primeminister.kz, 13 сентября
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова вне повестки рассмотрен вопрос обеспечения внутреннего рынка горюче-смазочными материалами. Министр энергетики Болат Акчулаков сообщил, что для обеспечения внутреннего рынка необходимым объемом нефтепродуктов были увеличены запасы топлива на АЗС и нефтебазах, оптимизированы маршруты его доставки, приняты меры по исключению непродуктивных посредников и ограничению вывоза топлива с территории РК. Кроме того, в Министерстве энергетики и крупных сетях АЗС созданы колл-центры для оперативного реагирования на обращения граждан по вопросам необоснованного завышения цен и отказов в реализации ГСМ. Премьер-Министр отметил, что для стабилизации ситуации с топливом Правительством были приняты все необходимые оперативные меры. В частности, в каждой области созданы комиссии по контролю за нефтебазами и мелкими заправками, увеличены объемы переработки нефти и производства дизельного топлива на заводах, а также налажена система логистики нефтепродуктов от заводов до нефтебаз и заправок по всем регионам. "В целях недопущения вывоза нефтепродуктов введены необходимые экспортные ограничения, дизельное топливо без посредников поставляется на внутренний рынок. С учетом принимаемых мер ситуация на рынке горюче-смазочных материалов нормализуется", - сказал Алихан Смаилов. Вместе с тем, по его словам, ситуация требует постоянного внимания и жесткого контроля. К примеру, в некоторых регионах появился дефицит сжиженного газа. "Поэтому эту комплексную работу надо продолжать, сбоев и нехватки топлива в регионах быть не должно", - подчеркнул Премьер-Министр. В заключение Алихан Смаилов поручил уже с 15 сентября внедрить цифровую систему учета отпуска топлива на заправочных станциях, обеспечить ввод системы распределения льготного дизельного топлива для сельхозпроизводителей, а также принять меры по обеспечению населения в регионах сжиженным газом. Кроме того, с 2023 года Минэнерго поручено перейти на новую систему переработки нефти, исключающую непродуктивных посредников при реализации нефтепродуктов.
---
В Казахстане усилен контроль за посредниками по поставкам ГСМ На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен вопрос обеспечения внутреннего рынка страны горюче-смазочными материалами. О производстве нефтепродуктов и о ситуации на рынке ГСМ доложил министр энергетики РК Болат Акчулаков. В первую очередь министр рассказал о динамике производства нефтепродуктов. По его словам, в целях обеспечения внутреннего рынка необходимым объемом нефтепродуктов был увеличен объем переработки нефти и производства ГСМ. Прогноз производства нефтепродуктов на 2022 год составляет 13,72 млн тонн, что более чем на 1,04 млн тонн выше, чем в 2021 году. "Уже по итогам 8 месяцев текущего года производство дизельного топлива составило 3,53 млн тонн, что больше на 259 тыс. тонн или 7,7%, чем за аналогичный период 2021 года", - доложил Б. Акчулаков. Говоря о наличии дизельного топлива на АЗС и нефтебазах, министр отметил, что принятые меры позволили: - увеличить запасы ДТ на нефтебазах со 151 тыс. тонн или 220 тыс. с учетом путей (26 августа) до 163,8 на нефтебазах или 235 тыс. с учетом путей (12 сентября); - снизить долю АЗС с отсутствием ДТ c 633 до 485 или с 20% до 15% в целом по стране (всего 3120 АЗС). "Министерство, собрав информацию по заявкам акиматов по проблемным регионам с наибольшей долей частных АЗС, совместно с КМГ отрабатывает выделение объемов ДТ", - доложил Б. Акчулаков. По поставкам сельхозтоваропроизводителям ситуация, по словам министра, следующая. В июле отгружено 106,6 тыс. тонн, в августе 152,85 тыс. тонн. "Отгрузка сельхозтоваропроизводителям осуществляется на приоритетной основе и находится под постоянным контролем. Всего планируется отгрузить 423,5 тыс. тонн дизельного топлива в адрес СХТП", - доложил Б. Акчулаков. На сегодня, по его словам, приняты следующие меры в данном направлении: - Принят совместный приказ по запрету на вывоз с территории РК автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов. - Принят приказ по введению дифференцированных цен на АЗС, а также в настоящее время в приказ готовятся дополнения в целях реализации контроля по отпуску лимитированного объема дизельного топлива. - Увеличено количество подачи вагоноцистерн (обеспечен рост среднесуточной отгрузки ДТ с 15,6 тыс. тонн в первой половине августа до 18,9 тыс. тонн в сутки на конец августа, т.е. рост составил 21,7%). - Фондом "Самрук-Казына" и компанией "КазМунайГаз" в рамках поручения Правительства подписан контракт на импорт 100 тыс. тонн дизельного топлива в сентябре-октябре текущего года. На сегодняшний день 10 тыс. тонн импортировано. - Созданы "колл-центры" в министерстве энергетики и крупных сетях АЗС для оперативного реагирования на обращения граждан по вопросам необоснованного завышения цен и отказов в реализации ГСМ. Акиматами областей и городов республиканского значения созданы оперативные штабы для мониторинга остатков и принятия решений по распределению объемов ГСМ на нефтебазах в адрес АЗС, дислоцированных в отдаленных населенных пунктах. Также министр доложил об исполнении поручений Премьер-Министра. 1. По поручению не допускать вывоз топлива выполнено следующее. КТЖ принял внутренний приказ по запрету вывоза, кроме НПЗ, а также МВД и КНБ поручено принять дополнительные меры по недопущению вывоза нефтепродуктов и введению запрета на въезд грузовых автомобилей (тягачей) без полуприцепа/прицепа; 2. По обеспечению малых АЗС. Будет осуществляться директивное распределение объемов ДТ за счет КМГ и Петросана и приоритетное направление СХТП и АЗС. Частные поставщики подтвердили готовность поставлять ДТ напрямую в АЗС. Кроме того, Минэнерго отрабатывает необходимые объемы по заявкам акиматов для малых АЗС; 3. По вопросам оптимизации маршрутов доставки – при планировании отгрузок дизтоплива предприятиями КМГ и Петросан учитывается географическая расположенность и наличие ресурсов на конкретном НПЗ; приоритетная отгрузка дизтоплива предусматривается в ближайшие регионы; 4. Для исключения непродуктивных посредников - КМГ и НПЗ прорабатывают вопрос с частными поставщиками по отгрузке ДТ только при подтверждении прямых договоров с АЗС, в ином случае отгрузка может быть приостановлена. Часть частников подтвердили поставку ДТ напрямую в АЗС. Для принятия оперативных мер по стабилизации ситуации на рынке ГСМ под председательством Первого заместителя Премьер-Министра Р. Скляра создана Комиссия по обеспечению внутреннего рынка ГСМ. По словам министра, в целях дальнейшей стабилизации ситуации министерством энергетики предлагается следующее: - Акиматам областей и городов республиканского значения ускорить передачу информации в Министерство энергетики по Заявкам на требуемые объемы дизтоплива, в т.ч.: местные АЗС (без республиканских сетей), коммунальные предприятия и автобусные парки (поставка с нефтебаз, не с АЗС). - МЦРИАП, МЭ ускорить внедрение цифровой системы контроля суточных лимитов отпуска. - КМГ ускорить поставку 100 тыс. тонн импортного дизтоплива в Казахстан, а также рассмотреть импорт дополнительных объемов при остановке на ремонт АНПЗ. - КТЖ продолжить координацию и контроль по своевременной подаче вагонов-цистерн и приоритетной доставке отгруженных объемов. - АЗРК (по согласованию) введение временного государственного регулирования оптовых цен на дизельное топливо на НПЗ РК и нефтебазах. - Министерство энергетики, местные исполнительные органы, КМГ обеспечить контроль за производством, восполнением запасов и реализации автобензина (на опыте с дизтопливом). - Местным исполнительным органам совместно с правоохранительными органами усилить контроль за оборотом и ограничением вывоза нефтепродуктов за пределы РК. Министерство энергетики в рамках специальной комиссии под руководством Первого Заместителя Премьер-Министра Р. Скляра продолжит координацию данной работы. Также министр рассказал о ситуации с потребностью битума в стране на 2022 год. Для четкости общей картины министр разделил территорию страны на 3 зоны. Ситуация следующая: - Западные регионы – наименьшая потребность 191 тыс. тонн при производстве 500 тыс.тонн в год; - Северо-восточные регионы – потребность 308 тыс. тонн перекрывается собственным производством 300 тыс.тонн в год; - Южные регионы – наибольшая потребность 602 тыс. тонн при производстве 374 тыс. тонн. Суммарная потребность РК в битуме составляет 1,1 млн тонн. По словам министра, необходимо увеличение суммарного производства битума в стране до 1,2 млн тонн в год (+ 247 тыс. тонн к 2021 г.) возможно за счет дозагрузки действующих заводов: CaspiBitum - до 500 тыс. тонн в год (+ 94 тыс.) за счет переработки каражанбасской нефти; Qazaq Bitum вместе с Ontustik Битум и Эко-битум - до 374 тыс. тонн в год (+ 200 тыс.) за счет импорта российского гудрона. "Автодорожным компаниям необходимо запланировать затраты на закуп дополнительных объемов битума в зимне-весенний период времени через Единого закупщика от МИИР РК. Необходимо, чтобы расценки на дорожно-строительные работы отражали рыночную конъюнктуру цен на битум", - резюмировал Б. Акчулаков. |