NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 13.08.2022 11:53 ast
08:53 msk

Мадина Абылкасымова представила Концепцию развития финансового сектора до 2030 года
В рамках Высшего совета по реформам, который состоялся 30 июня 2022 года Председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова представила проект Концепции развития финансового сектора Казахстана до 2030 года, разработанный по поручению Главы государства
04.07.2022 / политика и общество

АРРФР, 1 июля

В рамках Высшего совета по реформам, который состоялся 30 июня 2022 года Председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова представила проект Концепции развития финансового сектора Казахстана до 2030 года, разработанный по поручению Главы государства.
Концепция разработана совместно с Национальным Банком, Правительством, Ассоциацией финансистов Казахстана, участниками финансового рынка и экспертами, и отражает как запросы участников рынка, так и видение регуляторов. К разработке Концепции были привлечены международные организации – Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный Банк и Ernst&Young.

Анализ развития финансового сектора
В рамках Концепции проведена диагностика состояния финансового рынка. За последние 5 лет совокупные активы финансовой системы увеличились на 74,5% до 44,3 трлн тенге. Это составляет 54,5% к ВВП, что существенно уступает показателям стран, находящихся на схожих этапах экономического развития.
Финансовая система характеризуется банкоцентричной моделью – на банки приходится порядка 85% активов финансовой системы и 15% на остальные секторы финансового рынка.
При этом все сектора финансового сектора за последние 5 лет показали стабильный рост. В банковском секторе, несмотря на списание около 7 трлн тенге проблемных кредитов, кредитный портфель вырос на 46% до 18,5 трлн тенге, что составляет 22,5% к ВВП.
Активы страховых организаций за 5 лет выросли вдвое до 1,8 трлн тенге и достигли 2,3% к ВВП, что связано с ростом объемов страховых премий.
На фондовом рынке капитализация составила 44,2 трлн тенге или 53,8% по отношению к ВВП, увеличившись за 5 лет на 70%. В структуре капитализации 65% приходится на акции, 35% – на облигации.
Микрофинансовый сектор занимает все большую роль в финансировании МСБ. В связи с включением в периметр регулирования всех кредитных организаций объем микрокредитов с 2019 года вырос более чем в 4,5 раза до 1,4 трлн тенге. В структуре микрокредитов 49% приходится на займы бизнесу и индивидуальным предпринимателям.

Глобальные и локальные тренды и вызовы
При разработке Концепции были учтены глобальные и локальные тренды, определившие основные направления актуализации подходов к комплексному развитию и регулированию финансового рынка.
Развитие мировых финансовых рынков находится под воздействием таких глобальных трендов, как активное развитие финансовых технологий и экосистем, цифровизация финансовых услуг, развитие бизнеса на принципах ESG и зеленого финансирования, рост инфляционных ожиданий, усиление давления на валютные курсы.
На фоне внешней макроэкономической нестабильности и экономических шоков приоритетом финансовых регуляторов остается сохранение финансовой стабильности, усиление макропруденциальной политики и риск-ориентированного надзора.
Одним из драйверов развития на финансовом рынке стали финансовые технологии и цифровые инновации. Происходит ускоренная трансформация традиционных бизнес-моделей финансовых организаций с применением новых технологий.
Среди локальных вызовов можно выделить, прежде всего, невысокую степень участия финансового сектора в финансировании экономики.
Банковское кредитование экономики сдерживается низким качеством корпоративных заемщиков, что обусловлено закредитованностью большинства предприятий реального сектора и их низким уровнем рентабельности и капитализации.
Долгосрочное кредитование сдерживается краткосрочной базой фондирования банков, а также усилением влияния валютных и процентных рисков. Формированию полноценной рыночной среды на кредитном рынке препятствует значительная доля участия государства в прямом кредитовании экономики и субсидирование бизнеса по нерыночным ставкам.
На фондовом рынке ключевым вызовом остаются небольшое количество казахстанских эмитентов и привлекательных финансовых инструментов, способных стать полноценной альтернативой банковским вкладам. Это снижает ликвидность рынка, а также сдерживает рост инвесторской базы.
В страховом секторе основные вызовы связаны с недостаточным развитием продуктов добровольного страхования жизни и здоровья граждан, страхования имущества населения и предпринимательства от различных рисков. Наряду с этим, сохраняется невысокая заинтересованность граждан и предпринимателей в использовании инструментов страхования ввиду слабой информированности о страховых продуктах, ранее имевшихся проблем с получением страховых выплат, относительно высокими страховыми тарифами.

Основные достижения в развитии финансового сектора
Концепция определяет основные достижения в развитии финансового рынка за последние годы. Так, для обеспечения стабильности банковского сектора внедрены стандарты Basel III Базельского комитета по банковскому надзору. Введены требования к новым буферам капитала: консервационный, контрциклический и системный, установлены новые нормативы ликвидности: коэффициент покрытия ликвидности (LCR) и коэффициент нетто стабильного фондирования (NSFR).
В 2019 году во всех секторах финансового рынка внедрен риск-ориентированный надзор и система мотивированного суждения. В банковском секторе это надзорная модель Европейского союза SREP (Supervisory review and evaluation process), на фондовом и страховом рынках – модели RASS (Risk Assessment and Supervision System) и IRIS (Insurance Regulatory Information System), которые позволяют выявить риски на ранних стадиях.
В 2019-2020 годах Национальным Банком и Агентством проведена независимая оценка качества активов (AQR, Asset Quality Review) 14 банков. В 2021 году внедрена система надзорного стресс-тестирования и AQR адаптирован под ежегодный формат.
Введено лицензирование микрофинансовой деятельности, включая ломбарды, кредитные товарищества и компании онлайн-кредитования (605 ломбардов, 219 кредитных товариществ, 242 микрофинансовых организаций).
На фондовом рынке проведена масштабная модернизация инфраструктуры рынка ценных бумаг: введена новая торговая система KASE, создана региональная депозитарно-расчетная система на базе Центрального депозитария и внедрен Центральный контрагент, обеспечивающий исполнение сделок на всех рынках KASE. Реализовано право передачи пенсионных накоплений в управление частным компаниям.
На страховом рынке внедрено 100% онлайн заключение договоров обязательного страхования ГПО автовладельцев. На законодательном уровне приняты стимулы для развития накопительного страхования жизни и введен отложенный пенсионный аннуитет.
Значительный прогресс достигнут в сфере цифровизации финансовых услуг и внедрении удаленных сервисов. Реализованы механизмы дистанционного заключения договоров по всем финансовым услугам.

Цель концепции и стратегические направления развития
Целью Концепции определено формирование интегрированного в международное пространство, устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка, который обеспечивает весомый вклад в стабильный и инклюзивный экономический рост Казахстана, и улучшение благосостояния населения.
Концепция предусматривает переход от антикризисного регулирования к устойчивому развитию финансового рынка.
Для достижения цели Концепции определены 5 ключевых принципов развития финансового рынка.
Первое – обеспечение положительного эффекта от развития финансового сектора на экономический рост.
Второе – создание условий для развития финансовых технологий и внедрения инновационных продуктов и услуг.
Третье – поддержание финансовой стабильности, ориентированное на обеспечение устойчивости и непрерывности деятельности финансовых институтов.
Четвертое – развитие конкуренции и создание равных условий деятельности для всех финансовых организаций.
Пятое – повышение финансовой инклюзии и предоставление равных условий доступа к финансовым продуктам и услугам для всех потребителей.
Для достижения указанной цели определены 7 стратегических направлений развития финансового сектора, 3 из которых имеют кросс-секторальный характер и актуальны для всех сегментов финансового рынка и 4 стратегических направления содержат специфические секторальные задачи и инициативы для ключевых участников финансового рынка.
Первое направление. Обеспечение финансовой стабильности и поддержание доверия к финансовой системе.
Обеспечение стабильности финансового рынка будет осуществляться за счет реализации эффективной макропруденциальной политики и риск-ориентированного надзора.
В рамках макропруденциальной политики рассматривается введение контрциклического буфера к минимальной достаточности собственного капитала банков.
Также планируется расширение критериев признания финансовых организаций системно значимыми с установлением к ним повышенных требований к системам управления рисками и информационной безопасности.
По результатам ежегодной оценки SREP и стресс тестирования планируется установление надзорной надбавки к коэффициентам достаточности капитала банка (второй компонент Базель 2).
Будет продолжена работа по имплементации регулярной оценки активов (AQR) и надзорного стресс-тестирования в процесс ежегодной надзорной оценки SREP. AQR и стресс-тестирование, дополняя анализ SREP, будут давать полную картину финансового состояния банков и позволяют регулятору применять надзорные меры для покрытия всех рисков, которым подвержен банк.
Для снижения системных рисков планируется введение консолидированного надзора финансовых конгломератов в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.
Для стимулирования банков к применению лучших инструментов риск-менеджмента будут усилены требования к внутренним процессам банков по оценке достаточности собственного капитала (ICAAP) и ликвидности (ILAAP). Для управления рыночными рисками планируется разработка надзорной методологии по оценке влияния процентных рисков на доходность и капитал банков (IRRBB).
В сфере ПОД/ФТ будет осуществлен переход от формальных пороговых операций к эффективным критериям.
Второе направление. Развитие инноваций, финансовых технологий, новых бизнес-моделей и компетенций.
Для оптимизации регуляторной нагрузки будет осуществлен переход к дата-центричному надзору и автоматизированы процедуры надзора финансовых организаций с применением технологии RegTech и SupTech.
В последние годы наблюдается рост цифровых сервисов на финансовом рынке в виде платформенных решений и экосистем. Для ограничения потенциальных рисков, связанных с внедрением финансовыми организациями цифровых сервисов, будет внедряться соответствующее регулирование.
Для обеспечения справедливой конкуренции между финансовыми организациями в сфере онлайн сервиса будут выработаны подходы для внедрения стандартов открытых интерфейсов Open API и Open Banking.
Следуя повестке ООН по устойчивому развитию, приоритетным направлением станет внедрение принципов ESG на финансовом рынке, а также стимулирование развития "зеленого финансирования". В соответствии с новыми международными стандартами в сфере ESG на финансовом рынке будет осуществлен поэтапный переход от добровольного к обязательному раскрытию финансовыми организациями нефинансовой отчетности о подверженности ESG рискам. Будет осуществлена интеграция принципов ESG во внутренние системы управления рисками и корпоративное управление финансовых организаций. В дальнейшем оценка ESG рисков будет включена в надзорную систему SREP и стресс-тестирование.
Для обеспечения эффективного взаимодействия участников рынка по вопросам информационной безопасности будет автоматизирована система мониторинга и реагирования на события и инциденты кибербезопасности финансового рынка.
Третье направление. Обеспечение добросовестного поведения, защита прав и интересов потребителей финансовых услуг.
Планируется внедрение новой комплексной модели защиты потребителей для перехода на проактивную работу по обеспечению защиты прав потребителей.
Ключевым элементом новой модели является внедрение риск-ориентированного подхода, предусматривающего анализ бизнес-моделей и стратегий финансовых организаций для выявления на ранних этапах недобросовестных практик работы с потребителями, и принятия принудительных мер надзорного реагирования для исправления и недопущения ситуации, когда она будет угрожать интересам большего числа потребителей.
Для обеспечения добросовестной работы с потребителями будут внедрены поведенческие стандарты финансовых организаций, направленные на выявление рисков для потребителей на этапе создания финансового продукта, раскрытие информации о финансовых продуктах и рисках с учетом финансовой грамотности потребителя, расширение каналов подачи обращений, оперативное урегулирование споров по линии обратной связи.
В рамках развития финансовой инклюзии будут приняты меры по созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, функционированию интерактивной карты адаптированных отделений финансовых организаций в разрезе регионов. Планируется адаптация условий наиболее востребованных финансовых продуктов под нужды лиц с инвалидностью. Для повышения уровня финансовой грамотности планируется увеличения охвата населения образовательными программами по вопросам цифровой и кибер-грамотности, защиты от рисков, связанных с использованием новых технологий и интернет мошенничеством.
Четвертое направление. Финансирование экономики и развитие банковского сектора.
Основной задачей банковского сектора должно стать стимулирование роста экономики через эффективное перераспределение денежных ресурсов.
Для этого предусмотрены инициативы по увеличению доли рыночного кредитования экономики, в том числе путем пруденциального стимулирования для высвобождения капитала и ликвидности на расширение кредитования бизнеса.
Кроме этого, планируется поэтапное сокращение участия государства в программах прямого финансирования экономики, что обеспечит замещение государственного финансирования в крупных и капиталоемких инвестиционных проектов ресурсами финансового рынка.
Необходимо прекращение государственной поддержки нежизнеспособных предприятий, а также совершенствование процедур реабилитации и банкротства несостоятельных должников.
Наряду с этим, продолжится развитие альтернативных инструментов финансирования как факторинг, лизинг, синдицированное кредитование, государственно-частное партнерство.
Для вовлечения стрессовых активов в экономический оборот будут созданы институциональные условия для появления частных инвесторов и управляющих на рынке стрессовых активов, а также проработан вопрос создания цифровой платформы для совершения сделок со стрессовыми активами.
Пятое направление. Развитие рынка страхования как инструмента защиты финансовых интересов.
Страховой сектор является социально ориентированной отраслью, основной задачей которой является повышение благосостояния населения и защита его имущественных интересов.
Ключевые инициативы по данному направлению включают расширение линейки страховых услуг, совершенствование инфраструктуры страхового рынка, в том числе за счет цифровизации, а также повышение устойчивости страхового сектора посредством внедрения международных стандартов оценки платежеспособности.
В отрасли общего страхования основные направления развития будут ориентированы на защиту интересов населения и субъектов предпринимательства посредством внедрения вмененного страхования. Развитие вмененного страхования позволит обеспечить имущественную защиту населения от профессиональных ошибок, некачественных услуг, предоставляемых субъектами предпринимательства.
В целях расширения инвестиционных возможностей для физических лиц, будет продолжена работа по активизации долгосрочных накопительных инвестиционных продуктов страхования жизни "unit-linked".
Будет продолжено развитие Единой страховой базы данных для осуществления онлайн урегулирования страховых выплат.
Для повышения качества оказываемых услуг планируется введение института саморегулирования страховых посредников (страховых агентов).
Для расширения возможностей национального страхового рынка планируется развитие и расширение совместного страхования одного риска несколькими страховщиками путем создания страховых пулов по вмененным видам страхования.
Дальнейшее развитие системы гарантирования страховых выплат предусматривает расширение гарантируемых классов страхования, упрощение механизма осуществления гарантийных выплат из Фонда гарантирования страховых выплат, обеспечение непрерывности выплат по аннуитетным видам страхования.
Шестое направление. Развитие рынка ценных бумаг как дополнительного канала финансирования экономики.
Роль фондового рынка значительно возросла в привлечении внешних и внутренних инвестиций, и как альтернативный инструмент для повышения сбережений населения.
Для развития фондового рынка будут реализованы мероприятия по повышению институционального и розничного спроса, а также глубины и ликвидности на фондовом рынке.
Будет продолжена масштабная технологическая модернизация инфраструктурных организаций фондового рынка для развития регионального учетно-расчетного хаба.
Для увеличения потенциала сектора в финансировании экономики планируется проведение IPO крупных компаний на KASE и AIX. Это также позволит повысить позиции Казахстана в международных индексах FTSE и MSCI.
Для выхода новых эмитентов на рынок, отдельные инициативы будут направлены на повышение качества и прозрачности корпоративного управления частных компаний, развитие системы дистанционной идентификации клиентов и расширение рынка кастодиальных услуг.
Развитие рынка капитала будет проводиться в тесном взаимодействии с МФЦА для повышения синергетического эффекта от функционирования двух бирж.
В рамках реализации Стратегии развития МФЦА планируется расширение перечня финансовых услуг для участников МФЦА и доступа к инфраструктуре финансового рынка. Так, планируется интеграция пострейдинговой инфраструктуры на базе Центрального депозитария и депозитария AIX. МФЦА имеет большой потенциал в развитии исламского банкинга, биржевой торговли криптовалютами. Совместно с МФЦА планируется внедрение единых подходов к регулированию регуляторной песочницы для апробации финансовых инноваций, новых технологий и финансовых услуг.
Седьмое направление. Развитие небанковского сектора и микрофинансирования.
Рынок микрофинансирования играет важную роль в повышении доступности финансовых услуг для широких слоев населения и представителей малого бизнеса в регионах.
Для микрофинансовых организаций будет расширен спектр предоставляемых услуг, включая агентские, платежно-расчетные и консультационные услуги для бизнеса.
Вовлечение МФО в реализацию государственных программ развития бизнеса, в особенности на селе, будет содействовать развитию аграрной отрасли и обеспечению занятости в регионах.
Для расширения и диверсификации источников их фондирования будет реализован механизм апексных организаций.
Для крупных МФО, желающих масштабировать бизнес, будет предоставлена возможность конвертации в банк.
Для ограничения рисков в потребительском кредитовании планируется увеличение коэффициентов риск-взвешивания при выдаче беззалоговых кредитов, ужесточение требований к уровню долговой нагрузки и снижение эффективных ставок вознаграждения.
В рамках пропорционального регулирования будет рассмотрен вопрос ослабления регуляторной нагрузки для участников рынка, не имеющих системного риска: это кредитные товарищества и ломбарды.
Реализация стратегических направлений, задач и инициатив Концепции требует скоординированной работы всех заинтересованных государственных органов, организаций и участников финансового рынка. В этих целях разработан детальный План мероприятий по реализации Концепции, включающий все инициативы, сроки их реализации и ответственных исполнителей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.07.2022
Массовый возврат неиспользуемых сельскохозяйственных земель в пользу государства продолжается в Казахстане 29.07.2022
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 29.07.2022
Проблему дефицита сахара рассмотрели в партии "AMANAT" 29.07.2022
Рабочий график главы государства 28.07.2022
У Казахстана и Грузии есть все возможности для расширения взаимной торговли и грузоперевозок – Алихан Смаилов 28.07.2022
Большой передел 28.07.2022
Новые деньги для старых схем? 28.07.2022
В Казахстане возобновляет работу Павлодарский нефтехимический завод 28.07.2022
В связи с новой работой в качестве министра просвещения, Асхат Аймагамбетов подвел итоги работы в качестве министра образования и науки 28.07.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
13.08.22 Суббота
92. ПАК Иван
84. АТКЕШЕВ Жумагали
74. АХМЕДЖАНОВ Мейрам
70. БАЙТУКБАЕВ Джаксылык
68. ЕСЕНБЕРЛИН Козыкоpпеш
68. СЫЗДЫКОВ Аскар
65. ТЕЛЕБАЕВ Газиз
64. ОМУРЗАКОВ Турсунбек
61. УТЕСИНОВ Бекмурат
57. АКТАЕВА Лязат
56. АЛЬЧЕКЕНОВ Лут
56. КУЗЕМБАЕВА Маржан
55. ГУБАШЕВ Асланбек
54. ГИЛИМОВ Абилмажен
54. КОЖАГАПАНОВ Ерлан
...>>>
14.08.22 Воскресенье
93. ЖУМАГУЛОВ Шакен
83. ОВЕРКО Валерий
80. ТЕМЕШЕВ Телагис
74. САМОЙЛЕНКО Александр
71. БЕЛОГЛАЗОВ Алексей
69. БОБРОВ Владимир
66. ИТЕГУЛОВ Марат
66. АРТЫГАЛИЕВ Муса
65. АЛАНОВ Жаксылык
64. ДЮСЕМБАЕВ Еркын
63. ТОКСАНБАЕВ Амиржан
62. ДАУМОВА Батима
62. НАБИЕВ Ерсаин
62. САЛИМГЕРЕЕВ Малик
61. ОМАРБЕКОВА Жанат
...>>>
15.08.22 Понедельник
88. СИДОРОВА Вера
77. УМБЕТОВ Алтынбек
75. БАЙСУЛТАНОВ Султан
75. БАРЫШЕВ Серожатдин
74. КЕНЖАЛИЕВ Багдаулет
74. МЕДЕУБАЕВА Газират
72. КЕШУБАЕВ Галиаусат
71. БЕРКАЛИЕВ Хусаин
71. СЕЙТАХМЕТОВ Сансызбай
70. ЕСПАЕВ Сакен
68. ШАЙМЕНОВ Есентай
67. НУРАЛИН Даулет
66. АДЕКЕНОВ Сергазы
66. ТАЗАБЕКОВА Еркин
65. ИБРАШОВ Темирхан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz