t.me/peruash, 30 сентября
Сегодня на заседании в Генеральной прокуратуре по вопросам защиты предпринимательства поднял ряд вопросов. ⁃ О стремлении налоговых органов на свое усмотрение толковать фактическое содержание сделок, что приводит к признанию их "недействительными" и необоснованным доначислениям налогов. В 2017-19 годах, после обращений фракции "Ак жол", такие основания были исключены из Нормативного постановления Верховного суда. Но теперь аналогичные нормы пытаются внести в ходе обсуждения изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Так, в ст.36 предлагается прописать, что критериями недействительности сделок могут считаться "отсутствие достаточных трудовых ресурсов, основных средств, производственных и складских помещений, транспортных средств и иных ресурсов". Между тем, реалии рыночной экономики и периодические кризисы давно приучили бизнес к гибкой работе: набирать сотрудников только при наличии работы; не покупать технику и склады, а нанимать по необходимости и т.д. И это нормально. Другим "основанием" для признания сделок недействительными, налоговики предлагают присвоить им право произвольно (без каких-либо критериев) определять, что у тех или иных сделок "отсутствует экономический смысл"(?!!). Смех и грех. Коррупционный характер такого "определения" более чем очевиден. Поэтому депутаты Демпартии "Ак жол" внесли поправку об исключении этих и других подобных норм. С нашей точки зрения, единственным критерием действительности или недействительности сделок может быть только сам факт поставки товаров/работ/услуг (или их непоставки). Все остальное – фантазии проверяющих органов, не имеющие никакого отношения к реальной экономике. Но проблема в том, что эти попытки отражают давно сложившуюся тенденцию, когда налоговые органы присваивают себе полномочия подменять судебные органы и отрицают право предпринимателей на защиту своих интересов. Я выразил признательность Генеральному прокурору Берику Асылову за деятельность возглавляемой им комиссии по возврату средств, незаконно захваченных олигополиями. В частности – речь о деятельности ЦТС, различными рейдерскими способами завладевшем подъездными ж/д путями КТЖ и многих частных предприятий. В то же время, если эта комиссия возвратила более 600 путей в собственность КТЖ (т.е. государству), то остается открытым вопрос о путях, отнятых тем же ЦТС у частных собственников. После моего обращения к Генпрокурору, некоторым частникам пути были возвращены, однако нужно системное решение по таким случаям. В вопросе ЦТС существует и еще один нюанс: как известно, недавно в ходе судебного процесса по одному громкому делу, данная компания подписала соглашение с обвиняемым и заявила, что не имеет к нему претензий. Между тем, как прозвучало в отчете ГП, от незаконных действий самого ЦТС пострадало более 4 тысяч предприятий, которым были завышены тарифы в 10 раз. Я напомнил, что Демпартия "Ак жол" с 2017 г. четырежды (!) обращалась в антимонопольные и правоохранительные органы по таким фактам, где имелись случаи гораздо более высокого завышения тарифов, в одном случае – даже в 118 раз. Поэтому встает вопрос о наличии претензий к самому ЦТС со стороны предпринимателей, плативших незаконные тарифы на протяжении 5-6 лет. Считаю, что органы прокуратуры должны ставить этот вопрос в части защиты законных прав бизнеса и требовать возврата пострадавшим предприятиям всех незаконно собранных с них сумм, а речь на миллиарды. Давайте доводить дело до конца: сказали "А" – давайте говорить и "Б". Кроме того, предложил Генпрокуратуре обратить наконец внимание и на еще одну олигополию: ТОО "Центр развития цифровой экономики" при АО "Казактелеком". Это предприятие выступает монопольным оператором цифровой маркировки товаров – алкоголя, табачных изделий, лекарств, обуви, меховых изделий и т.д. Данная маркировка является обязательной и планируется ее поэтапное распространение на все виды потребительских товаров. Фактически речь идет об платежах, введенных административным решением государства, что является аналогом налогов или акцизов. Но в таком случае, эти средства (речь идет о десятках миллиардов) должны поступать в государственный бюджет, а не в частную контору, аналог РОП. Мы неоднократно поднимали эту проблему перед правительством, направляли депутатские запросы, но народные миллиарды по-прежнему продолжают уходить на сторону. Наконец, затронул нормативное письмо самого Б.Асылова от 2 сентября т.г., в котором было жестко предписано защищать предпринимателей от уголовного преследования за хозяйственные споры (см.например: https://t.me/kozachkow/5921). Этот документ вызвал большой позитивный резонанс среди предпринимателей, тем более, что он идет в реализацию неоднократных поручений президента К.Токаева о запрете возбуждать уголовные дела на бизнес. Однако на деле эти поручения до сих пор игнорировались, фракция "Ак жол" уже не раз направляла обращения по таким фактам. Привел пример в г.Семей, где известный предприниматель Айдос Сериккалиулы, в результате спора с более крупным бизнесменом, обвинившим его в ущербе деловой репутации на 500 млн тг, недавно был осужден к лишению свободы. А теперь ДВД ВКО закончило еще одно уголовное дело на него же, по хозяйственному спору о приобретении предприятия, за которое А.Сериккалиулы выплатил 30% суммы, и до выплаты остатка еще оставался срок по договору. Попросил Генерального прокурора не только остановить подобные репрессии предпринимателей впредь, но и пересмотреть подходы по предыдущим аналогичным делам, включая дело названного предпринимателя. |