NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 11:28 ast
09:28 msk

Насколько соответствовали бодрые рапорты об успехах цифровизации реальному положению дел?
Выступая на прошедшем в самом конце июня заседании Высшего совета по реформам, президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз обратился к теме высоких технологий и цифровизации. На этот раз в контексте перспектив внедрения и использования блокчейн-технологий и цифровых валют центральных банков
12.07.2022 / политика и общество

Евгений Косенко, turanpress.kz, 11 июля

Выступая на прошедшем в самом конце июня заседании Высшего совета по реформам, президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз обратился к теме высоких технологий и цифровизации. На этот раз в контексте перспектив внедрения и использования блокчейн-технологий и цифровых валют центральных банков.
– Данное направление – не просто "футуристический" взгляд на будущее финансовых систем, а реализуемые проекты. Многие государства уже приступили к физическому тестированию своих цифровых валют. Разрабатываются и создаются экосистемы для их деятельности. Мы должны быть готовы к адаптации наших институтов к новым реалиям, – подчеркнул Глава государства.
Собравшиеся чиновники согласно кивнули и пообещали в кратчайшие сроки приступить к внедрению. Точнее – к подготовке проекта, его финансовому наполнению и последующему распределению по ответственным ведомствам – Министерству финансов, Министерству цифрового развития, Национальному банку и другим структурам, которые смогут привнести свой посильный вклад в такое важное дело.
В общем, началась стандартная реализационная процедура, и здесь уже воистину – "как пойдет". Возможно, в новых условиях подходы к практическому осуществлению поставленных задач будут серьезно модернизированы (как технологически, так и с точки зрения ответственности) и на выходе действительно окажется качественный продукт. По крайней мере, на это очень хочется надеяться, хотя, как показывает опыт, немалая часть важных проектов из серии тех, что планировались с солидным замахом, давали в лучшем случае весьма скромный результат. Или, что чаще всего – не давали такового вовсе. Что, кстати, подтверждается и в обнародованном на днях аудиторском заключении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета под названием "Оценка эффективности государственной политики в сфере цифровизации и эффективности использования активов государства в сфере информатизации".
Непосредственно к некоторым выводам аудиторов мы обратимся чуть позже, а пока вкратце воскресим в памяти основные вехи республиканской цифровизации со всеми ее сопутствующими приключениями.

"Головокружение от успехов"
Говоря о цифровизации, обычно принято брать за начало отсчета декабрь 2017 года, когда правительственным постановлением за номером 827 была утверждена грандиозная, комплексная и многоуровневая Государственная программа "Цифровой Казахстан", рассчитанная на период 2018–2022 годов (кстати, несмотря на то, что прилагаемый к ней план мероприятий хронологически растягивался до ноября 2022 года, уже в нынешнем мае само постановление о запуске программы и все многочисленные изменения и дополнения к нему были признаны утратившими силу). Возможно по причине досрочного выполнения (это оптимистичная версия), но скорей всего, наоборот – дабы решительно отмежеваться от груза "цифрового долгостроя" в виде десятков проваленных проектов, о которых хочется побыстрее забыть. Впрочем, это тоже всего лишь предположение…
Безусловно, монументальная госпрограмма с ее звучными направлениями, такими как "Цифровизация отраслей экономики", "Переход на цифровое государство", "Развитие человеческого капитала и переход на креативное общество", "Создание инновационной экосистемы" и прочими, диковинно звучащими для обывательского уха нарративами, дала наиболее мощный импульс в будущей возне с разнообразной "цифрой", но справедливости ради некоторые предтечи повальной цифровизации присутствовали в жизни страны и ранее.
Так, в 2005 году началось формирование "электронного правительства" (и как с гордостью сообщили в 2016 году в правительстве обычном, "Казахстан находится на 33-м месте из 193 стран ООН и занимает 7-е место в Азии по рейтингу электронного правительства").
Правда, чиновники очевидно забыли упомянуть, что в 2012 году наша республика демонстрировала куда более впечатляющие результаты в параллельном ооновском рейтинге – "электронного участия", сначала вскарабкавшись аж на 2-е место, а затем, в том же 2016-м, внезапно рухнув на 67-е (причиной стали степень доступности граждан к цифровым услугам и коэффициент их вовлеченности в политическую жизнь государства).
Но в любом случае, "электронное правительство" было худо-бедно сконструировано и вместе с появлением специальной экономической зоны ПИТ "Алатау", в которую закладывались "элементы инновационной экосистемы" и запуском международного технопарка "Astana Hub", первую государственную программу "Цифровой Казахстан 2017" можно было считать практически выполненной.
Так что, масштаб второй программы в чем-то даже был логичен – справились с первым этапом, осилим и все остальные.
– Сегодня по всему миру в местах активного взаимодействия тех предпринимателей, инженеров-изобретателей и инвесторов формируются технологические кластеры для развития стартапов и инноваций. Технологическая диверсификация, сопровождающая успешную реализацию таких проектов на государственном уровне, обеспечивает высокие темпы развития экономики стран и развитие человеческого капитала. Для этого, было инициировано создание "Astana Hub", который уже начал свою работу. С начала 2018 года ведется отбор стартапов, которые будут проходить акселерацию (период ускоренного развития) на его базе. В этом году планируется вывести на уровень готовых компаний 33 стартапа. До 2022 года – около 300 компаний. Также будут открыты три R&D-лаборатории (Research and Development) с партнерами холдинга "Зерде", крупными международными ИТ-компаниями. Они позволят проводить полный цикл как исследовательских, так и подготовительных работ для запуска новых продуктов или технологий в промышленное производство. По предварительным подсчетам прямой эффект от цифровизации экономики Казахстана к 2025 году позволит создать добавочную стоимость на 2,2 триллиона тенге. Поэтому, несомненно, "Цифровой Казахстан 2018-2022", очень важная для страны программа, – увлеченно рассказывал в марте 2018 года тогдашний председатель правления Национального инфокоммуникационного холдинга "Зерде" Руслан Енсебаев.
К дальнейшим перипетиям жизни и судьбы господина Енсебаева мы еще вернемся чуть позже, а пока вкратце рассмотрим довольно показательный промежуточный документ – "Предварительные итоги реализации Государственной программы "Цифровой Казахстан" за 2019 год".
Авторы отчета взяли бравурный тон буквально с преамбулы:
"Цифровизация может стать двигателем национальной экономики и генератором устойчивых рабочих мест. Именно цифровизация станет двигателем разработки и адаптации новых технологий в экономику Казахстана, которая позволит запустить новую волну создания рабочих мест. В 2019 году в рамках реализации мероприятий госпрограммы "Цифровой Казахстан" уже было создано 8 тыс. рабочих мест".
Не менее впечатляющие достижения оказались и в сугубо экономической сфере: "Совокупныйэкономический эффект от программы за 2018 и 2019 годы превысил 600 млрд. тенге"
Не были забыты и конкретные направления достигнутого прогресса: "Значительные успехи достигнуты во внедрении цифровых технологий в сферы оказания государственных услуг, образования, здравоохранения, финансовый, транспортный и горно-металлургический секторы. В рамках цифровизации здравоохранения 97,5% организаций оснащены компьютерной техникой и 100% подключены к сети интернет. 17,9 млн. (95,7%) жителей Казахстана имеют региональные электронные паспорта здоровья. Принятые меры позволили улучшить качество предоставления услуг здравоохранения для населения, а также облегчить труд врачей. Также будут продолжены работы по внедрению медицинских информационных систем до уровня сел и доведение уровня обеспечения электронными паспортами здоровья до 100%. В рамках цифровизации образования школы оснащены компьютерной техникой. Ученики пользуются электронными дневниками и журналами (6703 из 7014 школ). 90% школ (6336 школ) обеспечены Интернетом со скоростью 4 Мбит/сек и выше…"
Так что и перспективы виделись вполне жизнеутверждающими:"Дальнейшая интеграция и внедрение цифровых технологий имеют решающее значение для скорейшего вхождения Казахстана в список 30 наиболее конкурентоспособных экономик мира и улучшения благосостояния казахстанцев"
С полным списком многочисленных побед (по версии составителей документа) при желании можно более подробно ознакомиться самостоятельно).
А можно этого и не делать, так как опубликованный во второй половине января 2020 года документ довольно быстро попал под корректировку со стороны суровых жизненных реалий и в первую очередь – пандемии короновируса. Причем, под корректировку настолько серьезную, что можно было даже усомниться в достоверности приведенных в нем сведений.

Проверку на прочность не прошли…
Уже 10 апреля в ходе заседания госкомиссии по чрезвычайному положению, президент Касым-Жомарт Токаев подверг проведенную ранее цифровизацию весьма суровой критике:
– С переходом граждан в карантинный режим и внедрением дистанционного обучения в школах и университетах интернет-система не выдержала испытания на прочность.Выявились серьезные системные недостатки. Министерство образования вынуждено перейти на уроки по телевидению, разрекламированная система E-Learning, как шутят остряки, "крякнулась". В е-gov также наблюдались перебои. В поствирусный период нам следует извлечь уроки из этих ситуаций, подготовить анализ просчетов, злоупотреблений…
Анализ "просчетов" и злоупотреблений, впрочем, начался гораздо раньше и после первых же проверок в июле 2020 года были сначала освобождены от занимаемых должностей, а затем и взяты под стражу вице-министр финансов по цифровизации Руслан Енсебаев (бывший глава АО "Национальные информационные технологии", инфокоммуникационного холдинга "Зерде" и куратор создания Egov.kz) и вице-министр здравоохранения Олжас Абишев, отвечавший за цифровизацию казахстанской медицины и ранее руководивший РГП на ПХВ "Республиканский центр электронного здравоохранения" МЗ РК.
В сентябре прошлого года суд признал Руслана Енсебаева виновным в ряде коррупционных преступлений и приговорил его к четырем годам лишения свободы. Такой же срок получил и бывший заместитель председателя Комитета информации Министерства информации и общественного согласия Алибек Ескендиров, также проходивший по этому делу.
Что же касается Олжаса Абишева, обвиняемого в растрате 500 миллионов тенге, отпущенных на цифровизацию, то судебные слушания по его делу продолжаются в наши дни (вместе с экс-министром здравоохранения Елжаном Биртановым).
Помимо других эпизодов, Олжас Абишев и Елжан Биртанов обвиняются в том, что приняли на баланс нерабочую платформу "Электронный паспорт здоровья", которую разрабатывала хорватская компания "Ericsson Nikola Tesla". Программа стоила 17,5 миллионов долларов.
Сам Олжас Абишев обвинения отрицает: "Платформа работала, но министр Алексей Цой сказал, что ее нельзя показывать гражданам, чтобы не сеять панику. А разве было бы плохо, если бы люди знали, куда везти заболевших, в какой больнице есть места? Платформа работает, а в заключении пишут – не работает…"
Кроме того, бывший вице-министр заявил, что ни одного документа, доказывающего его личную выгоду, гособвинение не предоставило.
В общем, в особенностях цифровизации системы здравоохранения суду еще предстоит детально разбираться.
Подробный анализ ситуации сложившемся в цифровом пространстве страны (включая разбор различных проектов от системы Ashyq до камер Сергек) был опубликован на портале turanpress.kz в мае прошлого года (см. материал "Цифровизация в РК – крякнулась или гавкнулась?")
Там же, можно найти и расклад по деятельности трех "цифровых" министров –Бейбута Атамкулова, Аскара Жумагалиева и Багдата Мусина и их причастности к тому или иному проекту.
Поэтому, во избежание повторов стоит упомянуть лишь то, что очередные страсти по итогам реализации программы "Цифровой Казахстан" разгорелись осенью прошлого года, когда стало известно, что правительство страны подписало меморандум с российским ПАО "Сбербанк" о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации.
Примерно в это же время последовало разъяснение от министра Багдата Мусина, о том, что после проведения анализа возможностей действующей платформы выяснилось, что "Цифровой Казахстан" состоит из порядка 400 информационных систем, которые были созданы с использованием разных технологий и которым сложно коммуницировать между собой. При этом, системами управляют около 30–40 команд, которые сначала автономно создавали эти проекты, а затем оказывают им дальнейшее техническое сопровождение и поддержку, не коммутируя и не взаимодействуя друг с другом, что в свою очередь вызывает немалые трудности.
И вообще, в системе вроде как существует дезинтегрированность, а на самом цифровом рынке присутствует определенная монополизация со стороны крупных казахстанских компаний, которые из года в год успешно осваивают "цифровой бюджет".
Как ответственное министерство дошло до такой жизни, глава ведомства уточнять не стал. Зато становилось понятно что "лоскутная цифровизация" (так министр охарактеризовал главное детище инноваций "eGov", попутно сравнив его "с миллионами старых хижин, на месте которых надо построить десятки качественных новостроек со встроенной техникой") оказалась не сильно эффективной. И в таком случае, становилось весьма интересно – на что же были потрачены десятки миллиардов тенге?
Ведь практически ежегодно в рамках государственного заказа отечественным IT-компаниям выделялось порядка двух миллиардов долларов США. Только за первые десять лет работы портала, с 2006 по 2016 год, на создание и работу "электронного правительства" было потрачено около 46 миллиардов тенге. Кроме того, ежегодные расходы на сопровождение информационных систем в РК составляют около девяти миллиардов тенге, а на создание – порядка 17,3 миллиардов. И в итоге, потратив эти колоссальные суммы, страна получила ту самую "лоскутную цифровизацию".
Заволновались и депутаты. Так, в сентябре прошлого года парламентская фракция "Ак Жол" в своем обращении на имя тогдашнего премьер-министра Аскар Мамина напомнила, что в предыдущие годы депутаты неоднократно критиковали провалы в работе информационных систем как отдельных министерств, так и ситуацию с цифровым развитием в целом.
"Особенно очевидна недееспособность существующих платформ стала с началом пандемии весной прошлого года, когда посыпались электронные услуги в системе здравоохранения, социального обеспечения, образования, налогообложения, сельского хозяйства и многих других. Тогда же вскрылось неэффективное использование многомиллиардных сумм, годами выделяемые государством на цифровизацию, в том числе через увеличение внешнего долга страны. При этом, судорожные попытки госорганов и ответственных лиц исправить ситуацию не дали нужных результатов. Более того – привели к дальнейшим расхождениям и сегментации платформ, усложнили их пользование гражданами и бизнесом… Фактически подписание указа о соглашении означает провал предыдущих программ цифровизации госуслуг, а также выделявшихся на это миллиардов долларов за последние 5–10 лет. Сколько именно государственных средств было затрачено на цифровизацию в предыдущие годы как на правительственном уровне, так и на уровне отдельных министерств и акиматов? Кто несет ответственность за это?" – в частности, говорилось в депутатском запросе, озвученном мажилисменом Максатом Раманкуловым.
После произошедшего в этом году изменения мировой геополитической обстановки подписание соглашения со Сбербанком, намеченное на конец марта нынешнего года, было перенесено на неопределенный срок:
"Казахстан откладывает подписание контракта со Сбербанком России по цифровой трансформации и анализирует альтернативные варианты", – сообщили 25 марта в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. "В связи со сложившейся обстановкой в мире министерство рассматривает развитие нескольких сценариев по переходу на платформенную модель и готовится к каждому из них. Мы проводим встречи с IT-экспертами и представителями рынка, анализируем, чтобы принять наиболее оптимальное решение…"
То есть, сам процесс реформирования нынешних цифровых платформ, действующих в Казахстане, по-прежнему актуален. Соответственно, сохраняет свою остроту и важность уже знакомый нам ключевой вопрос – так на что же в итоге были потрачены в предыдущие годы огромные государственные средства и каков был конечный результат многолетнего труда?
И здесь, пожалуй, достаточно много информации можно найти в упомянутом в начале этого материала отчете Счетного комитета "Оценка эффективности государственной политики в сфере цифровизации и эффективности использования активов государства в сфере информатизации".

Суровая правда жизни
Полностью текст этого многостраничного, но крайне интересного и насыщенного документа доступен на сайте СК, поэтому рассмотрим лишь некоторые показательные нюансы.
Начинается все весьма оптимистично: "Отчетные данные центральных государственных органов Республики Казахстан свидетельствуют о том, что в сфере цифровизации имеются позитивные тенденции. В рейтинге стран по уровню развития электронного правительства (Е-правительство) по итогам 2020 года Казахстан занял 29 место среди 193 стран".
Правда, на этом весь позитив собственно и заканчивается, так как даже рост уровня цифровой грамотности жителей страны (по итогам 2020 года таковая составила 84,1% населения в возрасте от 6 до 74 лет), на деле сводится лишь к самым элементарным функциям:
"В Казахстане, 78,7% пользователей используют Интернет для размещения информации или мгновенного обмена сообщениями, 71,8% – для участия в социальных сетях, 62,3% – для скачивания фильмов, изображений, музыки, просмотра видео, прослушивания музыки, игра или скачивание игр, 38,6% – для получения информации о товарах и услугах и 36,1% – для отправки и получения электронной почты. Таким образом, интернет преимущественно используется населением для организации досуга, а не деловой жизни или самообразования".
Затраты на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в стране были огромные – за период 2013–2020 годов их объем составил 2 триллиона 484 миллиардов 856,4 млн. тенге. Но производить собственный продукт в республике практически так и не научились.
"Для оценки эффективности объемов инвестирования в сфере цифровизации, влияющего в том числе на социально-экономическое развитие, было рассмотрено соотношение таких результативных качественных показателей, как экспорт и импорт товаров, относящихся к информационно-коммуникационным технологиям (далее – ИКТ) и можно констатировать, что по сравнению с другими странами, у которых достаточно развита экономика, доля экспорта ИКТ товаров в Казахстане в общем объеме экспорта остается крайне низкой. Самостоятельная разработка программного обеспечения внутри организации и обучение сотрудников, связанные с развитием и использованием ИКТ по итогам 2020 года, составили сравнительно низкую долю в структуре совокупных затрат (4,4% и 0,3% соответственно), в последнем случае при отрицательной динамике показателя (2013 г. – 1,5% и 2020 г. – 0,3%). Также необходимо отметить, рост потребности в IT-специалистах… Данное обстоятельство указывает на потенциальные риски, связанные с состоятельностью отечественной системы по воспроизводству человеческого капитала – профессиональных IT-специалистов, которые могли бы обслуживать и поддерживать цифровую экономику Казахстана, в том числе в период чрезвычайных, кризисных и прочих форс-мажорных ситуаций."
Затем следует детальный разбор технологического производства, где в очередной раз выявляется подмена самого понятия "производство" (ну как тут не вспомнить хрестоматийный пример завода "Акку" по производства "каспийских планшетников", который "успешно функционировал" (по отчетам) с 2011 года, но на поверку оказался полной фикцией, и на месте которого сейчас стоят цеха по производству пакетов для строительного мусора).
"В структуре промышленного производства по итогам 2020 года значительная доля ИКТ приходится на производство компьютеров и периферийного производства – 54,3% (или 14 166,1 млн. тенге) с ростом на 10 955,2 млн. тенге за период 2016–2020 годы (прирост 341,2%), 36,1% – на производство коммуникационного оборудования (или 9 426,9 млн. тенге).
Вместе с тем, важно отметить, что в данном случае наблюдается подмена понятий "производство" и "сборка", так как промышленная сборка компьютерной техники под маркой "ZIK Computers", налажено на базе одного из старейших заводов им. С.М. Кирова (г. Петропавловск). При сборке данных компьютеров, которые уже представлены для продажи, используются компоненты таких зарубежных партнеров, как Great Wall (30 лет на рынке компьютерной техники), Windows (лицензионная операционная система), Intel (процессор) и многие другие. Кроме того, обращает на себя внимание низкая доля производства электронных элементов и плат в структуре промышленного производства в ИКТ отрасли – 0,74%."
Есть немало вопросов и по самому интернету: "Не потеряна актуальность низкой скорости интернета. Население даже такого мегаполиса, как Алматы, по-прежнему, вынуждено использовать ADSL-связь со скоростью не более 8 Мб/c, для которого присущи частые потери и сбои по сравнению c оптоволоконными сетями. Следует отметить, что до сих пор остается нерешенным вопрос недобросовестной бизнес-модели операторов связи на всей территории РК, согласно которой с потребителями фиксированного интернета заключается договора на предоставление интернет-соединения с одними параметрами, а фактическое интернет-соединение оказывается хуже".
Что же касается различных системных бед, то для начала, как выясняется, в стране отсутствует даже методика расчета эффективности самой государственной программы цифровизации.
Таковую, должен был по заказу профильного министерства разработать холдинг "Зерде" (заказ был дан еще в 2018 году), но так и не разработал, так что "Механизм, позволяющий адекватно оценить влияние цифровизации на социально-экономическое развитие страны, не реализован". Также – "все еще не разработан комплекс точечного статистического инструментария по измерению результатов перехода к цифровой экономике"
Да и вообще – "установлено, что цель Госпрограммы "Цифровой Казахстан" не дает конкретного представления о том, что является основным ориентиром для достижения результата (достижение экономического роста; повышение уровня жизни населения; переход к цифровой экономике)".
Поэтому, наверное, неудивительно, что реализация "цифровой" госпрограммы проходит "на глаз", и ее результаты либо весьма приблизительны, либо (особенно при ревизии) просто плачевны.
Вот, например, направление по созданию информационных систем (ИС) для различных ведомств, на которое было выделено 82 миллиарда 658,8 миллионов тенге.
Восемь ИСЮ предназначенных для нужд Министерства обороны, Министерство образования и науки, Министерства финансов, Министерства юстиции и даже для самого Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, на разработку которых было затрачено 971,2 млн. тенге, не были завершены в сроки и перешли в другие программные документы, что в свою очередь приводит к дополнительным расходам бюджетных средств и затягиванию сроков реализации мероприятий.
Разработка еще четырех информсистем (две для нужд МВД, и по одной для МОН и МЦРИАП – через АО "НИТ") вообще были отменены в виду их дальнейшей нецелесообразности.
"Таким образом, неисполнение или несвоевременное исполнение мероприятий по созданию информационных систем свидетельствует о недостаточном уровне их проработки на этапе предварительного анализа, планирования и согласования с заинтересованными сторонами. Последующий отказ, в виду потери их актуальности, влечет неэффективность затраченных ресурсов (трудовых, временных, финансовых)" – делается закономерный вывод в отчете.
То, что системы работают плохо, не работают вовсе или теряют свою актуальность еще на этапе разработок, также оказалось закономерным. Хотя бы потому, что ответственные органы вообще плохо понимают какие системы в республике есть, а какие еще необходимо создавать: "В то же время, МЦРИАП не обеспечен достоверный учет сведений по информационным системам центральных государственных органов, местных исполнительных органов и квазигосударственного сектора".
Кроме того, "отмечается самоотстранение МЦРИАП от исполнения обязанностей по мониторингу и контролю реализации Госпрограммы".
Не сильно вдохновила ревизоров и методология оценки социального эффекта программы и, в частности, такого показателя, как "Степень удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг".
По версии самих "цифровизаторов" таковой по-прежнему достаточно высок – наконец, 94,6% населения вроде как довольны предоставляемыми услугами (при этом, авторы этих расчетов самокритично утверждают, что произошло некоторое снижение удовлетворенности, так как в 2028 году довольных было вообще 98,8%).
Как выяснилось, методика оказалось элементарной – путем подсчета "лайков". Да и то только в одном месте:
"Необходимо отметить о неоднозначности фактического значения данного показателя, так как методика его расчета основана на учете лайков ("нравится") пользователей портала Egov, тогда как отмечается низкая доля пользователей услуг портала Egov по данным Бюро национальной статистики (по итогам 2020 года – 30,8%). Кроме того, не все пользователи могли проставить лайки (или дизлайки)".
Вряд ли можно считать достигнутым принятый в 2019 году "Эталонный стандарт "умных" городов Республики Казахстан", потому что за истекший период смогли "поумнеть" лишь два города, а остальным "набраться ума" тенге так и не удалось, несмотря на затраченных на это благое дело 29 миллиардов бюджетных тенге:
"По итогам 2018–2020 годов в рейтинг вошли только по два города (Алматы, Нур-Султан). Общие затраты регионов по реализации мероприятий составили 29 890,6 млн. тенге. Задача по формированию "умных городов" не была реализована в рамках Госпрограммы "Цифровой Казахстан" и в связи с этим была перенесена в Национальный проект "Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций" (мероприятие "Разработка и реализация концепции Smart City" – срок исполнения 2023 год)".
Что же касается конкретных проектов, то вот, например, упомянутый на днях Главой государства блокчейн, о важности внедрения которого говорилось на заседании высшего совета по реформам:
"Из-за неэффективного менеджмента со стороны МЦРИАП и АО "НИТ" при реализации инвестиционного проекта "Smart Contract", запланированного в целях повышения уровня цифровизации Общества путем перехода на безбумажное оформление сделок и заключение договоров в электронном виде "Блокчейн", на разработку проекта "Smart Contract" в 2019 году потрачено 406,6 млн. тенге (собственные средства), который является убыточным и бесперспективным его развитие, что свидетельствует о неэффективности понесенных затрат АО "НИТ".
Не лучше обстоит дело и со столь расхваленным в приведенном выше министерском отчете "О реализации Государственной программы "Цифровой Казахстан" за 2019 год проектом "Астана Хаб". Как оказалось, в реальности, пока до сих пор до конца неясно, чем на самом деле этот "Астана Хаб" занимается (кроме декларирования немалых финансовых затрат):
"Мероприятия Госпрограммы, по которым соисполнителем является "Астана Хаб", не содержат количественные и качественные показатели, что не позволяет в достаточной мере оценить их эффективность. Значительная часть расходов, выделяемых "Астана Хаб" в рамках государственного задания и направленных на обеспечение социально-экономической стабильности, социально-культурного развития государства, направляется на аренду помещений у АО "Национальная компания "QazExpoCongress" (с учетом коммунальных услуг) и заработную плату, общие затраты по которым составили 3 193,0 млн. тенге (в 2019 году – 874,1 млн. тенге или 66,2% от суммы государственного задания; в 2020 году – 1 006,4 млн. тенге или 52,5% от суммы государственного задания; в 2021 году – 1 312,5 млн. тенге или 52,7% от суммы государственного задания). При этом, аудитом установлено завышение технопарком "Астана Хаб" расчетов по указанным видам затрат, что привело к необоснованному планированию и использованию бюджетных средств в рамках государственного задания на сумму 216,5 млн. тенге".
Короче говоря, на всем этом фоне сумма выявленных финансовых нарушений, составившая более 14 миллиардов тенге, даже не выглядит удивительной:
"Общая сумма установленных нарушений составила 14 148,3 млн. тенге, в том числе:
финансовые нарушения – 2 766,0 млн. тенге;
неэффективное использование бюджетных средств, активов – 6 135,6 млн. тенге;
неэффективное планирование бюджетных средств, активов – 4 317,5 млн. тенге;
экономические потери и упущенные выгоды – 929,2 млн. тенге".
И тем более, не удивляют нелицеприятные выводы о состоянии всей цифровой отрасли в целом:
"За 20 лет реализации государственных инициатив, не сформирована современная система эффективных и точечных инструментов для измерения цифровой экономики и оценки влияния цифровизации на социально-экономически процессы. Не удалось создать прогрессивную инфраструктуру информационных технологий, качественных институтов, влияющих в определенной степени на показатели созданных стартапов технологического характера и развитие потенциала человеческих ресурсов. Не достаточно проработаны условия для благоприятного развития бизнес-среды, повышения качества образования и внедрения инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий. Статистические данные дают основание полагать, что переход Казахстана на цифровую экономику осуществляется все еще по "догоняющей" модели развития, которая опирается на закуп готовых программных обеспечений и преимущественную оплату услуг сторонних организаций и специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Официальные данные статистики подтверждают зависимость отечественной цифровой отрасли от иностранных IT-разработок и специалистов…"
Среди причин всего этого безобразия особо отмечается "отсутствие системного подхода в сфере государственного планирования при разработке и утверждения государственных программ по развитию информатизации и цифровизации".
Не сильно способствует эффективности работы и то, что "в результате постоянных реорганизаций государственных органов не должным образом обеспечивается преемственность по дальнейшей реализации определенных целей и задач государственных программ, в том числе по информатизации и цифровизации страны"
Да и вообще – "сопоставление данных, ежегодно предоставляемых МЦРИАП и Бюро национальной статистики, с положительными значениями достижениями показателей в рамках реализуемых дорогостоящих государственных программ с высокими фактическими результатами не отражают реальной картины в отрасли и тем более, не позволяют оценить реальный вклад цифровизации в решение актуальных социально-экономических задач Казахстана".
Вот так. Что называется, "приплыли". И как тогда называть все многочисленные квартальные, годовые и прочие отчеты соответствующих ответственных структур, в которых ежегодно "раздвигались горизонты", а благодаря фантазии и жонглированию цифрами со стороны их авторов Казахстан если и не находился "впереди планеты" всей по цифровым успехам, то уж точно твердо следовал в нужном направлении.
Выходить их создавшейся кризисной ситуации, скорей всего, будет непросто.
Рецептов здесь немного (наверное, основной – поменьше выдавать желаемое за действительно и заниматься подтасовками).
Что же до рекомендаций Счетного комитета, то одним из ключевых предложение является ликвидация одного из основных операторов цифровых программ холдинга "Зерде":
"Участие АО "Зерде" в реализации Госпрограммы "Цифровой Казахстан" является формальным, что привело к неисполнению закрепленных мероприятий. Отсутствие в АО "Зерде" декомпозиции Стратегии развития на 2013–2020 годы со стратегическими документами и государственной программой "Цифровой Казахстан", отсутствие Стратегии развития в 2021 году, свидетельствует об отсутствии заинтересованности в реализации мероприятий стратегических направлений. Деятельность АО "Зерде" убыточна, расходы на содержание которого покрываются за счет дивидендов от дочерних организаций, что в свою очередь отрицательно влияет на размер выплаты дивидендов государству. Выполнение уставных функций АО "Зерде" проводится лишь при выделении бюджетных средств, что свидетельствует об отсутствии ответственности в надлежащем выполнении установленных законодательством задач… Ввиду хронической убыточности, необеспечения реализации поставленных целей и задач, отсутствия экономической выгоды и существенного влияния на развития IT-отрасли, рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей деятельности АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" и принять комплекс соответствующих мер".
А со своей стороны Счетный комитет намерен "в установленном порядке передать в правоохранительные органы для принятия процессуального решения" материалы по целому ряду вскрытых нарушений":
"Необоснованного заключения договора субподряда руководством АО "Зерде" с ТОО "Software Factory" на сумму 345,7 млн. тенге, что способствовало неисполнению договорных обязательств на сумму 82,9 млн. тенге при бесконтрольности уполномоченных должностных лиц Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, а также за не выполненные объемы работ по размещению материалов на телеграмм-канале на сумму 3,5 млн. тенге".
"Принятия Министерством культуры и спорта РК в промышленную эксплуатацию информационной системы "Единый электронный архив документов" на сумму 940,8 млн. тенге, разработанную ТОО "InesSoft", при наличии существенных замечаний и несоответствий техническому заданию, препятствующих решению задач по автоматизации деятельности государственных архивов".
"Регистрации и предоставления налоговых льгот и преференций компаниям, осуществляющим деятельность в сфере майнинга, не отвечающим целям и задачам Корпоративного фонда "Международный Технопарк IT-"Asyana HUB" …
Так что, вполне возможно после еще более детального изучения этих вопросов уже со стороны правоохранительных органов, мы можем стать свидетелями новых подробностей "хозяйственной деятельности" в области цифровизации и как следствие очередных судебных процессов.
Ну а пока чиновники республиканского уровня будут пытаться воплотить в жизнь пожелания президента насчет блокчейн-технологий, на местах решают совсем другие задачи.
Например, аким Алматы Ерболат Досаев в ходе прошедшей на днях встречи с членами Общественного совета, депутатами маслихата и представителями экспертного сообщества, пожаловался, что практически лишен данных о состоянии городского хозяйства.
– Мы отдаем данные в единую базу государственного центрального органа, оттуда я не могу получить потом информацию, которая касается Алматы. К сожалению, в наших информационных системах нет единой платформы. Мне приходится отдельными решениями добиваться, потому что как я могу принимать решения, если у меня нет данных? Нам необходима своя платформа. Тогда мы сможем дать возможность нашим горожанам узнать более детально, чем живет город. И на самом деле, я бы и сам тоже хотел посмотреть. Потому что после январских событий мы занимаемся восстановлением документов. По многим вещам цифровых копий не оказалось, сгорело все вместе с акиматом, поэтому через контрагентов по кусочкам все собираем…
Вот такая получилась "цифровизация". Впрочем, в акимате заверили, что уже приступили к разработке общей платформы и единого хранилища данных. Как, с чьей помощью и на какие средства, пока, к сожалению, неизвестно. Но работы планируют завершить до конца первого полугодия 2023 года…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.07.2022
Массовый возврат неиспользуемых сельскохозяйственных земель в пользу государства продолжается в Казахстане 29.07.2022
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 29.07.2022
Проблему дефицита сахара рассмотрели в партии "AMANAT" 29.07.2022
Рабочий график главы государства 28.07.2022
У Казахстана и Грузии есть все возможности для расширения взаимной торговли и грузоперевозок – Алихан Смаилов 28.07.2022
Большой передел 28.07.2022
Новые деньги для старых схем? 28.07.2022
В Казахстане возобновляет работу Павлодарский нефтехимический завод 28.07.2022
В связи с новой работой в качестве министра просвещения, Асхат Аймагамбетов подвел итоги работы в качестве министра образования и науки 28.07.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz