NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 23:00 ast
21:00 msk

Мост над санкциями
Николай Кузьмин: Экономические санкции как инструмент принуждения в межгосударственных отношениях имеют долгую историю. Они применялись еще в Древней Греции. В 20-м веке, по мере появления на международной арене новых государств, случаев применения санкций стало больше
25.07.2022 / политика и общество

Николай Кузьмин, turanpress.kz, 22 июля

Экономические санкции как инструмент принуждения в межгосударственных отношениях имеют долгую историю. Они применялись еще в Древней Греции. В 20-м веке, по мере появления на международной арене новых государств, случаев применения санкций стало больше.
Многочисленные исследования свидетельствуют о довольно низкой эффективности санкций с точки зрения достижения поставленных целей. Так, многолетние экономические санкции против Кубы, Судана, Ирана, Северной Кореи и ряда других стран не привели к смене правящих режимов. При этом издержки гуманитарного характера, такие как голод и болезни в странах, находящихся под санкциями, а также негативное влияние на мировую торговлю в глазах многих стран зачастую обесценивают достигнутый результат. Тем не менее, экономические санкции остаются легитимным и довольно распространенным методом защиты своих интересов отдельными государствами.
Начиная с 2014 года Соединенные Штаты и Европейский Союз последовательно вводят все новые санкции против России, а Россия принимает ответные меры. После начала войны на Украине масштабы санкций резко выросли. С учетом высокой интегрированности российской экономики в мировую ущерб от санкций носит глобальный характер. Это признают и сами американцы с европейцами. Однако отказываться от их применения они не намерены, отчасти в силу внутриполитических факторов, но прежде всего потому, что рассматривают их как элемент гибридной войны.
Никогда экономические санкции не применялись столь часто и широко, как в последние десять лет. Но самое главное, никогда раньше эти санкции так не затрагивали национальные интересы Казахстана, как сейчас. Насколько нам известно, в казахстанском МИДе еще 2018 году провели анализ сложившейся ситуации и пришли к следующим выводам.
Во-первых, санкции в отношении России – это не кратковременное явление, которое можно переждать. Они, к сожалению, стали новой нормальностью. Взаимосвязанность казахстанской и российской экономик очень велика и вряд ли уменьшится, учитывая вектор евразийской интеграции. Следовательно, антироссийские санкции должны стать фактором, который необходимо учитывать в среднесрочных и долгосрочных планах и прогнозах. А меры по снижению негативного воздействия от санкций должны стать обязательным элементом стратегического планирования.
Во-вторых, санкции, которые вводят США, основаны на подавляющим экономическом, финансовом и технологическом превосходстве Соединенных Штатов. Противопоставить им что-то невозможно. Подключаться к ответным санкциям против США бесперспективно. В США существует эффективный механизм мониторинга санкционных режимов, а также хорошо разработанная система наказаний и штрафов за их нарушение.
В-третьих, анализ санкций, принятых Соединенными Штатами в отношении России за последние годы, показывает, что принятые Конгрессом законы составлены из довольно размытых формулировок. Они дают возможность их различной интерпретации в зависимости от обстоятельств. По мнению экспертов, в рамках уже принятых санкций возможно и сохранение статус-кво, и ужесточение действующих санкций, и принятие новых.
В этих условиях важно оставаться реалистами и прагматиками. В наших интересах поддерживать геополитический баланс, сотрудничать со всеми ключевыми игроками и центрами силы. При этом следует использовать наши возможности в качестве канала информационного обмена между США и Россией. Предложенные меры по снижению негативных последствий от санкций для Казахстана можно условно объединить в три блока.
Первый блок – это те меры, которые Казахстан в состоянии предпринять самостоятельно. Конечно, развития, диверсифицированная экономика с сильной финансовой системой, которую мы строим, – лучшая защита от любых внешних рисков, в том числе санкционных. Но важно предусмотреть также практические ответы на конкретные угрозы, с которыми наша экономика столкнется уже в краткосрочной перспективе, а также на те, которые могут возникнуть в будущем. Нужна юридическая экспертиза всех соглашений, заключаемых нашими компаниями с зарубежными партнерами на предмет выявления санкционных рисков.
Второе. Переговоры с Соединенными Штатами о том, чтобы их санкции в отношении России не затрагивали Казахстан. При этом считаем важным обсуждать с американской стороной предельно конкретные шаги, точечные меры – какие-то исключения, уступки с их стороны. В связи с этим необходимо заранее определить приоритеты, те вещи, которые для нас являются жизненно важными, а также проработать нашу аргументацию в переговорах с американцами. Важно выстроить каналы информационного обмена с американской стороной, проводить консультации о планируемых сделках и о возможных последствиях.
С другой стороны, наши контакты с американцами не должны быть секретом для российской стороны. Очевидно, здесь нужно будет найти оптимальный уровень раскрытия информации, который позволил бы сохранить высокий уровень доверия в отношениях с нашими партнерами и при этом не наносил бы ущерба национальным интересам Казахстана.
Третий блок должен включать меры, которые мы можем предпринять совместно с нашими партнерами, находящимися под санкциями. Важно разработать и предложить нашим партнерам меры, направленные в первую очередь на защиту наших интересов, но привлекательные также и для них.
Сегодня по этим направлениям ведется практическая работа. 11 марта при содействии Посольства РК в США состоялись казахстанско-американские онлайн-консультации по санкционным вопросам для минимизации негативного воздействия от антироссийских санкций США на экономику Казахстана. От Казахстана в консультациях приняли участие представители заинтересованных государственных органов, ответственных за торгово-экономическую, финансовую, транспортную, оборонную, энергетическую и аэрокосмическую сферы. Американская сторона информировала о недавно введенных санкциях США против России и об особенностях новых санкционных ограничений в торгово-экономической, банковско-финансовой и энергетической сферах. Казахстанским участникам были представлены разъяснения по различным направлениям сотрудничества с партнерами в условиях санкционного режима.
20 мая, в ходе визита заместителя премьер-министра – министра иностранных дел РК Мухтара Тлеуберди в Вашингтон состоялась встреча с Энтони Блинкеном. Госсекретарь подтвердил непоколебимую поддержку Соединенными Штатами независимости, суверенитета и территориальной целостности Казахстана. Он охарактеризовал политические и экономические реформы президента Токаева как позитивный шаг в обеспечении процветания, укреплении безопасности и защите прав человека в Казахстане и Центральной Азии. Госсекретарь Блинкен подтвердил приверженность минимизации воздействия на союзников и партнеров, включая Казахстан, санкций, введенных против России.
Казахстан неоднократно подтверждал, что будет соблюдать все санкции, введенные США и странами Запада в отношении России. При этом мы работаем над тем, чтобы смягчить негативные эффекты от санкций и для Казахстана, и для России, и для тех, кто эти санкции вводит. Каспийский трубопроводный консорциум стал образцом проекта, в котором пересекаются интересы американских нефтедобывающих компаний, работающих на Тенгизе, европейских покупателей казахстанской нефти (преимущественно страны Южной Европы), российских компаний по добыче и транспортировке нефти, а также самого Казахстана.
Благодаря работе казахстанских дипломатов, Министерство финансов США дало разъяснения о том, что нефть, прокачиваемая по КТК, имеет сертификат происхождения. Казахстанскую нефть покупать можно, даже после транзита по российской территории.
К этому стоит добывать, что партнерские отношения между Казахстаном и Россией сохраняются. И постановление Приморского районного суда Новороссийска от 5 июля об административном приостановлении деятельности КТК, и последовавшее 11 июля решение Краснодарского краевого суда об отмене этого постановления и замене приостановки деятельности Каспийского трубопроводного консорциума на штраф в 200 тыс. рублей – это не месть Кремля за отказ признать ДНР и ЛНР, а своего рода санкционный покер между Москвой и Вашингтоном.
Другим примером дипломатического решения санкционных проблем стала ситуация со "Сбербанком Казахстан". После того, как российский банк "Сбер" стал объектом санкций, Агентством РК по развитию и регулированию финансового рынка были проведены переговоры с Минфином США. Была достигнута договоренность о выпуске генеральной лицензии Офиса по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, которая позволила казахстанским фининститутам приобрести дочернее предприятие российского банка в нашей стране – "Сбербанк Казахстан". Это значительно снизило риски для банковского сектора Казахстана.
Состоявшиеся технические консультации по вопросам гражданской авиации позволили взвесить риски казахстанской авиации и выработать правовые пути сотрудничества в условиях санкционного режима. 1 апреля этого года вступило в силу Соглашение между Казахстаном и США о воздушном транспорте, которое включает положения, которые допускают неограниченную пропускную способность и частоту обслуживания, права на открытые маршруты, либеральный режим чартера и открытые возможности совместного использования кодов. Созданы правовые условия для открытия прямого рейса, которое будет способствовать дальнейшему расширению экономического и торгового партнерства.
Важно отметить, что внешняя политика Казахстана в условиях глобального санкционного противостояния совпадает с теми подходами, которые применяют Китай, Индия и другие страны, не участвующие в санкционной войне. На встрече министров иностранных дел стран БРИКС, которая предшествовала саммиту, член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И заявил: "Мы должны выйти за рамки менталитета холодной войны "я выиграл – ты проиграл", уважать и гарантировать безопасность каждой страны и заменить конфронтацию, принуждение, альянсы и игру с нулевой суммой диалогом, консультациями, партнерством и взаимовыгодными результатами. Мы должны действовать в духе истинной многосторонности и выступать против всех видов односторонних санкций и "юрисдикции с длинной рукой". Важно претворять в жизнь принцип неделимой безопасности и содействовать построению сбалансированной, эффективной и устойчивой архитектуры региональной безопасности. Страны БРИКС должны оставаться приверженными независимости, объективности и беспристрастности, выступать за мир, делать все возможное для мира и поддерживать Россию и Украину в достижении мира путем диалога и переговоров".
Казахстанский министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди мог бы присоединиться к этим словам. В каком-то смысле он это сделал в качестве состоявшейся чуть позднее участника встречи министров иностранных дел в формате БРИКС+. С одной, но весьма существенной оговоркой. Казахстан сегодня не выступает с публичным осуждением односторонних санкций. Он работает над их преодолением.
Когда-то у нас любили говорить, что Казахстан – это мост между Европой и Азией. Сегодня мы пытаемся выстроить мост между теми, кто вводит санкции, и теми, против кого они вводятся.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.07.2022
Массовый возврат неиспользуемых сельскохозяйственных земель в пользу государства продолжается в Казахстане 29.07.2022
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 29.07.2022
Проблему дефицита сахара рассмотрели в партии "AMANAT" 29.07.2022
Рабочий график главы государства 28.07.2022
У Казахстана и Грузии есть все возможности для расширения взаимной торговли и грузоперевозок – Алихан Смаилов 28.07.2022
Большой передел 28.07.2022
Новые деньги для старых схем? 28.07.2022
В Казахстане возобновляет работу Павлодарский нефтехимический завод 28.07.2022
В связи с новой работой в качестве министра просвещения, Асхат Аймагамбетов подвел итоги работы в качестве министра образования и науки 28.07.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz