции в том же году внести соответствующую норму в Кодекс вновь наткнулись на отказ правительства, под предлогом "неудобства администрирования". Так для кого должны быть удобными налоги, для предпринимателей или для чиновников? Сегодня на повестке дня борьба с ростом цен. Вот вам, уважаемые госорганы, – конкретный инструмент для снижения себестоимости товаров. Он тем более актуален, что в рамках НДС получило широкое распространение двойное налогообложение, причем уже не с добавленной стоимости, а с оборота. Дело в том, что согласно ст.403 Налогового кодекса, налоговые органы имеют право исключать НДС из зачетной части и взыскивать его не только с конечной операции, а с полного цикла оборота товара, за всех предшествующих участников оборота. Да, на бумаге это касается фактов уклонения от уплаты налогов и выписки фиктивных счетов-фактур. Но на практике эта норма получила самое широкое распространение, коснулась десятков тысяч предприятий, в ряде случаев привела к разорению бизнеса, когда, например, ТОО с годовым оборотом в 400 млн.тг начисляют налоги на 3-5 млрд. тг. И это реальные примеры. Эта норма стала едва ли ни самой широко используемой для шантажа, вымогательств и рейдерского захвата предприятий. Об этих проблемах президент Токаев буквально на днях говорил с бизнесом. О том, как контролирующие органы по-своему читают закон, говорит пресса: так, за один только вчерашний день в Алматы прокуратура отменила доначисления налогов на 757 предпринимателей, в столице – еще на 170 субъектов МСБ. Это только в двух городах, и только за один день. Или другая наболевшая проблема – возврат метода зачета по НДС на импорт пестицидов и племенных животных. Тысячи сельхозпроизводителей ждут этой нормы с 1 января, от которой бюджет ничего не теряет, зато у фермеров изымаются оборотные средства. Вот где и цены на мясо, молоко, пшеницу и т.д. А законопроект обходит эту проблему и оставляет аграриев у разбитого корыта. И где тут сдерживание цен на продукты, где позиция Минсельхоза? Вопрос и к самому НДС. По природе это налог для сдерживания перепроизводства. Но у нас – кризис не перепроизводства, а "недопроизводства". Сегодня уже около двух третей кредитов идут не на производство, а на потребление, на финансирование импортозависимости. Для сырьевых экономик как наша, НДС еще и стимул вывозить сырье, а готовые товары выгоднее импортировать, чем производить. Недаром у нас возврат НДС сырьевикам сопоставим с теми налогами, которые они уплачивают и служит огромным источником дополнительной прибыли за счет государства. Фракция "Ак жол" ранее уже предлагала, если правительство не хочет вводить пониженные ставки НДС для социальных товаров, то вообще рассмотреть вопрос о замене НДС со всей его бюрократией - на налог с оборота/продаж. Это более честный подход. Такой налог должен быть в 3-4 раза ниже НДС. Тогда производить будет выгоднее, чем импортировать и перепродавать чужое. А главное – и расчеты налога будут максимально простыми и понятными для всех. В свое время Правительство пыталось подойти к этой реформе, но само же убило идею, не захотев существенно снижать ставку и включив каскадный метод начисления. Давайте вернемся и изучим вопрос. Еще одна тема: после январских событий Глава государства как главную задачу обозначил борьбу с бедностью. Это можно сделать только через развитие массового предпринимательства. Но предпринимательство задыхается под горой отчетов и проверяющих. Тот же НДС нереально сложный для малого бизнеса налог, где предприниматель сам себе и кассир, и юрист, и бухгалтер. Поэтому для малых предприятий мир давно придумал "Вмененное налогообложение" (патент): заплатил один раз в год – и больше никто к тебе не лезет с проверками и штрафами. Одно это решение создало бы столько рабочих мест, сколько не создала ни одна программа занятости, на которые тратим десятки и сотни миллиардов. Но получаем ответ Правительства – это "пройденный этап", лучше НДС. А НДС – значит отчеты, проверки, штрафы и взятки. Предприниматель закрывает дело и идет просить соцпособие. И таких примеров игнорирования здравых идей молодыми, но уже равнодушными чинушами – десятки. Давно пора переходить к сервисной модели налогообложения, т.е. не штрафовать, а помогать предпринимателям. На той же встрече с бизнесом президент отметил дефицит мысли в экономическом блоке правительства. На самом деле, бизнес и партия "Ак жол" годами выдвигают инициативы, направленные на глубокую реформу экономической политики, на создание принципиально иного делового климата. Но все они тонут в бюрократической машине. А бизнесу, экономике нужна новая парадигма, нужны перемены, а не просто слова про Новый Казахстан. И реформа Конституции ведется чтобы начать уже менять и модель государственного управления, и саму жизнь. Так почему же вы стараетесь все оставить как было раньше, с тотальным контролем, преследованиями предпринимателей, штрафами и взятками? Фракция Демократической партии "Ак жол" наверно в 100-ый раз требует рассмотреть перечисленные выше предложения и некоторые другие, которые мы внесем в ходе обсуждения законопроекта. Мы поддержим данный документ с условием самого серьезного изучения наших инициатив. Очередные отписки нас не интересуют. Если уже беретесь выполнять поручения Президента – то имейте гражданскую смелость выполнять не только дословные указания, но и смысл этих реформ, имейте смелость идти на реальные и глубокие перемены экономической политики. Иначе такое впечатление, что у чиновников дефицит не только мысли, но и дефицит духа, дефицит государственности. Благодарю за внимание. |