NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 12:36 ast
10:36 msk

Выступление Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на пленарном заседании Мажилиса Парламента по Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2021 год
"Бюджет стал планироваться таким образом, что в течение года по непонятным причинам не хватает средств на текущие расходы"
09.06.2022 / политика и общество

Счетный комитет, 8 июня

Позвольте поздравить всех с успешным проведением республиканского референдума по поправкам в Основной закон страны и пожелать плодотворной работы по их реализации.
Мы знаем, какая большая предварительная работа этому предшествовала.
Наряду с этим, в Парламенте проходило обсуждение Отчетов Правительства и Заключения Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета за 2021 год.
Это заключение сформировано через призму оценки использования Правительством тех возможностей, которые появились после пандемии.
При этом главным критерием при оценке использования государственных ресурсов стала человекоцентричность.
Конечно, Правительством проводится большая работа. Многое достигнуто. Но по традиции сегодня мы говорим о нарушениях и системных проблемах, устранение которых позволит повысить эффективность расходования государственных ресурсов и задействовать латентные, а иногда и нелатентные резервы пополнения бюджета.
Кстати, нарушений стало меньше на 27%, - 413 млрд тенге в 2021 году по сравнению с 570 млрд тенге - в 2020 году.
Теперь по порядку.

ПЕРВОЕ. Как формируется бюджет?
Без предисловий сразу перейду к проблемам.
Бюджет стал планироваться таким образом, что в течение года по непонятным причинам не хватает средств на текущие расходы. Это нонсенс. Особенно учитывая, что есть бюджет развития 8% или 1,2 трлн тенге. Мы же не планируем капитальный ремонт квартиры, если нам не хватает доходов на оплату коммунальных услуг!
За исключением инициатив Главы государства, это просто некачественное бюджетное планирование администраторами бюджетных программ и согласия с этим Министерства финансов РК. И потом из Национального фонда государство вынуждено выделять ресурсы на эти текущие расходы.
Утверждаем бюджет без глубокой проработки и приоритизации расходов. А потом, в течение года, пятую часть корректируем и перераспределяем.
Раздаем бюджетные средства по 50 млн на разработку ПСД по дорогам для увеличения количества проектов. Не думая, будут ли они обеспечены финансированием в следующем году.
Доходы более чем на треть (36%) сформированы за счет средств из Нацфонда. Данный показатель остается высоким на протяжении последних 3 лет. Тогда как очевиден резерв пополнения государственной казны за счет налогового администрирования.
К сожалению, и в этом году Госаудитом не подтверждены дополнительные поступления, заявленные Комитетом госдоходов, за счет улучшения налогового и таможенного администрирования. Мы смогли подтвердить в 1,8 раза меньше заявленного (378 из 684 млрд тенге).
Два слова о том, как устанавливается прогноз по доходам РБ. В Методике прогнозирования поступлений бюджета по двум основным налогам – корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость – выявлены недостатки. Как следствие, только по КПН занижение прогноза на прошлый год составило 239 млрд тенге.
Все это вынуждает Минфин "залазить в карман" будущего года, наращивая авансовые платежи, либо искусственно создавать недоимку.
Только по 15 крупным компаниям, исправно исполняющим свои обязательства даже в кризисные года, бюджет в конце 2021 года недополучил порядка 167 млрд. тенге. Однако, буквально в первых числах января этого года задолженность была погашена. Реальной была недоимка? Мы сомневаемся!
Поступления от недропользователей – в сумме 125 млрд тенге согласно ранее принятым обязательствам предприятий горно-металлургического сектора МНЭ вообще не были включены в план поступлений. А показаны МФ как результат совершенствования налогового администрирования.
Нельзя согласиться и с двойным учетом одних и тех же сумм в рамках нескольких мер администрирования. А это 6,2 млрд тенге.
Слабо проводится работа по взысканию долгов в рамках процедур банкротства и реабилитации.
Погашено менее 1% от суммы кредиторской задолженности. А всего 2 трлн тенге. Видимо, основную часть спишут.

ВТОРОЕ. Расходование средств Национального фонда не соответствует ни утвержденной Концепции, ни цикличности развития экономики, ни здравой логике.
Вначале я сказала о возможностях в период после пандемии. Какие это возможности? Среднегодовая цена на нефть сложилась в прошлом году 70 долларов за баррель при прогнозе 60.
В этом году цена еще выше 120 долларов (прогноз – 90). Казалось бы, это время для накоплений. Общеизвестно, что экономика развивается циклично. За ростом последует спад. Поэтому, изучая отчет за 2021 год, мы пытались смотреть в 2023-2025.
Чем мы тогда подстрахуемся, если сейчас будем продолжать тратить больше, чем поступает в Нацфонд? При малом количестве конкурентных экспортных и импортозамещающих производств, диверсификации экономики и потраченных резервах.
Глава государства неоднократно обращал внимание на необходимость эффективного использования средств Нацфонда. "Республиканский бюджет не должен опираться на использование средств Нацфонда. Следует постепенно сокращать трансферты". (цитата из выступления Главы государства на совещании от 13 мая 2022 года по рассмотрению отчета Нацбанка).
И что же? 64% средств, выделенных из Нацфонда, мы направляем на текущие мероприятия! На выплату пенсий, пособий, даже на содержание осужденных. Проводим исследования.
Мы провели аудит 20-ти проектов за счет целевых трансфертов из Национального фонда. При этом продолжаем тратить на микрокредитование за счет средств Нацфонда на 13% больше, чем на аналогичный проект из республиканского бюджета.

ТРЕТЬЕ. По нацпроектам. Большинство нацпроектов подменили собой госпрограммы. Но, по сути, мало что изменилось.
Не соблюдается основной принцип проектного управления - разработка нацпроекта в максимально короткие сроки с главенством результата над процессом.
Финансирование – лишь 57% от реальной потребности. То есть финансирования нет в необходимых объемах, значит и морального права спрашивать за результат не будет! Мероприятия до конца не проработаны. Нет должной координации центра с регионами.
Остается очень длинный период от принятия решения ЦГО до того, как это почувствуют люди. Если вообще почувствуют. А бюджетные средства уходят сотнями миллиардов.

ЧЕТВЕРТОЕ. Остается множество различных инструментов господдержки. Их эффективность слабо оценивается.
С помощью мер решаем горящие проблемы без видения на перспективу. Но, по сути, инструментов всего 8.
При этом в отчетном году только на льготное кредитование через разные институты государство потратило 390 млрд тенге. Часть из них расходуется неэффективно, часть - вообще не возвращается в бюджет и только какая-то доля позволяет создать реальные производства.
Не лучше ли вместо льготного кредитования субсидировать ставку банков второго уровня, в том числе и по долгосрочным кредитам. Это позволит увеличить охват господдержкой почти в 5 раз.
Предлагаемый подход, на наш взгляд, создаст эффективные условия для роста производства отечественных товаров и развития несырьевого сектора экономики.

ПЯТОЕ. Доходы населения.
Оживление экономики пока только начинает положительно сказываться на "самочувствии" малого и среднего бизнеса. При этом реальный уровень жизни большинства населения пока не поднимается. Прежде всего, за счет инфляции.
В структуре денежных доходов происходит снижение доли доходов от трудовой деятельности и повышение зависимости от социальных трансфертов.
Все больше населения нуждается в помощи государства. Продукты питания составляют уже больше половины в структуре потребительских расходов.
При этом население закредитовано. Рост ипотеки физическим лицам составил -38%, на потребительские цели – 40%. А это уже треть от общего объема кредитов экономике.
На погашение кредитов используется более 18% доходов населения.

ШЕСТОЕ. О трансформации квазигоссектора. Медленными темпами (на 7,8%), но участие государства в экономике сокращается. К сожалению, качественно – только за счет госпредприятий.
Есть вопросы к приватизации таких объектов. Ниже рыночной стоимости продано почти 40%.
66 объектов госсобственности в 3 раза ниже (7,2 млрд тенге против 22,2 млрд тенге).
И 18 объектов квазигоссектора в 11 раз ниже (864 млн тенге против 9,4 млрд тенге).
В чем причины? Неэффективное управление, приведшее к обесценению активов или намеренное занижение? Здесь еще предстоит разобраться.
Убытки квазигоссектора растут. Долги только крупных холдингов превысили 21% к ВВП.
Дивиденды незначительны. 16% от чистого дохода при поручении Главы государства в 70%. Только по системообразующим компаниям Фонда "Самрук - Казына" оценочно недополучено порядка 0,5 трлн тенге.
Поскольку деятельность квазигоссектора напрямую влияет на всю экономику, необходимо быстрее его трансформировать.
Это только самые "кричащие", на наш взгляд, проблемы.
В завершении своего выступления хотелось бы поблагодарить депутатов за пристальное внимание к Заключению Счетного комитета и отметить, что повышение эффективности использования бюджетных средств - это дополнительный резерв для решения приоритетных задач. Тех, которые поставлены Главой государства.
Совместная работа с Правительством и регионами в этом направлении будет продолжена.
По итогам референдума Счетный комитет будет преобразован в Высшую аудиторскую палату. И это будет не просто переименование!
Высший орган аудита планируется усилить функционально. Пакет всех документов уже подготовлен.
В настоящее время мы согласовываем основные подходы с Администрацией Президента и в следующей парламентской сессии намерены представить их вам.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.06.2022
Ерлан Кошанов подвел результаты работы Мажилиса во второй парламентской сессии 30.06.2022
"Интересы инвесторов будут учитываться" - А. Смаилов призвал зарубежные компании инвестировать в Казахстан 30.06.2022
Ерлан Карин принял участие в международной конференции 30.06.2022
Astana Finance Days: Бахыт Султанов принял участие в панельной сессии "Сотрудничество между ЕС и Казахстаном" 30.06.2022
Строящую газоперерабатывающий завод на Кашагане компанию передадут в госсобственность 30.06.2022
"Ак жол" требует создать равные условия для частных и государственных мобильных приложений в сфере онлайн бухгалтерии 30.06.2022
О концепции развития АНК 30.06.2022
Возможно ли остановить процессы приватизации государственной собственности ниже рыночной стоимости? 30.06.2022
В Нур-Султане состоялось внеочередное заседание межведомственной комиссии Совета Безопасности 30.06.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz