primeminister.kz, 27 августа
Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2023-2027 годы и проекты законов по формированию республиканского бюджета на 2023-2025 годы рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова. Министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил, что прогноз социально-экономического развития сформирован с учетом итоговых данных по росту экономики в 2021 году, ожиданий международных финансовых организаций по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары. В базовом сценарии, который использован в качестве основы для бюджетного планирования, средняя цена на нефть заложена на уровне $85 за баррель, а расчетный курс доллара США – на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный размер ВВП Казахстана по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%. При этом ожидается рост экспорта и всех основных отраслей экономики. В свою очередь заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов сообщил, что целевой коридор годовой инфляции в 2023 году спрогнозирован в пределах 7,5-9,5 %. Данные о проекте республиканского бюджета на 2023–2025 годы представил заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев. Так, поступления на 2023 год прогнозируются на уровне 17,8 трлн тг, гарантированный трансферт из Национального фонда будет привлечен в размере 2,2 трлн тг со снижением в 1,8 раза по сравнению с текущим годом. Расходы в 2023 году планируются в объеме 21 трлн тг с увеличением на 2,2 трлн тг, причем их основная доля приходится на социальную сферу. На поддержку развития реального сектора экономики предусмотрено 2,1 трлн тг. Заслушав выступающих, Премьер-Министр отметил, что представленный проект республиканского бюджета на трехлетний период прежде всего направлен на полное и своевременное выполнение всех социальных обязательств государства, а также обеспечение качественного и устойчивого развития экономики в текущих условиях. "Рост валового внутреннего продукта в 2023-2025 годах прогнозируется на уровне 4-4,1%. Среднегодовой уровень инфляции планируется со снижением до 3-4% к 2025 году. Доходы республиканского бюджета в 2023 году увеличатся на 3 трлн тенге. Таким образом, мы обеспечиваем высокий уровень темпов роста собственных доходов республиканского бюджета", - сказал Алихан Смаилов. При этом глава Правительства подчеркнул, что трансферты из Нацфонда будут значительно снижены: в 2023 году на 1,4 трлн тг, в 2024 еще на 800 млрд и на 500 млрд в 2025 году. "Это очень важный аспект. Гарантированный трансферт не будет превышать объема поступлений в Национальный фонд от нефтяного сектора. А рост расходов бюджета не будет превышать средний уровень долгосрочного экономического роста с учетом цели по инфляции. В целом проект бюджета сбалансирован", - отметил Премьер-Министр. Алихан Смаилов также добавил, что бюджет является "социальным". Так, на эту сферу в 2023 году предусмотрено 8 трлн тг. Вместе с тем в реальном секторе экономики приоритетными направлениями остаются развитие обрабатывающей промышленности, поддержка бизнеса, развитие транспортной инфраструктуры и газификация. "Перед нами стоит задача по максимально эффективному использованию бюджетных средств", - заключил Премьер-Министр. После процедуры голосования за представленные законопроекты глава Правительства поручил министерствам нацэкономики и финансов совместно с Канцелярией Премьер-Министра обеспечить внесение их и прогноза социально-экономического развития в Парламент.
---
В Казахстане разработаны три сценария развития экономики на 2023-2027 годы На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2023-2027 годы и проекты законов по формированию республиканского бюджета на 2023-2025 годы. С докладами по данной теме выступили заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев, министр национальной экономики Алибек Куантыров и заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов. Министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил о разработанном Прогнозе и проектах законов: проект Прогноза социально-экономического развития страны на 2023 – 2027 годы и два проекта Закона Республики Казахстан: "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы"; "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы". Как сообщил А. Куантыров, прогноз сформирован с учетом итоговых данных по росту экономики в 2021 году, ожиданий международных финансовых организаций по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары. Так, согласно консенсус-прогнозу МФО мировая цена на нефть в 2022 году ожидается на уровне $104,2 за баррель. Рост мировой экономики в 2023 году составит 3%. В зависимости от изменений внешних и внутренних параметров разработаны три сценария развития экономики Казахстана на 2023 – 2027 годы (базовый, оптимистический и пессимистический). "При базовом сценарии предлагается использовать среднюю цену на нефть на уровне 85 $/баррель и расчетный курс доллара США на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный рост ВВП по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%. При оптимистическом сценарии предполагаемая цена на нефть определена на уровне 110 $/баррель, курс доллара США – 440 тенге. Среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 4,2%. Пессимистический сценарий предусматривает цену на нефть 60 $/баррель и ослабление курса до 500 тенге за доллар США. Прогнозируемый реальный рост ВВП составит в среднем 3,5%", - пояснил министр нацэкономики. Инфляция во всех сценариях определена в 2023 году на уровне 7,5-9,5%, в 2024 году – на уровне 4-5% с последующим снижением в 2025-2027 годы до 3-4%. По словам министра, в качестве основы для бюджетного планирования предлагается использовать базовый сценарий. Согласно данному сценарию реальный рост ВВП ускорится с 4% в 2023 году до 4,2% в 2027 году. Номинальный ВВП вырастет с 120,7 трлн тг до 177 трлн тг. Ожидается положительный рост во всех базовых отраслях экономики. Так, среднегодовые темпы роста в промышленности составят 3,1%, в том числе в обрабатывающей промышленности – 3,5%, в горнодобывающей промышленности – 2,9%. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства составит 3,9%. Прогнозируемый рост строительной отрасли в среднем составит 3,8%, торговли – 5,7%. "Добыча нефти в 2023 году составит 92,6 млн тонн с увеличением в 2027 году до 100 млн тонн. По прогнозам Национального Банка, экспорт увеличится с $81 млрд до $84,6 млрд, импорт – с $45,7 млрд до $53,5 млрд", - сообщил министр нацэкономики. Основным лейтмотивом при формировании параметров республиканского бюджета и Национального фонда на следующую трехлетку стала реализация поставленных Главой государств задач по обеспечению концепции бережливой и ответственной бюджетной политики. Так, параметры республиканского бюджета на 2023 – 2025 годы определены с учетом ориентации бюджетной политики на генерирование новых источников пополнения его доходной базы и концентрацию бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития. Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в 2023 году, по прогнозам, составят 13,9 трлн тг или на уровне 11,5% к ВВП, с ростом от уточненного плана текущего года на 36,4%. В плановом периоде ожидается их рост к 2025 году до 16,2 трлн тг, или на 17,2%. "Дополнительные поступления в республиканский бюджет обеспечиваются за счет принимаемых мер Правительством по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также снижению доли теневой экономики", - отметил А. Куантыров. Объемы гарантированного трансферта из Нацфонда ограничены новым бюджетным правилом, по прогнозам они не будут превышать объем поступающих в Нацфонд прямых налогов от организаций нефтяного сектора. На реализацию мероприятий Плана антикризисных мер Правительства на 2022 год и социально значимых проектов национального масштаба по решению Главы государства, планируется привлечение целевого трансферта из Нацфонда в объеме 1 трлн тг в 2023 году и 400 млрд тг в 2024 году. "Расходы республиканского бюджета прогнозируются с постепенным увеличением с 21 трлн тг в 2023 году до 22,7 трлн тг в 2025 году. По отношению к ВВП прогнозируется их снижение с 17,4% в 2023 году до 16,2-15,5% в 2024-2025 годах. В целом, применение контрцикличного бюджетного правила обеспечит стабилизацию темпа роста расходов республиканского бюджета в плановом периоде на уровне 16,4% к ВВП. Дефицит бюджета в 2023 году предлагается определить на уровне 2,7% к ВВП со снижением в 2024-2025 годах до 2,6 и 2,5% к ВВП, соответственно. Уровень ненефтяного дефицита прогнозируется со снижением с 6,8% к ВВП в 2023 году до 5,3% к ВВП в 2025 году, что соответствует значению Национального плана развития", - проинформировал А. Куантыров. Проект Закона "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы" разработан с учетом новых требований Бюджетного кодекса. Размеры гарантированного трансферта из Нацфонда определены с учетом цены отсечения на нефть согласно бюджетным правилам. Так, законопроектом установлена цена отсечения на нефть на уровне $48,9 за баррель в 2023 году, $42,2 – 40,3 за баррель в 2024-2025 годах. С учетом этого, размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет определен в объеме 2,2 трлн тг в 2023 году, 2 трлн тг в 2024 году, 1,9 трлн тг в 2025 году. "Применение правил в плановом периоде способствует восстановлению валютных активов Нацфонда в 2023 году до $66,7 млрд, с дальнейшим ростом до $78,8 – 93,2 млрд в 2024 – 2025 годах. По нашим прогнозам, установление верхнего предела на изъятия из Нацфонда и темпы роста расходов в среднесрочном периоде позволят повысить фискальную дисциплину и усилить сберегательную функцию Нацфонда", - сказал министр нацэкономики. В связи с завершением в текущем году действия закона о трансфертах общего характера на 2020 – 2022 годы разработан проект Закона "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы", предусматривающий утверждение объемов субвенций и изъятий на следующий трехлетний период. Объемы трансфертов общего характера рассчитаны с учетом новых подходов по расширению финансовой самостоятельности регионов и выравниванию доступности социальных благ и государственных услуг, а также по постепенному сокращению объемов трансфертов между центром и регионами. С учетом этого определены три региона-донора – Атырауская область, города Нур-Султан и Алматы, по которым бюджетные изъятия определены в следующих объемах: в 2023 году – 487 млрд тг, в 2024 году – 536 млрд тг, в 2025 году – 577 млрд тг. Как отметил глава Министерства нацэкономики, по остальным 17-ти регионам объемы бюджетных субвенций составили в 2023 году – 4,9 трлн тг, в 2024 году – 5,2 трлн тг, в 2025 году – 5,7 трлн тг. Объемы трансфертов общего характера учтены в параметрах республиканского бюджета. "Прогнозные параметры бюджета и Нацфонда сбалансированы и направлены на восстановление и стабилизацию социально-экономических показателей для обеспечения поступательного устойчивого роста экономики", - добавил А. Куантыров. Заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев доложил о проекте Закона "О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы". Законопроект разработан в соответствии с Бюджетным кодексом на основании Прогноза социально-экономического развития страны до 2027 года. Поступления на 2023 год прогнозируются на уровне 17,8 трлн тг. В следующем году гарантированный трансферт из Национального фонда будет привлечен со снижением в 1,8 раза до 2,2 трлн тг по сравнению с текущим годом. "Дефицит бюджета в 2023 году прогнозируется на уровне 2,7% к ВВП со снижением к 2025 году до 2,5% к ВВП. Расходы бюджета на 2023 год с учетом доходов и дефицита планируются с увеличением на 2,2 трлн тг по отношению к 2022 году и составят 21 трлн тг", - сообщил Е. Жамаубаев. Параметры бюджета соответствуют установленным бюджетным законодательством правилам по гарантированному трансферту, темпу роста расходов и дефициту бюджета. В текущем году разработка проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы совпадает с формированием трансфертов общего характера. В базу местных бюджетов переданы все целевые текущие трансферты, в частности в 2023 году – 2,8 трлн тг, в 2024 году – 3,2 трлн тг, в 2025 году – 3,6 трлн тг. Если рассматривать структуру расходов бюджета, то основная доля приходится на социальную сферу. "В 2023 году на социальную сферу запланировано 8 трлн тг. Средства будут направлены на выплату пенсий и пособий, развитие системы образования, здравоохранения, культуры и спорта, стимулирование молодежи", - отметил министр финансов. На поддержку развития реального сектора экономики на 2023 год предусмотрено 2,1 трлн тг. Приоритетами данного направления являются: - развитие обрабатывающей промышленности; - реализация продолжающихся инфраструктурных проектов в регионах; - развитие и поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса; - развитие транспортной и газотранспортной системы. В свою очередь заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов проинформировал, что Нацбанк принял участие в разработке макроэкономических прогнозов развития страны на 2023-2027 годы. "Инфляция, по нашим прогнозам, к концу 2023 года замедлится с текущих уровней до 7,5-9,5% на фоне принимаемых решений по базовой ставке, планируемого к реализации контрциклического бюджетного правила, постепенного снижения внешнего инфляционного давления и ухода из расчетов высокой базы текущего года. Отмечу, что в настоящее время проводится очередной прогнозный раунд в Нацбанке, результаты которого будут объявлены 5 сентября т.г. При отсутствии новых шоков в среднесрочном периоде инфляция будет приближаться к целевому коридору к концу 2024 года", - пояснил А. Баймагамбетов. Текущий счет платежного баланса сложится в 2022 году с профицитом на фоне высоких цен на экспортируемое сырье на уровне $7,2 млрд с дальнейшим сокращением до $6,2 млрд в 2023 году. Экспорт товаров по методологии платежного баланса в 2023 году снизится незначительно на 0,9% до $80,9 млрд ввиду закладываемой Правительством сценарной корректировки высоких цен на сырье. По словам заместителя главы Нацбанка, импорт товаров будет оставаться на высоких уровнях и составит $45,7 млрд. Нарастающий спрос на зарубежную продукцию будет связан с недостаточностью казахстанского производства для покрытия потребностей населения и бизнеса, а также большими объемами фискальных расходов. "Профицит текущего счета является неустойчивым, поскольку обеспечивается лишь ростом цен на сырье при сохранении экспорта готовых товаров на низком уровне. Достижение устойчивости платежного баланса к внешним шокам требует повышения эффективности работ Правительства по реализации целей, направленных на наращивание несырьевого экспорта и насыщение потребительских рынков отечественными товарами", - резюмировал А. Баймагамбетов. |