akzhol.kz, 5 октября
ЦТС претензий не имеет, но есть претензии предпринимателей к самому ЦТС
Премьер-Министру РК А.Смаилову
Как известно, недавно в Астане завершился суд над Кайратом Сатыбалды, в ходе которого подсудимый признал свою вину, подписал медиативное соглашение с АО "ЦТС" (Центр транспортного сервиса), и, как сообщается, полностью возместил этой компании ущерб в 28 млрд. тг. В этой связи, ЦТС заявило об отсутствии претензий к подсудимому. Все это, конечно, хорошо. Однако у тысяч предпринимателей есть претензии к самому ЦТС. Напомним, что Демпартия "Ак жол" с 2017 г. провела несколько широких встреч с предпринимателями, по итогам которых направила четыре депутатских запроса о беспределе, творимом этой компанией, когда путем рейдерства, незаконных судебных решений и подделки документов она захватывала подъездные пути КТЖ и частных предприятий. При этом, ЦТС тут же задирала тарифы в десятки раз, имелись примеры, когда рост тарифа составил 118 раз! Тем предприятиям, которые отказывались оплачивать такие грабительские счета, просто перекрывали доступ вагонов, в результате бизнес не мог ни принять сырье и материалы, ни отправить свою продукцию потребителям, работа полностью блокировалась. При попытке возобновить прием и отправку грузов, предприятиям выставлялись счета "за простой" от 80 млн.тг. Этот беспредел коснулся элеваторов, крупных и средних предприятий различных отраслей промышленности, производителей строительных материалов, пищевой отрасли и сельхозпереработки, складской и логистической сферы. По озвученным на днях данным Генеральной прокуратуры, всего от таких действий олигополии пострадали более 4 тысяч предпринимателей. Но все предыдущие годы обращения фракции "Ак жол" в антимонопольные и правоохранительные органы спускались "на тормозах". Только через 5 лет, после повторного поручения президента К.Токаева, в апреле т.г. Комиссия по демонополизации при Правительстве понизила тарифы в 12 раз, вернула более 600 ж/д путей в собственность КТЖ, т.е. государству, а самому АО "ЦТС", как уже сказано, в сентябре вернули 28 млрд. Но ведь эти миллиарды были получены данной компанией преступным способом – через рейдерские захваты чужих ж/д путей и грабительское завышение тарифов с частных предприятий. В этой связи, парламентская фракция Демпартии "Ак жол" требует: 1. Обязать АО "ЦТС" вернуть предпринимателям все незаконно взысканные с них средства за 5 лет применения необоснованно завышенных тарифов. Это более 90% от оплаченных ранее сумм. Полагаем, что на выплату этих сумм предпринимателям должна уйти значительная часть возвращенных от К.Сатыбалды 28 млрд. тг. 2. Напомним, что согласно п.1 ст.6 Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Без этого невозможна никакая рыночная, а тем более – либеральная экономика. Поэтому, помимо возвращения незаконно захваченных ж/д путей в собственность государства, мы требуем также вернуть те ж/д пути, которые ЦТС отбирал у частных предприятий. В ряде случаев это уже происходит благодаря вмешательству Генпрокуратуры, но мы считаем необходимым приятие системного решения Комиссии по демонополизации, чтобы каждому отдельному предпринимателю не приходилось ходить по судам и доказывать очевидные вещи. 3. Есть сообщения от прежних частных владельцев путей, что после начала работы комиссии по демонополизации, ЦТС предлагал им обратно ранее захваченные пути, но полностью в разрушенном и непригодном состоянии, что свидетельствует об отсутствии все годы их технического обслуживания и несоблюдения технических регламентов. Восстановление этих путей требует значительных инвестиций. В этой связи, предприниматели настаивают на компенсации затрат на восстановительные работы, либо на возвращении их законным собственникам в рабочем состоянии, в котором их ЦТС отбирал у бизнеса. Считаем, что без решения указанных вопросов и защиты законных интересов частных предпринимателей, работа Правительственной комиссии по демонополизации в отношении монополистов в сфере ж/д инфраструктуры не может считаться завершенной. Уважаемые министры, сказали "А" – давайте говорить и "Б", давайте уже доводить хорошее и правильное дело до правильного конца.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" |