t.me/peruash, 14 июля
Выступление и поручения президента К.Токаева на сегодняшнем заседании Правительства вызывают двойственное чувство. Или даже "тройственное". Во-первых, очень хорошо, что глава государства взялся за экономическую проблематику. На мой взгляд, это самое провальное направление в деятельности Правительства. И пусть нас не вводит в заблуждение выставленная сегодня президентом оценка "удовлетворительно" - возможно, здесь сказались более оптимистичные результаты в других секторах, хотя мне лично трудно понять, в каких именно. Но то, что в ключевых направлениях (на экономике держится все!) госорганы демонстрируют провал на провале - очевидно даже школьникам. И уже не так важно, с какими факторами это связано в большей степени - с объективными или субъективными. Важен сам результат, а он отсутствует. Во-вторых, хорошо (и даже очень хорошо!), что президент продемонстрировал владение ситуацией в самых разных секторах народного хозяйства. Это заслуга администрации главы государства, которая смогла в анализе обстановки абстрагироваться от персональных отношений с министрами и акимами, и просто выдать честную картину. Но, конечно, разгромную политическую оценку этой картине сформулировал сам Касым-Жомарт Кемелевич. В традициях самураев, после некоторых из этих оценок, виновникам самое время совершить сепукку (харакири). Хорошо, что мы живем не по самурайским традициям. А может напротив, жаль. Ну и в-третих, именно первые два пункта тревожат больше всего. Судя по ним, по-прежнему, все заботы, решения и ответственность за них повисли на одном человеке. Это тревожно уже потому, что один человек (даже самый выдающийся) физически не в состоянии все знать и за все отвечать. Слишком много вопросов остается за рамками таких "разборов полетов", слишком много просчетов, а то и прямых злоупотреблений выпадают из подобного обзора, остаются неисправленными и безнаказанными. К чему это приводит - очень хорошо показала концовка эпохи первого президента. В нормальных, сбалансированных системах, мониторинг и контроль за работой исполнительной власти (Правительства и акимов) должна вести власть представительская (парламент и маслихаты). Но для этого у представительской ветви власти должны быть соответствующие полномочия, включая формирование и представление на утверждение Президенту персонального состава правительства, распоряжение бюджетом в интересах общества, полный контроль всех расходов бюджетных средств, включая нацкомпании, госпредприятия, Нацфонд, внешний долг; право на парламентские расследования и т.д. и т.п. - на чем снова и снова настаивает Демпартия "Ак жол", опираясь на свою Политическую программу. Более того, проведенный референдум по Конституции дал президенту К.Токаеву полный мандат доверия на формирование совершенно новых, честных и прозрачных отношений народа и власти. Надеемся, что уже этой осенью, при приведении законов в соответствие новой редакции Конституции многие из этих ожиданий будут реализованы, по формуле самого К.Токаева: "сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство". И тогда стране не нужно будет радоваться очередной взбучке госорганов и министров; взаимодействие общества с властью через представительные органы позволит выявлять и устранять перекосы в экономической политике в текущем режиме, не доводя их до откровенных провалов. А пока - полностью разделяю критику главы государства, можно отметить, что многие данные им сегодня оценки созвучны той критике, которую регулярно высказывает парламентская фракция Демократической партии "Ак жол". Тут речь и о нерыночных методах регулирования экспорта Минсельхоза, и о близорукой политике в регулировании инфляции Нацбанком; и о поверхностном отношении Миннацэкономики и акиматов в сдерживании роста цен; и о необоснованном давлении и преследованиях предпринимателей и т.д. Все эти деформации экономической политики не может выправить один человек. Систему менять нужно. |