NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 16:32 ast
14:32 msk

Рост ВВП и снижение инфляции
Правительством одобрен проект республиканского бюджета на 2023-2025 годы
31.08.2022 / политика и общество

primeminister.kz, 27 августа

Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2023-2027 годы и проекты законов по формированию республиканского бюджета на 2023-2025 годы рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова.
Министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил, что прогноз социально-экономического развития сформирован с учетом итоговых данных по росту экономики в 2021 году, ожиданий международных финансовых организаций по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары.
В базовом сценарии, который использован в качестве основы для бюджетного планирования, средняя цена на нефть заложена на уровне $85 за баррель, а расчетный курс доллара США – на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный размер ВВП Казахстана по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%. При этом ожидается рост экспорта и всех основных отраслей экономики.
В свою очередь заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов сообщил, что целевой коридор годовой инфляции в 2023 году спрогнозирован в пределах 7,5-9,5 %.
Данные о проекте республиканского бюджета на 2023–2025 годы представил заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев.
Так, поступления на 2023 год прогнозируются на уровне 17,8 трлн тг, гарантированный трансферт из Национального фонда будет привлечен в размере 2,2 трлн тг со снижением в 1,8 раза по сравнению с текущим годом.
Расходы в 2023 году планируются в объеме 21 трлн тг с увеличением на 2,2 трлн тг, причем их основная доля приходится на социальную сферу. На поддержку развития реального сектора экономики предусмотрено 2,1 трлн тг.
Заслушав выступающих, Премьер-Министр отметил, что представленный проект республиканского бюджета на трехлетний период прежде всего направлен на полное и своевременное выполнение всех социальных обязательств государства, а также обеспечение качественного и устойчивого развития экономики в текущих условиях.
"Рост валового внутреннего продукта в 2023-2025 годах прогнозируется на уровне 4-4,1%. Среднегодовой уровень инфляции планируется со снижением до 3-4% к 2025 году. Доходы республиканского бюджета в 2023 году увеличатся на 3 трлн тенге. Таким образом, мы обеспечиваем высокий уровень темпов роста собственных доходов республиканского бюджета", - сказал Алихан Смаилов.
При этом глава Правительства подчеркнул, что трансферты из Нацфонда будут значительно снижены: в 2023 году на 1,4 трлн тг, в 2024 еще на 800 млрд и на 500 млрд в 2025 году.
"Это очень важный аспект. Гарантированный трансферт не будет превышать объема поступлений в Национальный фонд от нефтяного сектора. А рост расходов бюджета не будет превышать средний уровень долгосрочного экономического роста с учетом цели по инфляции. В целом проект бюджета сбалансирован", - отметил Премьер-Министр.
Алихан Смаилов также добавил, что бюджет является "социальным". Так, на эту сферу в 2023 году предусмотрено 8 трлн тг.
Вместе с тем в реальном секторе экономики приоритетными направлениями остаются развитие обрабатывающей промышленности, поддержка бизнеса, развитие транспортной инфраструктуры и газификация.
"Перед нами стоит задача по максимально эффективному использованию бюджетных средств", - заключил Премьер-Министр.
После процедуры голосования за представленные законопроекты глава Правительства поручил министерствам нацэкономики и финансов совместно с Канцелярией Премьер-Министра обеспечить внесение их и прогноза социально-экономического развития в Парламент.

---

В Казахстане разработаны три сценария развития экономики на 2023-2027 годы
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2023-2027 годы и проекты законов по формированию республиканского бюджета на 2023-2025 годы. С докладами по данной теме выступили заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев, министр национальной экономики Алибек Куантыров и заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов.
Министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил о разработанном Прогнозе и проектах законов: проект Прогноза социально-экономического развития страны на 2023 – 2027 годы и два проекта Закона Республики Казахстан: "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы"; "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы".
Как сообщил А. Куантыров, прогноз сформирован с учетом итоговых данных по росту экономики в 2021 году, ожиданий международных финансовых организаций по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары.
Так, согласно консенсус-прогнозу МФО мировая цена на нефть в 2022 году ожидается на уровне $104,2 за баррель. Рост мировой экономики в 2023 году составит 3%.
В зависимости от изменений внешних и внутренних параметров разработаны три сценария развития экономики Казахстана на 2023 – 2027 годы (базовый, оптимистический и пессимистический).
"При базовом сценарии предлагается использовать среднюю цену на нефть на уровне 85 $/баррель и расчетный курс доллара США на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный рост ВВП по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%. При оптимистическом сценарии предполагаемая цена на нефть определена на уровне 110 $/баррель, курс доллара США – 440 тенге. Среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 4,2%. Пессимистический сценарий предусматривает цену на нефть 60 $/баррель и ослабление курса до 500 тенге за доллар США. Прогнозируемый реальный рост ВВП составит в среднем 3,5%", - пояснил министр нацэкономики.
Инфляция во всех сценариях определена в 2023 году на уровне 7,5-9,5%, в 2024 году – на уровне 4-5% с последующим снижением в 2025-2027 годы до 3-4%.
По словам министра, в качестве основы для бюджетного планирования предлагается использовать базовый сценарий. Согласно данному сценарию реальный рост ВВП ускорится с 4% в 2023 году до 4,2% в 2027 году. Номинальный ВВП вырастет с 120,7 трлн тг до 177 трлн тг. Ожидается положительный рост во всех базовых отраслях экономики.
Так, среднегодовые темпы роста в промышленности составят 3,1%, в том числе в обрабатывающей промышленности – 3,5%, в горнодобывающей промышленности – 2,9%. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства составит 3,9%. Прогнозируемый рост строительной отрасли в среднем составит 3,8%, торговли – 5,7%.
"Добыча нефти в 2023 году составит 92,6 млн тонн с увеличением в 2027 году до 100 млн тонн. По прогнозам Национального Банка, экспорт увеличится с $81 млрд до $84,6 млрд, импорт – с $45,7 млрд до $53,5 млрд", - сообщил министр нацэкономики.
Основным лейтмотивом при формировании параметров республиканского бюджета и Национального фонда на следующую трехлетку стала реализация поставленных Главой государств задач по обеспечению концепции бережливой и ответственной бюджетной политики.
Так, параметры республиканского бюджета на 2023 – 2025 годы определены с учетом ориентации бюджетной политики на генерирование новых источников пополнения его доходной базы и концентрацию бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития.
Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в 2023 году, по прогнозам, составят 13,9 трлн тг или на уровне 11,5% к ВВП, с ростом от уточненного плана текущего года на 36,4%. В плановом периоде ожидается их рост к 2025 году до 16,2 трлн тг, или на 17,2%.
"Дополнительные поступления в республиканский бюджет обеспечиваются за счет принимаемых мер Правительством по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также снижению доли теневой экономики", - отметил А. Куантыров.
Объемы гарантированного трансферта из Нацфонда ограничены новым бюджетным правилом, по прогнозам они не будут превышать объем поступающих в Нацфонд прямых налогов от организаций нефтяного сектора.
На реализацию мероприятий Плана антикризисных мер Правительства на 2022 год и социально значимых проектов национального масштаба по решению Главы государства, планируется привлечение целевого трансферта из Нацфонда в объеме 1 трлн тг в 2023 году и 400 млрд тг в 2024 году.
"Расходы республиканского бюджета прогнозируются с постепенным увеличением с 21 трлн тг в 2023 году до 22,7 трлн тг в 2025 году. По отношению к ВВП прогнозируется их снижение с 17,4% в 2023 году до 16,2-15,5% в 2024-2025 годах. В целом, применение контрцикличного бюджетного правила обеспечит стабилизацию темпа роста расходов республиканского бюджета в плановом периоде на уровне 16,4% к ВВП. Дефицит бюджета в 2023 году предлагается определить на уровне 2,7% к ВВП со снижением в 2024-2025 годах до 2,6 и 2,5% к ВВП, соответственно. Уровень ненефтяного дефицита прогнозируется со снижением с 6,8% к ВВП в 2023 году до 5,3% к ВВП в 2025 году, что соответствует значению Национального плана развития", - проинформировал А. Куантыров.
Проект Закона "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы" разработан с учетом новых требований Бюджетного кодекса. Размеры гарантированного трансферта из Нацфонда определены с учетом цены отсечения на нефть согласно бюджетным правилам.
Так, законопроектом установлена цена отсечения на нефть на уровне $48,9 за баррель в 2023 году, $42,2 – 40,3 за баррель в 2024-2025 годах.
С учетом этого, размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет определен в объеме 2,2 трлн тг в 2023 году, 2 трлн тг в 2024 году, 1,9 трлн тг в 2025 году.
"Применение правил в плановом периоде способствует восстановлению валютных активов Нацфонда в 2023 году до $66,7 млрд, с дальнейшим ростом до $78,8 – 93,2 млрд в 2024 – 2025 годах. По нашим прогнозам, установление верхнего предела на изъятия из Нацфонда и темпы роста расходов в среднесрочном периоде позволят повысить фискальную дисциплину и усилить сберегательную функцию Нацфонда", - сказал министр нацэкономики.
В связи с завершением в текущем году действия закона о трансфертах общего характера на 2020 – 2022 годы разработан проект Закона "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы", предусматривающий утверждение объемов субвенций и изъятий на следующий трехлетний период.
Объемы трансфертов общего характера рассчитаны с учетом новых подходов по расширению финансовой самостоятельности регионов и выравниванию доступности социальных благ и государственных услуг, а также по постепенному сокращению объемов трансфертов между центром и регионами.
С учетом этого определены три региона-донора – Атырауская область, города Нур-Султан и Алматы, по которым бюджетные изъятия определены в следующих объемах: в 2023 году – 487 млрд тг, в 2024 году – 536 млрд тг, в 2025 году – 577 млрд тг.
Как отметил глава Министерства нацэкономики, по остальным 17-ти регионам объемы бюджетных субвенций составили в 2023 году – 4,9 трлн тг, в 2024 году – 5,2 трлн тг, в 2025 году – 5,7 трлн тг.
Объемы трансфертов общего характера учтены в параметрах республиканского бюджета.
"Прогнозные параметры бюджета и Нацфонда сбалансированы и направлены на восстановление и стабилизацию социально-экономических показателей для обеспечения поступательного устойчивого роста экономики", - добавил А. Куантыров.
Заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев доложил о проекте Закона "О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы". Законопроект разработан в соответствии с Бюджетным кодексом на основании Прогноза социально-экономического развития страны до 2027 года.
Поступления на 2023 год прогнозируются на уровне 17,8 трлн тг.
В следующем году гарантированный трансферт из Национального фонда будет привлечен со снижением в 1,8 раза до 2,2 трлн тг по сравнению с текущим годом.
"Дефицит бюджета в 2023 году прогнозируется на уровне 2,7% к ВВП со снижением к 2025 году до 2,5% к ВВП. Расходы бюджета на 2023 год с учетом доходов и дефицита планируются с увеличением на 2,2 трлн тг по отношению к 2022 году и составят 21 трлн тг", - сообщил Е. Жамаубаев.
Параметры бюджета соответствуют установленным бюджетным законодательством правилам по гарантированному трансферту, темпу роста расходов и дефициту бюджета.
В текущем году разработка проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы совпадает с формированием трансфертов общего характера. В базу местных бюджетов переданы все целевые текущие трансферты, в частности в 2023 году – 2,8 трлн тг, в 2024 году – 3,2 трлн тг, в 2025 году – 3,6 трлн тг.
Если рассматривать структуру расходов бюджета, то основная доля приходится на социальную сферу.
"В 2023 году на социальную сферу запланировано 8 трлн тг. Средства будут направлены на выплату пенсий и пособий, развитие системы образования, здравоохранения, культуры и спорта, стимулирование молодежи", - отметил министр финансов.
На поддержку развития реального сектора экономики на 2023 год предусмотрено 2,1 трлн тг.
Приоритетами данного направления являются:
- развитие обрабатывающей промышленности;
- реализация продолжающихся инфраструктурных проектов в регионах;
- развитие и поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
- развитие транспортной и газотранспортной системы.
В свою очередь заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов проинформировал, что Нацбанк принял участие в разработке макроэкономических прогнозов развития страны на 2023-2027 годы.
"Инфляция, по нашим прогнозам, к концу 2023 года замедлится с текущих уровней до 7,5-9,5% на фоне принимаемых решений по базовой ставке, планируемого к реализации контрциклического бюджетного правила, постепенного снижения внешнего инфляционного давления и ухода из расчетов высокой базы текущего года. Отмечу, что в настоящее время проводится очередной прогнозный раунд в Нацбанке, результаты которого будут объявлены 5 сентября т.г. При отсутствии новых шоков в среднесрочном периоде инфляция будет приближаться к целевому коридору к концу 2024 года", - пояснил А. Баймагамбетов.
Текущий счет платежного баланса сложится в 2022 году с профицитом на фоне высоких цен на экспортируемое сырье на уровне $7,2 млрд с дальнейшим сокращением до $6,2 млрд в 2023 году.
Экспорт товаров по методологии платежного баланса в 2023 году снизится незначительно на 0,9% до $80,9 млрд ввиду закладываемой Правительством сценарной корректировки высоких цен на сырье.
По словам заместителя главы Нацбанка, импорт товаров будет оставаться на высоких уровнях и составит $45,7 млрд. Нарастающий спрос на зарубежную продукцию будет связан с недостаточностью казахстанского производства для покрытия потребностей населения и бизнеса, а также большими объемами фискальных расходов.
"Профицит текущего счета является неустойчивым, поскольку обеспечивается лишь ростом цен на сырье при сохранении экспорта готовых товаров на низком уровне. Достижение устойчивости платежного баланса к внешним шокам требует повышения эффективности работ Правительства по реализации целей, направленных на наращивание несырьевого экспорта и насыщение потребительских рынков отечественными товарами", - резюмировал А. Баймагамбетов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.08.2022
Маулен Ашимбаев рассказал о ходе подготовки к VII Съезду лидеров мировых и традиционных религий 31.08.2022
Снятие барьеров в торговле, свобода транзита и сдерживание цен на продукты 31.08.2022
Рост ВВП и снижение инфляции 31.08.2022
Центризбирком установил итоги выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан от областей Абай, Жетісу и Ұлытау, состоявшихся 24 августа 2022 года 31.08.2022
К 2026 году в Казахстане планируют сократить долю импорта сахара до 17% 31.08.2022
"В демократическом обществе партия власти рано или поздно проигрывает выборы и уступает власть" 31.08.2022
Казахстан на год приостановит экспорт военной продукции 31.08.2022
Повышение зарплат, поддержка бизнеса, укрепление образования и модернизация инфраструктуры: как реализуются Послания Президента РК 31.08.2022
Аким Алматы Ерболат Досаев ознакомился с ходом подготовки к отопительному сезону 31.08.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz